Психология деятельности

Психическая деятельность – это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека.

Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях.

Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Содержание

Определение

Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания.

Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными.

Психическая деятельность – это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт – психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной.

Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Психическую деятельность и психические процессы изучает наука психология. Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью.

Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее.

Психическая деятельность – это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное

Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения – привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития.

Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности – желания, пристрастия, влечения.

Это такая непроизвольная сфера личности индивида, которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях.

Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.).

Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием.

Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта.

Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное

Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности.

Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Виды

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители – это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт – изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива – внутреннего побуждения. Мотив – это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные – присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные – проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. Детское психическое развитие и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом.

В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение.

Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность – та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность – это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность – примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка – он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни – умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека – это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь.

Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Источник: http://fb.ru/article/381814/psihicheskaya-deyatelnost---eto-ponyatie-vidyi-i-funktsii-psihicheskoy-deyatelnosti

Деятельность это в психологии

По А.Н.Леонтьеву:

Деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие чел-ка с окр. средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деят-ть  человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации.

Характеристики деят-ти:

1.  предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете);

2.  субъектность (субъект обладает активностью);

3.  целесообразность;

4.  опосредованный характер (орудия, социум)

5.  социальная природа.

Осн. хар-ка деят-ти  — её предметность. Предмет деят-ти выступает двояко: первично  — в своем  независимом существовании, как  подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, кот. осуществляется в рез-те  деят-ти субъекта.

Осн. формами деятельности явл-ся :познание, общение, труд.

Осн. видами  деятельности – игра, учение, труд.

В процессе перехода от вида к виду происходит:

1.  внутренние изменения  (связ. со структурой мотивов и потребностей)

2.  внешние преобразования  -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и Т.О. сфера деят-ти расширяется от вида к виду.

На выполнение деятельности влияют состояния личности (напримерр, утомление), элементы творчества, сложившиеся стереотипы, успешность при её выполнении.

Выготский.: деятельность определяется как культурное поведение, связанное  с изготовлением и употреблением орудий.

С.Л.Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. (сознание вторично, оно проистекает из деят-ти). Таким образом, сознание, психическое отражение не просто связано с активной деят-тью, но и происходит из неё, в ней осуществляется.

Любое чел-кое действие является вместе с тем и псих. актом, насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего субъекта к др. людям, к окружению.

Результатом деятельности является динамика переживаний,  выражающих отношение между субъектом потребности и её объектом. Добиваясь задуманного, мы переживаем те или иные эмоции. Метафорически д-ть м.б. представлена как движение в поле переживаний субъекта.

Деят-ть, совершаемая чел-ком, становится объектом переживаний др. людей, получает этическую оценку.

Наиболее полно псих. анализ деят-ти осущ-н А.Н.Леонтьевым: деятельность – единица жизни. Она входит в структуру общественных отношений. Общ-во не просто определяет внешние условия осуществления деят-ти, но и способствует формированию мотивов, целей, способов и средств достижения цели.

А.Н.Леонтьевым выделена структура деят-ти: деятельность ’ действие ’ операция ’ психофиз.функции.  Каждая из выделенных единиц обладает своими свойствами. При определенных условиях компоненты структуры деят-ти могут переходить друг в друга. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива, действий, операций.

Деят-ть начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем плане). Так как в окружающем мире сущ-т закономерности, это позволяет нам предвосхищать поведение предметов в изменяющихся условиях. И на этом основана внутренняя деят-ть. Здесь предметные действия над предметами заменяются идеальными психолог.

операциями, либо с идеальными образами предметов, либо с их значениями. В результате происходит интериоризация (превращая внешнее во внутреннее). Интериоризация – это переход от сенсомоторного плана к мысли. Экстериоризация предполагает воплощение умственного действия или образа в практически доступную для др. людей реальность.

Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деят-ть перемещается в план сознания, а в том что внутренний план (план сознания) формируется.  Согласно А.Н.Леонтьеву, внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: деят-ть соотносится с мотивом, действие – с целью, операции – с её задачами. Гл. роль играет слово, т.к.  только слово м. выделять и закреплять существенные признаки.

Слово’понятие (идеальный образ как абстрактное понятие) ’действие.

При рассмотрении деятельности в динамическом плане выд-ся механизмы, обеспечивающие движение деятельности. А.Н.Леонтьевым исследовались процессы приобретения целью самостоятельной побудительной силы (“сдвиг мотива на цель”) и превращение мотива в цель (осознание мотива). Наиболее продуктивной является деятельность, кот приобретает личностный смысл.

Действие является единицей деятельности. Оно выражается в преднамеренной активности и направлено на достижение осознаваемой цели. В качестве средств действия могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы, применяя которые субъект овладевает действиями.

В основе мотивов деятельности лежат потребности.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. В потребностях состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. На уровне осознания и устойчивости мотив может трансформироваться в цель.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого рез-та, на достижение кот. направлено действие человека. Цель деятельности – это представление о её результате, образ возможного будущего как основа продвижения у нему.

Цели следуют отличать от мотивов деятельности. В мотивах, как и в целях, предвосхищено возможное будущее, но оно соотносится с самим чел-ком. В мотивах фиксируется то, что должно произойти с ним самим.

Цели деятельности ориентированы на рез-т.

Мотивация – совокупность факторов псих-го характера, детерминирующих и объясняющих поведение человека. В эту систему факторов входят: мотивы, потребности, цели, намерения, стремления и желания.

Различают диспозиционную ( зависящую от личностных факторов) и ситуативную (зависящую от внешних причин) мотивацию. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение  цели. Мотив – опредмеченная потребность.

Мотив может является побуждением к деятельности или осознаваемой причиной, лежащей в основе выбора действий и поступков.

На основании закона Йеркса-Додсона продуктивность деятельности будет максимальной при некотором оптимальном уровне мотивации. При сниженном по сравнению с оптимумом значении мотивации продуктивность деятельности будет низкой. При повышенном уровне мотивации, выше оптимального значения, может произойти явление перемотивации приводящее к снижению продуктивности и даже “развалу” деятельности.

Другие материалы:Воспитание личности в коллективе и через негоВлияние СМИ на формирование личностиПрофессиональный, коммуникативный стрессШкала силы стресса, роль в развитии заболеванияМежличностная аттракция, отношенияГипотеза контакта, Г.

ОлпортаТеории изучения лидерстваХронология социального развитияОбщество сверстников как фактор социализации, механизмыОсобенности социализации на разных этапах развития обществаСоциально-психологическое воздействиеСоциальный интеллект и социальная компетентностьСпособы поведения, индивидуальные стратегииАктивность личности, проблема жизненного путиВведение в теорию личностиСравнение методов интервью, анкетирования

Объект психологии

А.Н. Леонтев˸ психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животныхʼʼ. Выделим ключевые слова˸ 1. отражение; 2. (Где отражение? В) деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин ʼʼдеятельностьʼʼ обычно относится к человеку.

ʼʼПоведениеʼʼ – к животным.) 3. порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип Рубинштейна – психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2).

Леонтьев˸ предмет психологии — ʼʼдеятельность субъекта по отношению к действительности, опосредованную отображением этой действительности. Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта.

В более узком смысле, т.е.

на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире… Это… система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Деятельность предметна по определению. ʼʼПри этом предмет деятельности выступает двояко˸ первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения ᴇᴦο свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не можетʼʼ.

Соотношение внешней и внутренней деятельности. Изначальная деятельность любого сyщества, напpавленная на

ассимилятивные пpоцессы, выживание есть деятельность внешняя. Hо с pазвитием — на сознательном ypовне — опpеделенные опеpанты, действия, а потом и деятельности yходят “внyтpь” или же интеpиоpизиpyются.

Так, можно этот пpоцесс пpоследить на pебенке, котоpый yчится запоминать цепочки слов, поначалy для yпpощения этой задачи емy нyжны каpточки, или же какие-либо иные “штyковины” на базе котоpых он сможет стpоить ассоциативные pяды и запоминать пpедметы не как

таковые, а чеpез классовyю их пpинадлежность или же чеpез связи междy ними. Hо понятие об интеpиоpизации несколько pазличалось y pазных наших психологов˸ так, в случае если Леонтьев считал, что пpи интеpиоpизации деятельность пpосто _yходит_ внyтpь, то Гальпеpин был yвеpен в том,что она _стpоится_заново_ на этом качественно ином ypовне Д.

Пpи анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение общественно-

Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь.

В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности — узловые категории пси­хологической науки.

Систематическая разработка этого прин­ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин­штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности.

Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо­логические задачи — необходимо было преодолеть идущую от психологии со­знания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятель­ность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним.

Точно так же деятельность нико­им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш­нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од­нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля­ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель­ность изучать сознание.

Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук­тов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит­ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие— составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.

В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 330; Нарушение авторских прав

Источник: https://magictemple.ru/dejatelnost-jeto-v-psihologii/

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой.

Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti/

Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика

В  деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.

Что это такое

Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.

  • Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
  • Она определяется целями и требованиями общества.
  • С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
  • Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.

В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:

  • интеллектуальные способности личности;
  • творческое воображение;
  • мировоззрение;
  • система идеалов и ценностей;
  • эмоционально-эстетическое отношение к миру.

Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.

Предмет деятельности

Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.

Принципы деятельности

Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.

  • Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
  • Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.

Структура деятельности

Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.

Мотивы

Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.

Цели

Основной элемент. Имеет две формы проявления:

  • как представляемый человеком результат;
  • как желаемый уровень достижений.

Программа

Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.

Информационная база

От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.

Принятие решений

Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.

Значимые для деятельности личностные качества

Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.

Компоненты деятельности

Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.

Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.

Действие – инструмент в достижении цели

Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в  конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.

Физические действия

Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.

Интеллектуальные действия

Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.

Психика – регулятор деятельности

Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:

  • осознает (частично или полностью) цель своих действий;
  • представляет результат;
  • воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
  • строит пошаговый план, алгоритм операций;
  • прикладывает волевые усилия;
  • наблюдает за процессом;
  • переживает успехи и неудачи.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий).

В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает.

Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Общение

Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.

Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.

Игра

Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.

Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:

  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • внимание,
  • способности,
  • волю.

А также обуславливает формирование характера.

Учеба

Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:

  • усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
  • развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).

В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.

Труд

Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.

Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.

Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.

Индивидуальный стиль деятельности

Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:

  • темперамент человека;
  • умения;
  • навыки;
  • опыт.

Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.

Послесловие

Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).

Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.

Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.

Источник: https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html

Поделиться:

Нет комментариев