Сочинения детей

Дорогие читатели, данная статья является логическим продолжением материала об умении пересказывать.

Разносторонние занятия с ребенком с самого раннего возраста, пробуждение в нем творческой активности и познавательного интереса – вот залог его успешных сочинений, когда он повзрослеет.

Сочинение – это то же самое самостоятельное изложение мыслей, только на бумаге, а не в устной форме.

Поэтому, если вы в свое время развивали речь малыша, его воображение, тренировали его память, играли с ним в ассоциативные игры, подмечали мелочи окружающего мира, научились вместе с ребенком пересказывать тексты, то написать сочинение для вас не составит особого труда. Ведь в сочинении важно не только умение перечислять то, что увидел или прочитал, а важно и красиво оформить свою речь, снабдив ее красочными эпитетами.

Но если даже вы просто приучили себя к ежедневным разговорам с ребенком не простыми короткими фразами: «Подай мне чашку», а, например, «Подай мне, пожалуйста, вон ту цветную чашку с золотой каемочкой, разрисованную красивыми цветами, которая стоит на нижней полке справа от тебя», то это уже просто здорово и дает великолепные результаты в деле развития речи ребенка и его образов языка.

Методисты рекомендуют также деткам писать изложения. Изложение – это воплощение пересказа любого текста на бумаге в письменной форме. Т.е. тренируемся пересказывать текст и тут же пишем пересказанное в тетрадь (конечно, если ваше чадо уже овладело навыками письма). Великолепный метод, дающий впечатляющие результаты!

Однако если все-таки с изложением мыслей на бумаге у малыша остаются какие-либо трудности, то они легко устранимы при условии регулярных тренировок. Как и в пересказе, при написании сочинения важна последовательность действий и четкий план. Методисты предлагают следующую схему работы, как писать сочинение:

Содержание

1. Тема сочинения 

Обсудите вместе с ребенком тему сочинения и определите:

  • о чем писать в сочинении (о чем нужно рассказать обязательно, а какие детали можно обойти стороной);
  • какие события описывать и как это сделать интереснее;
  • какая эмоциональная окраска должна быть у сочинения.

Например, у вас тема: «Мой домашний любимец»:

  • представляем своего питомца: как его зовут, его порода, как он выглядит, какой у него характер;
  • выбираете несколько интересных событий в вашей общей жизни (забавных или печальных): что именно случилось, как повел себя ваш питомец в этой ситуации, что с ним произошло в результате;
  • описываете, как вы относитесь к животному: какие эмоции он у вас вызывает, почему вы его любите и т.д.

 2. Собираем материал для сочинения

Материал сочинения – это те события, которые вы собираетесь описывать. В сочинении, обычно, не ограничиваются несколькими словами, поэтому подумайте, как интереснее можно написать о произошедшем:

  • добавляем больше прилагательных (смелый щенок, отважный друг, несчастный котенок, мокнущий под дождем);
  • добавляем интересные сравнения (в этот момент щенок был похож на отважного льва; хвостик котенка дрожал на ветру, как шелковая ленточка);
  • находим много синонимов (слова со схожим смысловым значением) для существительных и глаголов, которые употребляем: мне нравится – я восхищен; сражаться – биться, спасать – выручать; питомец – домашний любимец и т.д.);
  • добавляем красок окружающей действительности (в тот момент, когда щенок бросился в воду, грянул гром, сверкнула молния, и все вокруг озарилось каким-то волшебным светом).

Сначала, для простоты, вы можете написать свою историю, используя обычные слова без описательных характеристик, а потом, что называется, «нарастить мясо» на скелет, придумав яркие прилагательные и причастия к каждому существительному.

3. Составляем план сочинения

План сочинения – нужен для того, чтобы иметь возможность последовательно изложить свои мысли и не запутаться. План нужен обязательно, чтобы избежать хаоса повествования (ни в коем случае не пропускайте этап его составления). Обычно, план содержит следующие основные пункты:

  • вступление (здесь рассказываем о том, почему выбрали именно эту тему, чем она вас привлекает, или о чем именно будет ваше сочинение);
  • основная часть (здесь непосредственно излагаются все события, о которых вы хотите рассказать, т.е. дается основная канва вашего рассказа);
  • заключение (здесь мы подводим итоги того, что написали в основной части, рассуждаем и высказываем личное мнение о произошедшем).

4. Непосредственная работа над сочинением

Работа над сочинением – сначала лучше написать сочинение на черновике, затем следует внимательно прочитать (лучше несколько раз), откорректировать, исправить ошибки, сделать каждое предложение красивым, обогатив его дополнительными сравнениями и описаниями.

Например, обычное предложение

«Щенок бросился в воду и спас котенка»

может выглядеть следующим образом:

«Отважный маленький песик, не колеблясь ни секунды, храбро бросился в воды холодного неприветливого озера. Отчаянно сражавшемуся с непогодой маленькому герою, наконец, удалось приблизиться к тонущему котенку, которого он взял зубами за шиворот, и с огромным трудом вытащил из водоема, рискуя собственной жизнью».

Будет замечательно, если на следующий день у вас появится возможность еще раз проверить написанное. Это очень полезно –  просматривать сочинения «свежим глазом». Сразу видны любые недочеты, а ошибки прямо «бросаются в глаза» сами.

Виды сочинений

Ученики постарше пишут несколько видов сочинений:

Сочинение по картине

Сочинение по картине требует творческого подхода, внимательности (рассмотреть картину очень подробно) и сбора фактического материала (ФИО художника, годы жизни, название жанра произведения и т.п.). Оно содержит несколько этапов:

  • во вступлении необходимо написать несколько предложений о художнике: как его зовут, когда жил, из какой семьи происходил, где и как учился, какой жанр для него был предпочтительным. Например, Иван Константинович Айвазовский – великий художник-маринист армянского происхождения. Родился в семье армянского купца в 1817 году…. и пр.
  • основную часть описания картин делят на 3 этапа:
  • передний план: на переднем плане картины Айвазовского «Парусники» море передано очень темным цветом, оно практически черное. Так автор хотел показать невероятное могущество стихии и таящуюся в ней опасность.
  • задний план: однако на заднем плане мы видим, что солнце освещает темные воды моря, пронзая своим светом все полотно и придавая энергии всему изображению, а также уверенности в том, что морское путешествие закончится благополучно для парусников и находящихся на них людей…
  • описание особенностей картины. Здесь говорим о том, как выписаны детали на картине, какое настроение у полотна в целом, какое впечатление оно производит: Небо, море и парусники выписаны с величайшим вниманием к деталям. Даже мимолетный взгляд улавливает тяжелые тучи, плывущие над морем, и опасность, исходящую от вздымающихся волн. Однако игра солнечного света и спокойные позы матросов на парусниках смягчают тревогу, первоначально появляющуюся у любого человека при первом взгляде на картину.
  • Заключение содержит, обычно, наши собственные мысли (что мы думаем о картине, наши симпатии или антипатии к ней, обоснование наших чувств и вывод). Например, не могут не трогать человеческую душу великолепные картины Айвазовского. Когда на них смотришь, кажется, что ты находишься там, внутри этой стихии, и все происходит по-настоящему. Так велико мастерство художника.

Сочинение-миниатюра

Миниатюра – это сочинение по определенному высказыванию (тезису): например, «Мое путешествие». Как оно прошло: прекрасно/скучно/весело. Далее следует описание того, почему было, например, скучно. Приводим случаи, события, которые привели к такому выводу;

Пример сочинения- миниатюры:

  У меня есть маленький котик. Его зовут Рыжик. Он умненький и очень забавный. Рыжик он, потому что рыженький и пушистый, хотя его шерсть средней длины. Глаза у него желтые, как у многих рыжих котов. У Рыжика отличный аппетит. Он любит и рыбу и мясо. Молоко мой котик также пьет с удовольствием.

Самое интересное то, что Рыжик ужасный проказник. Как только наступает утро, он носится по комнатам, как торпеда, сшибая все на своем пути. Он уже сломал большой бабушкин цветок, когда пытался по нему взобраться, думая, что это – дерево. Еще Рыжик разбил красивую фарфоровую куклу, которая стояла на подоконнике.

Но я все равно люблю своего котика и никому его не отдам.

Сочинение — рассуждение

Рассуждение требует описание согласия или несогласия школьника с заданной темой или содержанием текста (во вступлении), а все остальное (основная часть) – это объяснение того, почему он согласен или не согласен. В заключении же подводится итог всему рассуждению, т.е. формулируется вывод;

Пример сочинения — рассуждения:

 Все мы знаем, что год делится на 4 сезона: осень, зиму, весну и лето. Кто-то любит лето, кто-то — зиму, кто-то – весну… Осень же народом, в основном, нелюбима. А я считаю наоборот, что осень – это лучшее время года.

            Почему я так думаю? Ну, во-первых, ранней осенью еще тепло – можно гулять на улице с друзьями допоздна в легкой одежде, кататься на велосипеде, играть в футбол и другие подвижные игры. Во-вторых, школьная программа еще не такая сложная и задают не так много, как зимой или весной.

А, в-третьих, осенью мы празднуем мой День рождения, и мама разрешает приглашать много друзей, которые приносят мне «кучу» подарков. А еще мне разрешают пить лимонад – столько, сколько захочется. А торт, который печет бабушка, просто великолепен. Я его обожаю. Жаль, что она его очень редко делает.

            После такого праздника всю осень у меня сохраняется ощущение тепла и счастья. Вот почему я обожаю осень!

Сочинение по произведению

Сочинение по произведению считается одним из самых сложных типов сочинений. Оно пишется по составленному в школе плану:

  • рассказываем о теме сочинения. О чем она (вступление);
  • выделяем персонажей (главных и второстепенных), характеризуем их и их поведение, раскрываем тему, приводим доказательства (основная часть);
  • подводим итоги, отвечаем на основной вопрос, формулируем вывод.

Совет: не читайте критические статьи из интернета на произведение до того, как напишите по нему сочинение самостоятельно.

Во-первых, собственные мысли всегда ценятся выше, чем чужие, которые только сбивают с правильного пути и лишают возможности научиться высказывать личное мнение.

Критикой лучше пользоваться для того, чтобы дополнить уже практически готовое сочинение какими-то дополнительными свежими идеями, которые были вами упущены в процессе работы над сочинением.

Советы родителям:

  • если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше. Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным. А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
  • объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
  • старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
  • пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
  • учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.

Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!

Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.

Приятного творчества!

С теплом,

Людмила Поцепун.

1 267

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochineniya.html

Дети ненавидят писать сочинения. Почему это происходит и как вы можете им помочь

Дети ненавидят писать на уроках литературы. Они не хотят рассуждать, почему Добролюбов назвал Катерину из «Грозы» «лучом света в тёмном царстве». Им не нравится описывать картину Васнецова. Они выжимают из себя все остатки несостоявшихся Пушкиных и Толстых. Дети рыдают над текстами и пытаются найти ещё хотя бы пять слов, которых не хватает до заданного учителем количества.

1. Скучные и непонятные темы

Многие темы могли бы быть более интересными, но учителя формулируют их так, что хочется зевать. Дети видят тему «Пробуждение духовной жизни (по роману А. С.

 Пушкина „Евгений Онегин“)», и желание писать пропадает.

А представьте, если бы было так: «Можно ли назвать Онегина эгоистом?» Проще? А если «Противоречивость образа Анны Карениной» заменить на «Если бы я был психологом, как бы я помог Карениной?»

Ещё чаще учителя не предлагают простор для творчества, а устраивают пытку. Детям навязывают какую-то позицию. Что-то вроде «в жизни всегда есть место подвигу» или «поэзия — неиссякаемый источник вдохновения». Да, конечно, и место есть, и поэзия является, но права выбора здесь нет, а это порождает страх или скуку.

Чем проще формулировка, тем легче писать, особенно если ты не Достоевский.

2. Шаблоны

90% не знают, как сделать сочинение интересным, как этот развёрнутый ответ на вопрос превратить в живую историю.

Учитель даёт десятки шаблонов и заставляет действовать по ним. Я до сих пор не люблю все недоделы в виде шаблонов, раскрасок или картин по номерам. Человек — удивительное создание. Его фантазии хватит на то, чтобы придумать что-то своё. Важно только направить.

Вместо раскраски посоветуйте придумать наряд для принцессы или собственный город. Вместо вопросов из учебника по картине «Три богатыря» предложите выдумать историю о жизни героев. Поверьте, у детей неуёмная фантазия, они придумают. Да, вы потратите больше времени на выполнение домашнего задания, зато ребёнку будет интересно его делать.

3. Страх не оправдать ожиданий

Мы, взрослые, всегда боимся что-то не успеть: опоздать на занятия, не найти работу, не выйти замуж, не родить.

Теперь представьте, что страх ребёнка куда хуже наших заморочек. Он боится не оправдать ожиданий. Ему кажется, что сочинение глупое, что он не понял вопроса. Переживает, что получит плохую оценку и разочарует родителей. Боится и сам выглядеть глупым, особенно если ему уже 12–13 лет.

«Быть такого не может! Это не про меня или моего ребёнка!» Тогда вам крупно повезло. Потому что большая часть людей, с которыми я работала, при сдаче текста говорили: «Я боюсь, а вдруг там не то».

4. Мнение, которое навязывает учитель

«Мне ставили двойки, если я не угадывала, о чём хотел прочитать учитель», — сказала недавно моя подруга. Мрак. Учитель давит своим авторитетом. На вопрос «Почему я не могу выразить свою точку зрения?» дети часто слышат не обоснованный ответ, а фразу учителя: «Пиши то, что тебе говорят». Мы растим роботов? Или всё-таки творцов будущего со своим мнением?

5. Отсутствие опыта

Многие не знают, о чём писать. И здесь проблема в том, что и дети, и взрослые не любят читать.

Родители не читают сами, не читают детям, не обсуждают с ними книги, максимум — вопросы из учебника. Так с чего ребёнку любить книги, если нет примера перед глазами?

Первое, что нужно сделать, — это понять, какой жанр нравится вам и ребёнку.

Научить любви к чтению можно через то, что нравится детям. Мама моей ученицы сказала про свою пятнадцатилетнюю дочь: «Я даю интересные книги про любовь. Мне в её возрасте нравилось. Но она не читает». Не нужно давать то, что любите вы. Давайте то, чем интересуется ребёнок. Нравится фантастика — познакомьте с лучшими писателями, сходите на презентацию книги, сами прочитайте хотя бы одну.

1. Предложите сочинить сказку

Не пишите сочинения, играйте в них. Возьмите в привычку сочинять сказки. Неважно, 7 вам лет или 107.

Придумайте положительного и отрицательного героя и место, где что-то произошло, и попросите ребёнка сочинить историю. В итоге получатся смешные или же вдумчивые рассказы. Всё зависит от тех персонажей, которых вы предоставите ребёнку. А главное — дети почувствуют, что их хотят услышать.

Обязательно подскажите ребёнку, что исправить, чтобы история получилась ещё интереснее. Юный писатель должен понимать, что его работа не идеальная. Если, конечно, это действительно так.

2. Научите уделять внимание деталям

Ребёнок должен замечать интересные детали вокруг себя. Это может быть всё что угодно: покосившаяся вывеска с буквой, которая вот-вот отвалится, чёрное ухо у белой собаки, шторы в горошек на окне в доме напротив, смешная фраза, которую услышали от соседского дедушки.

Попросите ребёнка сочинить историю, используя эти детали, и помогите вплести их в сюжет.

Например, пусть это будет рассказ о собаке. Она жила на улице рядом с магазином, вывеска которого покосилась после вчерашней грозы. А дедушка редко выходил на улицу и наблюдал за собакой из окна.

Этот способ поможет писать рассказы и школьные сочинения. Ведь ребёнок, который научился выделять яркие детали из окружающего мира, способен найти их и в литературном тексте.

3. Расширяйте словарный запас

Чтение книг не гарантирует умение хорошо писать. Ещё нужен внушительный словарный запас. Наберитесь терпения и купите парочку словарей.

Периодически давайте детям простое задание на использование новых слов. Предположим, вы познакомились с новыми понятиями и внесли их в блокнот. Затем попросите ребёнка написать небольшое сочинение и использовать новые слова.

Например, «солнце», «лестница», «радостно» можно использовать так: «Сегодня солнце светило особенно ярко. Я радостно бежал по лестнице к маме, чтобы поделиться с ней хорошим настроением». Так слова останутся в памяти надолго.

4. Мотивируйте ребёнка

Кому понравится, если ему будут навязывать чужую точку зрения? Все мы хотим быть услышанными. Если в школе учитель идёт строго по учебнику, не разрешает ученикам высказать мнение, а навязывает своё, дети не будут заинтересованы ни в чтении, ни в написании толкового сочинения. Зачем выражать свою позицию, если её всё равно отвергнут?

Если вы попали в такую ситуацию, попробуйте самостоятельно разобрать произведение с ребёнком. Покажите ему, что его точка зрения тоже имеет право на существование. Позвольте увидеть в Обломове не лентяя, а человека, который боится окружающего мира. Это куда занимательнее описания его пороков. Формулируйте темы сами и обсуждайте интересные моменты. Это сложно, но оно того стоит.

5. Предложите писать письма

Пусть ребёнок пишет себе письма о своих желаниях, мечтах, страхах. Они могут быть разные: короткие, длинные, с картинками или без них. Писать нужно себе будущему. Можно в завтрашний день, а можно вскрыть письмо через месяц или год.

Благодаря письмам ребёнку будет проще формулировать мысли. Главное — у него будет мотивация исполнить всё, что написано. Письмо может выглядеть так: «Привет, Вася! Я сегодняшний пишу себе письмо. Знаю, что через неделю ты сдашь этот сложный экзамен в музыкальной школе, напишешь сочинение… Я бы хотел, чтобы…»

Отправляйте письма на свой адрес почтой или придумайте почтовый ящик в будущее.

Какой бы способ вы ни выбрали, помните, что с ребёнком нужно заниматься. Он видит мир таким, каким его показывают родители. Расширяйте свой кругозор, запасайтесь терпением и безграничной любовью к творчеству. Тогда взрослый, который получится из вашего ребёнка, сможет не только писать сочинения, но и научится быть открытым и замечать удивительный мир вокруг себя.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchit-pisat-sochineniya/

18.10.2017

Доброго времени суток, дорогие родители. В этой статье вы узнаете о том, как научить вашего ребенка писать сочинения. Рассмотрим жанры этих работ, узнаем требования к их написанию. Вы убедитесь, что формулировка плана является важным этапом для создания хорошего сочинения.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.
  1. Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

  1. Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
  2. Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
  3. Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
  4. Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
  5. Сочинение по литературе. Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
  6. Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Возрастные особенности

  1. Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
  2. Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.
  3. С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.
  4. Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
  5. Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.
  6. Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
  7. Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Обсуждаем с ребенком тему

Очень важно перед тем, как садится за написание сочинения, тщательно изучить предполагаемую тему, рассмотреть ее с разных сторон, прийти к определенным мнениям и выводам. Так, проводя свое обсуждение, вам необходимо учитывать следующие моменты:

  • описание причин, по которым данная тема понравилась малышу;
  • чем интересен сюжет произведения;
  • какие эмоции возникают у малыша в голове при прочтении данного произведения.

Польза плана

Дети с недовольством садятся писать сочинение, а тут еще и какой-то план от них требуют. Мой сын также не очень этому радовался. Проблема в том, что дети не понимают, в чем необходимость данного этапа в работе над сочинением.

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно.

Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано.

Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

Этапность обучения

Детки, которые учатся в 3 классе, уже знакомы с описанием творческих работ. Но, чтоб позволить своему ребенку писать качественное сочинение, необходимо придерживаться определенного плана действий. Если вы хотите улучшить уровень своего сына или дочки, можно делать следующее.

  1. Работа над темой. Предложите ребенку самому придумать, о чем будем написано сочинение.
  2. Учим формулировать идею. Задайте юному школьнику тему и попросите придумать разные варианты развития идеи.
  3. Составьте план к своему сочинению.
  4. Покажите ребенку, как необходимо собирать подходящий материал. Вам может понадобиться подборка глаголов и ключевых слов.
  5. Следующий этап — написание самого сочинения. Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой — писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки. Помните, сколько пунктов в плане, столько и абзацев в вашем сочинении.
  6. Педагоги рекомендуют не начинать вступление, а сначала заняться основной частью, самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы, написать вступление и заключение не составит труда.
  7. В заключительной части нужно передавать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.
  8. Не забываем подбирать цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею вашей работы.
  9. Проверка написанного сочинения сначала может проводиться ребенком. После того, как ваш сын или дочь пересмотрели написанное, прочитайте сами. Если имеются ошибки, выписывайте их в узкой части листа, которую для этого оставляли. Обсудите с ребенком эти помарки.
  10. Когда все проверено и утверждено, переходите к написанию работы в чистовой вариант.

У моего сына хорошо развита фантазия. Он любит писать сочинения, но всегда, увлекшись своей идеей, спеша изложить свои мысли на листе, допускает грамматические и орфографические ошибки. Поэтому без черновика нам никак нельзя.

Правила написания

Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

  • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
  • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
  • составить план написания сочинения;
  • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
  • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
  • внимательно читайте текст;
  • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
  • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
  • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
  • стройте план работы;
  • вкратце пишите наброски;
  • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты и изложения.

Рекомендации

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение, то для достижения данной цели необходимо следовать простым правилам.

  1. Никогда не пишите вместо своего ребенка. Очень важно позволить дочери или сыну самостоятельно проявить свои силы и творческое мышление.
  2. Объясните своему «ученику» необходимость составления плана, на основе которого и будет строиться его творческая работа.
  3. Обязательно использование черновика. Даже взрослый человек, который учится в высшем заведении, не станет писать сразу в чистовой вариант. Что уже говорить о малыше, который только пробует свои силы.
  4. Если мама замечает, что у ребенка появляются трудности, она может только помочь с решением конкретной ситуации, но не станет дописывать всю работу до конца.
  5. Почаще совместно читайте книги. После знакомства с произведением, предложите своему ребенку пересказать, что там происходило и высказать свое мнение по поводу изложенных событий или главных героев произведения.
  6. Не стоит поощрять желание ребенка переписывать готовые сочинения. Особо большим спросом списывание пользуется у учеников 5 класса. Важно, чтоб ваш малыш мог самостоятельно излагать свои мысли. Это будет положительно влиять на его развитие.
  7. Если у ребенка возникают трудности с концентрацией, стимулируйте его мыслительную активность, напомнив о каких-то деталях.
  8. Очень важно, чтоб ребенок правильно записывал тему и жанр сочинения. Нередки случаи, когда детям снижают оценку за то, что они рассуждают в своей работе вместо того, чтоб описывать картину происходящего.

Если вы вовремя научите ребенка, как нужно писать сочинения, будете следовать вышеизложенным рекомендациям, малыш без труда сможет справляться с любой темой, будет с легкостью осваивать новый материал и излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie.html

Поделиться:

Нет комментариев