Взаимоотношения между родителями и детьми

Отношения между родителями и детьми – это уникальное явление социума, которое не поддается объяснениям и классификации.

Истинные предпосылки потери взаимопонимания известны только участникам ссоры, поэтому окружающим остается лишь догадываться о причине возникновения конфликтов в семье.

В столкновении поколений важно руководствоваться собственными предпочтениями и учитывать интересы оппозиции. Разные взгляды на жизнь и неправильно выбранная модель воспитания – общение исчезает также быстро, как взрослеют дети.

Однако наблюдения психологов, участвующих в восстановлении разрозненных ячеек общества, позволяют отстраненно рассуждать о проблеме отношений между родителями и детьми. Главное, корректно воспринимать рекомендации профессионалов.

Вы должны помнить, что приведенные ниже советы и форматы общения – комплексная информация, требующая дополнительных изменений. Ознакомившись с содержанием статьи, соотнесите материал с собственной ситуацией, сделав правильные выводы.

Классификация взаимоотношений между родителями и детьми

Формирование характера и мировоззрения ребенка напрямую зависит от моделей поведения мамы и папы, которых они планируют придерживаться в процессе воспитания отпрыска.

Общение внутри семьи – фундамент юного сознания, проецирующего происходящие в окружающем мире события на домашний «пример». Обиды и радости, привычки и психические расстройства – отголоски детства, которыми малыш руководствуется на протяжении жизни.

В XXI веке традиционно классифицируют пять видов взаимоотношений между родителями и подрастающим поколением:

Диктатура.

Мать и отец пытаются обрести тотальный контроль над жизнью ребенка, руководствуясь благими намерениями. Однако вне зависимости от причинно-следственных связей результатом гиперопеки становится появление у малыша психического расстройства.

Отпрыск не проводит времени со сверстниками, не остается наедине с собственными мыслями, не может выбирать и руководствоваться личными предпочтениями.

Хрупкий мир взрослеющего чада находится полностью во власти родителей, лишающих ребенка счастливого детства.

Убеждение.

Подобная модель поведения взрослых сравнима с тиранией или диктатурой.

Родители, не реализовавшие в жизни собственные мечты, пытаются направить по своим «следам» ребенка, призванного исправить ошибки матери и отца.

Они не учитывают желания и предпочтения малыша, руководствуясь исключительно личными интересами. Зачастую в таких семьях супруги решают о роде деятельности детей в момент, когда только задумываются о зачатии.

Дружелюбие.

Мама и папа участвуют в жизни малыша, не лишая его личного пространства. Свобода действий и возможность обратиться за советом взрослого «друга» – основные преимущества подобной методики. Родители поддерживают с отпрыском приятельские отношения, не теряя при этом авторитета. Они стараются соответствовать интересам подрастающего поколения, разделяя увлечения ребенка. Главное, не «заиграться».

Бесчувственность.

Регулярные упреки и обвинения – главные признаки такого формата воспитания. Ребенок в подобной семье чувствует себя нежеланным, лишним. В случившихся ситуациях родители неизменно находят причинно-следственные связи между малышом и произошедшими событиями.

В процессе воспитания отпрыск не сталкивается с «любовью», «пониманием» и «лаской». Выросшее чадо нередко отказывается поддерживать взаимоотношения с родителями, руководствуясь масштабами обид из детства.

Отстранение обозленного ребенка – лучшее решение проблемы, ведь некоторые подростки начинают мстить за испорченную юность.

Наставничество.

В таких семьях дети могут рассчитывать на рекомендацию мудрого человека, который постарается помочь, а не упрекнуть.

Непослушание малыша наказывается, а самостоятельность поощряется – подобная модель общения выстраивается на рациональности и доверии.

Родители неизменно участвуют в жизни отпрыска, пытаясь в меру контролировать его поведение. Взрослые уважают выбор ребенка, который прислушивается к авторитетному мнению матери и отца.

Каким вы хотите видеть собственного отпрыска спустя годы? Вы готовы заметить в глазах малыша «кричащее» одиночество, неугасающую обиду и нескончаемую злость? Вы мечтаете услышать от ребенка искренние слова благодарности за счастливое детство? Полное взаимопонимание и забота о любимых «стариках» – это ваши цели? Выбор модели воспитания чада – «ключ» к будущему, которым откроется лишь одна дверь.

Основные причины непослушания детей

Серьезные нарушения в поведении детей – результат психического расстройства, которое могло появиться в силу одной из приведенных ниже причин:

Борьба за внимание.

В современном обществе, где взрослые проводят внушительное количество времени на работе, дети любыми способами пытаются «заполучить» свободные минуты родителей. Малыши не понимают, что мама и папа устали в течение дня.

Ребенок старается привлечь внимание добрыми делами, но зачастую на подобные поступки никто не откликается.

Единственный вариант, возникающий в юном сознании – непослушание или шалость, после которой родители обязательно уделят свободное время воспитанию отпрыска.

Стремление к самодостаточности.

Дети устраивают скандалы, отказываются слушаться и пропагандируют «революционные» настроения в силу одной причины – желания избавиться от гиперопеки.

Родители чрезмерно уделяют внимание малышу, старающемуся проявить самостоятельность, поэтому целесообразным решением отпрыска становится «шалость». В соответствии с юным мышлением мама и папа должны понять масштабы негодования ребенка, который готов пойти даже на крайние меры.

«Любимые часы отца, запретившего встретиться с друзьями? Накажите, но с вашим мнением я не смирюсь», – рассуждения «бунтующего» непоседы.

Месть.

Детские обиды, которые ребенок таит на протяжении жизни – весомый аргумент для подростка, решившего ответить родителям той же «монетой». Если малышу не разрешали общаться со сверстниками, то он будет пропадать без спроса на длительное время в незнакомой компании. Поступки ребенка относятся к формату взаимоотношений «вопреки», где любое действие родителей воспринимается, как неправильное.

Потеря веры.

Регулярная критика и бесконечные запреты, необъятное чувство вины и отсутствие взаимопонимания с родителями – причины становления в сознании ребенка низкой самооценки.

Малыш, в успехи которого изначально никто не верит, отчаивается и решает проще относиться к происходящим событиям.

Апатия к общению со сверстниками и потеря родительского авторитета, панические атаки и отсутствие желания к самосовершенствованию – результат бесчувственного отношения матери и отца к отпрыску.

Реализация.

«Восстание» против родительских взглядов – предпосылка к изменению собственного образа жизни, которым юный непоседа неудовлетворен.

Малыша заставили поступить в суворовское училище? Взрослые принудили научиться играть на скрипке? Навязывание супруги? Выбор профессиональной деятельности происходил без участия отпрыска? Бунт в юном сознании возникнет обязательно – вопрос только в масштабах детского терпения, которое однажды кончится.

Чтобы выявить предпосылки непослушания у собственного отпрыска, важно обратить внимание на чувства, возникающие у родителей после шалостей ребенка. Если вы ощущаете внутри гнев, то чадо попытается вырваться из-под гиперопеки.

Если у вас возникает состояние опустошенности и бескрайнего одиночества, то причина малышом овладели депрессивные мысли. Если вас раздражают поступки ребенка, то он осознанно обращает на себя внимание.

Если же после очередной «выходки» юного непоседы вас охватила обида, то малыш мстит, желая специально навредить маме и папе.

Распространенные ошибки родителей

Причины непослушания детей сокрыты в неправильном воспитании, которого придерживались родители в процессе взросления ребенка. Если в отрочестве не допустить типичных ошибок, то недопонимания между членами семьи не возникнет. Распространенные модели поведения матерей и отцов, из-за которых портятся отношения с детьми:

Приказы, лишающие ребенка выбора и свободы действий.Отсутствие доверия и постоянный контроль.Угрозы наказанием.Беспочвенная критика, из-за которой малыш перестает верить в собственные силы.Саркастичное высмеивание поступка ребенка, ставящее в неловкую ситуацию.

Выспрашивание у отпрыска личной информации, которой он не хочет делиться.Отшучивания со стороны родителей, не желающих отвечать ребенку на его вопрос.Излишние нравоучения.Принудительные «советы», лишающие малыша собственного мнения.

Безучастие в жизни ребенка.

В отношениях между родителями и детьми нельзя забывать о незамысловатой истине – чем больше у вас привилегий, тем больше обязанностей. Взаимопонимание и участие в жизни любимого человека – действенный способ помочь, а тирания и регулярные разногласия – нецелесообразное решение, разрушающее личность.

Рекомендации для родителей: важные вехи в воспитании детей

Чтобы предотвратить потерю взаимопонимания в отношениях с ребенком, родители должны четко осознавать масштабы сказанных слов и сделанных поступков. В воспитании отпрыска важно систематизировать собственную модель поведения, придерживаясь заблаговременно продуманной стратегии. Руководствуясь следующими рекомендациями, вы сможете правильно выстроить общение с детьми:

Важно корректно и доступно для юного сознания обозначить в детстве границы поведения, которые ребенок воспримет правильно. Ограничения сопровождаются у малыша с осознанием того, что подобные действия расстроят родителей. Если чадо воспримет установленные рамки, как «запретный плод», то ситуация только ухудшится.

Ребенок должен с детства осознавать, что мыслить позитивно намного приятнее, чем жить вопреки обществу и существующим законам. Правильная литература и познавательные фильмы – действенные способы воздействия на неокрепшее сознание малыша.
Созидание на детское мышление – «ювелирная» методика воспитания, применять которую нужно дозировано.

Нравоучения сильно утомляют юное сознание, поэтому злоупотреблять общением в повелительной тональности не стоит. Разговор по душам – возможность повлиять на поведение, изменить мировоззрение ребенка, а не наказать, усугубив сложившуюся ситуацию.

                                                                  Родители не должны ссориться и выяснять на повышенных тонах отношения при ребенке. Во время наблюдения за конфликтом между взрослыми в сознании малыша неизменно рушится авторитет одного из участников диалога.

Руководствуясь примером подобного поведения, отпрыск может начать проявлять агрессию, пытаться «бунтовать» и не прислушиваться к родительскому мнению.Мать и отец должны научиться предлагать малышу альтернативу, которая способна заинтересовать юного исследователя. Категоричное «Нельзя» зачастую вызывает в сознании ребенка протест, а значит, становится руководством к действию.

Правильно преподносите информацию, запретив пользоваться фломастерами на обоях, но разрешив на специальном листке бумаге. Повесьте рисунок отпрыска в рамку, уделив внимание способностям и таланту малыша. В следующий раз непоседа не захочет создавать конфликтную ситуацию, а будет пополнять собственную коллекцию изображений на стене «почета».

Некоторые родители забывают, что малыш – это такой же человек, чувствующий боль и испытывающий радость. В спорных ситуациях прислушивайтесь к мнению ребенка, научитесь находить компромиссные решения. Упрямство – не показатель власти, а признак отсутствия уверенности в собственных силах. Взаимопонимание и доверие – предпосылки к появлению у ребенка душевного равновесия и спокойствия.

Если вы не допустите в процессе воспитания распространенных ошибок и сохраните в глазах ребенка собственный авторитет, то выросший отпрыск будет благодарен за счастливое отрочество.

Не стоит забывать об эффекте «Бумеранга», который применим к отношениям между родителями и детьми.

Если вы окружите малыша заботой, то в старости рассчитывайте на аналогичное внимание со стороны уже взрослого чада.

Источник: https://sunmag.me/sovety/02-02-2014-otnosheniya-mezhdu-roditelyami-i-detmi.html

Формирование доверия между родителями и детьми

Добиться доверия ребенка сложно – особенно, если в семье не принято просить совета, делиться проблемами или предлагать помощь.

А между тем доверительные отношения между родителями и детьми – основополагающий фактор семейного благополучия, залог того, что становясь старше, ребенок будет видеть во взрослых друзей, а не докучливых «ограничителей свободы». Как же заслужить доверие ребенка с самого раннего детства?

Как у ребенка формируется недоверие к родителям

Родители редко задумываются над тем, насколько важно формирование доверия детей, считая, что человек доверчив от природы. Дальнейшее развитие данного качества целиком зависит от родителей. С самого начала малыш полностью доверяет маме, которая его кормит и ухаживает за ним, проводит с ним все время. Потом возникает доверие к папе, бабушке и дедушке.

Если в семье нет доверия между родителями детьми, отсутствуют отношения, основанные на искренности, ребенок вырастет и не сможет строить нормальные отношения с другими людьми, так как будет испытывать подозрение ко всем без исключения.

Если степень недоверия ребенка к родителям достаточно велика, он лишается способности заводить искренние дружеские и любовные отношения в будущем.

Что же влияет на отсутствие доверительных отношений детей к родителям и формирование у ребенка такого качества, как недоверие? Ответить на этот вопрос можно так: не что, а кто — в первую очередь родители. Они могут, например, давать малышу обещания, но так и не выполнять их, могут просить его сделать то, что сами не думают делать.

Данный список можно продолжать до бесконечности, вот лишь несколько примеров, как родители сами формируют недоверие у собственного ребенка.

  1. Родители наказывают малыша за то, что он слишком бурно выражает свои чувства, в то время как сами не предпринимают попыток, чтобы подавить свой гнев.
  2. Взрослые обещают не говорить что-то нелицеприятное о ребенке, но чаще всего поступают наоборот.
  3. Родители убеждают ребенка, что задание, которое они ему дают, будет не очень сложным, а на самом деле все оказывается иначе.
  4. Взрослые учат малыша, что очень важно быть добрым, а сами, думая, что ребенок их не слышит, плохо о ком-то отзываются.
  5. Родители обещают ребенку, что сохранят его тайну, а сами проговариваются об этом в разговоре с друзьями, учителями или другими родителями.

Как заслужить доверие ребенка и выстроить доверительные отношения

Заслужить доверие ребенка можно лишь заслужив авторитет в его глазах, доказав ему на деле, что он может доверять родителям. Это два взаимодополняемых качества.

Для формирования доверительных отношений с ребенком родители должны каждодневно в различных ситуациях показывать малышу, что достойны его доверия. Как этого добиться?

Ответ прост: слова родителей ни в коем случае не должны расходиться с делом. Ребенок, который не видит, что слова мамы и папы соответствуют их действиям, воспринимает их как лицемеров. Даже малыш сразу заметит несоответствие родительских слов и их поступков.

Еще один хороший способ, чтобы заслужить доверие своего ребенка — показать, что родители сами доверяют ему. Как можно показать подобное отношение ребенку?

Чтобы выстроить доверительные отношения ребенком, попробуйте воспользоваться следующими общими рекомендациями.

  1. Если ребенок обращается к вам с просьбой или рассказывает о чем-либо, смотрите ему в глаза.
  2. Перед тем как войти к нему в комнату, особенно если дверь закрыта, обязательно постучитесь.
  3. Относитесь уважительно к тому, что у ребенка существует потребность в веселом времяпрепровождении, а также к тому, что он какую-то часть своего времени проводит с друзьями.
  4. Дайте возможность ему иметь свое мнение и предпочтения, отличные от ваших.
  5. Относитесь с уважением к тому, что у ребенка появляется своя частная жизнь. Особенно это касается подросткового периода.
  6. В случае, когда у ребенка что-то не получается, прежде чем предложить ему свою помощь, спросите, нужна ли она ему.
  7. Если ему кто-то задает вопрос, дайте возможность ребенку самому на него ответить. Не говорите за него, особенно если он находится рядом.

Как завоевать доверие ребенка и построить доверительные отношения

Дети наблюдают за тем, как ведут себя родители. Если они держат свое слово, честны с ними, сохраняют спокойствие и могут выслушать, дети будут доверять таким родителям при любых обстоятельствах.

Как построить доверительные отношения с ребенком в семье?

Родителям надо помнить и о том, что если они что-то пообещали ребенку, это обязательно нужно исполнить, потому что о своем обещании может забыть взрослый, но не ребенок. В качестве примера приведем ситуацию, с которой сталкивались практически все родители.

Мама укладывает спать своего малыша, он отчаянно сопротивляется и капризничает, тогда мама говорит: «Ты сейчас поспишь пару часиков, а потом я дам тебе мороженое». Угадайте, какой первый вопрос задаст ребенок, когда проснется? Мама за это время уже и забыла про обещанное мороженое, но ребенок — нет.

Поэтому дать его ему придется, иначе в следующий раз малыш просто не поверит маминым словам, а значит, возникнет недоверие между ними.

Чтобы установить доверительные отношения ребенком, обманывать малыша нельзя ни при каких обстоятельствах. Если родители говорят неправду, у ребенка развивается чувство незащищенности, он просто не будет знать, что ожидать от них в будущем. Если же ребенок все-таки раскрыл факт обмана, то не надо стесняться и просто принести ему свои извинения, объяснить, почему возникла подобная ситуация.

Есть еще один способ, как завоевать доверие ребенка — проявить готовность общаться с ним. Он должен чувствовать, что рядом есть человек, которому он может рассказать о своих страхах и переживаниях, впечатлениях и наблюдениях, просто поделиться тем, что его заинтересовало.

Совместное времяпрепровождение и общение очень сильно влияют на степень доверия между родителями и детьми. Это касается и взрослых, ведь нередко уставший на работе папа остается дома, а мама с ребенком идут в зоопарк, цирк или куда-нибудь еще.

Да, это хорошо влияет на отношения мамы и ребенка, но в отношениях мамы и папы, папы и ребенка со временем образуется пропасть, сократить которую в дальнейшем достаточно сложно.

В процессе того как создавать доверительные отношения с ребенком, нужно не забывать, что частые совместные прогулки и игры помогают установить в семье атмосферу гармонии и укрепить взаимный контакт.

Как вернуть доверие ребенка, создать или наладить доверительные отношения

Результатом потери ребенком доверия к родителям может стать то, что он замкнется в себе, перестанет рассказывать о своих проблемах, начнет делиться своими переживаниями с кем угодно, только не с мамой и папой. Хорошо, если это будет подруга/друг или бабушка/тетя.

А если это будет посторонний человек, предугадать последствия таких разговоров достаточно сложно.

Известно множество случаев, когда подростки, у которых не складываются отношения с родителями, уходят из дому, попадают в плохие компании или даже секты, в общем, этот список можно продолжать, но надо запомнить одно — последствия могут быть самыми печальными и непредсказуемыми.

Психологи, которые проводят опросы и тесты в школах, сходятся во мнении, что каждый третий подросток считает, что родители его не понимают. Их ответной реакцией становится грубость, они все делают назло. Подобные действия влекут за собой только то, что родители усиливают контроль, а это приводит к еще большим обострениям семейных отношений.

Некоторые родители поступают иным образом — они решают отпустить ситуацию и предоставляют ребенку свободу. Но они должны себе отдавать отчет в том, что это не менее опасно, чем постоянный жесткий контроль. Ребенок в 13-14 лет еще не готов взять на себя ответственность за свою жизнь. Сам того не понимая, он хочет, чтобы его опекали родители.

Как же вернуть доверие ребенка, достигшего подросткового возраста?

Утраченное доверие подростка восстановить достаточно трудно, гораздо труднее, чем совсем маленького ребенка или дошкольника, ведь он уже составил свое мнение о родителях и замкнулся в себе. Но в глубине души подросток все так же любит своих родителей.

И если вы не знаете, как наладить доверительные отношения с ребенком, просто постарайтесь быть терпимее и отзывчивее к своим детям, не бояться признаваться в собственных ошибках и слабостях. Ребенок и сам может признаться в чем-то, чтобы родителям было не так обидно.

В семье, где хотят сохранить доверительные отношения на всю жизнь, все ее члены, и взрослые, и маленькие, должны знать, что ошибаться — это естественно, главное вовремя и искренне признать свои ошибки.

Если родители заложат основу доверительных отношений с раннего детства, то и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни они останутся такими же.

Источник: https://ladycharm.net/2018/10/doveriya-mezhdu-roditelyami-i-detmi/

Часто источником напряжения и проблем, которые портят отношения родителей и детей, является элементарный факт недостаточности этих отношений.

То есть, родители, или не находят времени на отношения со своим ребёнком, детьми. Или не считают нужным эти отношения развивать и улучшать, сводя их к чисто формальным отношениям: Ты ребёнок, а я родитель, — и этим всё сказано и определено между нами.

Между тем, совершенно очевидно: отсутствие внимания к ребёнку, к детям, со стороны родителей, априори подрывает отношения родителей и детей.

Всё это следствия общей бездумности и бездуховности жизни родителей: когда они, в текущих заботах и проблемах жизни, даже связанных с ребёнком, забывают о главных вещах в жизни.

Что-то типа: детей нужно кормить, одевать – обеспечивать их жизнь. А вот, что, эта жизнь состоит не только из вещей, а, прежде всего, из отношений с людьми, и естественно, отношений самых главных и важных – отношений родителей и детей, не берётся во внимание.

Мол, отношения родителей и детей – это как бы производное из самой семейной жизни и из наличия родителей и детей – это, мол, само собой существующее.

Конечно, сам факт наличия родителей и детей, живущих вместе, автоматически порождает отношения между ними.

Но, вопрос-то стоит, притом у каждого родителя и у каждого ребёнка, чтобы эти отношения были хорошими – отвечали потребностям и чаяниям и родителей и детей.

Кто отвечает за отношения родителей и детей? – праздный вопрос. Ибо мужчина и женщина, породившие ребёнка, отвечают за него, как говорится, «перед богом и людьми», в том числе, и за свои отношения родителей и детей.

Ибо, «Что взять с дитя неразумного?», а вот со взрослого родителя есть что взять – на то он и взрослый.

Иначе говоря, вывод: все ненормальные отношения родителей и детей происходят по вине самих родителей.

Если мы, под ненормальными отношениями, понимаем ощущение и понимание не комфортности и проблемности этих отношений, и со стороны родителей и со стороны детей.

Хотя, нередко бывает, что отношения родителей и детей становятся ненормальными по вине третьей стороны – воздействия на эти отношения со стороны другого родителя, бабушек-дедушек, и прочих людей, которые могут «вклиниваться» в отношения родителей и детей.

Но это уже другая тема отношений родителей и детей, о ней можно почитать, например, вот здесь:

Требования в воспитании ребёнка. Единство требований в воспитании

Отношения родителей и детей. Простые правила общения

В отношениях родителей и детей, как минимум, родителям нужно придерживаться простых правил этих отношений, и общения, как воплощения этих отношений:

1. Старайтесь не просто проводить больше времени со своими детьми, а находиться, именно, в отношениях с ними.

Эти отношения подразумевают искреннее, а не показное, формальное, внимание к детям и их жизни, заботу, уважение к их личности.

То есть, к детям нужно относиться как к ЛИЧНОСТЯМ и как к людям, а не как, извините, к «своему говну»: Я тебя породил, и что хочу, как хочу, с тобой делаю.

2. Никогда не отказывайте ребёнку в общении с собой, как бы вы не были заняты и озабочены чем-то другим.

Рядовой, обыденный, вроде незаметный отказ со стороны родителя общаться со своим ребёнком, воспринимается ребёнком очень остро.

Ибо это для него обозначает: Я не нужен своему родителю, ему нет дела до меня, он не понимает и не хочет понимать меня.

Более того, часто ребёнок не решается на общение с родителем, и обязанность родителя уловить потребность ребёнка в общении с собой и инициировать этот разговор.

3. Отношения родителей и детей не должны строиться на панибратстве, — так называемой дружбе детей и родителей, — когда родитель и ребёнок «на одной ноге»: Мы равноправные члены семьи.

Этим самым родитель снимает с себя воспитательные и вообще родительские функции, вместе со своим статусом родителя: Я — друг сыну, а не отец, я — подруга дочери, а не мать.

Что может быть противоестественней таких отношений родителей и детей, даже взрослых детей? Родители, всегда есть родители, а дети всегда есть дети.

И задача родителя, в отношениях с детьми, оставаться родителем – более старшим, опытным, знающим и мудрым человеком, а не «прыгать» вместе со своим ребёнком, уподобляясь «старшей сестре» или «своему парню».

4. Отношения родителей и детей, при известной доле авторитарности первых, не должны строиться на принципах диктаторства и насилия: Я сказал – ты сделал, без обсуждений и разговоров.

Такой диктат над ребёнком воспринимается им, пусть не осознанно, как насилие и неуважение, не считание с его «Я» — его личностью.

Кроме напряжения и разлада отношений родителя и ребёнка, это, естественно, ничего принести не может.

То есть, недопустимо приказное отношение к ребёнку, а каждое своё указание ребёнку родитель должен обосновать в доходчивой и понятной ребёнку форме.

Например, нельзя кричать: Немедленно сел делать уроки! А нужно: Сын, дочь, время делать уроки – иначе ты не успеешь их сделать вовремя, и нарушишь весь остаток дня. А ведь тебе погулять ещё нужно. (Или что-то в таком духе.)

Иначе говоря, в отношениях родители и дети, дети всегда должны понимать обоснованность требований родителей.

5. Отношения родителей и детей, как и любые нормальные отношения людей, подразумевают элемент доверия между участниками отношений.

Понятно, что родитель должен с известной опаской и скепсисом доверять ребёнку, в силу того, что это, именно, ребёнок. Но вот ребёнок должен доверять своему родителю безусловно.

Ибо это лежит в основе всех отношений родителя и ребёнка: если ребёнок не верит-не доверяет родителю, то это, априори, подрывает всяческие нормальные отношения родителей и детей.

И тут нет никаких обсуждений ни со стороны родителей, ни детей, в правильности или неправильности этого, – это закон нормальных отношений родителей и детей.

6. Нормальные отношения родителей и детей включают в себя постоянное отслеживание и реагирование родителей на появление негативных моментов в мыслях и в поведении ребёнка, не дожидаясь, пока это не превратится в свойства ребёнка и не испортит полностью отношения родителей и детей.

То есть, если родитель видит, а ведь он должен видеть, как родитель, что его ребёнок, например, «ввязался в плохую компанию сверстников», то он должен немедленно на это среагировать, а не ждать, что из этого выйдет – не пускать ситуацию на самотёк.

7. Хорошие отношения родителей и детей немыслимы без взаимной любви родителя и ребёнка.

Любовь родителя – это безусловное принятие и признание для себя ценности и значимости ребёнка. Любовь ребёнка замешана на инстинкте привязанности к родителю и в значительной степени зависит от того, КАКОЙ это родитель.

НО, родители должны однозначно понимать, что их любовь, а в особенности любовь ребёнка – это, прежде всего, чувства.

И эти чувства любви нужно постоянно актуализировать в слова и действия – любовные чувства нужно проявлять.

Ребёнок, как бывает и взрослый человек, не способен понять любовь к себе и свою любовь, без вполне зримых и ощутимых ласк к себе и слов любви.

В менталитете же большинства семей проявление ласки к ребёнку считается чуть ли не табу. А сказать своему ребёнку простое: Я тебя люблю, — забывается или не считается нужным.

Конечно, не нужно разводить «телячьи нежности» — часто и демонстративно показывать ребёнку свою любовь, но делать это, в той или иной форме телесного и словесного проявления своей любви к ребёнку, – это просто-таки необходимо, как элемент нормального отношения родителей и детей.

Не нужно думать, что ребёнок, даже будучи уже взрослым, будет чувствовать любовь к себе своего родителя на основании того, что тот его «кормит и одевает» и делает подарки.

Повторяю: без телесного любовного контакта – без ласк, и без слов любви, отношения родителей и детей всегда будут более формальными, чем доверительными и любовными.

8. Отношения родителей и детей, ВСЕГДА имеют воспитательную составляющую: родитель всегда и во всём воспитывает своего ребёнка.

И это, пожалуй, самое сложное и важное в отношениях родителей и детей. Ибо воспитание – это процесс регулирования чувств, разума и поведения ребёнка.

А других способов воспитания, кроме как запретов и поощрений, за всю историю педагогики не придумано. И вроде бы все родители это знают.

Но, в суматохе будней, родителю куда проще и легче просто запретить ребёнку что-либо, чем разъяснить, почему так делать или думать нельзя.

То есть, родителю проще быть в отношении своего ребёнка диктатором, чем советником и наставником, что, собственно, от него, как от воспитателя, требуется.

Хотя, разве это так тяжело взрослому человеку, даже не имея специальных знаний, объяснить ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо»?

Может быть и тяжело, если сам родитель толком не знает, что значит «хорошо», а что нельзя – «плохо».

Или, разве тяжело родителю сказать доброе слово ребёнку в ответ на его хорошее поведение или дело?

Всё это не тяжело, и именно это и есть воспитание ребёнка и формирования отношений родителей и детей.

9. Избитое педагогическое правило: хорошие отношения родителей и детей закладываются в общих, совместных делах и событиях.

Только не нужно думать, что здесь нужно кинуться искать совместное хобби или совместные увлечения. Общее у детей и родителей есть всегда: это их общее жильё, семейные дела — совместная жизнь.

Только, ведь, что делают некоторые «заботливые» родители? Они, буквально, отгораживают детей и от участия в семейном быту и хозяйстве, от «взрослых» дел и забот: делят семью на два лагеря – это вот дети, а это дела родителей – взрослая жизнь.

А потом, эти же самые родители удивляются: Почему дети не хотят ничего делать дома? Почему у нас такие плохие отношения – детям всё равно, как живут родители?

10. Ничто так не обостряет отношения родителей и детей, как необоснованное или непонятное ребёнку его наказание родителем.

Здесь простое правило: Ребёнок ВСЕГДА должен знать и понимать, за что его наказывает родитель или родители.

Или, если ребёнок будет считать, что его наказали, потому что у мамы, папы плохое настроение, или: Меня наказали ни за что, — или: Меня наказали, чтобы мне было плохо и больно.

Понятно, что такие мысли и чувства ребёнка никак не содействует нормализации отношений родителей и детей.

Вот такие простые правила и положения отношений родителей и детей, которые не так уж и сложно реализовать в общении с ними.

Никто не говорит, что в них вмещаются все сложности и проблемы воспитания детей и нюансы отношений родители-дети.

Но, на мой взгляд, если этим руководствоваться, сделать это привычным в отношении своих детей, то отношения родителей и детей никогда не станут ни драматичными, ни болезненно горькими, как плоды родительских ошибок.

Ещё статьи по этой тематике:

Ребёнок в жизни родителей, чувства и разум в отношении ребёнка

Дети из неблагополучных семей — плохо воспитанные дети

Воспитание детей в семье: отношения ребёнка – это главное

Проблемы воспитания детей в семье – проблемы личности в жизни

Как воспитать ребёнка правильно? Самостоятельность ребёнка

Воспитание ребенка в семье, факторы влияющие на воспитание

Как воспитывать детей — как воспитать ребёнка правильно?

Источник: https://love-family-life.info/otnosheniya-roditeley-i-detey/

Поделиться:

Нет комментариев