Развитие личности

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением.

Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе.

Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Источник: https://HeadLife.ru/formirovanie-lichnosti/

Развитие личности — это куда?

Давно собиралась написать о развитии личности и все не знала, с чего начать… Придется начинать с краю. Развитие многие считают такой ценностью, даже на вопрос о смысле жизни часто отвечают, что он — в развитии. А чего развитии? — личности, вестимо. Но что же такое это загадочное развитие личности? Вам понятно? Мне — не очень.

Что ведь только не подразумевают под развитием личности: и развитие каких-то качеств и навыков, и самореализацию, и достижение целей… Все это замечательно, но не факт, что это и есть искомое развитие личности. В этом вопросе все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Например, не совсем ясно:

  • Что именно развивать?
  • Каковы критерии развития личности — чем оно отличается от деградации?

Что такое Личность мы уже однажды пытались выяснить — с личностью тоже все не просто, но сегодня о развитии. Как правило, развитие личности связывают с самореализацией.

А для самореализации тренеры успеха и личностного роста первым делом предлагают нам заглянуть в себя и определиться со своими желаниями и целями в жизни.

 Прекрасный совет! Но если прислушаться к себе и своим желаниям, то перед нами предстанет очень пестрая картина. Чего только мы не хотим к чему только не стремимся!

  • Мы хотим богатства и престижа в обществе
  • Мы хотим любви и понимания
  • Мы хотим пользоваться успехом у противоположного пола
  • Мы хотим ярких и интересных событий в жизни — чтобы было не скучно
  • Мы хотим покоя и беззаботности
  • Мы хотим поймать за хвост птицу удачи — чтобы «все получалось»
  • Мы хотим радости и удовольствия от жизни — всегда
  • А еще — вон ту сумочку 🙂

Конечно, это очень общий список — скорее список мотивов, чем собственно желаний. У каждого человека они представлены по-своему, и могут быть оформлены в уже конкретные желания или цели.

Например, «хочу в будущем году: купить новую машину / похудеть на N кг / выйти замуж / отдохнуть на море /съездить в Париж/ достичь внутренней гармонии / наладить отношения с окружающими (с мужем, детьми, начальником) …»

Отлично! С желаниями определились, цели поставили, изучили способы их достижения — в ассортименте: от тайм-менеджмента до визуализации — и можно приступать к делу. А после достижения этих целей, мы поставим новые и будем стремиться к ним…

Но вот вопрос — будет ли это способствовать развитию нашей личности? Предположим, что у нас все получается, и мы успешно достигаем всех поставленных целей. В процессе этого мы даже совершаем определенную работу и развиваем некоторые качества характера — а значит, меняемся и двигаемся. Разве это не развитие личности? Оказывается, совсем не обязательно.

Миф о прогрессе и развитие личности

Всякое ли движение — движение вперед, то есть развитие? Например, развивается у человека невроз, алкоголизм, раковая опухоль — это развитие? Или он, забыв обо всем, совершенствуется в прохождении компьютерных игр, читает стопки бульварных романов, совершенствуется в бесцельном шатании по соцсетям… Думаю, вы согласитесь, что развитием личности это назвать сложно.

Казалось бы, все понятно — о чем тут говорить? Было бы не о чем, если бы в нашем сознании не засела накрепко фантастическая идея прогресса. Миф о прогрессе придуман совсем недавно — в эпоху Просвещения.

В самых общих чертах он гласит, что человечество / наука / цивилизация / природа неуклонно развивается. Движение признается только вперед — условно «вверх,» а то, что оно может быть и назад, и вбок, и по замкнутому кругу, игнорируется.

Гарантом развития в этом случае выступает просто течение времени, доказательством — происходящие изменения.

Говорить о эволюции и развитии цивилизации мы здесь не будем — у нас ведь речь о развитии личности, правильно? А беда наша в том, что миф о прогрессе в нашем сознании перенесен и на жизнь каждого человека, на нашу жизнь.

 Где-то в глубине души мы убеждены, что если мы живем, то непременно развиваемся, даже ничего для своего развития не делая — это происходит само собой.

Чем мы старше становимся — тем «развитее», лучше, совершеннее… А если еще и усилия прилагать для познания — освоения чего бы то ни было, то наше развитие пойдет просто семимильными шагами. Знакомо?

На этом полусознательном убеждении современного человека успешно спекулируют различные эзотерические учения, тренинги личностного роста и даже реклама товаров.

Они вещают нам, что «у каждого свой путь»- каждый человек уникален, а значит, путь у него тоже — уникальный! И мы уже не задаемся вопросом куда ведет этот наш путь, будучи уверены, что любой путь — вперед, в «светлое завтра» — к чему-то непременно лучшему.

Человек с глубоко засевшим в сознании мифом о прогрессе становится всеядным и абсолютно дезориентированным.

Ибо, какие могут быть ориентиры, если он уверен, что любое движение — это движение вперед, и все — к лучшему? Какие могут быть ценности, если любой путь хорош, и все пути одинаково хороши? Но, если бы все это было так, то человечество давно бы уже превратилось в общество полубогов, а мы наблюдает скорее обратную картину… Впрочем, о нравственном релятивизме мы тоже уже говорили.

Двойственность человека и развитие личности

Не будем спорить с тем, что каждый человек уникален, а тем более уникальна личность, и соответственно, развитие личности включает в себя и реализацию этой самой уникальности.

 Но вот какая незадача — во-первых, человек не только уникален, но и одновременно является носителем смыслов /стереотипов/желаний, характерных для всего человечества, а особенно, для его родителей и конкретного общества, в котором он живет.

А во-вторых, известно, что человек — существо двойственное. Внутри него живут не одна, а две тенденции — его тянет одновременно вверх и вниз. Дедушка Фрейд называл это силами Эроса и Танатоса. Человек стремится одновременно к росту и к покою, к жизни и к смерти, его привлекает и добро и зло, его мотивы могут быть определены потребностью в развитии, а могут — совсем другими вещами…

Эрих Фромм вообще называл эти наши противоположные наклонности некрофилией и биофилией. Страшно звучит? А за этими словами он подразумевал вполне обычные вещи.

Признаки некрофильского характера, например, повышенная любовь к порядку, почтение к традициям, повышенное внимание к болезням, страсть к обладанию вещами, любовь к технике, функциональное отношение к людям, даже увлечение фотографией…

Некрофил воспринимает реально только прошлое, но не настоящее и не будущее. В его жизни господствует то, что было (т. е. то, чего уже нет, что умерло): учреждения, законы, собственность, традиции, владения.

Короче говоря, вещи господствуют над человеком; «иметь» господствует над «быть», обладание — над бытием, мертвое — над живым.

 В личностном, философском и политическом сознании некрофила сохраняется святое почтение к прошлому, ничто новое не имеет ценности, а резкие перемены воспринимаются как преступление против «естественного, природного» хода вещей.

(Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности)

Знаете таких людей? А сами, случайно, этим не грешите? В противоположность такому устроению психолог ставит биофилию:

Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек.

Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать старое. Он больше ориентирован на бытие, чем на обладание.

Он в полной мере наделен способностью удивляться, и потому, быть может, он стремится лучше увидеть что-то новое, нежели подтверждать и доказывать то, что давно известно. Приключение для него важнее безопасности.

Он стремится творить, формировать, конструировать и проявлять себя в жизни своим примером, умом и любовью. Он не «ловится» на приманку рекламы и не покупает «новинок» в пестрых упаковках, он любит саму жизнь во всех ее проявлениях, отличных от потребительства.

(там же)

В каждом из нас присутствуют обе тенденции — в силу двойственности человека. Однако, общая направленность личности обычно одна, потому что человек — существо цельное. Вот такая диалектика 🙂 Ну и что же мы будем развивать, заботясь о развитии личности?

Если мы будем развивать свои некрофильские наклонности, то можем достичь много из списка с начале статьи, но это никак не может быть развитием личности — ибо будет, в конечном итоге, стремлением к смерти. А смерть с развитием как-то плохо совмещается, согласны? Кстати, списочек запомните — он нам еще пригодится.

Оказывается, развитие личности — не такой уж и простой вопрос… Но кое-что уже вырисовывается, а главное, появилась пища для размышлений. На этом на сегодня закончим. Продолжение размышлений читайте в статье о самоактуализации личности. Не забудьте подписаться на обновления и высказать свое мнение — что вы думаете о развитии личности и о двойственности человека?

Источник: http://myempeiria.ru/psixologiya-i-filosofiya/razvitie-lichnosti-eto-kuda/

Развитиеличности ребенка начинается с раннего детства.

В раннем детскомвозрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит отпринятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает – сотрудничество,доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик,наказание. Это будет определяющим.

В результатескладывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегосяпризнать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося отответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного,капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства дляформирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. Ив этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередкомистифицировали.

Вдействительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизнинаходится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесьбольшую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, егонервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в нейсложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Условия развитияличности дошкольников

Воспитаниеребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, “подруководством” воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности.

Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазыинтеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже междулюбыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развитияличности.

В психологии давно был установлен факт “кризиса трехлетних”,через который проходят многие малыши.

Дошкольныйвозраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемуювоспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне сродителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этогопериода.

Адаптация – усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями ивоспитателями поведения. Индивидуализация – стремление каждого ребенка найти всебе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видахсамодеятельности, либо в шалостях и проказах.

При этом дети ориентируются нестолько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц.

Интеграция – согласованность стремления обозначить свою неповторимость иготовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшейдля них задаче – обеспечить ему безболезненный переход на новый этапвоспитания, – третий период развития личности.

Формирование нравственныхкачеств личности

нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущностьнравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этогопонятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходиморазличать.

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в общественорм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферахжизни и деятельности.            Нравственностьчеловека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек,связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовкивесьма важны для педагогики.

Формирование нравственности, или нравственнойвоспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требованийв знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.

Ночто означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведениюличности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений,предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различныхсферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другимилюдьми.

Мораль обществаохватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можночетко представить содержание воспитательной работы по формированиюнравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формированиеследующих моральных отношений:

А) отношение кполитике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ;правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; пониманиеморальных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии исвободе народов;

Б) отношение кродине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальнойи расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культурамежнациональных отношений;

В) отношение ктруду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплинытруда;

Г) отношение кобщественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении иумножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения клюдям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, заботао семье и воспитании детей;

Е) отношение ксебе: высокое сознание общественного долга; чувство   собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждоеиз перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований,которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни иповедения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержаниенравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большуюмногогранность.

Но длянравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в егосодержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считатьнравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущностьнравственности вообще.

При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведениии жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их.

Но можновыполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою“нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться другихпреимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть нечто иное, как лицемерие.

При малейшем изменений обстоятельств и жизненныхусловий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску иначинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условияхобновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободыобщества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной,чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешнимобщественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру,справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно этоимел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать;нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобыего держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственнымнужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования мораливыступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные ипривычные формы поведения.

Говоря точнее, в своем истинном значениинравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемымтолько внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных вобществе моральных норм и правил.

Она есть не что иное, как внутреннийкатегорический императив личности, в качестве побудительных сил котороговыступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания,взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.

Макаренко большое значениепридавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник вотсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственностиможно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннегопобуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственныевзгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих импривычек поведения и   составляетглубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысленравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с еесовестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннемураскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов.

Совестьи раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы еенравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этихличностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишетЧингиз Айтматов, – одно из великих достижений человеческого духа – в наши днидискредитировано.

Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мирасовременного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния,без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – вдействиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”.

Все этопоказывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ееморальной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремленияк моральному благородству.

Фактор – движущаясила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее кдействию.

Факторы, влияющиена развитие личности:

-наследственность;

-среда;

-воспитание;

-деятельность.

Развитиечеловека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием факторанаследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ– это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которыепередаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологическиепризнаки, темперамент, характер, способности).

Человек отрождения несет в себе определенные органические задатки, которые играютсущественную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, какдинамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – теусловия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3видов:

– биологическая(климат);

– социальная (общество);

-педагогическая(учителя, семья, коллектив).

Среда как факторразвития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможностьвидеть социальные явления с разных сторон.

Ее влияние но­сит, как правило,стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечноже, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолироватьребенка от среды нельзя.

Всякое стремление взрослых оградить от социальнойсреды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания идр.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды наформирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишьв степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизироватьего, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения сосредой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новаяступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи совзрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

ВОСПИТАНИЕ –целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступениразвития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качествеосновного, определяющего фактора ее развития.

Особенностивоспитания как фактора развития личности:

в отличие от первых двух факторов оновсегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего)характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научнообоснованным программам.;

– оно всегдасоответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в которомпроисходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегдаимеются в виду положительные воздействия;

– воспитательныйпроцесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приноситощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –форма бытия и способ существования человека, его активность направленная наизменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Наследственность,среда, воспитание эти факторы привсей их значимости и необходимости все же не обеспечива­ют полноценногоразвития ребенка, т.

к все они предполагают воздействия, не зависящие от самогоребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не можетизменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но человекобладает удивительной особенностью –активностью. Активность проявляется в познании мира. Именно активностьпозволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом,активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимогоусловия и пред­посылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы разныевиды деятельности:игру, труд, учение.

Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворениекаких-то потребностей: игра наудовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которойневоз­можно реальное действие; труд- на удовлетворение по­требности в полученииреального результата, в самоут­верждении, учение на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Рассмотренные факторыобеспечиваютразвитие ребенка как человеческого существа.

Таким образом, развитие личности это процесс, подчиненный определенным, вполне объективнымзакономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология невидит в личности лишь точку приложения внешних сил.

За личностью остаетсявыбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право напоступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, невозлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений.

Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи ипредставляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитиеличности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский,”единомножия”, включающего четыре формы субъектности: субъектавитального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения исубъекта самосознания.Иначе говоря,становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу,присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других,проявляя себя перед самим собой. 

Источник: https://sites.google.com/a/soe.uspi.ru/pedagogika-rannego-detstva/home/razvitie-licnosti

Процесс формирования и развития личности человека

Всем известно, что на развитие человека во всех сферах может повлиять множество факторов. Все люди растут в индивидуальных условиях, совокупность которых определяет характерные черты личности каждого из нас.

Человек и личность

Такие понятия, как личность и человек, имеют ряд отличий. Человеком называют с рождения, это больше материальная характеристика. А вот личность, по своей сути, представляет понятие более сложное. В результате развития человека происходит его становление как личности в социуме.

Личность – это моральная сторона человека, которая подразумевает под собой все разнообразие качеств и ценностей индивидуума.

На формирование личностных качеств оказывают влияние семья, детские сады и школы, круг общения, интересы, финансовые возможности и многие другие факторы, подробнее о которых будет говориться дальше.

Процесс формирования личности человека

Естественно, что начало формирования в человеке его личности начинается, в первую очередь, с семьи. Воспитание и влияние родителей в большей степени находят отражение в поступках и мыслях ребенка. Поэтому к воспитанию молодым матерям и отцам стоит подходить ответственно и целенаправленно.

Читайте далее:  Психология развития личности – 5 этапов развития человека

Если воспитанием занимаются не сами родители, а кто-то из близких родственников, или вовсе посторонний человек, это тоже отразится на состоянии личности человека. При таком отношении ребенок может чувствовать себя покинутым и ненужным, что может ожесточить его поведение.

Образовательные институты тоже несут ответственность за формирование особенностей человека. Огромную часть своей жизни ребенок проводит в школе, при этом на него еще можно достаточно легко повлиять. В силу того, что в детском возрасте еще не сформировано большинство понятий о мире и поведении, любая мелочь может повлечь за собой череду изменений.

Особенности развития личности

Для того, чтобы человек смог назвать себя личностью, должно пройти много событий. Этот процесс является достаточно сложным. Можно сказать, что формирование личности начинается с рождения и не заканчивается всю оставшуюся жизнь.

В процессе развития важно раскрыть и понять свой внутренний мир, проявить себя в деятельности, открыть в себе особенности, которые помогут в жизни.

Данный вопрос является интересным, что объясняет большое количество исследований. В ходе изучения формирования личности были определены достаточно важные закономерности. Все они отображают тесную связь развития с его результатом, а также с причинами, которые повлияли на это.

Другие глубокие исследования личностного роста озвучили, что определяет характер человека определенные условия внешнего и внутреннего мира. Если с внешними факторами разобраться не сложно, то внутренние представляют большую загадочность.

К таким факторам относится психологическая составляющая организма. У каждого человека есть свои врожденные и приобретенные особенности психики. Также под этим понимают и физиологию, а именно физическая подготовка человека, здоровье, состояние разных органов и систем, наследственность.

Как внешние, так и внутренние особенности тесно связаны между собой, что приводит к взаимному влиянию. При изменении внешнего окружения человека, могут происходить определенные метаморфозы и с его внутренней составляющей. В некоторых случаях это может приводить к серьезным изменениям.

Социальное развитие личности

Человек каждый день вынужден находиться в обществе, таким образом, поддерживать общественные связи. Ежедневно происходит общение с разными людьми при различных обстоятельствах, что отражается на личности. Социальный компонент жизни отражается на психическом развитии, формировании духовных ценностей и, что наиболее важно, на интеллекте человека.

В человеке должно определяться сознание и самосознание. Как личность, должна появиться способность на самостоятельное обдумывание и принятие решений. Если в человеке это нашло отражение, то его будут считать личностью.

Общество может определять личностью человека, который способен осмысливать и применять имеющийся общественный опыт.

С другой стороны, необходимо и самому приносить вклад в развитие этой системы, а именно в сферу духовности и материальных ценностей. Для этого и необходим личностный рост и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

С давних времен между философами и учеными ведутся споры по вопросам и особенностям формирования личности. Однако стоит признать, что этот процесс еще недостаточно осмыслен и изучен.

Формирование человека можно описать как процесс, который невозможно заранее предугадать. Он имеет стихийный и неуправляемый характер. Существуют мнения, что невозможно изменить личность человека потому, что этот процесс определен судьбой и врожденными особенностями. Но есть и противоположные мнения.

Движущие факторы формирования личности

Сам человек может являться для себя движущей силой и источником вдохновения для развития личности. В человеке определяют два начала: позитивные и негативные внутренние силы, сознательная инициатива.

Под внутренними силами понимают бессознательный компонент, определенные мысли, которые зачастую подталкивают к действиям. Это могут быть привычки, пристрастия, страхи, влечения. Обычно, в детском возрасте больше играет значение позитивная мотивация, которая с возрастом изменяется в сторону негативной.

На осознанном выборе тоже строится основа личности. При осуществлении точно осознанных действий приходит понимание того, что развития происходит только благодаря собственным усилиям, что в разы улучшает мотивацию.

Все поведенческие побуждающие силы можно разделить на уровни. Это может быть духовный уровень, в котором заключены моральные ценности и осознание своей миссии в жизни.

Под уровнем ума понимают осознание рациональности своих поступков, принятие определенный решений, планирование жизни и следование определенным правилам поведения.

Для уровня души и тела характерны эмоциональные проявления, желания, интересы и увлечения, потребности, привычки и рефлексы.

Главный движущий фактов — мотивация

Все побуждающие силы со стороны мотивации рассматриваются по группам позитивной или негативной мотивированности, а также организации жизни. Под позитивными и негативными моментами понимаются все те же эмоции, определение миссии, запреты. Организация жизни позволяет скрыто оказывать влияние на себя и окружение, характеризует тактиков.

Мотив принято считать главным побуждающим фактором в жизни человека. Если у человека есть мотив, он будет продолжать действовать в необходимом направлении.

Источник: http://pikacho.ru/process-razvitiya-lichnosti/

Мотивация

Без личностного развития и самосовершенствования невозможно себе представить зрелого состоявшегося человека, довольного своей жизнью и каждым прожитым днем.

4 527 24 июня 2017

Личностное развитие является необходимым компонентом в процессе духовного и нравственного становления личности. Без личностного развития и самосовершенствования невозможно себе представить зрелого состоявшегося человека, довольного своей жизнью и каждым прожитым днем.

Для достижения такого результата необходимо постоянно работать над собой, заниматься улучшением полезных навыков. Само собой ничего не происходит, везде требуется прилагать усилия. Развитие личности начинается с детского возраста и продолжается во взрослом состоянии. В юности и молодости от человека требуется принятие на себя ответственности, умение решать сложные задачи.

Все это придает уверенности и помогает двигаться вперед. В данной статье будут рассмотрены особенности и уровни развития личности.

Особенности личностного развития

Личностное развитие имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности определяют уровень раскрытия настоящих способностей и умений, необходимых для удачной самореализации. Почему они имеют такое большое значение?

Неравномерность

Любое развитие никогда не происходит линейным образом. Личностное развитие отличается крайней неравномерностью и постепенностью. Иногда развитие конкретного индивида окружающим кажется незаметным и многие не замечают, что оно вообще есть.

Однако на самом деле человек никогда не стоит на месте. Не бывает такого, чтобы сегодня индивид чего-то не умел, а завтра у него это с лихвой получалось. На все требуется время и приложение определенных усилий. Вот почему зачастую самому человеку не заметны перемены к лучшему.

Только спустя весомый промежуток времени можно будет с уверенностью говорить о том, что движение происходит в правильном направлении. Раньше об этом вести речь не только не полезно, но и порой просто бессмысленно.

Если все время пытаться подсчитывать свои достижения на начальном этапе, можно окончательно разочароваться.

Переход от отчаяния к надежде

Немаловажной особенностью развития является постоянное сомнение в достигнутом результате. Создается впечатление, что человек периодически анализирует собственные недостатки, пытаясь их исправить.

В момент движения к своей мечте у личности неоднократно случаются метания от отчаяния к надежде. Все потому, что уверенность в себе тоже необходимо развивать. На первых же этапах преследует крайняя неуверенность в себе, неумение понять, что же в действительности происходит.

Негативные эмоции захлестывают, но они отступают под влиянием положительных впечатлений. Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в себе. Это характеристика начального уровня развития личности.

Если бы каждый человек изначально был столь самоуверенным, чтобы сразу начать двигаться к своей цели, каждый не стал бы проходить через определенные трудности. А любые сложности, как известно, закаляют характер, делают нас сильнее.

Развитие самосознания

Становление самосознания – крайне значительная особенность формирования будущей уверенности в себе. Самосознание подготавливает  личность к тому, чтобы иметь возможность с достоинством встретить свой успех. Без этого шага нельзя выйти на более высокий уровень.

Личностное развитие требует от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче и умения быть честным с самим собой. Без этого невозможно хоть сколько-нибудь сдвинуться с места. Изменить уровень своего самосознания – значит, приблизиться к просветлению, сделаться открытым для новой информации.

Это обстоятельство и составляет значимые особенности ищущего человека. Он всегда остается верным самому себе.

Переосмысление

Никакое развитие не может состояться без качественного переосмысления произошедших в прошлом событий. Любые достижения нуждаются в своевременной оценке и анализе. В противном случае нельзя будет выйти на более высокий уровень.

Стремление не останавливаться на достигнутом результате составляет особенность развивающейся личности. Только в том случае, когда человек постоянно ставит перед собой цели, он действительно движется вперед.

Время от времени необходимо переосмыслять уже имеющиеся достижения, рассматривать возможность выхода на другой уровень.

Уровни личностного развития

Психологическая наука выделяет конкретные уровни развития личности, которые способствуют скорейшему продвижению вперед. Рассмотрим их особенности более подробно.

Внутреннее стремление

Чтобы человек начал двигаться в направлении желаемого, необходима сильная мотивация. Не всегда она появляется у индивида автоматически, по умолчанию. Некоторым людям приходится всячески стимулировать себя и подталкивать к активным шагам. Это первый уровень продвижения к цели. С него обычно все начинается.

Если человек не удовлетворяется результатами первых усилий, то постепенно к нему приходят новые возможности для преобразования ситуации. Однако большинство людей не стремятся заглядывать слишком далеко и удовлетворяются сравнительно небольшими достижениями.

Все потому, что они боятся действовать открыто, ставить перед собой реальные задачи.

Поиск себя

Это основный этап, который может длиться годами. У некоторых людей поиск собственной уникальной сущности происходит всю жизнь. Они постоянно находятся в поисках лучших идей, созревают для великих стремлений. Поиск себя – это уровень зрелости личности, показатель ее серьезности и нацеленности на удовлетворительный результат.

Поиск себя может затянуться за счет появления личных испытаний, высокого уровня тревожности или повышенной неуверенности в себе. Главное при этом – продолжать действовать, не останавливаться на достигнутом результате, не сдаваться. Препятствия на то и даны нам, чтобы учиться их преодолевать.

Когда человек осознает, зачем ему нужно подняться на ту или иную ступень, все получается естественным образом.

Обретение стабильности

Обретение стабильности – это завершающий этап личностного развития, однако оно на этом не заканчивается. Просто сам человек приходит в состояние внутреннего удовлетворения.

Он обретает сильную уверенность в себе, знает себе цену и стремится к постоянному росту. Завтрашний день уже не пугает, он перестает казаться такой неожиданностью, как прежде.

Люди, которые счастливы, всегда притягивают к себе улыбки и невольно вызывают восхищение.

Таким образом, личностное развитие представляет собой процесс последовательного прохождения личностью определенных этапов на пути к заветной цели.

Оно осуществляется за счет постоянных усилий самого человека, его стремления не засиживаться на одном месте, а постоянно двигаться к новым горизонтам.

Необходимость совершать открытия – значимая особенность индивида, который стремится сделать свой мир еще прекраснее и гармоничнее.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/lichnostnoe-razvitie.html

Поделиться:

Нет комментариев