Социальная адаптация подростков

Человеческая жизнь складывается из этапов, каждому из которых присущи определенные черты. Взрослея, человек меняется, совершенствуясь в физиологическом и психологическом аспекте. Общепризнанно, что наиболее сложным периодом в жизни человека является подростковый возраст, который соответствует 12-15 годам.

Физиологи определили понятие адаптации, как способности организма преодолевать внутренние и внешние воздействия на него путем устранения или приспособления к ним. Психологи перенесли это понятие в свою область и появилось определение социальной или социально- психологической адаптации, как преодоление воздействий социума на личность человека.

Посмотрим, что из себя представляет социальная адаптация подростков и воспитание в современном мире.

Выделяют три типа социальной адаптации:

  • адаптация личности путем преодоления или устранения проблемной ситуации, в частности, конфликтной;
  • адаптация путем ухода от проблемной ситуации;
  • адаптация путем приспособления к ситуации, т.е. проблема остается не решенной.

Ясно, что только в первом случае подросток способен при сохранении психологического здоровья получить положительный опыт и развиваться дальше. Два остальных ведут либо в тупик в социальном развитии, либо к проблемам с психическим здоровьем человека.

Психологи изучают проблему, дают определения, разрабатывают методики; педагоги ведут обучение и проводят тренинги; родители пытаются “понять” ребенка либо сломать его, а подростковые преступления и другие отклонения неуклонно растут.

К 12- ти годам у ребенка начинает проявляться социальная активность, он вступает в фазу взаимодействия приобретенных до этого правил и поведенческих норм, почерпнутых от родителей, преподавателей, книг и других источников, и конкретных реалий жизни.

И здесь получается нестыковочка; оказывается быть “правильным” и не быть “белой вороной” не получится. Подростковая среда, т.е. сверстники, принимают другие ценности, отличные от, казалось бы, незыблемых норм поведения. Зачастую отпетые негодяи принимаются с восторгом, как романтические герои.

Гипертрофированное восприятие действительности обусловлено правилами двойных стандартов, принятыми в обществе. Происходит смена авторитета педагога на авторитет среды, сверстников. Начинает доминировать стремление к риску и нарушению законов и обычаев.

Подросток начинает отрицать типовой социальный опыт, стремится к индивидуализации. Решать проблему нужно, как говорится, всем миром, вопрос деликатный и требует комплексного подхода.

Конечно же, не все так безнадежно: родители и школа должны внимательно отнестись к проблеме, своим примером и знаниями помочь подростку подготовиться ко взрослой жизни. Знать о проблеме и иметь желание ее решить- это уже пол- дела. Главное, не допустить отдаления подростка от взрослых, быть готовым всегда прийти на помощь.

Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе Иванушкина Татьяна Ивановна

к диссертации

Глава 1. Социальная адаптация школьников как механизм социализации личности 16

1. Методологические и теоретические основы социальной адаптации личности 16

2. Становление системы социально-педагогической работы с детьми в России в аспекте проблемы социальной адаптации личности 33

3. Школьная социально – педагогическая служба в формировании условий сериальной адаптации личности 45

Глава 2. Особенности влияния микросредовых факторов на процесс социальной адаптации личности 72

1. Социальная адаптация личности школьника на разных возрастных этапах его развития 72

2. Школьная микросреда как фактор социальной адаптации личности 96

3. Временные детские коллективы и их роль в социальной адаптации школьников 141

Список литературы 163

Введение к работе

Актуальность. Кардинальные перемены во всех сферах политической и социально-экономической жизни нашего общества, привели к разобщенности и противоречивости действий государственных структур и общественных при решении проблем, связанных с процессом социализации детей и подростков. Проблема социальной защищенности этой категории населения стоит сегодня особенно остро.

Социальная адаптация, являясь процессом активного приспособления индивида к условиям социальной среды, видом взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой; результатом гармонизации отношений субъекта и социальной среды включает в себя, следующие важнейшие компоненты: согласование притязаний индивида, его личностных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды, целей, ценностей, ориентации личности и ее способностью к реализации в конкретной социальной среде.

Важное значение в социальной адаптации школьников имеет адаптационный потенциал, то есть скрытые возможности субъекта, оптимально включающиеся в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды.

Среда школы – это не только педагогические образования самой системы просвещения, но и социальные явления и образования окружающей ее жизни, с которыми она так или иначе взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама.

В школьном образовании и воспитании идет постоянный поиск путей и условий эффективных усилий семьи и педагогического коллектива для благоприятного вхождения учащихся в школьную действительность, так как проблема школьной дезадаптации сегодня имеет масштабность от конкретного ребенка и конкретной школы до уровня всей образовательной системы.

Закон Об образовании Российской Федерации от 10 июля 1992 года дает конкретное понятие образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства и указывает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников . Конвенция о правах ребенка (198 выделяет четыре положения: выживание, развитие, защита, участие детей в жизни общества.

Основные нужды ребенка, таким образом, становятся главной заботой самого общества.

Правильно воспитать ребенка – означает формировать у него адекватное отношение к действительности, постоянно ставя его перед свободным выбором между альтернативами выхода из каких-то проблемных или конфликтных ситуаций. Каждый шаг ребенка к подобному выбору является одновременно и шагом к утверждению личности.

Учитывая, что социальная адаптация к школе – одна из составляющих социализации учащихся, как исторически обусловленного процесса усвоения и воспроизведения социального опыта, отражает взаимодействие личности и социальной среды, приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Сегодня весьма тревожат масштабы социального неблагополучия в среде детей и подростков.

Так, по официальным данным в России около 7% (1,5 млн.) всех детей школьного возраста нигде не учатся, общее число детей, лишенных родительского попечения, превысило 500 тысяч. Растет число преступлений и правонарушений среди подростков.

В условиях, например, г.Балакова Саратовской области, на материалах которого выполнена большая часть данного исследования, по данным головного

территориального медицинского объединения (ГТМО), показатель рождаемости за последние 5 лет снизился вдвое; детское население сократилось с 54670 человек в 1994 году до 50316 человек в 1996 году.

За этот период в Балакове в 2,3 раза увеличилось число разводов; в 1,2 раза -малообеспеченных семей, в 1,5 раза – социально неблагополучных семей, также наблюдается обострение проблемы социального сиротства . Количество неблагополучных семей на 1 сентября 1998г. составило 778, в них проживают 1025 детей.

На территории Балаковского муниципального образования (БМО) уже функционируют два детских дома, в которые направлены за 1998 г. 22 подростка. Приют Забота за этот же период принял 115 детей и подростков. Эти данные превышают показатели предыдущих лет.

Сейчас возникает необходимость в открытии третьего детского дома, решается вопрос об открытии реабилитационного Центра для несовершеннолетних, социальной гостиной для бывших воспитанников детских домов.

При этом только в двух школах города в штатное расписании включены единицы социальных педагогов, в 12 из 28 школ работают социальные психологи.

Существует проблема дошкольного воспитания, так как в начале 90-х годов на территории Балаковского района начался процесс закрытия ведомственных детских дошкольных учреждений, в результате чего к середине 90-х годов из 72-х детских садов остался 51. Из всех детей ясельного и детсадовского возраста посещают дошкольные учреждения по району 39,3%, по городу – 62%. Отсутствие специальной подготовки детей к школе является причиной возникновения определенных трудностей у первоклассников.

На государственном уровне предпринимаются серьезные шаги для анализа такого положения, определения его причин и оказания помощи детям: разработана и уже несколько лет функционирует Федераяь ная программа Дети России .

На территории муниципального образования Балакова реализуются муниципальная программа Дети Балакова с подпрограммами: Дети-инвалиды , Дети-сироты , Дети Чернобыля , Дети беженцев и вынужденных переселенцев , Индустрия детского питания , Организация летнею отдыха , Планирование семьи и безопасное материнство .

Между тем, межведомственная разобщенность органов ранней профилактики дезадаптации детей и подростков, несостыкованность научных подходов в изучении острой социальной проблемы, отсутствие должного обеспечения кадрами-профессионалами в области социальной педагогики приводит к ряду противоречий в решении проблемы социальной адаптации несовершеннолетних.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью глубокого осмысления теоретических основ в целях эффективной профессиональной помощи несовершеннолетним в процессе их становления и социального развития.

В научной литературе по теме раскрываются принципы адаптации, анализируются определенные подходы к решению проблем, возникающих в процессе социализации личности, но разработка научной концепции данной проблемы еще далеко не завершена.

Пока ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления, ограниченность выхода на модельную интерпретацию.

Хотя в различных регионах страны проводится активная опытно-экспериментальная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, проблема остается недостаточно исследованной.

Необходимо продолжение исследований прикладного характера: на какой базе и каким образом может быть достигнута з

Аннотация
научной статьи по социологии, автор научной работы — МЕРКУШИН В.И

В связи с ростом «наркотизации» и «криминализации» несовершеннолетних возникла и следующая проблема: персонал учреждений социальной реабилитации ни организационно, ни методически не готов работать с больными детьми и подростками криминальной направленности, употребляющих алкоголь, токсические вещества, наркотики, имеющие нервно-психические расстройства.

Научная статья по специальности Социология из научного журнала Ученые записки Российского государственного социального университета , МЕРКУШИН В.И

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации // Ученые записки РГСУ. 2008. №5 (61). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации Ученые записки Российского государственного социального университета (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

МЕРКУШИН В.И. (2008). Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации. Ученые записки Российского государственного социального университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации // Ученые записки РГСУ. 2008. №5 (61) С.180-187.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации Ученые записки Российского государственного социального университета (2008).

МЕРКУШИН В.И. (2008). Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации. Ученые записки Российского государственного социального университета

Источники: http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/173-vospitanie-detej-i-socialnaya-adaptaciya, http://www.dslib.net/metodika-vospitania/pedagogicheskie-aspekty-socialnoj-adaptacii-detej-i-podrostkov-v-shkole.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/adaptacija-detej/socialnaja-adaptacija-detej-podrostkov.html

Социально-психологическая адаптация подростков




Оглавление

Введение

ГЛАВА 1.              Теоретические аспекты проблемы

социально-психологической адаптации

1.1.              Проблема социально-психологической адаптации

1.1.1. Понятие адаптации

1.1.2. Социально-психологическая адаптация

1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте

1.2.1. Особенности развития личности  в подростковом возрасте

1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте.

1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте

1.3.              Постановка целей и задач исследования.

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

2.1.               Организация экспериментального исследования

2.2.              Методы изучения социально-психологической адаптации

2.3. Математико – статистические методы

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста

3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации

3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности.

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе в психологии. В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения и т.) обеспечению индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания.

Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации специалисты придают частное значение (например, рассматривая ее как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность), либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия, вплоть до того, что представление о приспособительной функции психического и личности объявляется ложным.

Проблема социально-психологической адаптации стала предметом научного исследования прежде всего вследствие объективных практических потребностей общества в развитии полноценно-функционирующей творческой личности. Социально-психологическая адаптация – сложное явление, связанное и с индивидуальными особенностями человека, и с позицией личности в обществе.

Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Количество таких исследований растет, и их актуальность легко объяснить.

Ведь именно в результате адаптации обеспечивается эмоциональный комфорт, равновесие, достигаются сбалансированные взаимоотношения с окружающими, успешность в деятельности, гармоничность в поведении, что является важными  условиями  психологического  здоровья  личности,  ее целенаправленного развития.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психологической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психологического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Мы рассматриваем социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Данное исследование было посвящено изучению особенностей проявления социально-психологической адаптации подростков и старшеклассников относительно некоторых личностных особенностей.

Тема исследования: «Социально-психологические проблемы отношений межличностной значимости»

Объект – социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.

Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.

Цель –  Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

1.1.1. Понятие адаптации

Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровне. Способность к приспособлению – фундаментальное свойство живой материи, и потому интерес к проблеме адаптации не случаен.

В общебиологическом плане адаптация (от лат. adapto -приспособляю) представляет собой процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно меняющимся условиям среды.

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.

Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психологическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся неполной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности.

Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.

Следовательно, психологическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психологическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, Г.Селье и др.

Несмотря на существование многочисленных определений понятия “адаптация”, объективно существует несколько форм проявлений этого феномена, которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны, – динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой – свойство любой живой саморегулируемой системы, опосредующее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

Данное свойство присуще и человеку, однако он не просто живой организм, а прежде всего и биосоциальная система и элемент социальной макросистемы.

Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный; можно предположить, что способность к адаптации является не только индивидным, но и личностным свойством.

Адаптация предполагает активность приспособления, целью которого должна стать гармонизация отношений личности и среды, личности с самой собой.

Адаптация достаточно изучена только с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Так, ее рассматривают как чисто биологическую особенность, то есть “приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием приспособлений и действующих раздражителей…

”, перестройку физиологических систем организма, обеспечивающую “целесообразное приспособление к новым условиям жизни”. Как категория биологическая адаптация продолжает быть в центре внимания ученых и в настоящее время. Но с 30-40-х годов XX столетия появляется все больше исследований на стыке физиологических и психологических, психологических и социальных наук.

Исследователи  приходят к выводу, что слишком узкое понятие адаптации не перспективно. Человек как сложная биосоциальная система, постоянно взаимодействуя со средой, или входит в гармонию с внешним миром и самим собой, т.е.

адаптируется, или не достигает гармонии, результатом чего являются внутренний дискомфорт, рассогласование мотивов, эмоциональные сбои, конфликты с окружающими людьми, дезорганизация деятельности и поведения. [6]

При изучении все четче стала обнаруживаться сложность самого явления, именуемого термином “адаптация”, что привело к разночтению при определении сущности данного феномена.

Социальная адаптация стала пониматься как “готовность к выполнению различных социальных ролей, устойчивость социальных связей”, иногда ее стали называть неосознанным формированием навыков и обычаев общественного существования. Л.Н.

Собчик говорит о том, что “успешность социальной адаптации – это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями среды.

Абсолютно уравновешенная гармоническая личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение общепринятых нормативных требований среды. Чем больше выражены характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка падает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс”. [3]

Адаптация как динамическое образование тесно связана с функциональным состоянием организма, которое является характеристикой уровня функционирования систем организма в определенный период времени, отражающей особенности процесса адаптации и гомеостаза.

Можно полагать, что по качественному признаку набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически.

Однако имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, что обусловлено особенностями деятельности механизмов регуляции, и в первую очередь, индивидуально-психологическими особенностями личности.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие положения:

а) Адаптация – это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.

б) Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

в) Оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. И чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия.

При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии.

Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Источник: http://stud24.ru/psychology/socialnopsihologicheskaya-adaptaciya-podrostkov/348668-1066524-page1.html

Актуальность: Каждый год детства, подростничества и юности – это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и «вызревании» интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека.

Социально-психологическое развитие – это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса (14, С.46).

Находясь в некоторой среде – семье, образовательном учреждении, компании сверстников – ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто.

Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное – жить не как все, быть непохожим на других.

Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда (2, С.101).

В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми.

От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным (27, С.56). Методологической и теоретической основой исследования являются: понятия и определения социологии и психологии о социализации и социальной адаптации (Андреева Г.М.

(4), Ковалева A.M., Луков В.А. (15), Мясищев В.Н. (24) и др.), положения психологии и педагогики о возрастных особенностях психического развития в подростковом и юношеском возрастах (Аверин В.А (2), Арсеньев А.С. (5), Волков Б.С. (6), Драгунова Т.В. (9), Колесков Д.В., Мягков И.Ф.

(17), Кон И.С. (18-20), Реан А.А. (27)).

Цель работы – изучение особенностей социальной адаптации в подростковом и юношеском возрастах.

Объект исследования: подростки 12-15 лет и старшеклассники 16-17 лет.

Предмет исследования: социальная адаптация.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме социальной адаптации в психологии и о ее развитии в подростковом и юношеском возрастах.

2. Разработать анкету для изучения представлений о социальных нормах у подростков и старшеклассников.

3. Эмпирически исследовать различия в уровне социальной адаптации в подростковом и юношеском возрастах.

Гипотеза: мы предполагаем, что в подростковом возрасте представления о социальных нормах еще не сложились и находятся в стадии формирования, тогда как в юношеском возрасте представления о социальных нормах имеют более высокий уровень сформированности, поэтому и уровень социальной адаптации старшеклассников выше, чем уровень социальной адаптации подростков.

Практическая значимость: результаты исследования весьма актуальны в практике работы школьных психологических служб в работе с подростками и старшеклассниками, семейных консультаций в работе с родителями, воспитывающих подростков.

1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте

1.1 Понятие адаптации и ее виды

Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар.

Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара, — это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом (4, С.439).

Гомеостаз — это подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Одним из центральных моментов учения о гомеостазе является представление, о том, что всякая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У.

Кэннона, получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, то параметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть.

Причем болезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего времени восстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма. Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежних параметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесия при других, измененных параметрах.

В этом случае общее состояние организма может отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесия является хроническое заболевание.

Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только за счет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянного учета факторов, воздействующих на этот организм извне. Дело в том, что любой живой организм существует в определенной среде.

Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели.

Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».

Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и осуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации (4, С.440).

Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др.

Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек—среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм (4, С.441).

Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрению феномена адаптации.

С одной стороны, адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей).

При другом подходе адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек — это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы.

Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.

Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации (4, С.442).

Источник: http://MirZnanii.com/a/200721/osobennosti-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov

Социальная адаптация подростков

Подростковый возраст – это уникальное время, и неслучайно человек в этом возрасте характеризуется в социально-психологических и медицинских исследованиях как личность, находящаяся в болезненном социальном и биологическом кризисе.

Замечание 1

В этот возрастной период подрастающий организм и формирующаяся личность находится под мощнейшим влиянием двух естественных процессов, которые некоторые исследователи называют неоднозначным. Во-первых, интенсивная социализация личности, и во-вторых – это активная физиологическая перестройка организма, смена его биологических качеств.

Вследствие этих противоречивых процессов возникают серьезные социально-биологические проблемы, которые проявляются в той или иной форме, в тех или иных сочетаниях у большинства подростков.

Диапазон этих актуальных проблем весьма широк: от легких психоэмоциональных нарушений поведенческого, коммуникативного и нравственного характера до тяжелейших форм пограничных психических нарушений (нервных расстройств), которые могут выразиться в аутодеструктивных, асоциальных, девиантных и антисоциальных формах поведения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основная причина проблем современных подростков заключается в имеющемся кризисе, которые главенствует практически во всех основных сферах общества и государства (в социальной, политической, экономической, духовно-нравственной). Все это приводит к усилению проявлений так называемого возрастного («базисного») ухудшения адаптации подростков, и ставит все общество перед лицом ряда достаточно актуальных и острых социальных осложнений:

  • Рост среди подросткового контингента уровня злоупотребления спиртными, табачными и наркотическими веществами;
  • Проявление иных форм саморазрушающей деятельности;
  • Наличие антиобщественной (девиантной) активности;
  • Проявление психических патологий (невротические заболевания).

Особенности социальной адаптации подростков

Как мы указали ранее, социальная адаптация подростков зависит от их возрастных особенностей и личностных характеристик. Для обеспечения успешного процесса социальной адаптации необходимо опираться на активизацию тех процессов, которые способствуют восстановлению социальной адекватности в обществе. Это явление называется ресоциализация.

Замечание 2

Ресоциализация должна быть связана с ценностной переориентацией индивида, а также с формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения.

Успешность процессов социальной адаптации и социализации обеспечивают очень активную преобразующую позицию человека, развивают его творческий потенциал. Этой точки зрения придерживаются такие исследователи, как В.С. Барулин, Я.Л. Коломинский и А.А. Реан.

Социальная адаптация и социализация, которая не получила возможности своей реализации, неизбежно оборачивается не только для человека, но и для всего общества социальной дезадаптацией, что и является источником девиантного поведения (М.И.

Еникеев, А.А. Реан). Единственная возможность преодоления этой ситуации – это организация процесса ресоциализации.

Она понимается как процесс усвоения человеком новых ролей, ценностей, знаний взамен имеющимся, которые несут деструктивное воздействие.

Замечание 3

Социальная адаптация подростка усложняется и так называемым «социальным инфантилизмом» человека в таком возрасте. Он еще не усвоил в необходимой мере реальные задачи, нормы поведения и мотивы человеческой деятельности.

Это проявляется в так называемом юношеском максимализме, в нереалистичных жизненных планах, в неустойчивых профессиональных установках и представлениях.

К тому же, они находятся в явной рассогласованности между индивидуальными устремлениями и потребностями самого общества.

Таким образом, подросток в силу своей незрелости, неопытности, отсутствии должного уровня знаний не может до конца осознать свою социальную роль, свое место в структуре общества.

Проблематичен и процесс выработки самосознания представителя данной социальной группы, включенность в социальные отношения недостаточна, так как с мнением подростка редко кто считается, а его идеи недостаточно соответствуют действительным проблемам и установкам.

Тем не менее, данные процессы возможно сформировать благодаря различным социальным институтам. Прежде всего, это семья, где родители прививают человеку первичные понятия о нормах и правилах жизни. Также образовательный институт играет огромную роль, поскольку первоначальные знания теперь формируются с целью дальнейшей профессионализации индивида.

Роль социальных служб в адаптации подростков

Деятельность существующих и действующих сегодня организаций и социальных служб для подростков в качестве главного направления деятельности выделяет именно ресоциализацию. Это позволяет говорить о том, что детская асоциальность, проявления детской девиации являются актуальной проблемой, которая требует нахождение путей решения.

Важным достижением общества является осознание значимости и масштабности данной проблемы.

Сегодня даже государство признает тот факт, что дети с проблемами в социальной адаптации, чье поведение характеризуется как асоциальное, должны быть обеспечены обязательным и индивидуальным для каждого сопровождением со стороны социальных органов.

Должна проводиться активная работа с детьми, молодежью, а также борьба с социальным сиротством. Если ребенок будет чувствовать себя частью общества, частью чего-то большего, то его тяга к совершению поступков против социума снизится к минимуму.

На современном этапе развития российского общества планируется создание специальных центров, которые готовы консультировать представителей подросткового возраста, оказывать им помощь в психологических, педагогических, медицинских и социальных проблемах.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/socialnaya_adaptaciya_podrostkov/

Поделиться:

Нет комментариев