Психология творчества

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема9.Психологиятворчества

5.)Творчество и патологиипсихического развития

1)Связь творческого процесса с воображением.

Воображение– особая форма человеческой психики,стоящая отдельно от остальных психическихпроцессов и вместе с тем занимающаяпромежуточное положение между восприятием,мышлением и памятью

Воображение– (фантазия), психическая деятельность,состоящая в создании представлений имысленных ситуаций, никогда в целом невоспринимавшихся человеком вдействительности. Различают воссоздающеевоображение и творческое воображение.

Представление- образ ранее воспринятого предмета илиявления (представление памяти,воспоминание), а также образ, созданныйпродуктивным воображением.

Сущностьпроцесса.

Досих пор ученым почти неизвестно омеханизме воображения. Эта формахарактерна только для человека и страннымобразом связана с деятельностьюорганизма.

Благодаря воображению человектворит и разумно планирует своюдеятельность и управляет ею.

Воображениеявляется основой наглядно – образногомышления, позволяющему человекуориентироваться в ситуации и решатьзадачи без непосредственного вмешательствапрактических действий.

Отвосприятия воображение отличается тем,что его образы не всегда соответствуютреальности, в них есть элементы фантазии,вымысла.

Душевнаяжизнь – это безостановочное движениепредставлений.

Вразные отрезки времени одно и тожепредставление может пребывать в разныхобластях сознания.

Классификация.

Определяетсячетырьмя видами:

Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное
Возникает по собственному желанию, уси­лием воли. возникает у чело­века спонтанно, помимо воли и желания. действительность сознательно конст­руируется человеком (но при этом в обра­зе она творчески преобразуется) воспроизвести ре­альность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)

Представлениеразделяют

  • по функционированию ведущего органа чувств:
  • зрительные
  • двигательные
  • и др.
  • технические
  • топографические
  • музыкальные
  • и др.

Развитиепроцесса.

Первичнойбазой для воображения всегда остаетсяреальность – жизнь.

Воображаячеловек, творит – художник – картины,конструктор – сооружения. Наращиваясвою потенциальную базу человек,воплощает свои воображаемые «проекты»в жизнь. Воображение тесно связано стакими процессами как память, мышление,без взаимосвязи с ними невозможенпроцесс осуществления своей идеи.

Дляуспешного развития полноты, правильности,ясности представления необходим интереск конкретному виду деятельности.

Представление о предмете тем прочнееи ярче, чем чаще этот предмет являетсяобъектом внимания и действий человека.Пассивное повторение восприятия объектане формирует представление о нем.

Средствами формирования зрительных,двигательных, а также схематическихпредставлений учащихся являются учебныекинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

2)Определение творческого мышления

Мышление-

  • это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление- высшая ступень человеческого познания.

Позволяет получать знание о такихобъектах, свойствах и отношенияхреального мира, которые не могут бытьнепосредственно восприняты на чувственнойступени познания.

Формы и законы мышленияизучаются логикой, механизмы егопротекания психологией и нейрофизиологией.Кибернетика анализирует мышление всвязи с задачами моделирования некоторыхмыслительных функций.

Сущностьпроцесса.

Мышлениепредставляет собой порождение новогознания, активную форму творческогоотражения и преобразования человекомдействительности.

Мышление порождаеттакой результат, какого ни в самойдействительности, ни у субъекта наданный момент времени не существует.

Отличие мышления от других психологическихпроцессов состоит также в том, что онопочти всегда связано с наличием проблемнойситуации, задачи, которую нужно решить,и активным изменением условий, в которыхэта задача задана.

Мышлениев отличие от других процессов совершаетсяв соответствии с определенной логикой.

Классификация.

Теоретическоепонятийное мышление -это такое мышление, пользуясь которымчеловек в процессе решения задачиобращается к понятиям, выполняет действияв уме, непосредственно не имея дела сопытом, получаемым при помощи органовчувств. Теоретическое понятийноемышление характерно для научныхтеоретических исследований.

Теоретическоеобразное мышление -отличается тем, что материалом, которыйздесь использует человек для решениязадачи, являются не понятия, сужденияили умозаключения, а образы. Они илинепосредственно извлекаются из памяти,или творчески воссоздаются воображением.Таким мышлением пользуются работникилитературы, искусства вообще людитворческого труда, имеющие дело собразами.

Наглядно– образное –мыслительный процесс непосредственносвязан с восприятием мыслящим человекомокружающей действительности и безчеловека совершаться не может.

Мыслянаглядно образно, человек привязан кдействительности, а сами необходимыедля мышления образы представлены в егократковременной и оперативной памяти(в отличие от этого образы для теоретическогообразного мышления извлекаются издолговременной памяти и затемпреобразуются).

Наглядно– действительное –Процесс мышления представляет собойпрактическую преобразованную деятельность,осуществляемую человеком с реальнымипредметами. Этот тип мышления широкопредставлен у людей, занятых реальнымпроизводственным трудом, результатомкоторого является создание какого –либо конкретного материального продукта.

Развитиепроцесса.

Теоретическоепонятийное и теоретическое образное вдействительности оба сосуществуют. Онидополняют друг друга.

Теоретическоепонятийное мышление дает точное обобщениедействительности, а теоретическоеобразное – позволяет получить конкретноесубъективное ее восприятие.

Без тогоили другого вида мышления наше восприятиедействительности не было бы стольглубоким и разносторонним, точным ибогатым разнообразными оттенками, какимоно является на самом деле.

Разницамежду теоретическим и практическимивидами мышления состоит в том что «онипо разному связаны с практикой». Работапрактического мышления в основномнаправлена на разрешение частныхконкретных задач, тогда какработатеоретического мышления направлена восновном на нахождение общихзакономерностей.

Мышлениеподнимается на более высокий уровеньвместе с развитием его научногомировоззрения, чувства ответственности,волевых качеств, профессиональнойнаправленности личности, накоплениемопыта деятельности в условиях, максимальноприближенных к реальным – трудовым.

3)Интеллект итворчество

Интеллект– это понятие определяется достаточноразнородно, но в общем виде имеются ввиду индивидуальные особенности,относимые к сфере познавательной, преждевсего – к мышлению, памяти, восприятию,вниманию и пр.Подразумевается определенный уровеньразвития мыслительной деятельностиличности, обеспечивающий возможностьприобретать новые знания и эффективноиспользовать их в ходе жизнедеятельности.

Интеллект– относительно устойчивая структураумственных способностей индивида. Вряде психологических концепций онотождествляется:

1)с системой умственных операций;

2)со стилем и стратегией решения проблем;

3)с эффективностью индивидуальногоподхода к ситуации, требующегопознавательной активности;

4)со стилем когнитивным, и пр.

Основныекритерии, по коим оценивается развитиеинтеллекта, – это глубина, обобщенностьи подвижность знаний, владение способамикодирования, перекодирования, интеграциии генерализации чувственного опыта науровне представлений и понятий.

Вструктуре интеллекта велико значениедеятельности речевой и особенно речивнутренней.

Особая роль принадлежитнаблюдательности, операциям абстракции,обобщения и сравнения, создающимвнутренние условия для объединенияразнообразной информации о мире вещейи явлений в единую систему взглядов,определяющих нравственную позициюличности, способствующих формированиюее направленности, способностей ихарактера.

Взападной психологии наиболее распространенопонимание интеллекта как биопсихическойадаптации к наличным обстоятельствамжизни. Попытка изучения продуктивныхтворческих компонент интеллекта былапредпринята представителямигештальтпсихологии, разработавшимипонятие озарения.

Вначале XXв. французские психологи А. Бине и Т.

Симон предложили определять степеньумственной одаренности посредствомспециальных тестов интеллекта; так былоположено начало широко распространеннойпоныне прагматистской концепцииинтеллекта, как способности справлятьсяс соответствующими заданиями, эффективновключаться в социокультурную жизнь,успешно приспособляться. При этомвыдвигается представление о существованиибазовых структур интеллекта, независимыхот культурных влияний. С цельюсовершенствования методики диагностированияинтеллекта были проведены (обычно спомощью анализа факторного) различныеисследования его структуры. При этомразными авторами выделяется различноеколичество базовых «факторов интеллекта»от 1-2 до 120. Такое дробление интеллектана множество составляющих препятствуетпониманию его целостности.

Отечественнаяпсихология исходит из принципа единстваинтеллекта, его связи с личностью.Большое внимание уделяется исследованиювзаимоотношения интеллекта практическогои теоретического, их зависимости отэмоционально-волевых особенностейличности.

Была показана несостоятельностьутверждений о врожденной обусловленностиразличий в уровне интеллектуальногоразвития у представителей различныхнаций и социальных групп.

При этомпризнается зависимость интеллектуальныхспособностей человека отсоциально-экономических условий жизни.

Содержательноеопределение самого интеллекта иособенности инструментов его измерениязависят от характера соответствующейобщественно значимой активности сферыиндивида (учение, производство, политикаи пр.) В связи с успехами научно-техническойреволюции стал широко распространентермин интеллект искусственный.

4) Мотивытворчества

МОТИВ- психическое явление, побуждающее кдействию.

5) Творчествои патологии психического развития

ТВОРЧЕСТВО— психический процесс создания новыхценностей, как бы продолжение и заменадетской игры.Деятельность, результат коей — созданиеновых материальных и духовных ценностей.Будучи по сути культурно-историческимявлением, имеет и психологический аспект— личностный и процессуальный.

Предполагает наличие у субъектаспособностей, мотивов, знаний и умений,благодаря коим создается продукт,отличающийся новизной, оригинальностью,уникальностью.

Изучение этих свойствличности выявило важную роль воображения,интуиции, неосознаваемых компонентумственной активности, а также потребностиличности в самоактуализации, в раскрытиии расширении своих созидательныхвозможностей.

Втворчестве особое место занимаетвоображение творческое. Наряду своображением творчество включает всебя интенсивную работу мышления, онопронизано эмоциональностью и волей. Нооно не сводится к одному воображению,одному мышлению или одному чувству.

Творчествокак процесс сперва рассматривалось,исходя из самоотчетов деятелей искусстваи науки, где особая роль отводиласьозарению, вдохновению и сходнымсостояниям, сменяющим предварительнуюработу мысли.

Английский ученый Г. Уоллесвыделил четыре стадии процессовтворчества: подготовку, созревание,озарение и проверку.

Центральным,специфически творческим моментомсчиталось озарение — интуитивноесхватывание искомого результата.

Экспериментальныеисследования показали, что интуитивноерешение возникает в деятельностипредметной, доступной анализу. Выделяяспецифику психической регуляции процессатворчества, К. С. Станиславский выдвинулпредставление о сверхсознании каквысшей концентрации духовных силличности при порождении творческогопродукта.

Сразвитием кибернетики предпринимаютсяпопытки моделировать процессы творчествана компьютере (программированиеэвристическое).

Передача техническимустройствам доступных формализацииумственных операций резко повысилаинтерес к тем процессам творчества,которые невозможноформализовать. Зависимость от нихнаучно-технического прогресса —открытий, изобретений и пр.

— направилаусилия психологов на разработку методовдиагностики творческих способностейи стимуляции творчества (например, атакамозговая).

Обусловленностьтворчества той сферой культуры, где онореализуется (производство, техника,искусство, наука, политика. педагогикаи пр.), требует выявить своеобразиепсихологии творчества в каждой из них,а также характер отношений между ними.

Списоклитературы

        1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.

        2. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. – С.64-102.

  1. Гокчаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.

  2. Грановская Р. Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
    стереотипов. – СПб.: Питер, 1994.

  3. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989. – С.
    5-21,33-37,50-82,110-135.

  4. Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного
    творчества. – М., 1972. – С.4-50.

  5. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1996.

  6. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

  7. Теплов Б.М. Одаренные дети. – М., 1991. С. 216-220.

  8. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. – М., 1991.

  9. Юнг Н.Г. Феномен одаренности и конфликты детской души. – М., 1995.

  10. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии//Вопросы психологии. – 1985. – №6.

Источник: http://works.doklad.ru/view/PiJYUp5g4OQ.html

Психология творчества

Наверное, каждому творческому человеку знакомо это потрясающее чувство: сейчас ты откроешь дверь, и в комнату ворвется счастье! Оно стоит за твоим порогом и ждет минуты, когда можно будет влететь, закружить, заполонить и расцветить собой весь внутренний и окружающий мир. Сердце стучит учащенно — радостно в предчувствии чего-то нового.

Мозг настраивается на деловой лад, как-то подбирается, сосредотачивается. Куда бы ты ни смотрел, взгляд постоянно притягивается к самому главному — на письменном столе лежат белые листы, монитор сияет навстречу чистой страницей, приветливо мигая курсором. И ты рад, потому что сейчас подойдешь к столу и будешь творить.

Психология творчества — так называется наука, которая изучает это феноменальное явление — волнение творческого человека в начале работы над новым произведением.

В ее ведении —исследование процесса созидания человеком чего-то нового, оригинального: создания произведения искусств, научных открытий, изобретений, а также закономерности формирования и развития творческой личности.

Аспекты

В проблемном поле психологии творчества находятся факторы, являющиеся условием творческой активности человека: воображение, интуиция, мышление и др. Надо сказать, что, несмотря на богатство опыта в изучении обозначенных проблем, они продолжают оставаться большим вызовом для ученых, предлагая все новые и новые неизученные грани.

В основе раздела психологии творчества лежит соотношение между творческим процессом и продуктом творческой деятельности. Продукт является принадлежностью культуры, процесс — находится в ведении творческой личности.

Соответственно основной коллизией данной науки является соотношение между исследованием психологии творческой личности и образцов ее творчества.

Жизнь и творчество

В обществе существует определенный стереотип представления о процессе творчества и творческих людях.

Считается, что заниматься творчеством —прерогатива исключительно так называемых «людей искусства». Между тем многие согласятся, что работа некоторых дворников и уборщиц гораздо больше соответствует определению «творчество», нежели творения некоторых художников.

Совершенно не важно, чем вы занимаетесь, гораздо важнее — как вы это делаете.

По мнению философов, занимаясь творчеством, человек занимается делом, предназначенным ему Богом, принимая позицию обывателя и потребителя, то есть, восставая против творчества, он отрицает свою человеческую природу.

Чем люди творческие отличаются от нетворческих?

Итак, быть творцом — не значит обязательно принадлежать к когорте представителей «творческих» профессий. Не род деятельности является показателем творческости. Тогда что же?

Исследователи определили, что творческие личности отличаются от остального человечества 16 признаками:1) потрясающая любознательность. Мир влечет творческого человека и манит, открывая все новые и новые тайны, показывая то, чего не могут подметить другие;

2) обыкновенные люди не любят проблем.

Встреча с ними многими воспринимается, как настоящая драма, сопровождаемая вырыванием волос и поисками виноватого.

Для творческого же человека столкнуться с проблемой — значит закатать рукава и приступить к поискам решений, причем выгодных для себя;3)творческие люди коллекционируют интересные идеи, фиксируя их на любых доступных носителях информации;4)для творческого человека любая непростая ситуация, требующая мобилизации сил и ума (конкурс, спор и т. д.) — праздник! Чем задача сложнее, тем для него лучше;

5) такой человек всегда полон энтузиазма. За что бы он ни брался, все делает с большим увлечением;

6) настойчивость — еще одно отличие творческого человека.

Они готовы ждать, сколько угодно, когда другие будут готовы принять их идеи;7) постоянное недовольство какими-нибудь обстоятельствами — для творческого человека это не повод впасть в депрессию, а, наоборот, стимул для творчества;8) каждого творческого человека можно назвать великим оптимистом. Они свято верят и успешно доказывают, что из любой ситуации есть выход;9) люди творческие умеют ценить чужие идеи и находить для их критики подходящее время. Они умеют покритиковать так, чтобы не отбить у коллеги охоту к творчеству;

10) человек творческий всегда готов к тому, что его идея «выстрелит», т. е. пространство сгруппируется таким образов, что все будет складываться благоприятно для ее реализации. И вслед за этим придет признание, слава, вознаграждение и т. п.

11) творческий человек — всегда патриот своих идей, никогда никто не собьет его с пути верности и преданности ей;12) творческому человеку дорог сам процесс и возможность создания идей;

13) он в состоянии создать оптимальные условия для своего творчества.

Или же просто придумать их;
14) для творческого человека ничего не стоит взглянуть на проблему другими глазами, увидеть ее в другом ракурсе.

Часто это помогает найти новые подходы решения и спасает ситуацию;
15) творческий человек — магнит для счастливых случайностей. Он является настолько большим любителем сюрпризов, что сам словно притягивает их.

Счастливые случайности в жизни творческого человека происходят чаще, чем у других;
16) творческий человек не боится неудач. Они для них — всего лишь шаг на пути к успеху.

Как разделить муки и радость творчества?

Любое творчество требует от человека огромного напряжения умственных, духовных и физических сил. Успех не приходит легко. Он всегда сопряжен с муками поиска творческих решений, тяжесть которых обесценивается в свете окончательного результата — триумфального финала.

Известны свидетельства биографов многих писателей и художников о тех муках творчества, через которые проходит мастер на пути к признанию. И тем жесточе муки, чем больше мастер.
Радость творчества неотделима от мук творца, это две диалектические ипостаси, как добро и зло, как свет и тьма.

Творческие люди в муках творческого процесса находят для себя несказанную радость, непонятную обывателю.

Требовательность к себе у высоких мастеров порой приводит их к драматическим решениям: всем известны случаи сжигания рукописей великими Гоголем и Булгаковым.

Это потом уже, после ошеломительного успеха булгаковского творения, мир облетела весть о том, что рукописи, оказывается,«не горят», и читатели с готовностью поверили этой метафоре. На самом же деле горят, и еще как.

Судьбы творений, в тесном переплетении с судьбами творцов, горят в горниле истории — в очистительном огне, сжигающем с легким треском плевела, и оставляющим нетленным для потомков подлинные плодотворные зерна.

А если кризис?

Многим знакомо состояние ступора, когда в пустой голове не только не рождаются мысли и идеи, но, казалось бы, даже бегут из нее. Внутренний мир опустошен, и вдохновение в нем уже не родится никогда.

Творческий кризис — бич людей творческих всех национальностей, вероисповедания, гендерной идентификации и политических убеждений. Обычно он связан с переутомлением, пережитой стрессовой ситуацией, нездоровьем или просто ленью.

Из этого состояния, как утверждают психологи, выход есть:
— любому трудоголику необходим отдых. Особенно это касается творческого человека в состоянии ступора.

Выспаться и отдохнуть, развлечься, позаниматься чем-то легким и приятным — необходимо для обновления сил;
— еще одним способом преодоления кризиса являются хорошие физические нагрузки в виде упражнений на турнике, тренажерах, теннисном корте, в бассейне и т. д.;

— можно также переключиться на время на решение каких-нибудь других задач, сменить вид деятельности: работнику «умственного труда» следует переключиться на уборку квартиры, готовку ужина, стирку, решение организационных вопросов;— а можно заняться генерацией идей — методом так называемого «мозгового штурма», который заключается в рождении и фиксации идей вне зависимости от степени их абсурдности. В результате мало — помалу начнут рождаться идеи все более и более здравые, и это будет означать, что кризис миновал;— друзья и знакомые дадут совет, как выйти из кризиса, ведь у каждого есть свой жизненный опыт. Кроме того, можно также задействовать интернет;

— с кризисом можно бороться радикальными методами. К одному из них относится создание искусственных проблем. Никто не пробовал? Не исключено, что из этой борьбы победитель выйдет изрядно потрепанным морально и физически, но зато от ступора не останется даже воспоминаний. Кто сомневается, может попробовать: достаточно смыть презерватив в унитаз с верхнего этажа, или ночью исполнить арию князя Игоря в спящем подъезде, или пробраться в раздевалку «Динамо» и гаркнуть: «Спартак — чемпион!» — ну, и в таком духе, вариантов полно;

— хорошим способом борьбы с творческим застоем является доработка и переделывание чужих идей. Часто доработка и улучшение чужих идей вдохновляет на создание чего-нибудь по-настоящему оригинального — например, на оригинальную реализацию заимствованной идеи и т. д.

;— для преодоления творческого кризиса бывает достаточно сменить обстановку;

— прогулка, наблюдение за людьми, не говоря уже о кругосветном морском круизе или хотя бы турпоездке по родным окрестностям — развеют творческий кризис.

Новизна не уживается с застоем, последний под натиском новых впечатлений, мыслей и ассоциаций обязательно отступит;
— а еще, борясь с кризисом, можно задаться целью превзойти конкурентов.

О предназначении

Часто тема любви в творчестве художников является центральной и основополагающей. Особенно ценно обращение к этой теме в периоды социальных бурь, испытаний на прочность извечных человеческих устоев, которых история знает немало.

На изломе столетий, во времена, охваченные смутой, войнами и революциями, поэты, вопреки всему, говорят о любви и этим отражают великое и прекрасное, спасительное, богоданное умение человека любить — а значит, быть высоким, красивым и благородным.

Когда в эпохи безвременья и крушения ориентиров, или в эпоху застоя художники в своем творчестве воспевают любовь — по выражению одного из философов, происходит следующее: творческие люди занимаются делом, предназначенным им Богом. Поистине благословенное предназначение.

Психология творчества was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/obschestvo/lichnost/psihologiya-tvorchestva.html

Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.

Что это?

Что такое психология творчества? Это раздел психологии, который изучает создание человеком чего-то нового, ранее неизвестного, причём в самых разных сферах жизни: в науке, искусстве, технике, а также в обыденной повседневной жизни.

К сожалению, пока данное направление только развивается и чёткой теоретической базы не имеет. То есть наука существует лишь в рамках исследований, экспериментов, наблюдений. Да, имеются некоторые рекомендации, но чёткого ответа на вопросы о том, как развивать творческие способности и как внедрять творчество в обычную жизнь, нет.

Основы

Вообще, термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности, которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы. И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя.

Основами психологии творчества являются отношения между процессом творчества, продуктом, а также самим «творцом». Процесс должен принадлежать личности, а вот продукт впоследствии принадлежит культуре.

Основными предметами изучения психологии творчества являются творческое и креативное мышление человека, его внутренний мир, так называемых духовный потенциал, эмоциональная окраска процессов, вдохновение, индивидуально-психологические особенности личности, интуиция, воображение.

Кроме того, направление также охватывает и воздействие, которое на личность могут оказывать творческий коллектив (если он существует), общество в целом, ситуация в мире, тенденции, а также факторы, стимулирующие творческую активность (к ним относятся мозговые атаки, некоторые препараты, дискуссии и так далее).

Разные учёные выдвигали разные теории. Например, Фрейд считал, что творчество представляет собой бессознательные компоненты и мотивацию. А мотивация связана с так называемым эросом, то есть влечением к жизни, которое основывается на сексуальном влечении. То есть самой творческой частью человеческого разума является бессознательное.

Юнг отчасти соглашался с Фрейдом и во главу созидательной деятельности ставил бессознательное. Но также он добавлял, что в человеке есть два начала: личностное и творческое. И от взаимодействия этих начал будут зависеть способности, свойства, черты, умения.

Келли видел творчество как альтернативу банальности. Человека он считал учёным и исследователем, который взаимодействует с миром и интерпретирует его, по-своему перерабатывая информацию. То есть вся жизнь – это ничто иное как творческий процесс.

Олпорт и Фромм рассматривали творчество как образ жизни человека. Роджерс в основу ставил «поле опыта», которое включает в себя ощущения, события, воздействия, восприятия, которые человек отбирает, сам не понимая того. А Маслоу назвал творчество функцией человека, включающей все формы самовыражения.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое. Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.

В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции.

Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли.

Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.

Разновидности творчества

Выделяют следующие виды творчества:

  • Научное творчество – это открытие и интерпретация закономерностей развития, а также явлений реального мира. Особенностями такой разновидности являются логика, опора на абстрактное. Конечный продукт – это знание.
  • Техническое творчество охватывает практическое или технологическое преобразование действительности. Опирается оно на действенное и образное мышление. Продуктом являются механизмы и конструкции.
  • Художественное творчество – это эстетическое освоение окружающего мира и действительности, а также удовлетворение эстетических потребностей личности, то есть стремления к прекрасному. Основной является наглядное и образное мышление. Продукт – это художественный образ, который заключён в какой-то материальный объект, например, в поэму, скульптуру, картину.
  • Сотворчество – это восприятие произведений искусства, их интерпретирование.
  • Отдельно выделяется детское творчество, которое заслуживает особого внимания и является очень интересной разновидностью. По сути, творчеством занимаются все дети, ведь даже такое обычное и повседневное занятие как игра уже может расцениваться как творческий процесс, ведь в процессе ребёнок подключает воображение, фантазирует, придумывает что-то новое.
  • Педагогическое творчество – это поиск чего-то нового в педагогической сфере с целью дать больше ученикам, научить их чему-то особому.

А вы – творческая личность? Если да, то статья точно будет полезной для вас.

Источник: https://brjunetka.ru/osnovyi-psihologii-tvorchestva/

Творчество – психология

Источник:

Что такое психология творчества?

Все мы хотя бы раз занимались творчеством. А пытались ли вы вникнуть в суть таких занятий? Поможет в этом психология творчества.

Мышление и творчество в психологии

Мышление – это один из видов познания мира, творчество же возможно не только в познании, сколько в создании.

Возможности человеческого мозга малоизучены и только по отдельным моментам в творческой деятельности человека мы можем представить, на что он способен.

Поэтому возникает вопрос, какими должны быть условия окружающей среды, чтобы человек свои творческие способности мог реализовать в достижения. Может быть, великие творцы это обычные люди, просто они используют резервы своего мозга по полной программе.

Мышление является творческим процессом, в котором совершение мыслительных действий приводят к открытию инноваций. Важнейшим понятием в психологии мышления может быть понятие проблемной ситуации.

Это заключается в том, что в личном опыте субъекта недостаточно информации для разрешения данной ситуации и это сопровождается определенными психологическими реакциями – досадой, тревогой, удивлением и т.д.

Это активизирует поисковую активность человека и направляет его на поиск видов решения проблемной ситуации, поиск чего-то неизвестного, что может успешно повлиять на новые открытия в творчестве. Такого же рода активность может появиться при выдвижении предположений, гипотез.

Без этого не обходится повседневное мышление человека. Например, если нужно пронести громоздкий предмет через узкий проем, можно выдвинуть не одну гипотезу.

Виды творчества в психологии

В книге Е.В. Ильина « Психология творчества, креативности и одаренности» можно подробнее ознакомиться со всеми составляющими творческого искусства. В частности, там описаны следующие виды творческой деятельности в психологии:

  1. Научное творчество включает в себя поиск того, что уже существует, но не доступно нашему сознанию. Ему присуще изучение явлений и разных закономерностей развития мира.
  2. Техническое творчество близко к научному творчеству и подразумевает практическое изменение действительности, создание открытий и изобретений. В его процессе создаются новые материальные ценности для общества.
  3. Художественное творчество состоит в создании эстетических ценностей, образов, которые вызывают в человеке духовные переживания. В нем важно различать субъективное, когда вы что-то открываете для себя и объективное – когда в процессе творчества вы создаете что-то для общества.
  4. Сотворчество – это уровень восприятия, который позволяет зрителю или слушателю понять за событийной стороной произведения его глубинный смысл, то есть тот подтекст, который автор хотел донести зрителю.
  5. Педагогическое творчество – открытие нового в сфере педагогической деятельности. Это могут быть как инновации – нестандартные методы решения задач, так и новаторство – использование старых методов обучения в новых условиях. Нахождение неожиданного педагогического решения и применение его в конкретных обстоятельствах называется импровизацией и встречается довольно часто.

Искусство и творчество наполняют жизнь человека смыслом, и являются неотъемлемыми элементами жизни человека. Благодаря ему появляются новые возможности развития и культурные течения. В процессе творчества автор вкладывает собственные возможности и выражает в нем аспекты своей личности. Это придает произведениям творчества дополнительную ценность.

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

 Психология творчества (англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к.

нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения (Н. А. Бернштейн). Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое нач. (Т. Элиот).

Не слишком облетает и принятие общезначимых, социокультурных критериев новизны и оригинальности продуктов человеческой деятельности. На произведениях нет «говорящих следов» (выражение Н. Н. Волкова) творческого процесса.

От «говорения» авторов произведений, при всей их привлекательности, тоже немного пользы. Оно отрывочно, недостоверно или содержит удивление, признание наличия тайны, скрытой от них самих.

Прислушаемся к ученому: «Когда приходят туда, где находится первоначальный исток идеи или решения, оказываются вдруг как бы у границ неизвестного нам мира, из которого вырываются лишь редкие и беспорядочные лучи, тогда как сам он остается скрытым в непроницаемой мгле.

Однако эти первые пружины, эти внутренние силы образуют внутреннюю сущность индивида и дают первоначальное движение всему; именно в них находится то, что более всего облагораживает человека — величие души, добродетель и героизм — и из них-то проистекает всякое великое действие и всякая великая мысль» (В. Ф. Гумбольдт).

Наличие у творца перечисленных свойств не помогает приоткрыть тайну рождения произведения.

Прислушаемся к поэту: «Качество поэзии определяется быстротой и решимостью, с которой она внедряет свои исполнительские замыслы-приказы в безорудийную, словесную, чисто количественную природу словообразования.

Надо перебежать через всю ширину реки, загроможденной подвижными и разноустремленными китайскими джонками, — так создается смысл поэтической речи. Его, как маршрут, нельзя восстановить при помощи опроса лодочников: они не расскажут, как и почему мы перепрыгивали с джонки на джонку» (О.

Мандельштам). Не расскажет о маршруте движения живого движения смысла и поэт.

Пути преодоления принципиальных трудностей в изучении творчества едва-едва нащупываются. Конечной формой произведения и материалом, из которого оно создается, являются образ, слово и действие (механизм). Начиная с Гумбольдта, выделившего в языке внешнюю и внутреннюю формы, исследователи продолжали подобную работу: Г. Г.

Шпет изучал внешнюю и внутреннюю форму слова, Бернштейн — изучал эти формы в действии, а А. В. Запорожец — в образе. Итог оказался удивительно интересным и поучительным. Слово, рассматриваемое как высшая форма, содержит в своей внутренней форме образ и действие. Действие, рассматриваемое как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме слово и образ.

Образ, рассматриваемый как внешняя форма, содержит в своей внутренней форме действие и слово. Подобная гетерогенность слова, образа и действия служат основанием их взаимного опосредствования; они постоянно «прорастают» друг в друга, на чем строится их возможная и искомая смысловая общность. Переплетаются предметные, вербальные и операциональные значения.

Предметные и операциональные значения, невербализуемые смыслы выступают в качестве «невербального внутреннего слова» (термин М. К. Мамардашвили), эмбриона словесности (термин Шпета). Оперирование ими возможно, но оно редко доступно сознанию (перепрыгивание с джонки на джонку). Шпет, размышлявший над этим, писал: «В идее можно даже сказать: форма и содержание — одно.

Это значит, что чем больше мы будем углубляться в анализ заданного, тем больше мы будем убеждаться, что оно ad infinitum идущее скопление, переплетение, ткань форм. И таков собственно даже закон метода: всякая задача решается через разрешение данного содержания в систему форм» (Шпет Г. Г. Соч. — М., 1989, с. 425).

Если взять привычное разделение психических функций, то для перцепции важны чувственная ткань, для движения и действия — биодинамическая, для эмоций и переживаний — аффективная ткань. Перечисленные виды ткани, переплетаясь и взаимодействуя одна с др., претворяются в соответствующие невербальные и вербальные смысловые и значащие формы, которыми оперирует мышление.

Близкими Шпету размышлениями делился М. Бахтин: «В себе значимое содержание возможного переживания-мысли не падает в мою голову случайно, как метеор из др. мира, оставаясь там замкнутым и непроницаемым. Оно вплетено в единую ткань моего эмоционально-волевого, действенно-живого мышления-переживания как его существенный момент» (Бахтин М. работы 20-х годов.

— Киев, 1994, с. 36). Значит, и мысль, и мышление гетерогенны, множественно опосредованы и включают в свой состав переживание, волю, действия, образы.

Происходящее в творческом акте порождение произведения (изведение из себя) напоминает духовный и интеллектуальный тигель, в котором смешиваются, переплавляются внутренние формы слова, образа, действия.

В нем «внутренний огонь, пламенея то больше, то меньше, то ярче, то приглушенней, то живее, то медленней, обычно переливается в выражение каждой мысли и каждой рвущейся вовне череды восприятий» (Гумбольдт). Или череды образов. Напр.

, скульптор «не успокаивается, пока полностью и в совершенстве не отвоюет мысль своего воображения у грубого камня» (Гумбольдт).

Загадка и тайна состоит в том, как переплавляющиеся в тигле гетерогенные формы («сор, из которого растут стихи») в результате дают на выходе «чистые культуры», порождают стиль: стиль слова, живописи, скульптуры, музыки, танца, мышления. Стиль глубоко индивидуальный, «прозрачный» или «темный», который ни с каким др. нельзя спутать.

Механизмы творчества продолжают оставаться вызовом науке. М. Хайдеггер пессимистически, но справедливо заметил, что мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем, что значит мыслить? А мысль — неотъемлемая часть и главное условие творчества. И не просто мысль, а мысль о смысле (см. Мысль).

Специалистам, упорно настаивающим на том, что им удалось раскрыть механизмы творчества и претендующим на формирование творческой деятельности можно порекомендовать сформировать (для начала у самих себя) отмеченные Гумбольдтом свойства воображения, необходимые для творчества: живую силу, полную свободу, строгую и совершенную закономерность во всем. К этому нужно добавить и дух: «Я чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить», — писал А. С. Пушкин Н. Н. Раевскому. Об этом же говорит и замечание Б. Л. Пастернака: «Талантов много — духа нет» См. Креативность, Мышление продуктивное, Психология искусства, Творческий процесс, Эвристика. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Скачать книги по психологии творчества

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека с точки зрения его потенциала и путей развития, при этом, не противопоставляя личность обществу. Наша статья расскажет об особенностях этого направления психологии и используемых методах.

Синдром дефицита внимания

В этой статье мы поговорим о синдроме дефицита внимания, которому подвержено около 5-10% детей и нередко данный синдром обретает иные очертания и сопровождает человека по жизни в виде различных расстройств.

Излишняя плаксивость доставляет массу неудобств и может стать причиной различных неприятных ситуаций. В этой статье мы поговорим о способах, помогающих научится не плакать тогда, когда это неуместно.

Как полюбить себя и повысить самооценку?

Низкая самооценка мешает не только достичь определенных жизненных и профессиональных высот, но и не позволяет жить в мире и согласии с самим собой. Эта статья посвящена проблеме заниженной самооценки и расскажет о способах поднять ее.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-tvorchestva

Поделиться:

Нет комментариев