Особенности одаренных детей

«Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных детей?

И первое, что напрашивается в ответ – это ускоренное развитие интеллекта. Однако до сегодняшнего дня точного определения термина «интеллект» (а именно он лежит в основе «отделения» детей обычных от детей одаренных) так и не было создано.

Среди психологов даже ходит шутка, что интеллект человека – это то, что измеряет тест интеллекта.

Хотя возможно, что это не шутка, ведь с момента создания первых тестов непосредственно связанные с ними сугубо теоретические определения «интеллекта», претерпевали неоднократные изменения.

В последние годы было осознанно, что наряду с привычным для нас абстрактным интеллектом, задействованным большей частью в научном теоретическом познании (так называемый «академический интеллект») и проявляющемся в изучении различных наук и решении искусственно созданных, изолированных от практики тестовых заданий, в жизни существуют и многие другие виды интеллекта. К примеру, эмоциональный интеллект, социальный и практический интеллекты. Кроме этого, интеллект – это лишь одна из частей общего развития любого человека. Интеллект у полноценно всесторонне развитого человека будет «работать» более продуктивно, чем у человека, чувства, воля и воображение которого оказались не развиты по каким-либо причинам.

Умный и не только

Итак, убедившись, что понятие «интеллект» отличается довольно туманной формулировкой, стоит обратить внимание на какие-нибудь другие критерии оценки своего ребенка. А для начала – определить, что же вообще входит в понятие «одаренность».

Но и тут ученые и психологи предлагают несколько вариантов.

Однако если попытаться объединить все формулировки (а они есть в различных словарях по психологии) мы получим, что одаренность – это нечто (присущее ребенку с рождения), позволяющее в дальнейшем достигнуть каких бы то ни было достижений в любой из областей нашего мира («перепрыгнув» таким образом «планку», установленную для людей обыкновенных). В данном случае к людям обыкновенным стоит отнести не только тех, кто за время своей жизни показал средние способности, но и тех, кто не проявил себя по каким бы то ни было причинам, как внешним, так и внутренним.

Невостребованный дар

Но как родителям понять, входит ли их ребенок в группу «одаренных»? Ответ очень прост: если у вас в семье родился ребенок, он уже одарен природой (а его маме и папе остается только выяснить, в какой области жизни может проявиться его дар).

К сожалению, не у всех взрослых это получается, ведь в большинстве случаев родители просто не в состоянии проверить способности ребенка в слишком большом количестве направлений деятельности. Так создается искусственное ограничение способностей малыша, мешающее развиться его природной одаренности.

Проще говоря, если ребенок растет, к примеру, в семье музыкантов, его «поле деятельности» чаще всего будет ограничено областями, связанными с музыкой. Другие же части нашего мира (точные науки, спорт и прочие) окажутся недоступны для «тестирования».

Хотя вероятность, что малыш мог достигнуть много именно в этих областях, очень высока.

Вторая преграда, мешающая развитию одаренности – это существующая в наше время система обучения, направленная на «причесывание» всех детей «под одну гребенку». Одаренный ребенок в школе может стать помехой для учителя, выделяясь на фоне других учеников.

А так как преподаватель должен научить КАЖДОГО своего ученика, одаренный ребенок («схватывающий» всю информацию с полуслова) очень часто оказывается обделен вниманием учителя (не учитывающего особенности развития одаренных детей) и постепенно теряет интерес к занятиям.

Третья преграда, встающая на пути развития природного дара – это желание взрослых направить ребенка в ту область будущей деятельности, в которой они сами не смогли преуспеть (то есть на ребенка «вешается» обязанность «отработки» жизненных планов одного из родителей, не глядя на способности самого малыша). Мамы и папы такой выбор, в свою очередь, оправдывают наличием у них жизненного опыта и возможностью «предвиденья» будущего, позволяющего выбирать для ребенка наиболее востребованные (и, соответственно более оплачиваемые) виды деятельности.

Столкнувшись со всеми тремя преградами, природная одаренность ребенка постепенно снижается до среднего уровня (облегчая этим жизнь малышу и частично людям, его окружающим).

Сохранить и преумножить

Так как же сохранить и помочь развиться тому дару, которым наделила природа Вашего ребенка? Во-первых, стоит учитывать психологические особенности одаренных детей. Любой малыш (не имеющий серьезных проблем со здоровьем) любопытен с самого первого дня своего рождения.

Именно благодаря этому качеству он «впитывает» в себя весь окружающий его мир.

И хотя его развитие на первый взгляд идет своеобразными толчками – сначала физические умения, затем умственные – на самом деле этот процесс природой сбалансирован таким образом, чтобы инстинкт познания мира не оказался заторможен из-за отставания физического развития тела.

Разобравшись с «управлением» своим «новым» телом, ребенок начинает «использовать» его для знакомства с окружением.

В это время очень важно не только не ограничивать инициативу ребенка (к примеру, детским «манежем» или кроваткой), но и позаботиться о его безопасности (любопытный малыш еще ничего не боится и может запросто скатиться с дивана вниз головой и прочее).

Взрослея, ребенок подбирает для себя занятие (игру) по душе. В большинстве случаев оно будет отражать «сектор» одаренности ребенка, но при этом являться одной из многих, к которым у малыша будут способности.

От «своих» занятий ребенка бывает трудно оторвать, он не просто увлечен, а буквально погружен в свое дело, посвящая этому значительную часть времени. При этом он практически не требует помощи со стороны взрослых, предпочитая собственные нестандартные решения возникающих ситуаций, а не «шаблоны» действий, которыми могут поделиться с ним родители.

Конечно, маме и папе следует учитывать личностные особенности одаренных детей, чтобы помочь ребенку расширить границы своего увлечения, показать ему многообразие возможностей его окружающих и обеспечить более гармоничное его развитие (без «перекоса» в одну область, например, при одаренности умственной не стоит забывать о физическом развитии тела).

Конечно, существуют и особенности воспитания одаренных детей. Но так как все дети одарены природой в той или иной степени, то и обучаются они примерно одинаково: на подражании и примере со стороны взрослых (вспомните, как малыш стремился научиться ходить, как это делают окружающие его люди).

И если вы хотите, чтобы ваш одаренный ребенок развивался успешно и с максимальной пользой для себя, станьте для него одаренным объектом для подражания. Помните, что расширяя свои жизненные «границы», вы увеличиваете возможности своего ребенка.

В какой-то момент, конечно, вам придется «передать» своего малыша в опытные руки профессионального наставника, владеющего большим объемом знаний, чем вы. Но и при этом полностью устраняться от обучения своего ребенка вы не должны.

Источник: http://glamius.ru/deti/4-7-let/osobennosti-odarennyh-detej

Особенности развития и обучения одаренных детей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Проблемаодаренности в настоящее время становитсявсе более актуальной. Это, прежде всего,связано с потребностью общества внеординарной творческой личности.Неопределенность современной окружающейсреды требует не только высокую активностьчеловека, но и его умения, способностинестандартного поведения.

Раннеевыявление, обучение и воспитаниеодаренных и талантливых детей составляетодну их главных задач совершенствованиясистемы образования.

Однако недостаточныйпсихологический уровень подготовкипедагогов для работы с детьми, проявляющиминестандартность в поведении и мышлении,приводит к неадекватной оценке ихличностных качеств и всей их деятельности.Нередко творческое мышление одаренногоребенка рассматривается как отклонениеот нормы или негативизм.

Эксперименты,проведенные во многих странах мира,убедительно показали, насколько сложноперестроить систему образования,изменить отношение педагога к одаренномуребенку, снять барьеры, блокирующие еготаланты.

Бытует мнение,что одаренные дети не нуждаются в помощивзрослых, в особом внимании и руководстве.Однако в силу личностных особенностейтакие дети наиболее чувствительны коценке их деятельности, поведения имышления, они более восприимчивы ксенсорным стимулам и лучше понимаютотношения и связи.

Одаренный ребеноксклонен к критическому отношению нетолько к себе, но и к окружающему. Поэтомупедагоги, работающие с одареннымидетьми, должны быть достаточно терпимык критике вообще и себя в частности.Талантливые дети часто воспринимаютневербальные сигналы как проявлениенеприятия себя окружающими.

В результатетакой ребенок может производитьвпечатление отвлекающегося, непоседливого,постоянно на все реагирующего. Для нихне существует стандартных требований(все как у всех), им сложно бытьконформистами, особенно если существующиенормы и правила идут вразрез с ихинтересами и кажутся бессмысленными.

Для одаренного ребенка утверждение,что так принято, не является аргументом.

Одаренныедети достаточно требовательны к себе,часто ставят перед собой не осуществимыев данный момент цели, что приводит кэмоциональному расстройству идестабилизации поведения.

Такие детинередко с недостаточной терпимостьюотносятся к детям, стоящим ниже их вплане развития способностей. Эти идругие особенности таких ребят влияютна их социальный статус, когда ониоказываются в положении “неодобряемых”.

В этой связи необходимо добиватьсяизменения такой позиции, и, прежде всего,это связано с подготовкой самих педагогов.

В современнойлитературе появляется все больше статей,публикаций, так или иначе затрагивающихэту тему. Правда, все они всего лишькапля в море психологических проблем,появляющихся у учителей и родителейодаренных детей в наше время, когдаинформация меняется каждые пять лет, апорой и чаще.

Нынешним школьникамприходится вмещать столько в своюпамять, что порой их молодая неустойчиваяпсихика не выдерживает таких нагрузок.Отсюда эмоциональные срывы, подавленность.

Тут уже не приходится говорить о развитиитворческого потенциала, требующегобережного, вдумчивого отношения,происходит непрерывная гонка заколичеством и качеством знаний.

В этой связихочется отметить работы известногопсихолога, доктора психологическихнаук Н. Лейтеса. Его работы по изучениюпсихики одаренных детей занимают важноеместо в русской психологии.

Многиепсихологические принципы развитиятворчества у детей младшего школьноговозраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н.Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.Огромную работу, как теоретик проделалВ.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемыпсихологии творчества.

Особенно ценнаего разработка подхода к изучениюодаренности, где он наиболее полноструктурировал это психологическоеявление.

Своипсихологические модели были разработаныи рядом западных психологов: Дж. Гилфорд,Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П.Торренс. И, наконец, можно отметитьвеликолепную исследовательскую работудоктора психологических наук Ю.З.Гильбуха. Вместе с группой ученых имбыла разработана дифференцированнаясистема обучения, дающая большевозможности для проявления индивидуальностиребенка.

В даннойработе 3главы. В первой главе будут рассмотренытеоретические аспекты одаренности.Автор раскроет определениепонятий «одаренность» и «одаренныйребенок», также будут рассмотреныпризнаки и виды одаренности и факторывлияющие на развитие одаренности.

Вовторой главе будут рассмотрены особенностиобучения одаренных детей.

Подробнобудут рассмотрены психологическиеособенности одаренных детей и актуальностьзадачи их обучения, принципы построенияпрограмм для одаренных детей и основныеподходы к обучению одаренных детей.

В третьейглаве будет описано эмпирическоеисследование. Целью этого исследования:определение взаимосвязи личностныхкачеств и уровня одаренности ребенка.

  1. Теоретические аспекты понятия одаренности.

1.1.Определение понятий «одаренность» и«одаренный ребенок».

Одаренность– это системное, развивающееся в течениежизни качество психики, которое определяетвозможность достижения человеком болеевысоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или несколькихвидах деятельности по сравнению сдругими людьми.

Одаренность– это качественное своеобразноесочетание способностей, обеспечивающиеуспешное выполнение деятельности.

Одаренность– совокупность задатков, природныхданных, характеристика степенивыраженности и своеобразия природныхпредпосылок способностей;

Одаренность– талантливость, наличие внутреннихусловий для выдающихся достижений вдеятельности.

Одаренныйребенок – это ребенок,который выделяется яркими, очевидными,иногда выдающимися достижениями (илиимеет внутренние предпосылки для такихдостижений) в том или ином видедеятельности. [2]

Одаренностьдетей может быть установлена и изученатолько в процессе обучения и воспитания,в ходе выполнения ребенком той или инойсодержательной деятельности. Проявленияумственной одаренности связанычрезвычайными возможностями детскихлет жизни.

Одаренные дети, демонстрирующиевыдающиеся способности в какой-то однойобласти, иногда ничем не отличаются отсвоих сверстников во всех прочихотношениях. Однако, как правило,одаренность охватывает широкий спектриндивидуально-психологическихособенностей. Большинству одаренныхдетей присущи особые черты, отличающиеих от большинства сверстников.

Одаренныхдетей, как правило, отличает высокаялюбознательность и исследовательскаяактивность. Недостаток информации,которую можно усвоить и переработать,одаренные дети воспринимают болезненно.Поэтому ограничение их активностичревато негативными реакцияминевротического характера.

Одаренныхдетей в раннем возрасте отличаетспособность прослеживать причинно-следственныесвязи и делать соответствующие выводы.Для них характерна более быстрая передачанейронной информации, их внутримозговаясистема является более разветвленной,с большим числом нервных связей.

Одаренныедети обычно обладают отличной памятью,которая основана на раннем овладенииречью и абстрактным мышлением. Ихотличает способность классифицироватьи категоризировать информацию и опыт,умение широко пользоваться накопленнымизнаниями.

Чаще всего внимание к одареннымдетям привлекает их большой словарныйзапас, сопровождающийся сложнымисинтаксическими конструкциями, а такжеумение ставить вопросы.

Многие одаренныедети с удовольствием читают словари иэнциклопедии, придумывают слова, которыедолжны, по их мнению, выражать ихсобственные понятия и воображаемыесобытия, предпочитают игры, требующиеактивизации умственных способностей.Одаренных детей также отличает повышеннаяконцентрация внимания на чем-либо,упорство в достижении результата в тойсфере, которая им интересна. Однакосвойственное многим из них разнообразиеинтересов иногда приводит к тому, чтоони начинают несколько дел одновременно,а также берутся за слишком сложныезадачи. У них также есть расположенностьк четким схемам и классификациям.[9] [16][18]

Особенности,присущие одаренным, обогащают нашужизнь во всех ее проявлениях и делаютих вклад в нее чрезвычайно значимым.Такими особенностями являются:

  1. Одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

  2. Непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.

    Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

  3. Большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.[8]

1.2. Признакии виды одаренности

Признакиодаренности – это те особенностиодаренного ребенка, которые проявляютсяв его реальной деятельности и могутбыть оценены на уровне наблюдения захарактером его действий. Признаки явной(проявленной) одаренности зафиксированыв ее определении и связаны с высокимуровнем выполнения деятельности.

Вместес тем, об одаренности ребенка следуетсудить в единстве категорий “хочу” и“могу”. Поэтому признаки одаренностиохватывают два аспекта поведенияодаренного ребенка: инструментальныйи мотивационный.Инструментальный характеризуетспособы его деятельности.

Мотивационный– характеризует отношение ребенка ктой или иной стороне действительности,а также к своей деятельности. [1]

Инструментальныйаспект поведения одаренного ребенкаможет быть описан следующими признаками:

1. Наличиеспецифических стратегий деятельности.Способы деятельности одаренного ребенкаобеспечивают ее особую, качественносвоеобразную продуктивность. При этомвыделяются три основных уровня успешностидеятельности, с каждым из которых связанасвоя специфическая стратегия ееосуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведенияодаренного ребенка характерен главнымобразом третий уровень успешности:новаторство, как выход за пределытребований выполняемой деятельности.

2. Сформированностькачественно своеобразного индивидуальногостиля деятельности, выражающегося всклонности “все делать по-своему” исвязанного с присущей одаренному ребенкусамодостаточной системой саморегуляции.Индивидуализация способов деятельностивыражается в элементах уникальностиее продукта.

3.Высокая структурированность знаний,умение видеть изучаемый предмет всистеме, свернутость способов действийв соответствующей предметной области.

Это проявляется в способности одаренногоребенка, с одной стороны, практическимгновенно схватывать наиболее существеннуюдеталь среди множества других предметныхсведений (впечатлений, образов, понятийи т.д.

) и, с другой стороны, удивительнолегко переходить от единичной деталик ее обобщению и развернутому контекстуее интерпретации. Иными словами,своеобразие способов деятельностиодаренного ребенка проявляется в егоспособности в сложном видеть простое,а в простом – сложное.

4. Особый типобучаемости. Он может проявляться какв высокой скорости и легкости обучения,так и в замедленном темпе обучения, нос последующим резким изменением структурызнаний, представлений и умений.

Мотивационныйаспект поведения одаренного ребенкаможет быть описан следующими признаками:

1. Повышенная,избирательная чувствительность копределенным сторонам предметнойдействительности (знакам, звукам, цветам,растениям и т.д.) либо определеннымформам собственной активности (физической,художественной и т.д.), сопровождающаяся,как правило, переживанием чувстваудовольствия.

2. Ярковыраженный интерес к тем или инымзанятиям или сферам деятельности,чрезвычайно высокая увлеченностькаким-либо предметом, погруженность вто или иное дело.

3. Повышеннаяпознавательная потребность,любознательность.

4. Предпочтениепарадоксальной, противоречивой инеопределенной информации, неприятиестандартных, типичных заданий и готовыхответов.

5. Высокаякритичность к результатам собственноготруда, склонность ставить сверхтрудныецели, стремление к совершенству.

Психологическиеособенности детей, демонстрирующиходаренность, могут рассматриватьсялишь как признаки, сопровождающиеодаренность, но не обязательно какпорождающие ее. Поэтому наличие указанныхпсихологических особенностей можетслужить лишь основанием для предположенияоб одаренности, а не для вывода о еебезусловном наличии.

Поведениеодаренного ребенка совсем не обязательнодолжно соответствовать одновременновсем вышеперечисленным признакам.

Поведенческие признаки одаренностивариативны и часто противоречивы посвоим проявлениям, поскольку в сильноймере зависимы от социального контекста.

Тем не менее, даже наличие одного изэтих признаков должно привлечь вниманиеспециалиста и мотивировать его натщательный и длительный по временианализ каждого конкретного индивидуальногослучая. [13]

Источник: http://works.doklad.ru/view/FWQJgjv_HJ4.html

Введение. Психология одаренности.Из истории исследования проблем одаренности.Творческая одаренность в развитии познавательных структур.Общая характеристика одаренности.Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М.Возрастные особенности одаренности.Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей.

Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков .Особенности развития творческого мышления подростков.Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка.Изучение личностных особенностей учащихся.Исследование тревожности по методике Нюттена.

Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА.Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения.Программа работы практического психолога с одаренной молодежью (по Матюшкину А.М.). Система семинаров для учителей Педагогика для одаренных детей.

Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми.Заключение.Литература.

Приложения.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей.

Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей.

Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика).Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А. М. в работе Концепция творческой одаренности и др. Шумакова Н. Б. в ряде своих работ, Чистякова Г. Д. в статье Творческая одаренность в развитии познавательных структур, Юркевич В.

С. в Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога . Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.

Задачи нашего исследования: Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде; Диагностировать уровень творческой одаренности подростков, выявить наиболее талантливых из них.Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.

Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми. В работе использованы методы наблюдения за проявлениями творческой одаренности у подростков, за развитием талантливых детей, а также методы психологической диагностики их особенностей. Кроме того, были тщательно изучены имеющиеся по данной теме исследования зарубежных и отечественных психологов.

Исследования структуры интеллекта проводились в 7А классе 27 школы-гимназии. Подростки обладают различной степенью одаренности, разными ее проявлениями.

В диагностике использовались тесты структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера, тесты психодиагностики творческого мышления Туник Е. Е.

психогеометрический тест личности, методика Незаконченные предложения, а также исследовалась познавательная активность особо одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Московский городской психолого-педагогический университет. 2007 год. Курсовая работа. Тема: Исследования одаренности в современной психологии. Форма обучения: дистанционная. Введение. Основная часть. Способности. Определения понятия способности . Формирование и развитие способностей. Одаренность. Исследование одаренности. Понятие и определения одаренности. С. Л.

  • 56,07 КБ
  • скачан 96 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 25.10 11:20
  • будет удален через 14 дней

М. Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с. Книга знакомит с накопленным в психологии опытом изучения одаренных детей. Основное внимание уделено индивидуальным различиям по умственном одаренности и по одаренности к отдельным видам искусства. Рассматриваются способы выявления одаренности, а также проблемы обучения и воспитания одаренных детей. Представлены современные данные.

  • 958,86 КБ
  • скачан 352 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 30.06 17:22
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. зав. 232с. – 2000 В пособии глубоко изучаются проблемы детской одаренности. Рассматриваются вопросы диагностики одаренных детей, содержания их образования и организации учебной деятельности. Характеризуются методы, технологии развития интеллектуально-творческого потенциала детей.

  • 2,88 МБ
  • скачан 195 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 29.12 22:22
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4605 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки и виды одаренности. Виды одаренности. Факторы, влияющие на развитие одаренности. Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения. Принципы построения программ для одаренных детей. Основные подходы к обучению одаренных детей. Эмпирическое исследование уровня.

  • 52,82 КБ
  • скачан 109 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 19.11 18:47
  • будет удален через 14 дней

М. Генезис, 2005. – 176 с. Предлагаемая книга — сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах. В книгу включена также.

  • 28,60 МБ
  • скачан 2322 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.01 02:12
  • будет удален через 14 дней

Особенности развития личности интеллектуально одаренных детей

Чашка Неваляшка . Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с 205 руб

Раздел: Тарелки

Ручка Шприц , желтая. Необычная ручка в виде шприца. Состоит из пластикового корпуса с нанесением мерной шкалы. Внутри находится жидкость желтого цвета, 27 руб

Раздел: Оригинальные ручки

Термин введен в психологию в работах М. С. Неймарк и Л. С. Славиной (научная школа Л. И. Божович). А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н.

P это как бы защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая сомнения относительно своих способностей. А. н. часто ограничивается одной к.-л. областью притязаний человека, но может иметь и более генерализованный характер, захватывая личность человека в целом. Дети в состоянии А. н. характеризуются обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью, агрессивным поведением и негативизмом. Длительное пребывание ребенка в состоянии А. н. приводит к формированию соответствующих черт характера. Наличие устойчивого А. н. уPвзрослого человека может предопределить особенности его личности. См. Аффективные дети. АФФЕРЕНТАЦИЯ (англ. afference)P передача сенсорной информации по нервам от рецепторов в ц. н. с. Против. эфферентация. См. Афферентный

6. Влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет

7. Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста

8. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Источники: http://www.twirpx.com/file/92845/, http://za4eti.ru/referat/qtqnm

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/odarennye-deti/osobennosti-odarennyh-detej-referat.html

Одаренные дети: типы, особенности и проблемы

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность.

И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску.

Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному.

В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек.

Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С.

Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность — это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития.

Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е.

людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей.

Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей.

Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети.

Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку.

Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем — насмешки со стороны одноклассников.

Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку.

В такой ситуации единственный выход — отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей.

Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание.

Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет.

Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания.

Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу.

Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми.

Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе.

Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию.

При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности.

Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 3 961 раз(a).

Когда маму с новорожденным выписывают домой, в этот непростой период адаптации важно помочь ребенку как можно быстрее привыкнуть к его новой среде обитания. Вне материнской …

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, …

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных …

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это …

Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются …

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, …

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, …

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, …

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и …

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин …

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько …

Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша. …

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при …

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они …

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть …

Ещё со времен Гиппократа и Галена доказано, что темперамент является основополагающим фактором формирования характера. Дети разных темпераментов обладают различным …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7864

Поделиться:

Нет комментариев