Социальный статус ребенка

Семья – это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной функции семьи, является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Социальный статус – это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. Социально-психологический социальный статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи – что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи – что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным – на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.

Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник. Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто – к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные – это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи – это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово “благополучные”, так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы.

Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится.

Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу.

К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи.

В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи

Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях.

Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения.

Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.

Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами.

Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти.

Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.

Социальный статус семьи – анкета

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа “социальный статус семьи”. Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

Итак, мы разобрали значение такого понятия, как “социальный статус семьи”, примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.

Источник: http://fb.ru/article/219660/sotsialnyiy-status-semi---chto-eto-sotsialnyiy-status-semi-primeryi

Социальный статус ребенка

Сегодня достаточно часто заходит речь о социальном статусе человека.

Хотя он не отражается в официальных документах, тем не менее, оказывает огромное влияние на уровень жизни и возможностей каждого из нас.

В социологии, т.е. науке о строении нашего общества, социальным статусом личности называют совокупность признаков, которыми определяется положение человека в обществе других людей, в иерархической структуре социума.

Социальный статус зависит от ряда факторов и признаков, часть из которых личность получает при рождении либо в силу не зависящих от нее обстоятельств, а другая часть приобретается ею при взаимодействии с другими членами общества.

Социальный статус любого человека состоит из следующих компонентов:

— статусных прав и обязанностей, определяющих его поведение, т.е. то, что человек может делать в соответствии со своим статусом и то, что он обязан делать (к примеру, руководитель может назначать цели для подчиненного ему коллектива и обязан обеспечивать условия для достижения этих целей);

— статусного диапазона, т.е. тех допустимых рамок, в которых существуют его статусные обязанности и права (руководитель может сделать выговор нерадивому работнику, но не имеет права применять физическое насилие или словесно унижать подчиненного);

— статусных символов, представляющих собой внешние признаки своего статуса (форменная одежда и знаки отличия у военных, депутатский значок у депутатов законодательного органа, ордена и медали у ветерана войны и т.д.);

— статусного образа, т.е.господствующего в социуме представления о внешнем виде и поведении человека в соответствии со своим статусом (успешный бизнесмен ассоциируется с дорогим костюмом и дорогим автомобилем, сантехник «обязан» страдать алкоголизмом, инспектор ГИБДД – брать взятки и т.д.);

— статусной идентификации – степени соответствия человека своему статусу.

В процессе общения члены социума постоянно оценивают каждого человека на предмет соответствия его статусу. Поэтому статус в современном обществе не является статичным понятием, он постоянно меняется в зависимости от поведения индивида, окружающих его людей и сопутствующих обстоятельств.

Социальной ролью называют определенный образец поведения человека, идеально соответствующий его статусу с точки зрения общества. Если индивидуум ведет себя в соответствии с ожиданиями общества, его статус сохраняется. Сильное несоответствие общественных ожиданий реальному поведению человека может привести к утрате его социального статуса.

Так, социальная роль главы семьи, обычно возлагаемая на отца семейства, предполагает необходимость обеспечивать остальным членам семьи определенный уровень жизни. Если индивидуум не справляется с этой обязанностью, статус главы семьи может перейти к тому из ее членов, кто в наибольшей степени соответствует главенствующей социальной роли.

На социальный статус каждого человека влияет множество факторов:

— социальный статус семьи, в которой он родился или был воспитан, свойственные этому статусу привычки, знакомства, среда общения;

— половая принадлежность и внешний облик;

— уровень образования и характер полученного воспитания;

— характер общественного устройства окружающего социума.

В целом все факторы, определяющие его социальный статус, можно разделить на врожденные и приобретенные. Так, при рождении человек получает свою половую принадлежность, определяющую характер социальных ролей в семье, внешность, темперамент, некоторые черты характера и умственных особенностей.

Для большинства из людей принадлежность к определенному социальному классу тоже является особенностью, получаемой при рождении. Уровень образования, выбор профессии и квалификация, а также ряд прочих навыков приобретаются каждым человеком самостоятельно.

Социальный статус ребенка во многом определяется социальным статусом его родителей. В целом можно отметить, что ребенок до определенного момента целиком зависим от взрослых и занимает подчиненное по отношению к любому взрослому положение. В то же время любой взрослый обязан обеспечивать безопасность ребенка и его первичные потребности.

Самостоятельный социальный статус ребенок приобретает в школе, т.е. становится школьником. В дальнейшем, в ходе общения с учителями и одноклассниками, он может стать отличником или неуспевающим учеником, занять в классе лидирующее или подчиненное положение.

Социальные статусы, приобретаемые в детстве, нередко оказывают огромное влияние на положение в обществе человека после достижения им совершеннолетия и обретения полной самостоятельности.

Страна ахнула! Наконец все узнали правду об истинных причинах увольнения Маслякова.

Источник: http://psiholog4you.ru/sotsialnyiy-status-rebenka/

Социальное положение родителей влияет на качество образования ребенка гораздо больше, чем характеристики учебного заведения.

При этом успеваемость учеников практически не зависит от кадровых, материальных или финансовых ресурсов школы, выяснили в ходе исследования старший преподаватель кафедры экономической методологии и истории НИУ ВШЭ Гордей Ястребов и студент магистерской программы факультет экономики НИУ ВШЭ Алексей Уваров

Неравный доступ к качественному образованию – одна из наиболее значимых проблем в современной России.

Неравные возможности в получении образования блокируют социальные лифты и превращают школу в механизм воспроизводства и легитимизации социального неравенства.

Дифференциация в сфере общего образования особенно важна – формируемый на этом этапе разрыв аккумулируется и приводит к более заметному расхождению жизненных траекторий во взрослой жизни.

Взяв за основу материалы Мониторинга экономики образования, проведенного НИУ ВШЭ совместно с «Левада-Центром», Гордей Ястребов и Алексей Уваров попытались оценить связь между успеваемостью российских школьников и социально-экономическим положением их родителей.

цель – понять, способствует ли российская система общего среднего образования выравниванию шансов детей на успешное освоение школьной программы и не происходит ли в ней накопления преимуществ, обусловленных социальным происхождением.

Этот сюжет особенно актуален в свете дискуссий о различных моделях оценки эффективности образовательных учреждений и переходом на нормативно-подушевое финансирование школ.

Результаты исследования были представлены в статье «Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России».

Иллюзия равных возможностей

Дифференциация в сфере образования значительно возросла за годы перестройки и продолжает увеличиваться в современной России, отметили авторы исследования.

Это означает, что уровень образования детей в большей степени зависит от социального и материального статуса родителей и в меньшей – от усилий и способностей самих детей.

Однако, как отмечают Ястребов и Уваров, это не является исключительно российской проблемой.

В 60-70-х годах прошлого века на Западе, особенно в США, господствовало представление об образовании как об одном из наиболее эффективных «социальных лифтов», выравнивающем шансы на успех для выходцев из разных социальных слоев.

Но, несмотря на требования равных возможностей, элиты выработали стратегии, позволяющие обеспечить свою преемственность, и образовательная система заняла в этих стратегиях ключевое место.

С помощью педагогических методов, отношений между учителем и учениками, отбора учебных курсов и методов селекции экономически привилегированные и хорошо образованные дети получили преимущества по сравнению с менее привилегированными и хуже обученными. К такому выводу пришли западные исследователи этой проблемы.

Реализация стратегии социального воспроизводства в процессе обучения происходит через активацию детьми абстрактной совокупности нематериальных ресурсов семьи, таких как уровень образования родителей, манеры, язык и так далее (концепция «культурного капитала»).

Так дети из «социально продвинутых» семей гораздо чаще обращаются за помощью к учителям и делают это напористо. Вдобавок, обеспеченные родители сами весьма активно взаимодействуют с учителями и школой, вплоть до непосредственного участия в образовательном процессе.

В отечественной литературе также накоплены значительные данные, свидетельствующие о неравенстве в российской системе общего среднего образования, пишут Ястребов и Уваров.

Однако, по словам авторов, в этих работах не предпринята попытка непосредственно определить, в какой степени успеваемость российских школьников обусловлена социально-экономическими факторами, а в какой качественными характеристиками школы.

Культура и деньги

Для решения поставленной задачи учеными была построена двухуровневая регрессионная модель, где на первом уровне в качестве единиц наблюдения рассматривались школьники и их семьи, а на втором – образовательные учреждения, в которых эти школьники обучались. В качестве источника данных был выбран Мониторинг экономики образования (МЭО), проводящийся с 2002 года.

В нем используется стратифицированная выборка, в которой учитываются такие характеристики школ, как географическое положение, типы населенных пунктов, формы собственности, размер и профиль учреждения. В рамках МЭО осуществляются опросы родителей учеников, преподавателей и руководителей школ.

При этом в каждой школе опрашиваются по 30 родителей учеников различных классов.

Семьи были сгруппированы в три категории:

  • малообеспеченные – те, кто с трудом могут позволить себе покупку одежды;
  • среднеобеспеченные – те, кто с трудом могут позволить себе покупку автомобиля или дорогостоящего отпуска;
  • наиболее обеспеченные, то есть все остальные.

Также были выделены две группы факторов, способных повлиять на образовательные возможности. Это ресурсы семьи (экономические, социальные и культурные) и параметры школы (кадровые, материальные и финансовые ресурсы, характеристики руководителя, социальные характеристики контингента учащихся, тип образовательного учреждения, территориальная принадлежность).

Конвертация экономических ресурсов в образовательные возможности может происходить за счет инвестиций в дополнительное образование детей (различные курсы, занятия с репетиторами и т.д.). Плюс, состоятельные семьи могут выбирать для своих детей наиболее эффективные образовательные учреждения, в том числе престижные частные школы.

Культурные и социальные ресурсы семьи предполагают вовлеченность в социальные сети, способствующие успешности обучения.

Например, за счет активного взаимодействия родителей с преподавателями, родителями других детей, что повышает осведомленность об успехах и проблемах школьников.

Родители с более высоким «культурным капиталом», могут с большим вниманием относиться к участию своих детей в дополнительных образовательных программах. Таким образом, культурный капитал является своего рода «катализатором» материальных возможностей семьи.

Семья vs. школы

Проанализировав собранные данные, авторы исследования пришли к выводу, что «успехи детей в школе крайне чувствительны к социально-экономическому положению семей».

Дети из семей с более высоким уровнем достатка, хорошим уровнем образования родителей, устойчивым положением на рынке труда, устойчиво демонстрируют более значимые успехи в учебе, по сравнению с детьми из социально менее благополучных семей.

В то же время, согласно результатам анализа, индивидуальные успехи детей крайне слабо связаны с характеристиками образовательных учреждений, в которых они обучаются.

Например, индивидуальные показатели успеваемости никак не связаны с кадровыми, материальными или финансовыми ресурсами школы, равно как и с территориальной принадлежностью образовательного учреждения (сельская или городская школа).

Эти результаты, по версии ученых, указывают, как минимум, на две потенциальных проблемы в российской системе образования.

Во-первых, это можно рассматривать как свидетельство сравнительно невысокой эффективности российской системы общего среднего образования в решении проблемы равенства шансов.

Во-вторых, рассмотренные в статье сюжеты представляются особенно актуальными в свете ведущихся в настоящее время дискуссий о различных моделях оценки эффективности образовательных учреждений, публикацией всевозможных рейтингов и переходом на нормативно-подушевое финансирование школ.

Большинство существующих рейтингов и систем оценки строится исключительно на показателях «выпуска», таких как результаты национального тестирования (ЕГЭ и ГИА), количество победителей олимпиад и конкурсов.

При этом они не учитывают некоторые важные обстоятельства, в которых формируются данные результаты – в частности, социальный состав учащихся, который может существенным образом сказываться на результатах обучения.

См. также:

Россияне не верят в успех без связейПодростки самостоятельно выбирают будущую работуИз глубинки уезжает до 70% выпускников школ

Бразилия делает ставку на коммерческое образование

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 7 августа, 2014 г.

Образование неравенство образование семья Школа

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/1733030.html

Социальный статус: понятие, виды, примеры

Социальный статус: понятие, виды, примеры

Социальный статус: понятие, виды, примеры

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали правовой статус личности. Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, расширять свой кругозор и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти

Источник: http://ege59.ru/2015/04/07/socialnyj-status-privilegiya-ili-neobxodimost/

Человек, являясь частью общества, неизбежно покрывается стойким налётом из социальных статусов, которые определяют его обязанности и привилегии. От некоторых из них можно избавиться, сменив на более подходящие, другие же будут преследовать своего обладателя до самой смерти.

Например, родившись мальчиком, ребёнок не может как-то изменить этот факт, всю жизнь оставаясь особью мужского пола. Каждый человек имеет целый ворох социальных статусов, которые относятся к разным группам и могут разниться в зависимости от ситуации.

Роль этих «ярлыков» является основополагающей в современном обществе.

Социальный статус. Понятие. Виды

Естественно, присвоение ярлыков происходит по-разному. Поэтому и социальные статусы делятся на предписанные и достигаемые. Предписанный статус человек получает с рождением, не имея почти никакой возможности изменить его в течение жизни.

Индивид не прилагает никаких усилий для того, чтобы получить такой социальный статус. Примеры: пол, раса, дворянский титул, возраст и т. д.

С раннего детства человека учат соответствовать предписанному статусу: «мужчина не должен плакать», «девочка должна быть красивой» и прочие стереотипы поведения призваны вырастить гармоничного члена общества.

Статус личности является результатом усилий, направленных на его получение. Зачастую любой вид социальных статусов отражает заслуги человека в определённой области. Например: мастер спорта, кандидат наук, профессор, муж, алкоголик, балерина и т. д. Зачастую именно один из достигаемых статусов является основополагающим в жизни человека, наиболее полно отражает его стремления и таланты.

Групповой социальный статус

Свой статус в обществе имеют не только отдельно взятые люди, но и целые группы людей. Касты, сословия, всевозможные объединения и профессии отнюдь не равны между собой — каждая из них занимает свою уникальную нишу в иерархии.

Как бы ни кричали о равноправии современные деятели культуры и политики — это лишь сладкая ложь, призванная скрыть суровую действительность.

Ведь никто не будет спорить, что социальный статус шахтёров неизмеримо ниже, чем у политиков или бизнесменов.

Как только человек становится членом какой-либо группы, он тут же получает массу прав и обязанностей, свойственных ей.

Например, поступая на службу в полицию, сотрудник получает ряд привилегий, не доступных простым гражданам, но такой статус обязывает действовать, если он видит правонарушение, даже если он не на службе. К этому его обязывает статус социальной группы.

Многие группы находятся на одной ступени в иерархической лестнице, некоторые же недостижимо высоки для простых смертных. При этом польза, которую представители профессии или объединения приносят обществу, никак не влияет на ранг в нём.

Индивидуальный социальный статус

Не только группы и объединения людей имеют свой ранг и вес. Внутри каждой из них есть своя ранговая система, которая определяет взаимоотношения между людьми. Школьный опыт учит нас, что в каждом классе есть свой хулиган, свой ботаник, отличник, шутник, лидер — всё это социальный статус индивида.

Однако каждый из учеников имеет больше чем один статус. Приходя в школу, дети являются в первую очередь учениками, но дома каждый из них также становится сыном, сестрой, племянником и т. д.

В течение жизни каждый примеряет на себя огромное количество ролей, социальный статус личности постоянно изменяется в зависимости от коллектива, в котором человек оказался, и его личных качеств.

В разных кругах один и тот же индивид может занимать неодинаковое положение. Строгий и властный начальник, держащий в железном кулаке своих подчинённых, может быть под каблуком у строгой жены.

Бывает и наоборот, когда слабый и нерешительный человек, не способный постоять за себя в коллективе, превращается в безжалостного тирана, едва переступит порог своего дома.

Если статусы человека в разных группах существенно разнятся, то возникает внутреннее противоречие, которое нередко становится причиной конфликтов.

Ролевой конфликт

В тех случаях, когда человек занимает высокий ранг в одной группе, а в другой находится в самом низу иерархической лестницы, конфликт неизбежен. Он может быть внутренним, когда индивид молча переживает дискомфорт, а может перерасти в столкновение с коллегами.

Примеры ролевых конфликтов встречаются повсеместно, например, когда пожилой человек является мальчиком на побегушках у молодого начальника.

Или же когда этот начальник отдыхает с друзьями, которые относятся к нему с некоторым пренебрежением, совсем не так, как его подчинённые.

Если социальный статус человека высок, то он будет всеми силами стараться его сохранить. Естественно, всегда найдутся люди, не довольные своим рангом, желающие подняться выше, обрести больший вес в обществе. Это порождает конкуренцию внутри группы, которая позволяет выбраться наверх самым приспособленным и сильным членам общества.

Разрешение внутренних конфликтов

Нередко противоречия между ролями приводят к внутреннему противостоянию, которое отнимает массу времени и сил. Например, во время стихийного бедствия спасатель в первую очередь пойдёт спасать собственную семью, повинуясь роли родителя и супруга. И лишь после того как он убедится, что его родные в безопасности, настанет время выполнения служебных обязанностей.

Так же происходит с торговцами, продающими алкоголь или иные наркотики.

Как родитель он не хочет, чтобы его ребёнок травился этой гадостью, но как коммерсант этот человек не в силах противостоять сладкому зову прибыли. Виды социальных статусов разнятся по значимости их для обладателя.

Главное, выбрать ту роль, которая является основной на данный момент, тем самым на корню уничтожив надвигающиеся внутренние противоречия.

Социальный статус семьи

Не только отдельно взятая личность занимает свой ранг в общественной иерархии, каждая семья также имеет свой статус.

Обычно положение ячейки общества зависит от материального благополучия, но так бывает далеко не всегда. Семья военного или чиновника занимает особое положение в обществе, даже если они не обременены богатством.

В тех странах, где сохранились дворянские титулы или касты, принадлежность к знатной династии решает очень многое.

В давние времена богатые торговцы нередко заключали браки с представительницами бедного, но титулованного рода, чтобы разделить с ними высокий социальный статус семьи. Такой дальновидный ход открывал для богатого купца многие двери, закрытые для простолюдинов.

Влияние социального статуса на личность

Роли в обществе редко бывают поверхностными. Такими могут быть разве что те виды социальных статусов, которые присваиваются на короткий промежуток времени: прохожий, пациент, покупатель.

В основном же принадлежность к определённой роли накладывает глубокий отпечаток на всю жизнь человека. Особенное влияние оказывает тот статус, которому субъект придаёт наибольшее значение. Например, профессор, музыкант, спортсмен, серийный убийца и т. д. Приняв на себя серьёзную роль, человек постепенно начинает изменяться, приобретая черты характера и навыки, необходимые для её выполнения.

Врач, если он долгое время проработал в этой сфере, оценивает людей совсем не так, как полицейский. Хирург будет оценивать человека по своим параметрам, сформированным его профессиональной деятельностью. Так же и следователь, проработав годы среди закоренелых преступников, никогда уже не станет прежним.

Ожидания окружающих

Принимая на себя определённую роль, мы в некотором роде становимся её заложниками. С тех пор как социальный статус личности закреплён, окружающие знают, чего ждать от этого человека.

Стереотип прицепится, как клещ, не позволяя сделать ни шага в сторону. Ведь как только ваше поведение выйдет за рамки ожидаемого, начнётся давление, призванное вернуть заблудшую овцу в стадо.

Отличный инструмент удержания людей в нужном русле — система поощрений и наказаний.

К сожалению, некоторые виды социальных статусов неизбежны. Нет возможности избавиться от статуса ребёнка, старика, мужчины или женщины. С самого детства девочек учат убирать, готовить, вести хозяйство, следить за собой, прививают идею о том, что состояться как личность она может, лишь удачно выйдя замуж.

Если же юная особа мечтает стать звездой бокса или автогонок, то тут же столкнётся с непониманием или насмешками, мало кто воспримет всерьёз её мечту. Так же дела обстоят и с возрастом.

Никто не воспримет всерьёз попытки ребёнка заняться бизнесом, а старик, пытающийся познакомиться с молодой девушкой, вызовет неодобрение окружающих.

Значение социального статуса

Нынче очень модно говорить о том, как все вокруг равны, что все имеют одинаковые права и обязанности. Конечно, это не соответствует действительности. До сих пор определяющим в жизни каждого члена общества является социальный статус. Примеры этого встречаются повсеместно.

Поэтому все виды социальных статусов — как групповые, так и личные — актуальны сегодня так же, как и тысячу лет назад. Однако не стоит забывать, что ярлыки на вас вешает общество, поэтому они имеют силу лишь там, где есть люди. Соответствие социальному статусу — лишь одна из причуд современного мира, а не монументальный закон мироздания.

Можно только играть свою роль, не вживаясь в неё. С самого детства нас учат, что достижение престижа и высокого статуса в обществе — вещь первостепенной важности. Но совсем не обязательно принимать такие правила игры.

Человек, занимающий низкое положение в обществе, отправится в тюрьму за пустяковую кражу, в то время как банкир может обворовать миллионы людей, отделавшись лишь формальным предупреждением.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-ponyatie-i-vidy-socialnyx-statusov.html

Учебный элемент «1.2.»

знаний: о социальномстатусе, отражающем характер взаимодействияи обстоятельств с позиции «жизнестойкости- уязвимости»; о предписанном подросткуего ситуацией, и статусе, достигаемомподростком на основе собственных усилий;умений: анализировать статус ребенкана основе соотнесения с законодательством и документацией и наблюдения за реальнымповедением подростка, оценивать позициюподростка в обстоятельствах, предлагать пути входа из ситуации иаргументировать их; ценностных позиций во взаимоотношениях сподростком, находящимся в труднойжизненной ситуации, как основы дляосуществления социальной работы;практического опыта вхождения в социальноопасную ситуацию сцелью ее преобразования

Основной текст учебного элемента

1.2.1.Социальныйстатус как отражение способа взаимодействияребенка с обстоятельствами в ситуации

1.2.2. Статусы ребенка в обществе:предписанные и достигаемые

1.2.3. Статусы ребенка в межличностныхотношениях: предписанные и достигаемые

1.2.4. Показатели социального статусаребенка

1.2.5. Процесс преобразования социальноопасной ситуации как процесс преобразованиясоциального статуса ребенка

1.2.6. Преобразование социального статусакак условие достижения более высоких результатов, связанных с формированиемдуховности

1.2.1. Социальный статусподростка как основополагающее звеноситуации. Выше мыговорили о том, что характеристикасоциально опасной ситуации будетнеполной, если не сбудет рассматриватьсяхарактер взаимодействия подростка собстоятельствами жизни, представленнымив ситуации.Мераих влияния на социальное развитиеподростка отражается в понятии социальногостатуса.

Под социальным статусомв науке понимается положение человека(подростка) в системе общественных имежличностных отношений, способвзаимодействия с обстоятельствамижизни, определяющий направление егоразвития.

1.2.2. Социальные статусы ребенка (подростка) в обществе:предписанные и достигаемые.Следует различать предписанные идостигаемые социальные статусы.

Социальные статусы, предписанныеребенку, выступают как результаты процессов институционализаци.

Ониформируются автоматически в силурождения в определенном социальномслое, группе, классе и могут передаваться«по наследству» от родителей к детям.

Понятие предписанного социальногостатуса.

На разных этапах исторического развития ребенку предписывалосьопределенное поведение, зависящее от сословной принадлежности, отконфессиональнойпринадлежности; пола и возраста.

Предписанный соци­альный статусопределял допустимые с точки зренияобщества формы поведения и уровниобразования ребенка дворянина икрестьянина,, мальчика и девочки,православного и мусульманина.

Определяястатусы ребенка, предписанные ребенкуобществом, обыкновенно рассматривают:

– зависимость его от принадлежности егосоциальному слою, конфессио­нальнойгруппе (какова специфика социализациив зависимости от принад­лежностиребенка слою, группе, в рамках которыхорганизуются процессы социально-педагогическойподдержки, воспитания и образования);

– зависимость его от возраста (какдолго ребенку позволено быть ребенкоми социализироваться в системецеленаправленного воспитания иобразования, на каком году жизнизаканчивается детство и начинаетсявзрослая жизнь, определяющая иноенаправление социализации);

– зависимость его от пола (какие формысоциализации допустимы для женскогопола, какие – для мужского пола).

Предписанные ребенку (подростку) статусыобыкновенно закрепляются рядомгосударственных документов. В нихотражаются обязанности государ­ства,семьи и общества по отношению к ребенку,раскрываются механизмы реализации правребенка на воспитание и образование.

В качестве историческогопримера приведем выдержки иззаконодательства Российской Империипервой половины XIXвека, ориентированного на закреплениесословного статуса, препятствующеговы­ходу ребенка за рамки сословныхограничений.

Цитата из «Рескрипта обосновах нового устройства учебныхзаведений»: «….необходимо …. чтобыкаждый … приобретал познания, наиболеедля него нужные…не стремился чрез мерувозвыситься над тем положением, в коем,по обыкновенному течению дел, ему сужденооставаться…» [История, с. 136 -137].

Понятие достигаемого социальногостатуса. Социальные статусы, дости­гаемыеребенком в процессе жизнедеятельности,отражают внутренние потенции самогоребенка, формирующего свой социальныйстатус.

С одной стороны, историязнает немало личностей, стремящихсявырваться из законодательно предписанныхпозиций, преодолеть сословные, возрастные,половые ограничения, занять положениев обществе, адекватное личностнымпотенциям. (Примером может служитьстремление прогрессив­ных деятелейпервой половины XIXвека уравнять в правах на образованиедетей разных сословий, борьба женщинвторой половины XIXвека за право на высшее образование идр.).

С другой стороны, есть немалопримеров, говорящих о том, что предписанныеребенку государственным законодательствомсоциальные статусы не всегда подкрепляютсяпрактическими механизмами их реализации.

В настоящее время далеко не все гражданестраны (в том числе подростки) имеютвозможность реализовать свое право нажизнь, здоровье,образование,труд, социальную активность, то естьдостичь законодательно предписанныхсоциальных статусов.

1.2.3. Социальные статусыребенка (подростка) в межличностныхотношениях:предписанные и достигаемые.Статус ребенка в решающей мере зависитот межличностных отношений, складывающихсяв семье, ближайшем социальном окружении, от процессов поддержки, воспитанияи образования ребенка, осуществляемыхзначимыми взрослыми.

Авторитарные системы поддержки, воспитания и образованияпредполагают подчиненное положениеребенка в отношениях с родителями иучителями, безоговорочное послушаниеребенка, отсутствие выбора, сковываниеинициативы. В этой системе ребенок должен придерживаться предписанного родителями статуса.

Социально опасная ситуация предписывает ребенкунеполноценные статусы в системемежличностных отношений.

Отношения,играющие исключительно важную роль вразвитии могут настолько ослабевать,что ребенок выходит за рамки значимыхвзаимодействий в семье и школе, пополняягруппы детей, статус которых в обществеобозначен понятиями беспризорности ибезнадзорности.

Свободные системы поддержки, воспитанияи образования предполагают равноправноеотношение ребенка и родителей, возможностьдействовать самостоятельно, осуществлятьвыбор, проявлять инициативу. В этойсистеме ребенок имеет возможность формировать свой статус, отталкиваясьот собственных потенций.

Достигаемые статусы выступают какрезультат усилий ребенка, преодолевающегопредписанный статус, выходящего за егорамки сложившихся отношений. Ребенок,находящийся в социально опасной ситуации,обладающий характеристикой жизнестойкости,может, преодолевая предписанный емустатус, достичь высоких результатовразвития.

Социальный статус ребенкаотличается от социального статусавзрослого. Защита его прав на жизнь,здоровье, образование, социальнуюактивность выступает необходимойпредпосылкой развития способностистать самостоятельной личностью и темсамым преобразовать статус зависимостиот взрослого в статус независимости,эмансипации от старшего поколения.

Под социальным статусомбудем понимать положение ребенка(подростка) системе значимых межличностныхотношений, зависящее от характера еговзаимодействия с обстоятельствами,представленными в ситуации, то есть отстепени выраженности характеристик«жизнестойкости-уязвимости».

1.2.4. Показатели социальногостатуса ребенка (подростка). Естьдве группы показателей социальногостатуса ребенка (подростка).

Во-первых, социальный статус выявляетсячерез анализ отношений к подросткузначимых для него людей (родителей,учителей, сверстников).

Пример ситуации: подросток ДенисН. (десять лет) вошел на перемене в класси положил на один из столов свой ранец.Через минуту в кабинет вошла группадевочек – одноклассниц.

Одна из нихрезким движением смахнула ранец Денисана пол со словами: «Сказала же я тебе,что не буду с тобой сидеть». Содержимоеранца рассыпалось. Прозвенел звонок.Денис быстро собрал ранец, сел насвободное место.

Вошел учитель, огляделкласс, обратился к Денису: «Мне это, вконце концов, надоело; я же сказал тебе,чтобы ты сидел за второй партой, сколькораз надо это повторять, дай дневник».

Во-вторых, социальный статус определяетсяотношением самого подростка к положениюв системе значимых отношений.

Продолжение ситуации. Денис, вместотого, чтобы дать учителю дневник, схвативпортфель, выбежал из класса. На остальныеуроки он не явился. На следующий день вшколу пришла расстроенная мать.

Онарассказала учи­телю, что Денис явилсядомой после девяти часов вечера, угрюмомолчал. Мать, расстроенная ситуацией,безуспешно пыталась выяснить причинуслучившегося.

Обыкновенно доверчивыйи ласковый Денис нагрубил матери, ночьюон плакал, утром наотрез отказался идтив школу.

Перечислим те проявления, которые можетпронаблюдать и проанализи­роватьсоциальный педагог в этом конкретномслучае: поступки подростка, переживанияподростка, мотивировки по поводупоступков и переживаний.

Анализируя эти проявления, мы можемсудить о том, как осознает ребенок(подросток) свое положение в системезначимых отношений; как переживаетребенок (подросток) свое положение всистеме значимых отношений, в данномслучае – в системе школьных отношений;в какой сте­пени он «уязвим – жизнестоек»по отношению к ситуации; в какой степенион стремится к изменению ситуации. Всовокупности эти проявления могутпривести к пониманию мотивации, самооценкии других внутренних побудителей общейлинии поведения ребенка. Анализируяэти проявления на разных этапахпреобразования ситуации, социальныйпедагог может уточнять задачи икорректировать процессы достиженияпоставленных це­лей.

Таким, образом, положение в системезначимых отношений является отражениемхарактера взаимодействия подростка иобстоятельств, которое рассматриваетсяпсихологами и педагогами как сущностнаяхарактеристика ситуации. Это положениеотносительно легко фиксируется вреальной жизнедеятельности подросткаи может быть понято через поступки,пережи­вания, мотивировки ребенка.

1.2.5.Процесс преобразованиясоциально опасной ситуации как про­цесс преобразования статуса подростка в отношениях. Следует подчеркнуть, что подросток самтак или иначе пытается найти выход изтого тупика, который предписан емусложившейся ситуацией.

Он бунтует противотношений, ущемляющих его достоинство,отказывается от навязанных ему формвоспитания и образования, против насилия над его мыслями, чувствами,телом. Одной из крайних форм протестаявляется побег из семьи и жизнь на улице.

Это происходит в тех случаях, когда несрабатывает первичная профилактика.

Процесс преобразования социально опасной ситуации можно рассматривать

– как процесс преобразования статусаподростка, предписанного ему труднымижизненными обстоятельствами,

– как движение от статуса, предписанногообстоятельствами, к статусу, достигаемомупосредством изменения способавзаимодействия с обстоятельствами.

Собственно, технологияпреобразования социально опаснойситуации может быть обозначена кактехнология преобразования положенияподростка в системе значимых отношений.При этом показателями преобразованиявыступает изменения в поступках, переживаниях, мотивировках,сигнализирующих о преодоленииобстоятельств и усилении жизнестойкости.

В повседневной жизниподросток действует в ограниченномкруге повторяющихся ситуаций. Социальныйпедагог, работающий над преобразованиемсоциально опасной ситуации, ориентирован на изменение травмирующих обстоятельств жизни подростка.

Он не всегда может изменить в полномобъеме параметры ситуации, препятствующиеполноценному развитию ребенка (труднозаставить мать, бросившую ребенка,полюбить его, побудить отца не пить ит.д.).

Но можно попытаться изменить статусподростка, предписанный ему неблагоприятнымиобстоятельствами, посредством актуализациивнутренних потенций подростка, изменениячасти обстоятельств в ближайшемокружении, или на основе выхода за рамкиситуации в более широкое социальноепространство.

1.2.6. Преобразованиесоциального статуса как условиедостижения более высоких результатов,связанных с формированием духовности.Отметим,что измененныйсоциальный статус можно рассматриватькак некоторый ­результат социального развития и как предпосылку дальнейшегоразвития,связанного с более высокими результатами, которыетрудно поддаютсяконкретизации,стандартизации.

Имеется в виду поискребенком (подростком) смысла жизни,обращение его к духовным детерминантамсобственной жизни, потребность нравственного самосовершенствования.Расширяяпространстводеятельности и отношений, выводяподростка за пределы сложившейсяситуации, социальный педагог дает емувозможность приобрести иной опытжизненных отношений, и, возможно, сделатьвыбор впользупоследних.

Таким образом, изменение статусавыступает: с одной стороны, как важ­ныйрезультат преобразования ситуации,который может быть четко обозначен иоценен, – с другой стороны, – как важноеусловие, обеспечи­вающее духовноеразвитие ребенка, которое не может бытьвыражено в конкретных единицах.

МОДУЛЬ «2»

Источник: https://StudFiles.net/preview/5840608/page:4/

Поделиться:

Нет комментариев