Большинство специалистов в области раннего развития убеждены, что точно определить, когда ребенок начинает говорить, невозможно.
Когда со здоровьем ребенка все нормально, и он не обделен вниманием родителей, по статистике, он начинает полноценно выговаривать отдельные слова примерно в год – полтора года. Однако если это пока не так, не стоит сильно огорчаться.
Если делать все правильно и терпимо относиться к физиологическим особенностям малыша, можно без труда преодолеть все проблемы.
Часто родители думают, что речевые задержки происходят из-за проблем в умственном развитии, но при этом ребенок проявляет активный интерес к окружающему миру, ведет себя бодро, начинает садиться и ползать согласно нормам, но все же не хочет разговаривать.
В таком случае, не стоит поддаваться панике и сразу же бежать на прием к дефектологу, так как нельзя с точностью предсказать, когда, и что должен сказать малыш. Предположения могут быть лишь приблизительными.
Если в полтора года ваш малыш уже может произнести несколько осознанных слов или даже составляет короткие фразы, то не нужно переживать, даже если другие дети его возраста могут декламировать стихи. Каждый ребенок развивается индивидуально.
Содержание
Как правильно общаться с маленькими детьми
Практически все родители сразу же допускают серьезную ошибку, когда их чадо произносит первые звуки «агу» и т.п. – это сюсюканье. Не говорите ему «бибика», просто скажите – «машина», чтобы не пришлось, потом заново переучиваться на «машину». Телефон должен быть не «але-але», а просто «телефон».
Одна двухлетняя девочка называла слово «работа» — «леле». Когда ей задавали такой вопрос: «Машенька, а где твой папа?», — она всегда говорила: «Папа леле», что значило, что он на работе.
При этом никто не пытался ее исправить и рассказать, как нужно правильно говорить. Вместо этого, все умилялись и говорили с ней также: «Машенька, папа пошел леле, да?».
Это ошибочное поведение! Когда малыш начинает произносить некоторые слова, не нужно потакать ему и умиляться.
Научите ребенка, как правильно нужно говорить это слово. Даже если он еще не может выговаривать некоторые буквы, ему необходимо знать правильное звучание, а остальное должно прийти со временем.
Как формируется детская речь
Различают активное и пассивное формирование словарного запаса:
- Активный словарный запас – это стремительное изучение звуков с последующим составлением слов и словосочетаний из них;
- Пассивный словарный запас – это возможность малыша понимать ваши слова, но при этом самостоятельно не произносить ни слова.
Речь пассивного словарного запаса часто развивается быстрее активной. Когда ребенок начинает говорить понемногу, или еще пока ничего не произносит, но проявляет интерес к вашим словам и понимает их, значит, поводов для беспокойства нет.
Все это вычисляется приблизительно, но данные параметры общеприняты. Если вам кажется, что другие дети начинают разговаривать раньше, чем у вас, то лучше обратиться за консультацией к неврологу, психологу или логопеду-дефектологу, для исключения любых задержек в речевом или психологическом развитии.
На подобные задержки указывают:
- невнятная речь;
- неадекватное или гиперактивное поведение;
- плохое пережевывание пищи;
- часто открытый рот (обильное слюноотделение);
- отсутствует зрительный контакт с внешним миром;
- отказ от социального общения.
Чем скорее вы покажете малыша специалисту и начнете с ним занятия, тем лучше будут результаты, а к тому времени, как он пойдет в школу, отличий от других детей и вовсе не будет.
Когда дети произносят первое слово
Первое слово вашего малыша не обязательно будет таким, к чему вы привыкли, независимо от того, во сколько оно было произнесено. Логопеды считают, что достаточным будет даже набор звуков, напоминающий слово. Например: предмет, действие или человек («ка» — каша, те – тетя, «бах» — падение). Наука раннего развития считает все это полноценными словами!
Когда говорят, что в год дети должны говорить от 10 до 20 слов, имеют в виду именно эти логопедические звуки, напоминающие слова.
Как правило, меленькие дети говорят первое слово примерно в 7-8 месяцев, но бывает, что и позже. Эти слова ближе к звукоподражанию. После года, запас слов расширяется до восьми.
Как понять, что это не просто случайные звуки? Можно не узнать, что это слово, но если звуки произносятся периодически, при определенных обстоятельствах, то это уже закономерность.
Можно считать, что ребенок уже разговаривает, но пока еще неразборчиво.
Не нужно подыгрывать и лепетать в подражание ему. Научите его сразу, как верно произносить это слово, это поможет ребенку быстрее освоиться с нормами языка. Когда он говорит «бибика!» — вы уточняйте: «Это машина». Спросите у него, «А где машина?» – ребенок должен будет указать на нее. Затем задайте прямой вопрос – «Что это?» — этим вы побудите его воспроизвести пройденное понятие.
Раньше всего дети говорят первое слово «мама» в 4-5 месяцев. Но во сколько это бы ни произошло, это больше похоже, скорее, на лепет, родившийся из постоянного повторения звука «ма». Однако «мама» не всегда – первое слово. Чаще всего малыши пытаются выговаривать то, что для них проще. Например, им удобней произнести «дядя».
Не переживайте, если поначалу он будет говорить «мама» на всех взрослых людей. Вскоре он поймет, что каждый человек имеет свое имя, а мать только одна.
Как правильно учить разговаривать
В год дети уже начинают многое понимать: искать свои игрушки, делать то, что просят взрослые. Когда ребенок начинает говорить «мама» или «папа», называть других родственников, осознавая это, подражать звукам животных и узнавать их, тогда наступает подходящий момент для изучения предложений.
После того, как малыш стал общаться с помощью предложений, нужно научить его нескольким четким фразам, сколько бы времени это не заняло. Затем можно спокойно переходить к заучиванию стихов: сначала пусть произносит хотя бы последнее слово, а потом уже всю строчку целиком.
Часть теоретиков рекомендует ограничивать время общения детей с людьми, имеющими речевые недостатки (картавость, заикание и т.д.).
Но как же быть родителям, которые живут с этой проблемой? Пока у малыша формируется речь, отдать его взрослым без речевых дефектов? Нет, конечно! Вам придется постоянно следить за своими словами, чтобы неправильная речь была не так заметна.
Как только он достигнет трехлетнего возраста, нужно будет походить к хорошему логопеду. Игровая форма занятий поможет ребенку легко справиться с непонятными словами, и возможно исправить недостатки у самих родителей.
Существуют некоторые основные правила:
- Не нужно торопиться. У ребенка обязательно все получится, просто нужно время. Не ругайтесь, а поставьте себя на его место и вспомните, сколько времени у вас это заняло. Ведь вы не всегда были взрослыми, все понимали и знали.
- Процесс обучения должен вызывать неподдельную радость, или малышу просто станет не интересно. Чтобы поддерживать интерес, активно используйте яркие книжки, красивые картинки и прочее, что привлекает к себе внимание.
- Занятия должны проводиться со всеми членами семьи. Ребенок всегда замечает, когда мама и папа любят друг друга и все делают сообща. Это создает особенно благоприятную атмосферу, в которой он будет учиться с удовольствием и впитывать в себя знания, играя с любимыми родителями.
Источник: https://mamaipapa.org/razvitie/kogda-rebenok-govorit-nachinaet.html
Когда ребенок начинает говорить
Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится.
К сожалению, ответить на вопрос, во сколько дети начинают говорить, довольно сложно, поскольку просто не существует специального «календаря речи». Ни один специалист не может точно сказать, когда нетерпеливые родители смогут услышать первые слова своего малыша.
Ведь каждый ребенок индивидуален, развитие его речевого аппарата происходит в зависимости от особенностей организма воспринимать информацию, от особенности психики и способности к размышлению.
Иногда случается так, что кроха молчит до трех лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, в год начинает болтать без умолку, тем самым удивляя родителей и знакомых.
Справка!
Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Также существует мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.
Этапы развития речи
Рамки «речевого возраста» довольно широки — от 8 месяцев до 3 лет. Ребенок в 3 месяца жизни начинает гулить, когда родители общаются с ним. Родители могут отчетливо слышать буквы: «а», «у», «к», «г», «н». В 7-ми месячном возрасте в речи грудничка появляются звуки «ма», «ба», «га», «да». В 8-10 месяцев некоторые дети уже говорят слогами «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
К году большинство детей начинают произносить разнообразные звуки и слова, состоящие из несколько букв — «дай», «на», «мама», «папа», «баба».
Некоторые специалисты считают, что годовалый ребенок должен знать и произносить около 10 простых слов, но, конечно же, на практике такое явление очень редкое.
Родителям стоит начинать беспокоится, если в год малыш только лепечет, при этом отсутствует интонация голоса, а также, если он не может соотносить слова с предметами либо действиями.
В 1,5 года в речи крохи появляются упрощенные слова, которые он пытается повторить за взрослыми. Конечно, в этом возрасте полностью сказать определенное слово у него не получается, и он произносит только первый либо последний слог.
К двум годам словарный запас детей значительно пополняется. Они уже осознанно произносят упрощенные слова и слова, состоящие из 3-х слогов. Если этого не происходит, следует обратиться за советом к специалисту.
К трем годикам словарный запас ребенка включает около 800-1000 слов. Он говорит предложениями, может пересказать любимую сказку, проанализировать бытовую ситуацию, рассказать, чем занимался весь день. Ребенок начинает задавать кучу вопросов, на которые родители должны доступно и подробно давать ответы.
Советы по развитию речи
Важно отметить, что формирование речи ребенка напрямую зависит от развития головного мозга. Очень важно, чтобы малыш как можно чаще общался со взрослыми, иначе процесс развития его речевого аппарата будет очень длительным.
- Как можно больше разговаривайте с малышом, читайте детские сказки, стишки, пойте песенки и потешки. Слушая речь родителей и близких, ребенок пополняет свой пассивный словарь.
- На прогулке постоянно показывайте и называйте предметы, которые встречаются по дороге.
- Общаясь с малышом, используйте короткие предложения, длинные он проигнорирует.
- Не сюсюкайте с ребенком, речь должна быть правильной и внятной. Однако можно называть предметы двумя названиями, к примеру, машина — би-би или котик — мяу. Так сначала ребенок сможет использовать слово, которое легче произносится, а чуть позже он перейдет к полному слову.
- Развивайте мелкую моторику, ведь она связана с речью. Перебирайте вместе крупу, лепите, рисуйте, нанизывайте бусины. Подойдут любые занятия, в которых участвуют руки, даже полезно просто мять и рвать бумагу.
Совет!
Не стоит предугадывать желания ребенка, выполняя их с первого же жеста. Это лишает малыша мотивации использовать речь, ведь зачем учиться говорить, если достаточно показать пальчиком и желаемая вещь уже в руке.
Почему ребенок не говорит
Встречаются дети молчуны, которые не разговаривают до определенного возраста. Только к 3-м годам родители начинают слышать первые слова малыша, а спустя несколько недель он уже произносит предложения.
Если в 3 года малыш не говорит и даже не пытается, то обязательно нужно искать причину молчания. Возможно проблема кроется в задержке речевого развития, нарушении слуха, нервной системы, недостаточно развитой мелкой моторики, отсутствии мотивации к разговору.
Итак, однозначного ответа на вопрос, когда ребенок начинает говорить первые слова, не существует. Ведь каждый малыш индивидуален, одни начинают говорить раньше, другие — позже. Если у малыша присутствуют какие-либо затормаживания в процессе развития речи, то рекомендуется обратиться к специалисту.
4246.
Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
Развитие детей – процесс многогранный, разнообразный и очень интересный. Молодые родители с удовольствием и счастьем наблюдают, как учится их малыш улыбаться и ползать, лепетать нежно «мама» и «папа», играть, открывать для себя новое в мире. А если ребенок растет не так, как «книжка пишет», взрослые волнуются и переживают.
Одним из важнейших факторов развития детей является владение речью. Ребенок должен говорить, это естественно для него в той социальной среде, в которой он растет. Но если с физическим развитием дела обстоят немного проще (существуют более-менее точные временные рамки, когда и что должен уметь делать малыш), то говорить дети начинают очень индивидуально.
depositphotos.com
Когда и что должен уметь говорить ребенок: этапы развития речи
Проблема временных рамок для развития речевого аппарата ребенка по сей день не решена окончательно. Даже опытные специалисты, логопеды, дефектологи и педиатры не могут четко и однозначно сказать: вот в 10 месяцев он должен говорить уже «мама», в 15 – понимать и показывать предметы, а в 18 – говорить короткими предлогами и т.д.
Этапы развития речи у ребенка, которые мы приведем ниже, даны только для общей ориентации. Не стоит связывать их с собственным ребенком и волноваться слишком сильно. Каждый малыш растет в собственной среде, он – индивидуальность, со своим характером, особенностями развития и маленькими причудами.
Показатели развития речи у детей в возрасте от двух месяцев до трех лет:
- Младенец в первые два месяца издает громкие звуки, если хочет привлечь внимание или чувствует дискомфорт. Крики малыша – это его язык на данном этапе, пока единственный, которым он владеет;
- После трех месяцев ребенок начинает осваивать собственный речевой аппарат. Он пробует издавать новые звуки, причмокивает, на лице отражается активная мимика, которая может меняться постоянно;
- В шесть месяцев малыш уже много и с удовольствием лепечет, некоторые слоги ему нравятся особенно, и он их повторяет чаще других. Ребенку нравится «вкус» слога, он наслаждается самим процессом;
- 6-9 месяцев. В бессвязном лепете ребенка начинают вырисовываться отдельные слоги или простые слова, похожие на те, что говорят ему родители и родные. Иногда малыш начинает копировать интонации и силу голоса, непонятная речь складывается у него в отдельные интонационные предложения;
- 10-12 месяцев. В этот период родители традиционно ждут не только первых шагов, но и первых осознанных «мама» или «папа». Малыш подражает родителям, пробует повторять слоги, а иногда и простые слова. Появляются у него и свои лепетные слова («да-да», «ня-ня», «ам-ам»);
- 1 год. В арсенале малыша – 5-6 простых и лепетных слов, он говорит с разными интонациями, чаще в виде просьбы, соотносит звуки и предметы;
- 15 месяцев. Количество слов, которые ребенок понимает, серьезно увеличивается. Он лепечет часто и много, особенно в моменты эмоциональные: когда удивлен, радуется, пытается что-то сделать, но не выходит и т.д.;
- Полтора года. Называет предметы и действия, своими простыми детскими словами, иногда и полностью правильно;
- 1 год и 9 месяцев. Малыш передает словами события, которые видит в реальности («Толик сядет кушать») или на картинках («Киця белая играет»), складывает слова в простые предложения;
- 2 года. Умеет говорить предложениями, может рассказать знакомую историю или сказку без картинок.
От двух до трех лет у ребенка активно формируется и словарный запас, и грамматические знания. Он задает вопросы, строит предложения правильно, понимает все, что ему говорят.
Такая схема развития малыша очень условна.
Многие дети начинают говорить позже, некоторые из них очень молчаливы, хотя все прекрасно понимают и реагируют на слова взрослых, другие лепечут слишком много и бессвязно.
Считается, что девочки раньше начинают говорить правильно и четко, в силу того, что их игры более спокойные. Мальчики активнее, азартнее и эмоциональнее, их игры подвижные и активные.
Ребенок не говорит: когда начинать беспокоиться?
Некоторые нарушения в развитии речи действительно являются сигналом тревоги. К примеру, если ребенок в полтора года не понимает простых просьб (иди сюда, сядь, открой ротик и т.д.
), или не воспринимает собственное имя; если до двух лет он говорит только отдельные слова, не связывает их в предложения; в два с половиной года малыш должен понимать значение основных и привычных слов, показывать на бытовые предметы, части своего тела, не может принести предмет, о котором просит мама, если он его не видит.
Такие задержки в развитии речи чаще всего связаны с общей задержкой развития ребенка в целом. Но паниковать не стоит и в этих случаях. Обратиться к специалисту нужно (хотя бы один раз, для простой консультации), но многое зависит только от вас.
Как помочь ребенку начать говорить?
Этот вопрос волнует мам, пап, бабушек и всех, кому дорог маленький человечек. Что делать, чтобы он говорил? Как учить понимать вопросы, отвечать на них? Что делать, если малыш говорит неправильно, слишком быстро, заикается ?
Развитие речи у малышей идет двумя путями. Во-первых, они понимают значения слов (пассивное владение речью), а во-вторых, пробуют говорить их сами (активный этап). Понимать дети учатся очень рано, до одного года они уже знают названия разных предметов и действий. Переход из пассивного этапа в активный порой происходит внезапно, неожиданно для родных и близких.
Как помочь малышу в этом нелегком деле? Потребность говорить у детей возникает в двух случаях: он хочет общения со взрослыми, и он хочет получить конкретный предмет. Только в комбинации этих двух потребностей возникает слово. Малыш не будет просто так говорить с вами, он должен говорить в процессе игры или действия, с помощью речи взаимодействуя с родителями.
Что же нужно делать взрослым? Рекомендации специалистов для родителей очень простые:
- Говорите. Чем больше вы говорите с малышом, тем легче и быстрее он научится понимать речь, а также усвоит, что говорить нужно и важно. Говорить лучше правильно, не «сюсюкая» и не повторяя за малышом его лепетные слова. Описывайте все свои действия, говорите ласковые и теплые слова любви, рассматривайте и описывайте картинки в книжках.
- Участвуйте в играх малыша и организовывайте с ним ролевые игры, говорите с ним, взаимодействуя, а не просто так, для фона. Разговор – это общение между людьми, способ их взаимодействия, учите этому малыша. Это очень важный аспект. Ребенку нужно связывать слово и действие, слово и предмет.
- «Не понимайте» неправильные или невнятные слова, даже если вы отлично знаете, чего он хочет в данный момент. Это одна из причин долгого молчания детей. Если ему достаточно сказать «Ыыы» и потянуть ручкой к полке, чтобы мама тут же дала ему желаемое, стимул называть предметы и действия правильно теряется;
- Если ребенок склонен к индивидуальным играм, он слишком «самостоятельный», и не ищет контакта с другими, это может стать причиной задержки развития речи. Старайтесь установить контакт с малышом, используйте игры с эмоциональной окраской, «очеловечивайте» игрушки («укладываем спать мишку, давай расскажем ему сказку» и т.д.).
Помните: ваш ребенок – индивидуальность. Не стоит сравнивать малыша с Таней из соседского двора или Колей из садика. Окружите ребенка любовью и заботой, но не упускайте момент, когда необходимо помочь малышу освоить правильную речь, уделяйте больше внимания общению с ним.
в рубрике Развитие детей
Источник: http://active-mama.com/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
Когда ребенок начинает говорить? — Солнечный Город
Когда ребенок должен разговаривать? Этот вопрос волнует большую часть родителей, ведь речь – важный показатель благополучия и своевременного развития малыша.
Формирование речи начинается в раннем детском возрасте – практически с самого рождения. Первым средством, с помощью которого малыш сообщает о своих требованиях, становится плач.
По мере взросления он осваивает и другие способы общения, радуя родителей первыми осмысленными звуками и словами.
Чтобы понять, со скольки лет дети начинают говорить и что предшествует этому процессу, нужно сначала узнать побольше о нашей речи. Речь – это форма общения с помощью определенных языковых конструкций, то есть звуков, слов, словосочетаний и предложений.
Процесс, сопровождающий это общение, очень сложный и состоит из двух механизмов, тесно взаимодействующих между собой: понимание (внутренняя речь) и собственная (внешняя) речь человека.
Восприятие и понимание обращенных слов становится возможным благодаря речевому слуху – способности различать и анализировать звуки. Именно с помощью речевого слуха, который вырабатывается в первый год жизни, ребенок начинает узнавать и различать слова.
А впоследствии на этой базе происходит развитие внешней речи – малыш пытается воспроизвести слова, которые слышит от кого-то. Он делает это снова и снова, пытаясь добиться более точного произношения, и таким образом постепенно учится говорить.
Этапы речевого развития
Существуют определенные стадии становления речи, через которые проходит каждый ребенок.
Однако важно понимать, что все показатели – когда ребенок начинает лепетать, произносит слова и фразы – являются приблизительными, а само понятие норма может несколько отличаться у разных детей за счет индивидуальных особенностей.
Большую роль играет наследственность: если кто-то из родителей заговорил поздно, то и от ребенка первых слов придется подождать. Кроме того, время, когда начинает говорить девочка и мальчик, чаще всего отличается.
Ученые выяснили, что активное формирование речи начинается с первого месяца жизни ребенка. Как уже было замечено, первым появляется восприятие и понимание, а затем уже и собственная осознанная речь.
Возраст |
Речевые умения и навыки общения |
1-2 месяца |
Ребенок способен отличить человеческую речь от каких-либо других звуков. С помощью рефлекторного крика он может сообщить о дискомфорте, что является первым проявлением внешней речи. Ближе ко второму месяцу появляется улыбка, а затем смех. |
3 месяца |
Узнает знакомый голос матери, может различать интонации. Появляется гуление – ребенок протяжно произносит гласные в сочетание с другими звуками: А-А, А-ГУ. |
5-6 месяцев |
Понимает некоторые наиболее часто используемые обращения. Возникает лепет – многократное повторение слогов и произнесение других, более сложных звуков: БА-БА-БА, МА-МА-МА и т.д. |
7 месяцев |
Во втором полугодии жизни малыш произносит цепочки звуков, напоминающие слова. Сознательно имитирует звуки речи. |
12 месяцев |
Это тот возраст, когда ребенок начинает говорить МАМА и другие первые простые слова: БАБА, ДАЙ. Пытается произносить более сложные слова, чаще в виде их усеченных форм. |
1,5 года |
В полтора года ребенок способен понимать обращенные к нему слова, произносить простые фразы (действие плюс предмет). Допускается пропуск членов предложения и неполное произношение слов. |
2 года |
Время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов и начинает использовать грамматические конструкции (употреблять окончания, приставки и т.д.). Он хорошо понимает речь, когда к нему обрашаются, может выполнить несложные инструкции. |
3 года |
|
Примерно к трем годам процесс становления речи считается практически завершенным. Все основы уже заложены, а дальнейшее речевое развитие – это лишь совершенствование уже сложившихся навыков.
Первое слово
Время, когда малыш произносит первое слово, чаще всего приближено к первому дню рождения. В этот период ребенок пробует соединять однотипные слоги, и на смену лепету приходят полноценные слова. Из МА-МА-МА получается МАМА – чаще всего именно это слово становится первым.
Данному факту есть очень простое объяснение: мама находится с малышом большую часть времени, он видит ее постоянно и именно с ней связаны все основные эмоции и переживания.
Мгновение, когда ребенок говорит «мама», запоминается на всю жизнь и становится определенной вехой в развитии и взрослении крохи.
С помощью слов ребенок обозначает для себя не только близких ему людей, но и интересные объекты, вещи, события. Чуть позже появляются слова, обозначающие чувства, состояние или эмоции, например АЙ-АЙ, БО-БО.
Затем начинается активное расширение словарного запаса. Необходимо отметить, что на речевое развитие оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и физиологические.
Если обратить внимание, когда начинают разговаривать девочки, то становится понятно, что они на два-три месяца опережают противоположный пол.
Первая фраза
Приблизительно к полутора годам слова начинают объединяться между собой – так получаются первые фразы, которые сперва больше напоминают словосочетания.
В этом возрасте ребенок уже способен объяснить простые вещи: «МАМА, ДАЙ», «ЭТО МОЕ», «ИДЕМ ДОМОЙ». В два года в лексиконе появляется больше местоимений и простых прилагательных: «МНЕ БОЛЬНО», «Я ПОШЕЛ», «КИСКА БЕЛАЯ».
Общий словарный запас включает в себя от 50 до 100 слов.
К тому моменту, когда ребенку исполнится 2,5 года, он должен знать около 200-300 слов, уметь называть свое имя, использовать в разговоре прилагательные и некоторые другие части речи. В этом возрасте малыши начинают активно интересоваться окружающим миром и задавать вопросы.
Поэтому, когда дети начинают говорить, мама должна всячески поощрять этот интерес. В 3 года у ребенка обязательно должна присутствовать фразовая речь, более того, он должен уметь составить небольшой рассказ, связывая между собой несколько предложений и правильно употребляя местоимения, прилагательные, наречия, глаголы.
Разговор малыша должен быть понятен не только родителям, но и посторонним людям.
Ранние признаки нарушения речи
Процесс овладения языком достаточно сложный, и случается, что он не всегда идет гладко. Когда ребенок начинает говорить, мама должна пристально следить за процессом освоения речи.
Ведь по мере роста и развития могут проявляться те или иные нарушения речи. Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте – до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры к их устранению.
Можно заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с речевым развитием, если:
- гуление и лепет появились очень поздно или вовсе отсутствуют;
- нет реакции на обращенную речь;
- к полутора годам ребенок не произносит ни одного слова;
- после двух лет не развита фразовая речь;
- ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.
Проблемы с речью могут возникать при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях лор-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:
- когда ребенок говорит, невозможно распознать звуки и слова – речь является нечленораздельной;
- после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
- во время бодрствования рот не закрыт, язык высунут наружу, возможно повышенное слюноотделение.
Не стоит надеяться, что подобного рода проблемы разрешатся сами собой. При любых сомнениях лучше обратиться к врачу – неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.
Три года считается критическим возрастом, когда дети начинают говорить предложениями достаточно связно. Если к этому времени малыш не умеет общаться с помощью фраз, может идти речь об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае велика вероятность того, что речь и дальше будет развиваться с большим опозданием.
Причины задержки и нарушений речевого развития
Все причины речевых нарушений можно разделить на физиологические и социальные. Первые обусловлены проблемами со здоровьем, наличием одного или нескольких заболеваний. Вторые включают в себя особенности воспитания, окружающей среды, отношений в семье. Все эти причины могут влиять на то, со скольки дети начинают говорить.
Среди физиологических факторов наиболее распространены следующие:
- различные нарушения слуха;
- неврологические патологии;
- органические поражения мозга;
- нарушения развития органов артикуляции;
- травмы, в том числе родовые;
- некоторые врожденные заболевания;
- наследственность.
Если говорить о социальных факторах, то определяющим является та речевая среда, в которой ребенок обитает с момента рождения.
Это понятие включает в себя не только процесс общения взрослых с малышом, но и все обстоятельства, окружающие его и способные изменить его речевое развитие в лучшую или худшую сторону.
Другими словами, то, со скольки лет дети говорят, напрямую связано с их окружением.
- Недостаточное внимание и общение: с ребенком не разговаривают, ему уделяют мало внимания.
- Невостребованность речи: малыша не стимулируют к разговору, угадывая его желания по жестам.
- Слишком быстрая речь у взрослых членов семьи, при которой ребенок не успевает уловить суть и выделить для себя отдельные слова.
- Завышенные требования родителей: стремление научить разговаривать путем постоянного повторения одних и тех же слов и фраз, не создавая комфортную, эмоционально положительную для малыша атмосферу.
- Психологические проблемы или стрессовая ситуация в семье – развод родителей, частые ссоры, алкогольная или другая зависимость.
- Посторонний шум: постоянно работающий телевизор или громко звучащая музыка, особенно песенная. Слова в ней звучат неразборчиво, поэтому у ребенка не формируется умение отличать одни речевые единицы от других.
- Достаточно часто логопедические нарушения возникают у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. Когда дети говорят «мама» на одном языке, а «папа» на другом, это во многих случаях приводит к путанице и проблемам с развитием речи.
Как помочь ребенку начать говорить
Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном становлении речи, предотвратить отклонения в речевом развитии, а если они уже появились – попытаться преодолеть их как можно раньше.
- Необходимое условие для развития речи – это общение. Сразу после рождения и до года объектом общения становятся члены семьи, в дальнейшем – сверстники. В результате контакта и совместных игр у ребенка появляется необходимость выразиться – это наилучшим образом стимулирует его к речевым высказываниям. Поэтому момент, когда ребенок заговорит, наступает быстрее.
- Разговаривая с детьми, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, лицо взрослого должно находиться на одном уровне с лицом ребенка – это помогает хорошо рассмотреть артикуляционные движения и быстрее освоить произношение звуков. Во-вторых, речь должна быть медленной и внятной. Тогда у малыша появляется возможность вычленить в потоке речи отдельные звуки.
- В окружении важно создать относительную тишину, особенно в то время, когда начинают говорить и общаться. У маленького ребенка абсолютно не сформировано внимание, поэтому любые посторонние звуки будут отвлекать – мешать сосредоточиться, вслушаться и вникнуть в речь, проанализировать и понять ее.
- Нужно строго дозировать время просмотра телевизора, а лучше полностью отказаться от него. Экранная речь оказывает негативное влияние на речевое развитие – она обладает ускоренным темпом, не наполнена интонациями, не обращена конкретно к ребенку и не побуждает к словесной реакции и ответу. Такое времяпрепровождение вырабатывает непроизвольное (вынужденное) внимание, а для обучения речи требуется способность сознательно переключаться с одного объекта на другой, то есть внимание произвольное.
- Стоит уделить время развитию мелкой моторики – она напрямую связана с умственным и речевым развитием ребенка и от нее зависит то, со скольки лет ребенок начинает говорить. Массаж и специальная гимнастика помогут повысить активность речи и помочь сформировать правильное произношение. А пальчиковые игры будут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона между взрослым и малышом, развитию других умений – подражать кому-то, вслушиваться и понимать смысл речи.
Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно всего лишь придерживаться этих правил, сделав их частью своего образа жизни. Выделите время в ежедневном расписании для общения с крохой, совместных игр и занятий, и непременно помните, что любовь и внимание близкого человека – самый важный развивающий трамплин.
Источник: https://sunny-town.org/info/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
Поделиться:
Нет комментариев