Система обучения

В данной статье мы рассмотрим все виды систем дистанционного обучения в России, определим основные отличия от традиционной формы образования, выявим главные преимущества, а также узнаем о перспективах развития.

Содержание

Общее понятие

Система дистанционного обучения (СДО) – это программное обеспечение, предназначенное для удаленной формы образования, содержащее обучающие материалы для дальнейшей работы. Современный уровень прогресса позволяет изучать дисциплины через интернет, в любое удобное для ученика время, без личного контакта с преподавателем.

Такая форма используется как в свободном доступе интернета для любой категории людей и локации, так и в закрытом виде, с целью повышения квалификации в профессии, среди сотрудников организации. В этом случае информация будет защищена от посторонних лиц, не имеющих отношения к данной компании.

Благодаря удаленному обучению, любой человек имеет возможность поддерживать уровень своего образования, независимо от места жительства и других внешних условий.

Как появилась СДО

Создание системы дистанционного обучения складывалось на протяжении многих лет. Первое обучение на расстоянии возникло еще в XVIII в., когда британский ученый Айзек Питман, ведущий уроки по стенографии, решил сделать процесс дистанционным.

Через почту ученики получали от него материалы и сдавали свои результаты аналогичным образом. Эта идея дала свое развитие благодаря американской писательнице Анне Тинкор, которая таким же образом организовала обучение для женщин в 70-е годы.

Далее идею подхватили другие люди, и дистанционное обучение вошло в жизнь как обыденное явление.

Спустя некоторое время появились учебные программы, не подразумевающие связи с учениками. Они просто предоставляли учебный материал, которым могли пользоваться все желающие.

С появлением телефонии и телевидения возможности полноценного удаленного образования стали расширяться, и уже в 1969 году в Великобритании был открыт первый университет, предлагающий дистанционную систему обучения.

Когда в эру вошли персональные компьютеры, данная форма образования стала стремительно развиваться и не прекращает использовать инновации по сегодняшний день. Со временем внедрение систем дистанционного обучения распространилось по всему миру.

Особенности удаленного образования

Главное преимущество системы дистанционного обучения в ее доступности. Она подходит людям работающим и безработным, жителям населенных пунктов, где отсутствует возможность обучаться очно и тем, у кого элементарно нет времени посещать обычные занятия. Кроме того, СДО доступно людям со слабым здоровьем или имеющим какие-то физические ограничения.

Надо отметить, что система дистанционного обучения требует усидчивости и самомотивации, так как многие склонны забрасывать занятия, если от них не требуется отдача.

Также играет роль тот фактор, что многие курсы преподаются бесплатно, поэтому люди чувствуют меньше ответственности за свои результаты, ведь они ничего не теряют, если их успешность в обучении будет желать лучшего.

Они не обязаны посещать лекции, поэтому степень ответственности значительно падает сравнительно с формой обучения, которая предлагается в образовательном учреждении.

К основным плюсам СДО можно отнести следующее:

  • Весь учебный материал компонуется в одной электронной системе.
  • Простота управления и использования.
  • Легкая доступность к информации.
  • Индивидуальный график.
  • Возможно обучение в домашней обстановке или любом удобном месте, комфортные условия.
  • Выбор условий: платно/бесплатно.
  • Получение сертификатов, дипломов (в зависимости от вида и уровня обучения).
  • Индивидуальный темп.
  • Большой выбор дисциплин.
  • Множество курсов для новичков.

Минусы:

  • Необходимость в сильной мотивации.
  • Минимальная коммуникация.
  • Возможен недостаток практики.
  • Нет контроля над учеником.

Виды СДО

Учебный процесс может включать несколько методов подачи информации. Иногда во время уроков функционируют все рабочие элементы.

  1. Занятия в чате. Все участники обучения имеют возможность разбирать уроки посредством электронного общения, то есть получать советы, выражать свое мнение, обсуждать аспекты дисциплины и быть на связи с наставником.
  2. лекции. Подразумевают просмотр учебного конспекта с присутствием лектора в прямом эфире или в режиме записи.
  3. конференции – способ, при котором обучающиеся прослушивают лекции и семинары в аудиозаписи.
  4. Телеконференции. Часто применяются для подготовки рабочего персонала, когда оборудуют широкоформатную конструкцию для показа и устанавливают связь между лектором и аудиторией для общения. Все участники мероприятия видят друг друга.
  5. Веб-уроки. Могут проходить без присутствия лектора. Все желающие получают материал для изучения, просматривают слайды, прослушивают лекции, сдают тесты в режиме онлайн.

Формы дистанционной системы обучения можно также разделить на лекции, семинары, самостоятельную работу, учебные консультации. Они могут протекать в очном, заочном и свободных режимах, когда ученик независим от времени и места.

Сдо в россии

Использование системы дистанционного обучения – это способ аттестации, переподготовки персонала и обучения во многих компаниях. Это решает множество проблем.

Например, чтобы отправить сотрудника на тренинги, руководству не нужно заботиться о его перемещениях, ведь в любом семинаре он может поучаствовать прямо в пределах офиса, что значительно экономит расходы компании.

Кроме того, персонал имеет возможность проходить заграничные профессиональные курсы в рамках своей компании.

Программные продукты бывают свободными и коммерческими. Одни могут являться бесплатными, другие имеют необходимость в платной лицензии.

Перечень популярных систем дистанционного обучения в России:

  1. Lotus Workplace Collaborative Learning (создатели IBM). Система дистанционного обучения, предназначенная для корпоративного использования, с поддержанием 24 языков. Позволяет создавать конференции по всему миру с единой платформы, управлять учебными программами и распространять их. Интерфейс включает рабочий стол пользователя, объединяет пользователей в группы, интегрирует учет оценок и результатов обучения.
  2. E-learning. Данная система предлагает повышение квалификации, получение узкоспециализированных знаний, дает возможность проведения индивидуальных занятий, в том числе без отрыва сотрудника от основного рабочего места. Предоставляет комплексы практических занятий с мультимедийным содержанием. Включает: дистанционные программы, авторские проекты, вебинары, видеоконференции, социальные сети.
  3. WebTutor. Площадка для комплексной автоматизации бизнес-процессов. Гибкая настройка системы в зависимости от потребностей пользователей. Помимо дистанционного обучения включает другие возможности: тестирование сотрудников, информирование новостными сообщениями, проведение процедур оценки персонала, формирование электронной библиотеки и базы материалов, проведение семинаров.
  4. «Прометей». Обеспечивает полноценный процесс обучения. Достоинства: независимая проверка знаний, обеспечение эффективного взаимодействия филиалов с учебными центрами, включение традиционных форм обучения, возможность работы с многочисленной аудиторией.

Российская система дистанционного обучения предполагает несколько секторов использования:

  • Корпоративный.
  • В органах государственного и местного управления.
  • В структуре среднего и высшего образования.

Преимущества внедрения корпоративной СДО

Дистанционная система обучения позволяет:

  • Экономить время и финансы на командировки.
  • Осуществлять непрерывное от работы обучение.
  • Формировать статистику обучения персонала.
  • Повышать продуктивность работы.
  • Обеспечивать универсальное образование.

Структура

Успешное дистанционное обеспечение для образовательного процесса строится на 3 основных критериях:

  1. обучающего курса. Именно качество программы влияет на потребность и интерес аудитории. Правильно разработанный материал должен вызывать у учащихся чувство полноценного обучения. Некачественная подача может вызвать ощущение, что время потеряно зря и знания, которые требовались, так и не получены.
  2. Средства коммуникации. Связь между лектором и слушателями должна быть устроена на высоком уровне, иначе нить взаимодействия потеряется. Программа удаленного обучения должна иметь целый набор нескольких средств подачи информации для максимальной связи с аудиторией.
  3. Поддержка функционала и оперативное решение вопросов. Подготовка к вебинарам включает в себя настройку всех вспомогательных функций во время обучения. Если организатор не позаботится о технической стороне курса, он может потерять слушателей из-за программных ошибок.

Перспективы развития СДО

Перспективы развития образовательной системы дистанционного обучения довольно высоки и являются самой гуманистической формой, так как предполагают обучение человека независимо от его социального статуса, возраста и уровня аттестации предыдущего образовательного центра.

Таким образом, благодаря дистанционному обучению любой желающий может:

  • Подготовиться к поступлению в вуз.
  • Получить дополнительное, основное образование, профессию.
  • Обучаться во время основной работы.
  • Повысить квалификацию.
  • Получить зарубежное образование и т. д.

Перспектива развития данной формы образования существенно возрастает с каждым годом за счет увеличения спроса. СДО вмещает лучшие возможности образовательного процесса, не переставая дополнять их новыми инновациями.

Желающие обучаться все больше склоняются именно к этой форме, так как она подразумевает свободу действий, при этом содержит весь необходимый инструментарий для познания дисциплин. По оценкам экспертов, развитие системы дистанционного обучения не представляет никаких сомнений в прогрессивности.

Кроме того, многие корпоративные организации уже самостоятельно разрабатывают программы, которые внедряют в комплексное обучение своих сотрудников, а мощная технологическая и методологическая база являются настоящим трамплином для дальнейшего развития.

Факторы удаленного обучения

К факторам СДО относятся:

  1. Насыщенность обучения, обусловленная мультимедийной подачей информации.
  2. Использование видео, фото, презентаций, графиков, аудиозаписей. Повышают интерес к материалу и делают его разнообразным.
  3. Множество методов обучения. Среди них каждый участник выбирает свой.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Разнообразные способы проверки знаний.

Дистанционное обучение в системе образования имеет массу положительных возможностей. Например:

  • Получение образования в любой сфере деятельности.
  • Самостоятельное повышение уровня профессиональных знаний.
  • Самостоятельная организация процесса.
  • Обучение без привязки к определенному месту и времени.
  • Широкий доступ к знаниям.
  • Открытый доступ как к отечественным дисциплинам, так и зарубежным.
  • Минимальные финансовые затраты на обучение.

Итоги

В подведение итогов можно отметить, что дистанционная система обучения определяется довольно интересным способом развития человека. Множество образовательных школ предлагает свои услуги обществу, так как данная ниша обладает высокой популярностью. Уникальные возможности Сдо в россии вполне доказывают, что развитие дистанционного образования достаточно перспективно.

Источник: https://www.nastroy.net/post/distantsionnaya-sistema-obucheniya-sozdanie-razvitie-vnedrenie

Характеристика традиционной и развивающей систем обучения

В теории существует несколько подходов к классификации видов обучения. В данной статье будут рассматриваться две самые основные и часто применяемые: развивающее и традиционное обучение.

Система традиционного обучения

Данная система является на сегодняшний день одной из самых распространенных (например, в средних школах) и представляет собой получение навыков и знаний по схеме: изучение – закрепление – контроль – оценка результата.

Изучение – это разновидность обучения, которая обладает рядом недостатков, которые мы рассмотрим ниже, приравнивая их к другим видам обучения.

Традиционное обучение в настоящее время вытесняется другими видами обучения, поскольку определяются совершенно новые требования к процессу развития личности в школе.

Суть в том, что старая парадигма образования основывается на том, что есть возможность определить необходимый запас знаний для успешной жизнедеятельности с последующей передачей этой информации обучающемуся, уже изжила себя.

  • Во-первых, потому, что учителя сохранили тенденцию традиционной передачи информации, а не самостоятельного её изучения, повышая объем требований.
  • Во-вторых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, основываясь на содержание учебных дисциплин.
  • В-третьих, все попытки учителей рассмотреть другие варианты определения жизни учеников, а также обеспечить их нужной информацией только лишь усложняет учебный материал.

Всё это приводит к тому, что ученики испытывают сильные умственные перегрузки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, школам просто необходимо отказаться от информационной ориентации и перейти к личностной, преодолев при этом инертность традиционной системы обучения по каждой дисциплине. Этому служат дистанционное и развивающее обучение.

Термин “традиционное обучение” подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
  • учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

Развивающая система обучения

Сегодня школу захлестнула огромное число инноваций, среди которых именно развивающее обучение (РО) имеет стабильное положение и занимает одно из первых мест по значимости, а также по количеству ожиданий увеличения качества процесса образования.

Наряду с этим, технология и теория развивающего обучения далеки от завершения, в особенности, если применять его в среднем и старшем звене.

Помимо всего прочего, данное понятие находится в данный момент на уровне некоего расплывчатого образа, в связи с чем довольно не однозначно трактуется специалистами.

Одним из самых первых определений понятия связывается, прежде всего, с работами В.В. Давыдова:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Цитата

“…развитие представляет собой воспроизведение исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека”.

Смысл сказанного В.В. Давыдовым конкретизируется путем выделения двух основных типов мышления: теоретического и рассудочно-эмпирического. При этом, на основании изложения можно сделать вывод, что развивающее обучение сводится к формированию именно теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом:

Цитата

“Следовательно, теорeтическое мышлeние имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, – это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее и вне ее эти явления могут быть объектом лишь эмпирического рассмотрения”.

Несмотря на это, имеются и куда более упрощенные формулировки понятий.

Определение

Эмпирическое мышление – это ориентация на внешние, воспринимаемые чувственно свойства.

Если обобщить, то можно сказать, что оно выполняется на материале множества задач, а так же базируется на внешних признаках.

Определение

Теоретическое мышление – это способ ориентации, который обеспечивает выделение всеобщего для этого класса задач отношения.

Использование данного способа и способность выделить уникальные формы этого всеобщего отношения, то есть значимых отношений, которые необходимы для построения подклассов задач предложенного класса (содержательная группировка задач) – это рефлексивный уровень. Если человек дополнительно может предложить условия задачи совершенно нового подкласса решаемого класса, т.е. способен вывести уникальное отношение из всеобщего, то он выходит на синтетический уровень обобщения.

В дальнейшем, по мере развития технологии развивающей системы обучения, на первый план выходит еще одно понятие, как учебная деятельность. Освоение учебной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, это одна из главных задач развивающей системы обучения, как минимум, на уровне начальной школы.

С термином развивающее обучение мы не можем связать никаких конкретных систем развивающего обучения, поэтому понимаем его как некий учебный процесс, в котором вместе с передачей конкретных знаний, также уделяется немалое внимание процессу развития интеллекта человека. Он также направлен на формирование его знаний в виде организованной системы, и отработку когнитивных операций и структур в рамках этой системы.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/harakteristika_tradicionnoy_i_razvivayuschey_sistem_obucheniya/

На сегодня начальная школа работает по самым разнообразным педагогическим системам и программам.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше – “Школа 2000…” – “Школа 2100”, “Гармония”, “Начальная школа 21 века”…Что же реально они могут дать ребенку и в каком случае нужно отдать предпочтение именно им?

Все рассматриваемые ниже программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.

Итак, чтобы попытаться разобраться, что к чему, рассмотрим некоторые особенности 3-х систем образования.

 

В 1995 — 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.

Одна из важнейших задач этой системы — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Самостоятельность ученика в освоении материала, творческий подход к его постижению – вот основные принципы системы Занкова.

В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот – сначала даются примеры, а потом ученики самостоятельно делают теоретические выводы. Усвоенный материал проверяется как обычно – контрольными и отметками.

Система обучения персонала: построение, внедрение, совершенствование

Квалифицированный персонал — ценный ресурс, в котором каждая компания нуждается на всех этапах своего существования. С помощью хорошо обученных и подготовленных специалистов можно заниматься реализацией самых амбициозных проектов и демонстрировать рентабельность даже в условиях жестокой конкуренции.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществляется разработка системы обучения персонала компании;
  • что представляет собой оценка системы обучения персонала и для чего она нужна;
  • какими методами осуществляется совершенствование системы обучения персонала организации.

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 HR-документов

Положение об обучении персонала

Бланк приказа о направлении сотрудника на обучение

Положение о кадровой политике

Положение об аттестации сотрудников

Договор на оплату обучения сотрудника

Приказ о направлении сотрудника на обучение

Приказ о направлении сотрудника на краткосрочный семинар в той же местности

Как строится система обучения персонала в организации?

Четко и грамотно организованная работа с персоналом помогает компании динамично развиваться, планомерно достигая поставленных целей.

Чтобы система обучения персонала приносила хорошие плоды, необходимо точно формулировать задачи, которые она преследует, рационально планировать учебные мероприятия и назначать лиц, ответственных за их проведение, а также выделять на подготовку кадров ресурсы в требуемом количестве.

Опытные руководители знают, что организация системы обучения персонала всегда требует значительных затрат (в том числе финансовых). Поэтому следует заранее определиться с общей концепцией системы обучения и разработать схему взаимодействия с сотрудниками в рамках внедряемой программы: это позволит избежать хаоса и повысит эффективность кадровой работы.

В большинстве случаев организация системы обучения персонала сводится к шести основным последовательным этапам:

  • определению главных целей и задач обучения работников (на этом этапе формируется политика руководства компании в области развития персонала и выбираются направления, в которых будет осуществляться работа);
  • детализации потребностей в обучении на уровне структурных подразделений (выясняются качественные и количественные потребности в сотрудниках по каждому подразделению, диагностируется состояние уже имеющихся человеческих ресурсов);
  • разработке плана развития персонала на конкретный период и составлению заявок на обучение сотрудников каждого структурного подразделения;
  • выбору методов, видов и форм обучения;
  • формированию и утверждению бюджета обучения;
  • разработке учебной программы и выбору организации, которая будет осуществлять обучение работников компании.

Корпоративная система обучения и развития персонала: кому это выгодно?

Небольшие компании, не располагающие достаточным количеством средств для обустройства собственного учебного центра, обычно перекладывают функции по проведению обучающих мероприятий для персонала на специализированные центры. Досконально изучив рынок образовательных услуг, можно выбрать надежного исполнителя и получить желаемый результат.

Если рассматривается система обучения персонала на примере больших компаний, гораздо более частым явлением становятся корпоративные обучающие центры. Крупные работодатели могут позволить себе содержание собственного учебного подразделения, занимающегося подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров для других отделов и филиалов.

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «Оптимизация HR-работы».

Корпоративная система обучения персонала — весьма сложный проект, требующий крупных и регулярных финансовых вливаний. Но при этом она имеет неоспоримое преимущество перед передачей полномочий по обучению кадров внешним исполнителям: квалификация работника, прошедшего подготовку внутри компании, будет максимально соответствовать ее непосредственным потребностям и задачам.

К сожалению, никто не может гарантировать, что система обучения персонала в организации не станет удобной «кузницей кадров» для других работодателей.

Высококвалифицированный работник становится более привлекательным объектом для переманивания посторонними компаниями.

Чтобы этого не происходило, система обучения персонала должна быть максимально адаптированой к узкой специализации конкретного структурного подразделения компании.

Оценка и совершенствование системы обучения персонала

Как работодатель, выделяющий деньги и другие виды ресурсов на подготовку квалифицированных кадров, может убедиться в том, что система обучения персонала в организации функционирует эффективно? Только посредством оценки результативности обучения, которая поможет выяснить, насколько подготовка сотрудников соответствует изначально заданным работодателем критериям. Соотнеся полученные результаты с объемами ресурсов, которые потребляет система обучения персонала на предприятии, можно оценить отдачу от инвестиций в квалификационное развитие сотрудников.

Получить объективную оценку непросто, поскольку приходится оценивать и экономический, и мотивационный, и другие эффекты, которые обеспечивает система обучения персонала на предприятии. Поэтому зачастую оценки результатов обучения носит комплексный характер и включает в себя следующие критерии:

  • образовательный (рост квалификационного уровня сотрудника, получение новых знаний, умений, навыков);
  • мотивационный (удовлетворенность сотрудников тем, что работодатель их ценит и вкладывает средства в развитие; улучшение психологического состояния);
  • экономический (материальная отдача от вложенных в обучение сотрудников средств);
  • поведенческий (изменение поведения работников после курса обучения);
  • производственный (улучшение результатов и рост производительности труда).

Чем значительнее формализована система обучения персонала на предприятии, тем проще оценить результаты ее внедрения.

Оптимальным вариантом документа, регламентирующего все учебные процессы и мероприятия, считается «Положение об обучении и развитии персонала», которое, в частности, закрепляет процедуру оценки эффективности системы обучения и устанавливает механизм закрепления обязательств сторон (работодателя и работника).

Если оценка выявила, что система обучения персонала работает неэффективно, необходимо усовершенствовать процесс подготовки и переподготовки кадров, сделав его более рентабельным. Иногда разработка системы обучения персонала, демонстрирующей неплохие результаты, занимает не один год.

Совершенствование системы обучения персонала может осуществляться за счет внедрения новых информационных технологий, привлечения профессиональных консультантов, разработки плана совместной деятельности руководящего состава с целью реализации единой политики развития кадров, социального стимулирования сотрудников, пересмотра форм и методов обучения и так далее.

Каждая компания выбирает наиболее соответствующие ее целям и финансовым возможностям варианты: в некоторых случаях уместна система непрерывного обучения персонала, в других — организация краткосрочных курсов, посвященных новым приемам труда и перспективным производственным технологиям. Чтобы организация системы обучения персонала доставляла минимум проблем, а работа с кадрами приносила максимальную отдачу, читайте материалы по теме в журнале «Директор по персоналу» и применяйте полезные знания на практике:

Нестандартные методы обучения персонала

Как внедрить автоматизированную систему обучения?

Создаем систему обучения

Бюджет на обучение персонала

Каждый месяц – несколько десятков статей, исследований, комментариев экспертов на актуальные темы. Подпишитесь и получите доступ к HR-сервисам и бонусам, среди которых есть такие востребованные, как бесплатное обучение. Подписаться >>

Источник: https://www.hr-director.ru/article/64282-red-qqq-15-m7-sistema-obucheniya-personala-postroenie-vnedrenie-sovershenstvovanie

Школьное образование многими воспринимается как нечто традиционное, консервативное. Каждая реформа в этой системе вызывает множество споров. Но если бы педагогика, в частности ее дидактический раздел, не развивалась, то нынешняя жизнь была бы совершенно иной.

Еще два столетия назад половина учащихся испытывала трудности в овладении грамотой, а пятая часть детей вообще признавалась необучаемой из-за неудобного слогового метода. Разработка и применение звукового обучения чтению создала своеобразный рывок успеваемости и до сих пор стоит на вооружении в наших школах.

Но не только совершенствование методов заставляет образовательную систему меняться, коррективы вносит сама жизнь. За последний век распространение грамотности и создание новых технологий совершили настоящую информационную революцию. Появляются новые профессии, отмирают некоторые старые.

Все труднее встретить человека, которому в течение жизни не пришлось бы менять род деятельности. Это обесценивает образование как просто набор сведений, усвоение которых закончилось вместе с получением диплома.

Чтоб достичь определенных высот, нужно развивать способность решать нестандартные практические задачи, опираясь на логику и имеющиеся знания.

Для начала стоит сказать несколько слов о самом создателе системы. Леонид Владимирович Занков — выдающийся советский психолог и педагог, начавший свой трудовой путь в сельской школе и посвятивший всю жизнь работе с детьми. Большинство его работ связано с механикой памяти и психологией школьников.

Разработанная им система направлена на общее развитие ребенка, его ума, воли и эмоциональной сферы.

Большое значение отводится самостоятельной работе и вниманию к индивидуальным особенностям ученика.

Для системы Занкова характерны высокий темп, рассмотрение объектов с нескольких сторон, что подразумевает междисциплинарность и формирование целостной картины мира, и активный диалог с учениками.

Достоинства

  • Каждый ребенок является отдельной личностью. Если в традиционной системе большая часть обучения представлена в виде потока информации, который нужно усвоить и воспроизвести детям, то у Занкова упор делается на сотрудничество учителя и ученика. Задача педагога состоит не в том, чтобы просто дать какие-то теоретические знания, а научить ребенка основам  анализа и синтеза информации. Это обстоятельство помогает в том числе и организовать индивидуальный подход к каждому ученику, не уравнивать всех до средней успеваемости, а тянуть слабых за сильными.
  • Система подразумевает уважительное отношение к ученику, отсутствие отметок за незнание и неумение в процессе обучения, дает ребенку возможность раскрыться и уверенно проявить себя в самостоятельной деятельности и коллективной работе.
  • Развивает творческие способности. Очень многое построено на наглядности. Кроме того, формирование эмоциональной и эстетической составляющих является неотъемлемой частью общей системы.
  • Большая часть коллективной работы построена на обсуждении, которое заслуживает любая тема во всех мелочах. Закладываются навыки логического диалога, формируется критическое мышление.
  • Учит ребенка мыслить логически, рассуждать и искать нестандартные решения. Не дается тема, просто состоящая из определенных фактов, а некоторая часть теории постигается учеником самостоятельно. Происходит это благодаря обучению в форме диалога, при котором объект рассматривается со всех сторон и задается вектор рассуждений, и множеству практических задач.

Недостатки

  • Высокий темп и уровень трудности подходит не для всех детей. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, и универсальной системы обучения абсолютно для всех нет. Некоторые школьники, не справившись с программой по Занкову, показывают неплохие результаты при обучении по традиционной системе.
  • Это же обстоятельство предполагает определенную подготовку ребенка к школе. В системе Занкова уделено внимание специальным программам для дошкольных учреждений. При этом основная система разрабатывалась только для начального этапа школьного обучения. Существуют учебники для отдельных дисциплин среднего звена, но законченного систематизированного комплекса все же нет. После окончания начальной школы ребенку неизбежно придется адаптироваться к другой программе.
  • Многие жалуются на скудную теоретическую часть. Действительно, по сравнению с традиционной системой, где львиная доля часов отдана на последовательное закрепление материала, у Занкова отведено много времени практическому применению знаний, причем это не просто решение по образцу, а подчас довольно сложные задания. Стремление задать высокую планку и научить продуктивному мышлению приводит к тому, что некоторые задачи способны поставить в тупик и родителей.
  • Высокие требования к педагогу. Полноценная работа системы возможна только при особом содействии в классе. Учитель должен, не теряя своей руководящей роли, увидеть в своих учениках не объект, а полноправный субъект обучения. Это предполагает взаимное уважение, отсутствие авторитарности и отказ от сравнительного оценивания между детьми — оценивать следует лишь развитие школьника, его собственные успехи, достигнутые на разных этапах.
  • Авторские образовательные системы — достаточно спорный вопрос. Нередко они на практике оказываются почти невыполнимыми или слишком специфичными. Система Занкова впервые нашла применение еще в советские годы и за 60 лет доказала свою эффективность настолько, что стала частью ФГОС Российской Федерации.

Источник: https://plusiminusi.ru/sistema-obucheniya-zankova-chto-eto-plyusy-i-minusy/

Система дистанционного обучения: общий обзор

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что такое система дистанционного обучения (СДО)?
  • Основные части СДО
  • Преимущества и недостатки СДО
  • Перспективы развития в условиях современного рынка
  • Кому будет полезно внедрить СДО?

Что такое система дистанционного обучения?

Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

СДО предоставляет следующие возможности:

  1. Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).
  2. Проверка знаний и навыков.
  3. Анализ обучения и оценка результатов.
  4. Предоставление контента и программ.
  5. Архив учебных материалов.

Безусловно, в каждой компании или организации свои потребности в решении задач дистанционного обучения. Чтобы понять, какая система необходима, надо оценить все предоставляемые на рынке СДО. Только после этого можно приступать к интеграционным процессам внутри компании.

Основные части СДО

Как правило, дистанционное обучение разбивается на три основных блока, которые обладают специальным функционалом. Речь идет об управлении учебного процесса, взаимодействие между пользователями и разработке учебных материалов.

https://www.youtube.com/watch?v=JWyrfa0PgMM

Окно разработки нового материала в системе дистанционного обучения Teachbase

У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:

  1. Определение компетенций.
  2. Автоматизированное составление учебного материала.
  3. Организация СДО и управление аккаунтами.
  4. Запись деятельности.
  5. Техническая поддержка.
  6. Формирование результатов обучения.
  7. Сравнительный анализ обучения.

К блоку взаимодействия участников можно отнести основные средства организации:

Основное окно курса, которое видят пользователи системы дистанционного обучения Teachbase

  1. и аудио связь.
  2. Мессенджер.
  3. Wiki.
  4. Личный кабинет.
  5. Блог.
  6. Специализированные форумы и многое другое.

К последнему блоку относится разработка учебного контента. Этот блок решает большое количество задач при помощи инструментов в виде тестов, проверочных заданий и мультимедийных курсов. В данном случае многое зависит от качественного программного обеспечения.

Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.

Преимущества СДО

Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:

  1. Вся информация в одном месте. Учебные материалы можно собрать в одном месте, исключив использование дисков и других носителей. К тому же такой подход облегчает обучение и сокращает вероятность потери данных.
  2. Свободный доступ к необходимому контенту. Курсы e-Learning можно проходить не только через персональные компьютеры, но и смартфоны и другие гаджеты. Вся информация находится на удаленном сервере.
  3. Анализ процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, СДО дает возможность отлеживать курс и гарантировать его прохождение. Если пользователь не усваивает информацию, то можно порекомендовать другие ресурсы для изучения, чтобы повысить продуктивность обучения. Практически все СДО автоматически формируют отчеты и указывают на ошибки студентов. В любой момент можно внести корректировки в модуль.
  4. Минимальные расходы. Когда речь заходит о традиционном обучении, то всегда нужно учитывать такие нюансы, как командировочные расходы, аренда помещения и др. Система дистанционного обучения поможет избавиться от этих проблем, сократив расходы на организацию курсов в режиме реального времени.
  5. Высокая эффективность. СДО позволяет убрать все неважные компоненты в обучении, оставив базисную информацию. Студенты сами вправе выбрать любой раздел курса, чтобы освоить его за короткое время. Кроме всего прочего, пользователи сразу же могут проверить свои знания, пройдя тест, экзамен или специальный тренажер.
  6. Учет всех требований. В связи с тем, что в каждой компании или организации существуют свои нормы и правила, онлайн курсы подстраиваются под нормы, утвержденные руководством. Всегда можно оперативно внести новые стандарты, если того пожелает начальство.
  7. Обновление материалов. Научные работы постоянно обновляются, поэтому нужно вовремя вносить изменения в учебный курс. СДО дает такую возможность, студенты получают последние научные доказательства, не упуская из вида важную информацию.
  8. Интеграция с различными сайтами, форумами и соцсетями. Система быстро и легко интегрирует e-Learning в социальные сети (, , , LinkedIn). Чем больше задействовано веб-площадок, тем чаще онлайн-курсы будут у всех на слуху.

Недостатки СДО

Помимо очевидных плюсов, существуют некоторые минусы СДО, которые необходимо знать каждому, кто собирается пройти онлайн-курсы.

  1. В связи с тем, что e-Learning проходит удаленно, возможности очного общения между преподавателем и студентами нет. В данном случае индивидуальный подход к обучению отсутствует.
  2. Дистанционное обучение требует от студентов жесткой самодисциплины, однако это все зависит от учащегося.
  3. Чтобы постоянно находиться в образовательной среде, необходима качественная техническая оснащенность, которая имеется не у каждого пользователя.
  4. Нехватка практических занятий.
  5. Нет дополнительных стимулов и постоянного контроля над студентом.
  6. Если у специалистов не хватает квалификации, то обучающиеся программы могут быть некачественно разработаны.
  7. Студент может изложить свои знания только в письменной форме, словесная форма отсутствует.

Кому будет полезно внедрить СДО?

Перед тем как внедрить инновацию, необходимо посмотреть обзор систем дистанционного обучения.

Лучшего всего составить список и ответить на вопрос, зачем нужна СДО предприятию или организации? К примеру, система будет идеальным вариантом для учебного заведения, так как это поможет расширить количество курсов, студентов и сэкономить время на обучение. При этом можно привлечь новых преподавателей и создать единую платформу.

Владельцы крупного бизнеса смогут по достоинству оценить ряд преимуществ СДО для корпоративного обучения. Во-первых, это материальная выгода, а во-вторых – единый стандарт для всех сотрудников компании.

Используя дистанционное обучение, руководство самостоятельно сможет отслеживать результаты обучения, регулировать интеграционные процессы и оценивать успеваемость.

Интеграция системы дистанционного обучения даст возможность повысить качество работы специалистов, улучшив взаимоотношения между менеджерами и рабочими.

04.07.20182018-07-042 051 Владимир Щербаков

Источник: https://teachbase.ru/learning/sovety/sistema-distancionnogo-obucheniya-obshij-obzor/

Поделиться:

Нет комментариев