Лидерство психология

Психология лидерства людей интересует уже давно и не случайно. Все хотят добиться уважения, но не все понимают, как именно это сделать.

В Украине есть поговорка: «где три хохла –  там четыре гетьмана».

Но это касается не только Украины.  В любой ситуации, где есть больше двух человек,  всегда встает вопрос лидерства. Т.е.

даже при стихийном образовании некой группы, кто-то берет на себя более активную роль в ней по природным ли данным, или его просто вынуждают обстоятельства.

Однако через время, люди, которые взяли на себя ответственность принимать решения,  начинают играть более значимую роль, к их словам прислушиваются с большим уважением, их словам отдают предпочтение, они приобретают доминирующее положение в группе. Так происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Поэтому вопрос открыт и по сей день: что именно делает человека эффективным лидером?

Психология лидерства: теории

Выделяют несколько теорий лидерства:

  1. Теория героев или великих людей – в древности человеку приписывались «божественные» черты, обычно передавшиеся по наследству от богов или царей. Согласно этой теории, лидеры обладают определенными характеристиками, такими как стремление к ответственности, настойчивость, инициативность, жажда власти, высокий уровень IQ, примечательная внешность, уверенность в себе, надежность и т.д т т.п.. Однако исследования показали, что лидеры разных времен и народов различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации
  2. Теория среды – окружение само формирует необходимые качества в избранном человеке, соответствующие требованиям среды. Когда человеку его окружение внушает идею, что он должен взять на себя бразды правления как раз тот случай, когда человек в другой среде с легкостью снимает с себя бремя ответственности, именно потому, что оно – бремя.
  3. Теории взаимодействия-ожидания— лидер в этой теории определяется как инициатор взаимодействия в группе.
  4. Теория обмена — члены группы вносят определенный вклад, дополняют имеющиеся качества лидера и ожидают получить от этого некий «бонус-доход».
  5. Ситуационная теория — эффективность лидера зависит от того, насколько данный лидер ориентирован на возникшую задачу, в какой степени он способен контролировать группу и  влиять на нее.

Как видите, психология лидерства действительно занимает умы и озадачивает давно и многих (раз столько теорий уже придумали). Каждая из этих теорий имеет как сторонников, так и противников, и еще никто не разобрался, как и почему человек становится лидером.

Но вот чего психологи добились – так это выяснили то общее, что мешает развитию лидерства. Разумеется, это не партия и правительство, а наши с Вами родные тараканы – внутренние блоки и барьеры, которые сформировались в результате прошлого опыта нас самих и наших предков, ограничивающих убеждений, тормозящих привычек.

Психология лидерства: ограничения

Вот наиболее часто встречающиеся  ограничения:

1. Туманность и отсутствие четкости целей.. Чаще всего человека постигает неудачу из-за того, что он очень слабо представляет себе, куда и зачем идет.  Лидеры, как правило, этим не страдают, они представляют себе конечный пункт назначения, имеют, как минимум, примерный план, как туда попасть и, в идеале, представляют себе промежуточные вехи на этом пути. Именно поэтому за ними идут.

Если Вы хотите быть лидером -поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого Вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Ожидание мгновенных перемен и отсутствие терпения. Огромный дуб вырастает из маленького желудя. И происходит это не за один день.

Если Вы излишне импульсивны и хотите добиться результата как можно скорее, не умеете терпеливо выжидать –Вы и целей не достигните и лидером станете лишь на короткое время.

Да и то, только в случае, если Вы достаточно харизматичный лидер и умеете заряжать своей энергией других.

Успех питает успех. Если Вы хотите стать лидером, помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

3. Страх новизны. Если Ваша ключевая ценность – безопасность и удобство, Вы предпочтете их любым переменам, даже если это перемены к лучшему.  Новые ситуации будут казаться более опасными, чем привычные.Если Вы хотите стать лидером, не бойтесь перемен,  учитесь разумно рисковать, сохраняя голову на плечах.

4. Страх дискомфорта. Людям свойственно избегать ситуации, которые могут причинить боль или страх, могут подвергнуть сомнению их убеждения, поколебать эго…  Это естественно.

Но если Вы хотите стать лидером, Вы должны понять и принять, что с такими ситуациями Вам придется сталкиваться не раз и не два – это нормальный процесс развития внутренней свободы, как одного из лидерских качеств.

5. Страх потерять друзей и близких. Не всегда друзья и близкие с пониманием относятся к Вашим усилиям изменить жизнь и себя. Уже то, что Вы встали на этот путь говорит о том, что Ваши ценности и, как следствие приоритеты изменились, и рост Вашей лидерской компетентности может вызвать неприятие окружающих – ведь они знали Вас совсем другим.

Но если Вы точно хотите изменить свою жизнь – это неизбежно. Нельзя измениться изнутри, сохранив в неприкосновенности свой статус в Вашем окружении. Не стоит переживать, стоит проявить мудрость и понимание.

Единомышленники у Вас появятся так или иначе, их круг будет меняться в зависимости от изменения Ваших ценностей, но родные – это родные. Люди, которые Вас любят, Ваш очаг, Ваш тыл. Не стоит его разрушать.

Стоит быть гибче.

6. Неверие в собственные силы. Растет из детства (если были чрезмерно требовательные родители) или из прошлого неудачного опыта. Тоскливое состояние, когда с одной стороны и хочется попробовать, а с  другой – человек не верит, что у него вообще может получиться хоть что-то.

Каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Стремление к лидерству требует, чтобы Вы научились отвечать за ход Вашей собственной жизни. Если Вам нужна поддержка единомышленников – найдите их, это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

7. Недостаточность  навыков.Иногда человеку просто не достает элементарного опыта, навыков в саморазвитии. Большинство пытается понять это в теории,  читая биографии или мемуары известных людей.

Конечно, изучение опыта великих лидеров — это очень важно, чтобы Ваше мышление начало меняться. Но их опыт – это их опыт. У них было иное воспитание, иное окружение, иные обстоятельства.

 Психология лидерства не может дать рецептов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Лидерство — это, в первую очередь, осознание своей уникальности, своих ценностей и внутренняя свобода, а не поиск «трех-шаговых» инструкций, которые превратят лузера в лидера.

Смысл психологии лидерства не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые даны Вам Богом — Ваши самые сильные стороны в соответствии с Вашими же ценностями.

Иначе все Ваше лидерство – простое надувание шеек в попытках казаться тем, кем Вы не являетесь.

Искусству быть лидером нельзя научить,
ему можно только научиться.(Гарольд Дженин)

И это то, чем мы с Вами занимаемся в Школе Лидерства «Сетевой путь» – раскрываем наш внутренний потенциал, избавляясь от блоков и ограничений, расширяя горизонты вИдения и расправляя крылья мечты и веры в свои силы.

Источник: https://net-way.org/leader/psihologiya-liderstva/

Психология лидерства

Вопросы психологии руководства и лидерства с давних пор привлекают внимание людей. Что делает человека лидером? Как им стать? Эти вопросы не первое столетие интересуют ученых. Существует теория великих людей, которая заключается в том, что личность, которая обладает определенным комплектом характерных черт, будет отличным лидером, независимо от ситуации, в которой человек находится.

Стили лидерства

Кроме этого, в традиционной социальной психологии поднимается вопрос именно о стиле лидерства. В двадцатом веке ученый К. Левин провел классический эксперимент, который впоследствии позволил выделить три главных стиля лидерства.

Предлагаем вашему вниманию каждый из них:

  1. Директивный, он же авторитарный стиль. Он включает в себя короткие распоряжения делового характера, ограниченность, отсутствие снисхождения. Четкий язык и указания, требовательность. Отсутствие эмоций в рабочие моменты.

    План работы заранее определяется в полном объеме, при этом позиция лидера не обсуждается и находится вне группы. При составлении плана работы ставятся лишь непосредственные конкретные цели. В любом случае голос руководителя будет решающим.

  2. Коллегиальный (демократический) стиль. Он в корне отличается от авторитарного стиля. Инструкции поступают в форме предложений, общение носит преимущественно товарищеский тон. Использование метода «кнута и пряника» – похвала и порицание с советами. Лидер преподносит свою позицию внутри группы.

    Все мероприятия также планируются внутри группы, и все участники отвечают за реализацию проектов, все стороны работы выносятся на общее обсуждение.

  3. И, наконец, стиль попустительский. Говоря языком обывателя – разрешительный, либеральный.

    Позиция руководителя незаметно отстранена от всей группы, дела идут, словно само собой. От лидера участники группы не получают заданий и указаний, весь рабочий процесс состоит из интересов отдельных членов группы.

Демократический стиль работы считается наиболее эффективным из этих способов руководства. Такую позицию занимают многие специалисты, работающие в сфере управления. Задачей руководителя при использовании демократического стиля лидерства является совершенствование собственного стиля управления, чтобы сделать его как можно более коллегиальным.

Проблема лидерства в психологии

Интересной для изучения является проблема лидерства в психологии. В любом коллективе, независимо от желания руководства, появляются неформальные небольшие группы. Если вдруг такой «коллектив в коллективе» начинает влиять на общественное мнение всего остального коллектива, то эта группа будет называться эталонной.

Необходимость в появлении цели и организации трудовой деятельности, в конечном итоге приводит к возникновению лидер. Это свойственно всем группам, которые состоят из трех и более человек. В психологии выявляется три типа лидеров – это лидер в узком смысле, вожак и ситуативный лидер.

  1. Вожак. Это член группы, обладающий наибольшим авторитетом, который умеет убеждать и внушать. На других членов своей группы он легко может повлиять взглядом, жестом или словом. Вожак должен обладать следующими качествами: это физическая активность, энергичность и хорошее здоровье. Уверенность в себе и своих возможностях, авторитет, стремление добиться успеха в любом начинании. Вожак должен быть умным, обладать хорошей интуицией и иметь творческое начало. Также важно обладание коммуникативными навыками, умение находить с людьми общий язык и идти на контакт.
  2. Лидер в узком понимании. Он гораздо менее авторитетен, нежели вожак. Он часто ставит себя в пример, побуждает «делать, как я». Он оказывает влияние лишь на часть группы.
  3. Ну и, наконец, ситуативный лидер. Такой человек обладает определенными личностными качествами, которые могут пригодиться в конкретной, определенной ситуации – например, организация какого-либо мероприятия.
Как побороть зависимость от социальных сетей? Социальные сети плотно укоренились в жизни каждого среднестатистического интернет-обывателя. В этой статье мы расскажем о том, как избавиться от зависимости, благодаря которой мы все свое свободное время проводим в соцсетях. Психологическая защита необходима для выживания в самых различных стрессовых ситуациях и для ограждения от негативных воздействий внешних факторов. О механизмах и видах психологической защиты мы расскажем в этой статье.
Истинные и ложные перверсии В этой статье мы расскажем о самых известных из перверсий, о разнице между истинными и ложными перверсиями и особенностями поведения людей, страдающими теми или иными отклонениями в сексуальном поведении. Как полюбить свое отражение в зеркале? Полюбить свое отражение в зеркале необходимо, как бы вы не выглядели на данный момент, потому что только так ваше тело и организм отреагируют положительно на все действия, направленные на то, чтобы выглядеть красивой и здоровой.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-liderstva

Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.

Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.

Кто такой лидер

Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.

Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.

Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.

Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:

Категория качеств Характеристика
Физиологическая группа Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность.
Психологическая группа По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество.
Интеллектуальная группа Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением.
Деловая и личностная группа Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.

Разновидности лидерства

Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.

Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.

Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:

  1. Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
  2. Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
  3. Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.

Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:

  • бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
  • социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
  • политический: государственные и общественные деятели.

Классификация в зависимости от главной функции лидера

  1. Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
  2. Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы.

    черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.

  3. Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
  4. Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями.

    Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.

  5. Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.

В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.

Как помочь ребенку стать лидером

Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.

Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.

Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:

  1. Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
  2. Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.

Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.

Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:

  1. Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
  2. Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
  3. Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
  4. Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
  5. Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.

Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.

Как воспитать в себе лидера

Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.

Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.

Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:

  1. Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
  2. Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
  3. Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.

Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.

Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:

  1. Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
  2. Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
  3. Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
  4. Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
  5. Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.

Лидер и руководитель

Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.

Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.

Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:

Признаки лидера в коллективе Признаки руководителя
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. Регулирует официальные связи группы.
Лидерство — это субъект микросреды. Руководство — это субъект макросреды.
Лидерское поведение возникает само собой. Назначение руководства происходит целенаправленно.
Лидерство нестабильно. Существует некая стабильность.
Нет системы санкций. Есть система санкций.
Лидер решает более насущные задачи. Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия.
Сфера влияния — малая группа. Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе.

Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.

Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:

  1. Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
  2. Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
  3. Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
  4. Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
  5. Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
  6. Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.

Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.

Источник: https://mypsihologiya.ru/lichnost/kto-takoj-lider-i-kakie-kachestva-predpolagaet-eto-ponyatie

Лидер – это кто? Психология лидерства. Лидер команды

Удивительно, как и при каких обстоятельствах формируются лидерские качества в человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — “ведущий, первый, идущий впереди”) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера – человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер – это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна – будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, – нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, – психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, – лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные человеческие качества, согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли – уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои – это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер – это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера.

Самое главное условие для успешного лидерства – быть чуть умнее окружающих.

При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция – толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким “сырым материалом”.

Лидер и руководитель – одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть.

“Зверь” он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу).

Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. Лидерские качества в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения.

Действительно, что может быть проще – если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды.

При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали “лидера” сначала женского пола, потом мужского.

В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины.

Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, неформальный лидер – это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер – это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя профсоюзной организации, назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете.

Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес – его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении.

Поэтому лучше “мотать на ус” и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию личностных качеств человека предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера.

Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают.

Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер – это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

Источник: http://fb.ru/article/165251/lider---eto-kto-psihologiya-liderstva-lider-komandyi

В психологии лидерство рассматривается в рамках малых групп (коллектив, семья) и определяется как влияние или власть, благодаря которой лидер получает поддержку со стороны членов группы.

Слово «лидер» в переводе с английского языка «ведущий», «руководитель». Лидер пользуется авторитетом, уважением, имеет право ставить общегрупповые цели, планировать их достижение, руководить членами группы.

Формальный лидер – человек, выбранный на руководящую должность официально. Неформальные лидеры выбираются коллективом неофициально и негласно.  Формальный лидер осуществляет управление с позиции данных ему полномочий, неформальный – с позиции своего личного авторитета, способностей и возможностей.

Теорий и классификаций лидерства с психологии, социологии и политологии очень много.  Рассмотрим одну из наиболее интересных классификаций, определяющую вид лидерства в зависимости от преобладающих функций лидера.

Лидер-организатор

Организатор умеет активно и смело действовать, руководствуясь интересами всего коллектива. Он целеустремленный и уверенный в успехе человек, оптимистично смотрит на жизнь и считает, что все проблемы решаемы. Лидер-организатор надежный, умеет убеждать и мотивировать. Он не скупится на похвалу и поощрения.

Когда нудно произнести критику, он сделает это чутко и осторожно. Критикует он конструктивно, поэтому у его подопечных или подчиненных возникает желание выполнять свои обязанности и работу еще лучше. Если такой лидер ставит задачу, то она будет четкой и выполнимой.

Организатор умеет планировать день и деятельность в целом.

Лидер-творец

Творец придерживается позиции не командира, а соратника. Он не указывает, что делать, а приглашает коллектив к обсуждению проблемы и совместному нахождению решений.

Сложную задачу он преподносит как привлекательное и интересное задание, которое хочется выполнить. Он вдохновляет и вдохновляется сам.

Лидер-творец умеет видеть перспективу, любит инновации и не боится трудных и даже опасных задач. У него всегда есть свежие, креативные идеи.

Лидер-борец

Это сильный, мужественный, волевой лидер. Он способен долго и пылко бороться за интересы своего коллектива. Умеет отстаивать свои права, принципы и позиции, не склонен уступать.

 Тем не менее, такой лидер в пылу борьбы может забывать об осторожности, рациональности, предусмотрительности, лояльности.

Если Борец неформальный лидер в рабочем коллективе, он будет тем человеком, который организует профсоюз, а в случае недовольства коллектива начальством – стачку или забастовку.

Лидер-дипломат

Это тонкий, чуткий, осторожный лидер. Он умеет манипулировать людьми незаметно для них самих. Такой лидер прекрасно разбирается во всех тонкостях и мелочах дела, превосходно владеет ситуацией.

Обычно Дипломат осведомлен обо всех пересудах, сплетнях и интригах в своем коллективе и умело этим пользуется в управлении людьми.

Такой лидер любит организовывать доверительные встречи, на которых позволено всем свободно высказывать мнение и отношение к актуальным проблемам, однако, сам Дипломат не всегда раскрывает свои планы.

Лидер-утешитель

Утешитель прислушивается к мнению коллектива в целом и к каждому его члену в отдельности. Он умеет хранить секреты, поддерживать, подбадривать, успокаивать. Такие лидеры становятся «душой» и любимцем коллектива, так как они добрые и чуткие. Однако такому лидеру может не доставать объективности и организованности, без которых невозможно успешно вести дела.

Пожалуй, наилучшим лидером является тот, который умеет сочетать в себе особенности всех этих видов лидерства: утешит, поймет, сумеет отстоять права, строго организует деятельность, разрешит внести предложение, вдохновит.

Если Вы хотите развить в себе лидерские качества и стать настоящим лидером, рекомендуем почитать:

  1. Д. Карнеги “Как стать эффективным лидером”
  2. Д. Карнеги “Как располагать к себе людей ” “Как эффективно общаться с людьми” “Как преодолеть тревогу и стресс”  “Как сделать свою жизнь легкой и интересной”.
  3. Дж. Максвелл “21 качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие”
  4. Дж. Бальдони “Золотая книга лидера. 101 способ и техники управления в любой ситуации”
  5. С. Кови “4 правила успешного лидера”
  6. Дж. Уитмор “Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом”
  7. С. Купер “Великолепный лидер. Что знают, делают и говорят лучшие руководители”
  8. А. Кичаев “Харизматичный лидер. Эффективный бренд-коучинг на все случаи жизни”

Ждем Вашей оценки

(: 4, 3,75 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСВЕТСКИЕ НОВОСТИ Лидер, Тип

Источник: https://ourmind.ru/tipy-liderstva

Поделиться:

Нет комментариев