Проблема адаптации ребенка к школе

Особенности адаптации первоклассников к школе – как помочь ребенку преодолеть трудности

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания.

Какие трудности могут возникнуть у первоклассника при адаптации к школе? Познакомьтесь с проблемами адаптации первоклассников к школе. Узнайте, как помочь ребенку адаптироваться к обучению и преодолеть все трудности.

Ваш малыш только идет в детский сад? Прочитайте об адаптации ребенка в детском саду. 

статьи:

Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Содержание

Что такое адаптация к школе и от каких факторов она зависит?

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

К физиологической адаптации относят несколько этапов:

  • «Острая адаптация» (первые 2 – 3 недели). Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок подвержен заболеваниям.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов:

  • Недостаточность подготовки ребенка к школе;
  • Длительная депривация;
  • Соматическая слабость ребенка;
  • Нарушение формирования отдельных психических функций;
  • Нарушение познавательных процессов;
  • Нарушение формирования школьных навыков;
  • Двигательные нарушения;
  • Эмоциональные расстройства;
  • Общительность и социализация.

Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

  • Высокий уровень адаптации. Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
  • Средний уровень адаптации. Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень адаптации.Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Проблема адаптации в школе первоклассника – причины и признаки дезадаптации

Под дезадаптацией можно понимать выраженные проблемы, которые не позволяют ребенку учиться и возникновение любых трудностей, связанных с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п.). Иногда дезадаптацию трудно заметить.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:

Расстройства психики:

  • Нарушение сна;
  • Плохой аппетит;
  • Усталость;
  • Неадекватное поведение;
  • Головные боли;
  • Тошнота;
  • Нарушение темпа речи и т.п.

Невротические расстройства:

  • Энурез;
  • Заикание;
  • Неврозы навязчивых состояний и т.п.

Астенические состояния:

  • Снижение массы тела;
  • Бледность;
  • Синяки под глазами;
  • Низкая работоспособность;
  • Повышенная утомляемость и т.д.
  • Снижение сопротивляемости организма к окружающему миру: ребенок часто болеет. Как повысить иммунитет?
  • Снижение учебной мотивации и самооценки.
  • Повышенная тревожность и постоянное эмоциональное напряжение.

Чтобы адаптация первоклассника прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Это должны делать не только родители, но и учителя. Если ребенок не может адаптироваться даже с помощью родителей, необходимо обратиться за помощь к специалисту.

В данном случае, детскому психологу.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе: рекомендации для родителей

  • Привлекайте ребенка к процессу подготовки к школе. Покупайте вместе канцтовары, тетрадки, ученики, организовывайте рабочее место и т.п. Ребенок должен сам осознать, что в его жизни происходят видимые изменения. Превратите подготовку к школе в игру.
  • Составьте распорядок дня. Сделайте расписание наглядным и четким. Благодаря расписанию ребенок будет чувствовать себя уверенным, и ничего не будет забывать. Со временем первоклассник научится без распорядка распоряжаться своим временем и лучше адаптируется к школе. Если ребенок справляется без расписания, не нужно настаивать на его составлении. Чтобы избежать переутомления, чередуйте виды деятельности. В расписание необходимо включить только основные моменты: уроки в школе, домашнее задание, кружки и секции и т.д. Не включайте в расписание время игр и отдыха, иначе он все время будет отдыхать.
  • Самостоятельность. Чтобы адаптироваться к школе, ребенок должен научиться быть самостоятельным. Не нужно, конечно, с первых дней отправлять ребенка в школу одного – это не проявление самостоятельности. А вот собирание портфеля, выполнение домашних заданий и складывание игрушек – это самостоятельность.
  • Игры. Первоклассник – это, прежде всего, ребенок и ему необходимо играть. Игры для первоклассников – это не только отдых, но и смена деятельности, из которой он может узнать много нового и полезного об окружающем мире.
  • Авторитет учителя. Объясните первокласснику, что учитель – это авторитет, который много значит для ребенка. Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя перед ребенком, если Вас что-то не устраивает, поговорите напрямую с учителем.
  • Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Не забывайте помогать ребенку в трудное время и объяснять непонятные задания. Поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.colady.ru/osobennosti-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole-kak-pomoch-rebenku-preodolet-trudnosti.html

Проблема адаптации ребенка к школе

Как проходит адаптация первоклассников к школе? Как помочь своему малышу освоится в школе, и привыкнуть к школьным нагрузкам? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Даже взрослому человеку порой страшно браться за новое дело, а что говорить о ребенке? Ведь в школе от малыша требуется активация многих его качеств одновременно:

— соблюдение порядка и дисциплины;

К этому всему добавляется необходимость тихо и спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности. А это все так не просто…

И не стоит надеяться на то, что адаптация первоклассников к школе сама собой пройдет успешно. Ребенку нужно помогать.

Все дети по-разному привыкают к новым школьным порядкам и условиям: некоторые легко – на протяжении 1-2 месяца после начала учебы, другие – адаптируются дольше и сложнее.

Дети, которые относятся к первой группе, испытывают сложности только в освоении новых правил и норм поведения.

Ну а дети, которые относятся ко второй группе, не готовы прислушиваться к требованиям учителя. Они играют на уроках, разговаривают. На замечание педагога могут расплакаться, обидеться. Школьная программа им дается сложно.

А вообще выделяют два вида трудностей адаптации детей к школе:

Да, все дошколята с нетерпением ждут первого звонка. Но проходят дни и эмоциональная приподнятость исчезает. Ведь дети сталкиваются с первыми трудностями. У малышей не все получается так, как бы хотелось, они разочаровываются и это естественно.

Почему появляется проблема адаптации детей к школе?

В новых условиях ребенок теряет свою непосредственность, наивность. Он переходит от привычных норм поведения к другим, которые до конца еще не освоил. У беззаботного крохи появляются обязанности. Он уже не сам распоряжается своим временем, должен подчиняться определенным нормам и правилам, дисциплине.

После беззаботной жизни, проведенной в игровой форме, школьные занятия не всегда интересны и часто даже утомительны.

В чем же состоит суть физиологических условий адаптации ребенка к школе?

3. Меняется система учебной деятельности ребенка дома.

4. Появляется необходимость создания удобного рабочего места малыша.

5. Меняется рацион и график питания.

6. Меняется время и система проведения досуга.

7. Воспитываются в ребенке такие качества, как самостоятельность и ответственность.

В чем же состоит суть психологических условий адаптации ребенка к школе?

1. Создание благоприятного климата в семье.

2. Повышение уровня самооценки ребенка.

3. Повышение ценности ребенка для родителей.

4. Создание атмосферы, в которой родители проявляют интерес к обучению, школе, классу и каждому прожитому ребенком в школе дню.

5. Знакомство ребенка с одноклассниками и общение с ними после занятий.

6. Исключение физических мер воздействия на малыша: критики, запугивания, телесных наказаний, лишение удовольствий.

7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебе под четким контролем.

8. Учет темперамента карапуза во время адаптации к школе. Малообщительным и медлительным детям сложнее привыкнуть к новым условиям.

9. Поощрение достижений ребенка.

Очень важный фактор в этот период – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у деток положительные эмоции:

А вот методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции:

— физическое телесное наказание.

Правила, которые помогают детям в общении:

1. Попросили – дай, отнимают – защищайся.

3. Не забирай чужое, береги свое.

4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения.

10. Будь гордым, без причины не плачь.

Как вести себя с ребенком, помогая ему адаптироваться в школе?

1. Спокойно утром будите малыша. Рано проснувшись, он должен услышать Ваш нежный голос и увидеть улыбку.

2. Провожая в школу, пожелайте удачи и скажите несколько ласковых слов.

3. Не встречайте малыша со словами: «Что ты получил?». Дайте ему возможность расслабиться и отдохнуть.

4. Если ребенок пришел из школы расстроенным и ничего не рассказывает, не мучайте его расспросами. Отдохнет и расскажет все сам.

5. Если малыш получил замечание от учителя, не устраивайте сразу взбучку. Разберитесь в чем причина.

6. Сразу после уроков не усаживайте малыша за домашнее задание. Дайте ему возможность 2 часа отдохнуть.

7. Выполняя домашнее задание, не заставляйте ребенка делать все сразу. Занятие должно длиться 20-30 минут и 10-15 минут – перерыв.

8. Во время выполнения домашних заданий не стойте «над душой». Дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Если ему понадобиться Ваша помощь, он об этом скажет.

9. Ежедневно находите хотя бы полчаса свободного времени, чтобы принадлежать только своему крохе.

10. Будьте внимательны к карапузу, детям нельзя переутомляться.

Для того чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче родители должны помогать деткам и поддерживать их, обеспечивать все необходимые условия для обучения и проживания.

15 комментариев к записи “Проблема адаптации детей к школе. Адаптация первоклассников к школе”

Спасибо Елена, за такую статью. Мамам будущих первоклашек она пригодиться.

Я считаю, главное, чтобы учительница хорошо относилась, а иначе никак, на нашу дочку в первые дни учительница накричала и в угол поставила, за то, что на переменке за ней гонялся мальчик, а она от него убегала и кричала.

Вообщем справедливости этого мира нет придела, ее и поругали и накричали и в угол поставили.

А потом моя дочь стала бояться учительницу.

Да, роль учителей в жизни наших детей огромна. Хорошо, когда они понимают малышей и находят к ним индивидуальный подход. Но это должен быть учитель от Бога.

Хорошая статья и рекомендации. Я свою Юлю спрашивала, хочет ли она в школу. Она говорит, что нет, потому что не умеет еще писать. Вот так ребенок сделал вывод, что в школу надо идти подготовленным. Нам еще целый год до школы. наверстаем. Будем адаптироваться понемногу.

Детям приходится перестраиваться. Это очень трудно. Когда нас отдавали в школу, вопрос об адаптации совсем не стоял.

Спасибо, Елена, за советы. Адаптация к школе, как и к садику, присутствует не только у ребенка, но и у взрослого. Ведь это новый этап жизни со своими правилами и устоями, к которым надо приспосабливаться.

Да, согласна с Вами, Людмила, адаптироваться к новым условиям нелегко не только ребенку, но и взрослому.

Я не знаю, правильно ли делаю, но на детей не давлю. Хоть сама имею коллекцию красных дипломов, не считаю, что хорошее образование превыше всего. Потому что мен эти дипломы богатства не принесли.

Если ребенок способный, он и сам будет тянуться к знаниям. Если нет, хоть кол на голове теши, научным светилом он не станет.

Хотя конечно немного дисциплины не помешает, здесь я полностью согласна: ребенок должен понимать, что школа — это его работа.

Да, детям в первый год обучения приходится не просто, хорошо бы еще это и учителя понимали: когда дочь училась в первом классе, учительница их вообще на перемены не отпускала — никакого отдыха…

Хорошая статья, все по пунктикам разложено!

Но тема- многогранна, поэтому есть что добавить.

Когда говорим о том, что надо дать ребенку отдохнуть от школы, надо подчеркнуть, что отдых этот должен быть желательно на свежем воздухе и в движении. Кислород и движение необходимы для хорошей работы мозга.

Также необходимо полноценное питание, обогащенное витаминами, иначе может может быть сонливость и плохая умственная работоспособность.

Полностью с Вами согласна, Наталия!

Источник: http://psiholog4you.ru/problema-adaptatsii-rebenka-k-shkole/

Для родителей это тоже трудности:

  • во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;
  • во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны их прошлые недоработки в воспитании и обучении ребенка;
  • в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  • Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения, частая смена настроения.

Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Социально-психологическая адаптация

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель­ности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция — слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п.

Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко “третируют детей”, “мешают работать на уроке”, их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. “Перегруженные” дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх “не успеть” и в результате “жертвуют” качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся “отверженными”. Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они “задирают” детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Правила Симона Соловейчика для первоклассников

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись.

Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю  и повесить на видное место.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

И напоследок, несколько рекомендаций психолога  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: “Смотри, не балуйся!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!”. Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?”. Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”.
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

От автора: Надеюсь, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для вас и вы сможете, учитывая эти сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.

Об авторе: Диана Александровна Заика, педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 62 г. Краснодар. Екатерина Пашкова.

Литература:

  1. Е.Н. Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. “Академия развития”, 2000 год.
  2. А. Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. “Аст-Пресс”, 2000 год.
  3. М.А. Алоева. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007 год.
  4. В. Зайцева  7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. “Первое сентября”, 2008 год.

Источник: http://pedsovet.su/publ/156-1-0-5258

Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе – задача педагогического коллектива, а также родителей.

Что такое адаптация?

Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад.

Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным.

Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.

Адаптация детей к обучению в школе – настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача.

Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.

Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье.

Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу.

Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.

Однако социализация – это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе – это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка – задача родителей и педагогов.

Степени адаптации

Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе.

Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая – это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей.

Такие дети прекрасно находят общий язык с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.

Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев.

На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе.

Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября.

Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.

Третья группа – это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление – маленький школьник замыкается в себе.

Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье.

Без специалиста в этой ситуации не обойтись.

Трудности, с которыми еще приходится столкнуться

Успешная адаптация ребенка к школе – задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей – лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват.

Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время.

Задача учителей и родителей – заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.

Вербилизм – еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку.

В школе же оказывается: все, что умеет ученик, – это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе – это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность.

Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

Хроническая неуспеваемость

В начале обучения каждый ребенок – это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой – в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей.

Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.

Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.

В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.

Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.

Как учитель может оказать помощь ребенку?

Первый учитель – это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе.

Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов.

Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:

  1. Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра – математика, ручка – письмо, кисточка – рисование, гармонь – пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
  2. Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
  3. Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).

По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:

  1. Нравится ли тебе в школе?
  2. Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
  3. Тебе нравятся твои одноклассники?
  4. Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
  5. Ты радуешься, когда отменяют уроки?
  6. Ты дружишь со многими одноклассниками?
  7. Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки – короче?

Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.

Игра как способ адаптации

Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника – целый урок высидеть на своем месте.

40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент.

В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.

Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками.

Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант – поход.

Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.

Что могут сделать родители?

Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи.

Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат.

К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!

Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром.

Спешка – дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий.

Утром – в школу, в обед – домашнее задание, вечером – вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.

Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).

Медицинские рекомендации

Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки.

Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат.

Самолечением заниматься нельзя.

Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня.

Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна – огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем.

Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.

Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:

  • ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
  • у малыша появились новые друзья;
  • домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
  • малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
  • ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.

Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний.

Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем.

Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.

Подведем итог

Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша.

Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи – все это приведет к решению поставленной задачи.

Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.

Источник: http://fb.ru/article/275051/adaptatsiya-detey-k-shkole-trudnosti-adaptatsii-pervoklassnikov

Как проходит адаптация первоклассников к школе? Как помочь своему малышу освоится в школе, и привыкнуть к школьным нагрузкам? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Даже взрослому человеку порой страшно браться за новое дело, а что говорить о ребенке? Ведь в школе от малыша требуется активация многих его качеств одновременно:— сосредоточенность;— внимание;— соблюдение порядка и дисциплины;

— умственный труд.

К этому всему добавляется необходимость тихо и спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности. А это все так не просто…

И не стоит надеяться на то, что адаптация первоклассников к школе сама собой пройдет успешно. Ребенку нужно помогать.

Проблема адаптации детей к школе

Все дети по-разному привыкают к новым школьным порядкам и условиям: некоторые легко – на протяжении 1-2 месяца после начала учебы, другие – адаптируются дольше и сложнее.

Дети, которые относятся к первой группе, испытывают сложности только в освоении новых правил и норм поведения.

Ну а дети, которые относятся ко второй группе, не готовы прислушиваться к требованиям учителя. Они играют на уроках, разговаривают. На замечание педагога могут расплакаться, обидеться. Школьная программа им дается сложно.

А вообще выделяют два вида трудностей адаптации детей к школе:— физиологические;

Да, все дошколята с нетерпением ждут первого звонка. Но проходят дни и эмоциональная приподнятость исчезает. Ведь дети сталкиваются с первыми трудностями. У малышей не все получается так, как бы хотелось, они разочаровываются и это естественно.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе?

Очень важный фактор в этот период – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у деток положительные эмоции:— поощрения;— похвала;— одобрение;— поцелуи;— ласка;— улыбка;— сопереживание;— восхищение;— приятные сюрпризы;

— подарки.

А вот методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции:— упреки;— унижение;— обвинение;— осуждение;— позор;— одергивание;— подавление;— отвержение;

— физическое телесное наказание.

Правила, которые помогают детям в общении:

1. Попросили – дай, отнимают – защищайся.
2. Без причины не дерись.
3. Не забирай чужое, береги свое.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения.
5.

Будь внимателен везде.
6. Играй только честно.
7. Никого не дразни.
8. Не ябедничай.
9. Будь аккуратным.
10. Будь гордым, без причины не плачь.

Как вести себя с ребенком, помогая ему адаптироваться в школе?

1. Спокойно утром будите малыша. Рано проснувшись, он должен услышать Ваш нежный голос и увидеть улыбку.

2. Провожая в школу, пожелайте удачи и скажите несколько ласковых слов.

3. Не встречайте малыша со словами: «Что ты получил?». Дайте ему возможность расслабиться и отдохнуть.

4. Если ребенок пришел из школы расстроенным и ничего не рассказывает, не мучайте его расспросами. Отдохнет и расскажет все сам.

5. Если малыш получил замечание от учителя, не устраивайте сразу взбучку. Разберитесь в чем причина.

6. Сразу после уроков не усаживайте малыша за домашнее задание. Дайте ему возможность 2 часа отдохнуть.

7. Выполняя домашнее задание, не заставляйте ребенка делать все сразу. Занятие должно длиться 20-30 минут и 10-15 минут – перерыв.

8. Во время выполнения домашних заданий не стойте «над душой». Дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Если ему понадобиться Ваша помощь, он об этом скажет.

9. Ежедневно находите хотя бы полчаса свободного времени, чтобы принадлежать только своему крохе.

10. Будьте внимательны к карапузу, детям нельзя переутомляться.

Для того чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче родители должны помогать деткам и поддерживать их, обеспечивать все необходимые условия для обучения и проживания.

Источник: http://karapysik.ru/problema-adaptatsii-detej-k-shkole-adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole/

Поделиться:

Нет комментариев