Я свою сестрёнку ЛидуНикому не дам в обиду!Я живу с ней очень дружно,Очень я её люблю.А когда мне будет нужно,Я и сам её побью.
(А. Барто)
Всем, особенно родителям, хотелось бы, чтобы взаимоотношения между братьями и сестрами, такими близкими кровными родственниками основывались на любви и взаимоуважении (а как же иначе, ведь родные друг другу люди, одна кровь, одна семья!), но далеко не всегда так получается.
Ненависть, злость, обида, зависть частые спутники в отношениях братьев и сестер. Почему так происходит и что делать родителям для того, чтобы их дети не выросли лютыми врагами друг другу?
Родные люди, чужие люди
Начнем, пожалуй, с анализа причин плохих взаимоотношений между братьями и сестрами.
Перечислю самые популярные: в семье не без урода, такие дети уродились, что мир их не берет, родители виноваты, не любят всех детей одинаково, загружают старших, балуют младших, что и приводит к зависти, ревности, агрессии между ними, современное общество конфликтное, злое, воспитывающее, что каждый сам за себя, что любые средства хороши ради достижения поставленной цели, можно и родственными отношениями пренебречь, наплевать на брата или сестру — с волками жить по-волчьи выть, как известно.
Поиск виновных в негативных взаимоотношениях братьев и сестер (они сами, семья, общество?) нам ничего полезного не даст, нужно смотреть глубже, искать причину, а не разводить напрасный шум вокруг последствий.
Главную причину системно-векторная психология определяет как непонимание родителями природных особенностей своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным векторальным набором, своим темпераментом.
Из этого глобального непонимания вытекает все остальное: попытка воспитывать всех детей одинаково, одними и теми же воспитательными методами, воспитывать детей, исходя из своих детских воспоминаний, своего представления о должном и нормальном, о правильных целях и мечтах в жизни.
Пример
Скажем, одна девочка была младшей в семье и ей доставались обноски от старшей сестры, включая обувь, одежду, школьные принадлежности, при этом она по своим психическим свойствам — кожно-зрительная девочка, для которой значима материальная составляющая, которой важно иметь свое, выглядеть на все “сто % “. Конечно, она испытывала зависть к сестре, которой родители покупали новые наряды, ненависть к родителям, игнорирующих ее интересы.
И вот девочка выросла, выросла с четким убеждением, что детей надо заводить только при материальном благополучии — нечего нищету плодить и чтобы никаких обносок для младших деток. Она удачно вышла замуж, родила двух детей. О своем детском опыте не забыла, помнила. Ей хотелось, чтобы дети ее любили, а не испытывали неприязнь и желание поменять родителей.
Детям всего было вдоволь – отдельные комнаты, множество красивых, модных вещей.
Только вот незадача — младшенькая дочка была с анальным вектором, она ждала от мамы не навороченных подарков, она хотела простого человеческого тепла и ласки, похвалы, добрых слов.
Маме же было некогда на «всякую ерунду» время тратить, время – деньги, к тому же, главное для счастья дочки она обеспечила, живи и радуйся. По ее мнению, исходя из ее детского опыта.
Дочь же, будучи другой по внутренним свойствам, чем мама вынесла из детства горькую обиду на мать и заодно на старшего брата – не любят, не ценят, не поддерживают, не понимают. Таким образом взаимоотношения между братом и сестрой ушли корнями в предыдущее поколение.
От осинки родятся и апельсинки, и яблочки
Следует особо подчеркнуть, что дети из одной семьи не только не отражение своих родителей, но и не отражение друг друга. Вектора не передаются по наследству и не являются одинаковыми у братьев и сестер, даже у близнецов. Общие родители, одна социальная среда развития и воспитания, но совершенно разный результат именно потому, что общие гены — вовсе не одинаковые психические свойства.
Соответственно, к каждому ребенку требуется подбирать свой, индивидуальный подход, чтобы он получил нужное для развития векторов, данных ему от рождения в базовых свойствах.
Чем лучше братья и сестры будут развиты и найдут применение своим талантам в обществе, тем более взаимоотношения между братьями и сестрами будут гармоничны, и никто не будет наполнять свои психические нехватки за счет другого.
К примеру, анальный ребенок, получая требуемую ему материнскую любовь, правильное воспитание не будет садистировать (обзывать, бить) своих братьев и сестер.
Те негативные чувства, что открыто ребенок не проявляет к родителям (до поры до времени), он вполне может демонстрировать по отношению к брату или сестре. От родителей ребенок чувствует свою зависимость, а от брата или сестры — нет. Нет существенных препон, чтобы накопленный негатив сбрасывать на находящегося рядом члена семьи.
Таким образом, плохое состояние одного ребенка в семье вследствие неправильного воспитания (без учета векторов ребенка), как правило, больно отражается на другом.
Дети не ангелочки
Жизнь детей в одной семье не обязывает их к взаимной любви, вместе с молоком матери они не впитывают любовь к своим братьям и сестрам.
Они не рождаются ангелами во плоти, они рождаются «зверенышами», не отягощёнными нормами морали, которым только предстоит путь взросления и становления настоящими людьми.
Взаимоотношения между братьями и сестрами — свойство не врожденное, а приобретаемое в процессе совместной жизни.
Родителям нужно воспитывать и еще раз воспитывать, причем воспитывать правильно ребенка, чтобы животная неприязнь к себе подобному, с которым предстоит делить кров и многое другое, с которым часть жизни придется проводить вместе исчезла и появилась любовь, взаимоуважение.
И дело не в возрастной разнице между детьми. Да, каждый возраст решает разные задачи и в каждом возрасте ребенок по-разному воспринимает происходящее вокруг. Да, в зависимости от возрастной разницы между детьми находится загруженность родителей. Но как будут ладить дети друг с другом напрямую зависит от их воспитания, от того насколько они будут развиты и реализованы.
Резюме
Итак, первое, что нужно сделать родителям, дабы улучшить взаимоотношения между братьями и сестрами – это понять внутренние особенности каждого из своих детей. Тогда станет понятно, почему они себя именно так ведут, а не иначе.
Почему дети с кожным вектором склоны к зависти, конкуренции, хотят быть первыми во всем, почему для анальных детей так важно, чтобы было поровну, честно и справедливо, почему уретральный ребенок не понимает слово «нет», почему дети дерутся и ругаются и прочее…
Второе – родителям неплохо бы понять себя и четко осознавать: что нужно ребенку для развития, а что нужно им самим. Не использовать детей для «работы над ошибками» собственной жизни. Нельзя родителям переносить свой опыт из детства на своих детей. Можно ой как ошибиться, не различая их врожденных наклонностей и не обеспечивая им то, что им действительно нужно для полноценного развития.
Помните: вы – это вы, ребенок – это ребенок, другой ребенок – это не вы и не первый ребенок. Каждый – личность, у каждого своя дорога к счастью.
Разница в возрасте между детьми, материальное положение семьи, уровень образования родителей не имеет превалирующего значения в том, какие сложатся взаимоотношения между братьями и сестрами — важно то, как их воспитали, развили родители.
Семья объединяет людей разных по возрасту, по способностям, по типам темперамента в единую систему благодаря кровнородственным связям и ведению общего хозяйства, но этих двух факторов недостаточно для складывания гармоничных отношения внутри семьи. Нужно больше — понимание друг друга. Родителям необходимо создавать условия для развития детей согласно их истинным потребностям. Воспитывать правильно.
Автор Ольга Князева
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Источник: http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/kak-uluchshit-vzaimootnosheniya-mezhdu-bratyami-i-sestrami/
Как наладить отношения с братом или сестрой. Совет
В детстве ссоры между братьями и сестрами отнюдь не редкость и даже являются нормой. Но когда конфликты продолжаются и во взрослом возрасте, это может стать серьезной проблемой. Как же перестать ссориться? Как наладить отношения с братом или сестрой? Об этом подробнее расскажет сборник советов AnyDayLife.
Чтобы решить ту или иную проблему, психологи всегда рекомендуют в первую очередь ее признать.
Поэтому для начала признайтесь себе, что у вас с родным братом или сестрой сложились не те отношения, которых бы вам хотелось, что вы не чувствуете друг к другу большой любви или хотя бы симпатии и что совершенно не соответствуете стереотипам о «правильных» взаимоотношениях между близкими родственниками.
А теперь подумайте, действительно ли вы хотите что-то в ваших отношениях менять. Ведь этот процесс будет долгим и нелегким, вам придется столкнуться с множеством трудностей.
Поэтому подходить к проблеме важно осознанно, с четким пониманием, что вам это в самом деле нужно.
Если же вы хотите наладить отношения с братом или сестрой просто потому, что «так надо», то вряд ли затея окажется успешной.
Если ваши намерения серьезны и вы готовы начать работу по улучшению отношений с братом или сестрой, это прекрасно.
Теперь вы должны действовать, но не рассчитывайте на универсальный «рецепт»: и вы, и ваши отношения с братом или сестрой очень индивидуальны, а потому не может быть общих советов о том, как исправить ситуацию именно в вашем случае. Впрочем, несколько общих нюансов вам все же стоит учесть.
Отыщите первоисточник конфликта
Отношения не могут испортиться просто так, всегда есть что-то, что вызвало конфликт. Просто иногда это что-то кроется в далеком детстве, когда вы с братом или сестрой делили то игрушки, то родительскую любовь и внимание. Детская ревность, неправильные установки родителей, неправильная расстановка ролей — все это могло привести к нынешней проблеме.
Посмотрите на ситуацию взрослыми глазами
Многие из нас, вступая во взрослую жизнь, продолжают нести за спиной груз из детских обид.
А уж сколько таких обид бывает между братьями и сестрами! Но стоит ли о них помнить? Попробуйте взглянуть на сестру или брата с позиции взрослого человека и как на взрослого человека.
Если мысленно отбросить воспоминания о детских годах, то что мешает вам нормально общаться именно сейчас? Что вас не устраивает в брате или сестре?
Измените отношение к ситуации
Увы, другого человека не переделать. Поэтому не надейтесь, что вы сможете изменить «непутевую» сестру или «вредного» брата, даже если вам кажется, что вы знаете, как лучше. Вместо этого лучше попытайтесь изменить свое отношение к ситуации. А если самостоятельно сделать это не получается, возможно, на помощь придет профессиональный психолог.
Наберитесь терпения
Было бы слишком наивно полагать, что как только вы поговорите с сестрой или братом «по душам», все сразу же встанет на свои места и конфликт будет исчерпан. Увы, в жизни все не так просто.
Поэтому будьте готовы к тому, что предстоит не раз и не два обсудить ваши взаимные претензии, вспомнить и простить старые обиды, а возможно даже и парочку раз поссориться.
Наберитесь для этого терпения и не отступайте от задуманного.
Берегитесь «треугольников»
Постарайтесь не втягивать в процесс выяснения отношений с братом или сестрой еще кого-то из родственников, особенно родителей. Иначе появится своеобразный «треугольник», который только усугубит ситуацию: вместо того чтобы решить одну проблему, вы можете создать несколько новых.
Не заставляйте себя любить брата или сестру
Никого нельзя полюбить насильно, поэтому даже окружающие твердят, что родные братья и сестры обязаны любить друг друга, это не так. И если вы видите, что для крепкой дружбы оснований нет, то просто не бойтесь оставить отношения нейтральными. Это не будет трагедией и не сделает вас плохими людьми, зато вы не будете чувствовать, что совершаете насилие над собственными чувствами.
Источник: https://anydaylife.com/post/6346
Связи братьев и сестер друг с другом обычно очень крепкие, но противоречивые: в них смешиваются сообщничество и соперничество, любовь и ненависть. Противоречивые эти чувства могут как сосуществовать, так и чередоваться, меняясь каждую минуту.
Соперничество может быть временным, быстро проходящим, обнаруживается оно главным образом при появлении в семье младшего ребенка: тот, кто стал старшим, боится, что мама будет теперь заботиться только о новорожденном, а его разлюбит. В основе ревности братьев и/или сестер друг к другу лежит соперничество между детьми за право на исключительную любовь родителей, прежде всего — матери.
Надо сказать, что отношения братьев и сестер между собой — это отнюдь не только соперничество, здесь хватает и других сложностей. Именно в общении с семьей маленький ребенок впервые получает возможность отождествить себя со значимыми для него людьми: младшие хотят быть похожими на старших и делать то же, что делают старшие.
Есть и другая сторона, может быть, не такая явная: старший ребенок ничуть не реже позволяет себе, играя, увидеть в младшем братишке или в младшей сестренке младенца, каким был сам, и воспроизвести его поведение. Таким образом, он получает удовольствие, какого не дадут ему познать ни его нынешний статус, ни его возраст. А младший проецирует на себя образ старшего, желая стать другом его друзьям.
Когда старший ребенок в семье отождествляет себя с младшим, а младший со старшим, это помогает им обоим расти, примиряя между собой стремление скорее стать взрослым и нужду в том, чтобы не взрослеть слишком быстро.
В отношениях с братьями и сестрами ребенку приходится отказаться от жажды всемогущества, потому что ему надо знать свое истинное место.
Подобное «крушение иллюзий» благотворно и даже спасительно, ведь именно благодаря ему ребенок вырывается из плена любви симбиотической, примитивной, той, при которой стороны слишком сильно психологически взаимосвязаны, взаимозависимы и каждая теряет в своей индивидуальности. Вырывается, чтобы открыться любви равных, содействующей личностному росту.
Если ребенок ревнует к малышу, который только еще должен родиться
Совсем еще недавно ваш ребенок был уверен в том, что мама существует для него одного, является в какой-то степени его собственностью. Подрастая, он начинает понимать, что нет, это не так: его мама — отдельный человек со своими желаниями, и она может любить других людей тоже. Она, например, любит папу, и ребенок должен разделять с ней эту любовь.
Когда в семье должен появиться новорожденный, ребенок, которому предстоит стать старшим, вновь испытывает тревогу и страх, что мама больше не будет его любить (такое состояние в науке называется фрустрацией 1), и порой это становится для малыша совершенно невыносимо. Именно в таких случаях он и демонстрирует ужасающую ревность. Реакция на событие зависит от возраста ребенка, а кроме того — от разницы в возрасте между ним и новорожденным.
Чувство ревности проявляется сильнее всего, когда ребенку около четырех лет, особенно если он долгое время был единственным. Реакции бывают менее острыми, если разница в возрасте между детьми меньше двух лет.
- Старший имеет право думать: «Лучше бы он (или она) не родилась вообще.
- Однако ему запрещено делать маленькому больно или бить его.
- Разрешайте настолько, насколько это возможно, старшему ребенку трогать младенца, который не должен казаться ему ни драгоценным, ни особо хрупким объектом. За неловкими, но ласковыми прикосновениями старшего скрывается ревность, смешанная с любопытством.
- Лучше не заставлять старшего ребенка говорить, что он рад тому, что у него теперь есть младший братишка или младшая сестренка и что он любит этого братишку или эту сестренку.
- А если вы на этом настаиваете, то скорее всего — ради собственного успокоения: лишь бы не чувствовать себя виноватым в том, что навязали своему малышу брата или сестру.
Если дети все время ссорятся
Даже если самый младший ребенок в семье поначалу не вызовет жгучей ревности, все может осложниться, когда он начнет ходить и захочет трогать вещи, принадлежащие старшим детям. В этом случае соревнование между детьми становится куда серьезнее.
Отношения с братьями и сестрами — первое пространство для социализации ребенка. Чувство соперничества естественно, и часто оно предшествует возникновению чувства истинной любви.
— Вы научили старшего тому, что нельзя поднимать руку на младшего брата или младшую сестру со дня его или ее рождения. Однако нельзя, чтобы запрет на рукоприкладство постоянно заставлял ребенка капитулировать, к тому же, в этом случае роли могут поменяться, и младший почувствует, что ему дозволено проявлять агрессию по отношению к старшему, тогда как тому защищаться категорически запрещено.
— Порой дети сами подавляют свою агрессивность и склонны не защищаться, когда младший брат или младшая сестра на них нападают. А поскольку дома слишком многое запрещено, некоторые дети находят выход этой подавленной агрессивности в детском саду.
— Надо, чтобы каждый умел защищать свою территорию и свои права, что может оправдывать некоторую степень агрессивности. Надо также, чтобы конфликты себя обнаруживали: истинная миссия родителей не в требовании «Сию же минуту перестаньте ссориться», — а в том, чтобы найти пути разрешения каждого выявленного конфликта.
— Необходимость сдерживать агрессию отнюдь не означает, что во имя родительской мечты об идеальных отношениях в семье надо подавлять всякое, даже минимальное, проявление соперничества между детьми.
Часто такой идеал — отражение либо пережитого самими родителями в детстве, либо того, что они в детстве мечтали пережить.
— Не стоит постоянно поощрять только младшего, родителям следует соблюдать дистанцию ради того, чтобы условия, в которых находится младший, не стали более благоприятными, чем условия, в которых находится старший.
— Если вы хотите, чтобы дети поверили, будто вы способны разрешить любой конфликт, или если хотите быть объективны во что бы то ни стало, это только во вред и старшим, и младшим: в конце концов они поверят, что вы способны загладить всякую, какая только может встретиться в жизни, несправедливость, единственной жертвой которой считает себя каждый.
— Иногда лучше, оценив ситуацию со стороны, сделать вид, будто не замечаете происходящего.
— Даже если в глубине души вы предпочли бы, чтобы дети проявляли друг к другу только нежную привязанность и ничего кроме, необходимо дать им возможность самостоятельного выбора: любить или ненавидеть.
А еще позвольте им, насколько это возможно, самим разбираться со своими конфликтами. Это лучшее, что вы можете сделать для своих детей.
С одной стороны, вы чаще будете чувствовать, что не сумели проявить абсолютную непредвзятость во время вмешательства, а с другой — умение искать компромисс, умение договариваться, находить способы выйти из конфликта являются для ребенка источником гордости собой и веры в себя.
И дополнительное преимущество: таким образом ребенок приобретает навыки, которые помогут ему в будущем лучше понимать отношения с другими людьми.
— В результате того, что происходящее между детьми будет оставаться вне вашего поля зрения, у них, возможно, появятся области для сотрудничества, сообщничества.
— Но если дети начинают драться, вмешивайтесь немедленно. Можно плохо, даже враждебно относиться друг к другу, но как физическое насилие, так и вербальное, когда один человек «избивает» другого словами, недопустимы.
Если вы вмешались в конфликт между детьми, главное — подсказать им, как приспособиться друг к другу, подняться над ссорой.
— Двухлетнему покажите, как можно делиться с другим.
— В три года ребенок способен понять, что такое «по очереди».
— Начиная с четырех-пяти лет можно уже учить ребенка поиску компромисса с помощью слов. Переговоры — основной путь улаживания конфликтов, именно потому так важно давать детям возможность выпутываться из их ссор самим.
— Будьте особенно внимательны к ребенку, который в конфликтах систематически проигрывает. Возможно, дело тут в недостаточном языковом развитии, возможно, ему не хватает веры в себя, в то время как то и другое — два главных козыря при любых переговорах.
— Нужно помогать ребенку, избегая при этом постоянного вмешательства, направленного на его защиту.
Он говорит, что его брата или сестру я люблю больше. Вы считаете, что это неверно и несправедливо, но если вы активно встанете на защиту одного из детей, стремясь доказать, будто для вас нет никакой разницы между ними, вы рискуете усугубить ситуацию, обострить ревность в семье.
Зачем родители стараются делать для одного ровно столько же, сколько для другого? Дети — тонкие психологи, и они быстро заметят, что мама и папа поступают так исключительно затем, чтобы искупить в собственных глазах скрытую вину.
Полностью исключить предпочтения на самом деле очень трудно. Естественно, и речи не может быть о том, чтобы говорить о своих предпочтениях или даже ненароком признаваться в них, тем не менее они существуют.
И совершенно не обязательно, чтобы вашим «любимчиком» был самый младший, как это обыкновенно кажется старшим.
Вполне может быть, что вы сохранили особую привязанность именно к старшему, потому что он сделал вас отцом или матерью, — а может быть, ко второму или третьему ребенку, даже и не зная почему.
— Предпочтение — чувство интимное и чаше всего бессознательное или подсознательное 2, оно связано с родительскими ожиданиями от каждого ребенка.
— Как правило, кто-то из родителей узнает в характере одного или другого ребенка свои собственные черты. Вот только необязательно это становится основой для предпочтения: иногда между очень похожими родителями и детьми конфликтов случается больше.
— Личные отношения с каждым ребенком возникают в связи с особенностями его появления на свет и историей его жизни.
Ребенок-инвалид, ребенок, который нуждается в постоянном медицинском уходе или живет отдельно от вас, может вызывать особенно сильную привязанность .
Даже если он у вас не самый любимый, о нем вы заботитесь больше, чем обо всех других, и другие дети, «беспроблемные», могут жаловаться на это тревожащее их предпочтение.
Подобная реакция способна вам помочь, вынудив к осознанию того, что пришло время что-то сделать с двойственностью таких связей.
Подбадривайте детей, когда они играют вместе, облегчайте им возможность таких игр.
— Найдите время посидеть и посмотреть, как ваши дети играют, но старайтесь поменьше вмешиваться. Вы увидите, что младшие уподобляются старшим.
— Важно, чтобы игры между «двумя поколениями» детей были разнообразны и чтобы старший не всегда верховодил, не всегда принимал решения единолично.
— Старший может заинтересоваться играми малыша и принести ему, например, свои старые игрушки. Оба получат от этого громадное удовольствие.
— Играя с младшим братом или сестрой, старший ребенок позволяет себе возвращаться назад, к более ранней стадии развития, и не стыдится этого.
В семье, где несколько детей, возможны игры между мальчиками и девочками
Четырехлетние дети предпочитают играть с ребятишками своего пола, особенно в коллективе. Игры братьев с сестрами могут стать первым шагом на пути к играм с детьми противоположного пола.
Возможности, рождающиеся в совместных играх мальчиков и девочек, особенно важны в том возрасте, когда происходит половая идентификация.
В четыре-пять лет мужские и женские роли очень часто не разграничены, и, когда дети играют вместе, попеременное исполнение той или иной роли делает более гибкой их модель половой принадлежности.
Конечно, это возраст, когда мальчики и девочки отнюдь не склонны приветствовать совместные игры, но маска, которую надевает ребенок перед своими друзьями или подружками, вовсе не обязательно отражает то, что происходит дома.
В шесть-семь лет дети начинают больше интересоваться настольными играми и головоломками.
Выступая в роли судьи, нужно в основном объяснять правила — каждому по очереди, а не рассыпаться в поздравлениях выигравшему.
— Соперничество здесь больше похоже на соревнование, и это должно убедить вас в необходимости бдительно следить за счетом.
— Если результаты у детей не слишком удовлетворительны, воздержитесь от сравнений!
Каждый ребенок имеет право на собственное пространство и время для игры, если он хочет играть один
— Конфликты с братьями и сестрами часто становятся выражением притязаний на то, что ребенок сам по себе — уже личность.
— Важно предусмотреть для каждого ребенка не только день и час, когда его ведут, например, к зубному врачу, но и время, когда он что-то делает «для себя» — играет, гуляет…
1 Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить те или иные потребности.
2 Бессознательное в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию; подсознательное — то, о чем человек сейчас не думает, но что в принципе ему известно, связано по ассоциации с предметом его мысли и способно в качестве подтекста повлиять на ее течение.
Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/kak-naladit-otnosheniia-mezhdu-bratiami-i-sestrami.html
Отношения с братом
Иногда неприятные разногласия могут делать напряженными даже отношения самых родных и близких людей. Поверьте, что во время конфликта ваша родная сестра может страдать не меньше вас.
Один из конфликтующих должен сделать шаг навстречу, в противном случае непонимание будет лишь усугубляться.
Как наладить отношения с сестрой или братом, если между вами пробежала черная кошка? Попробуем разобраться вместе.
Как наладить отношения с братом или сестрой после ссоры?
Отыщите первоисточник конфликта, его причину. Вам может показаться странным, но зачастую она скрыта, поскольку слишком болезненна для одной или обеих сестер. Очень часто, старшие сестры думают, что младшенькую родители любят больше, поэтому она будет таить от вас обиду, которая в свою очередь может выражаться в раздражительности, проявляемой в общении с вами;
Чтобы наладить отношения с сестрой или братом, успокойтесь, позвольте бушующим страстям немного улечься. Совершенно бесполезно просить сестру быть благоразумной, когда она буквально взрывается от гнева.
Для серьезного разговора нужно выбрать подходящий момент. Прекратите атаковать и позвольте обидам отойти на второй план. Вашей задачей должно быть не взаимное предъявление претензий, а как минимум – нейтралитет.
Ведь до окончательного примирения еще далеко;
Дайте сестре или брату возможность высказаться. Главное, чтобы она от вас ничего не скрывала. Как только первые эмоции утихнут, можно приступать к переговорам. Не ожидайте, что она моментально броситься в ваши объятия, тем более, если вы оба считаете друг друга виновными. Заключите устный «пакт о ненападении». Лучше уж худой мир, чем добрая ссора;
Простите сестру или брата за все. Гордость и самолюбие не дают вам этого сделать? Тогда, скажите себе, что делаете это не ради нее, а ради своего морального здоровья. Предложите ей поступить аналогично.
Подключаем семейный подряд
— Соберите всю семью за праздничным столом, устройте скромную вечеринку, подготовьте к просмотру семейный фотоархив.
Было бы неплохо, если бы бабушки и дедушки ударились в воспоминания о ваших чудесных детских годах.
Преподнесите сестре неожиданный подарок, например красивый букет, корзинка фруктов или упаковка ее любимых конфет. Она однозначно поймет, что, несмотря ни на что, дорога вам и любима вами;
— Всегда будьте открыты! Малейшие трудности не должны отбивать у вас желания все вернуть в норму. Достигнуть мира порой совсем непросто, но определенное упорство рано или поздно позволят вам добиться своего, ведь важнее взаимопонимания близких ничего не быть не может.
Не у всех, но у многих, есть родные братья и сестры. Отношения между взрослыми родственниками в основном определяются качеством отношений в детском и подростковом возрасте.
Если все складывалось гладко, то проявление любви на понятном друг для друга языке только улучшит эти взаимоотношения.
Если же в прошлом было много ссор и непонимания, то язык любви — самое лучше средствоналадить отношения с сестрой или братом,.
Однажды Бренда, молодая девушка, подошла ко мне и рассказала следующее:
— В детстве я была рыжеволосой и веснушчатой, поэтому мой старший брат постоянно дразнил меня. Он придумал мне прозвище Веснушка и так представлял меня всем своим друзьям. Мне никогда это не нравилось, но я не возмущалась, а просто исправляла брата: “Меня зовут Бренда”. Он до сих пор так меня называет, хотя мы уже взрослые люди.
“В этом нет ничего страшного, но. “
— В этом нет ничего страшного, но мне это не нравится. Я бы хотела, чтобы брат называл меня по имени.
— А ты говорила ему об этом? — спросил я.
— Только в школьные годы, — ответила Бренда. — Я просила его об этом несколько раз, но ничего из этого не вышло. А в остальном у нас хорошие отношения.
— А ты знаешь, какой основной язык любви брата?
— По-моему, внимание. Он всегда крутится вокруг меня, чтобы поболтать, особенно когда встречается с какой-то девушкой, -хочет, чтобы я дала ему совет, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Он знает, что всегда может зайти ко мне на чай с сэндвичами и, конечно же, излить душу.
— А ты уделяешь ему достаточно внимания?
— Вообще-то, да, хотя иногда я убегаю по делам и прошу брата дождаться моего возвращения. Тогда он обычно спит или смотрит телевизор, а когда я прихожу, мы продолжаем нашу беседу.
— Как ты думаешь, брат чувствует твою любовь к нему? — спросил я.
— Хотелось бы верить. Наверное, чувствует, так как его язык любви — внимание, а я уделяю ему много внимания.
— А ты чувствуешь, что брат тебя любит?
— Да, конечно. Мой язык любви — слова поощрения. Он всегда говорит, какая я умная и как он ценит мои советы.
— Похоже, у вас вполне дружеские отношения, но их можно еще больше укрепить, если он прекратит называть тебя Веснушкой. Правда?
Синдром Каина: братья и сёстры – друзья или враги?
Проблема взаимоотношений между детьми в семье порой стоит очень остро
Согласно Библии, Каин и Авель, первые двое братьев, появившихся на Земле, так «любили» друг друга, что старший убил младшего.
Спустя тысячи лет ничего не изменилось – дети одного отца и одной матери порой ненавидят друг друга, как смертельных врагов. В чём причина такой ярости и можно ли помирить родственников?
Сиблинги или сибсы (англ. siblings, sibs – брат или сестра) – генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. У биологов существует специальный термин – сиблицид, убийство сестёр и братьев. «Каинов» в мире животных не так уж мало.
Маленькие акулы завтракают нерожденными братьями прямо в утробе матери – выживают сильнейшие. В мире пернатых от сиблицида страдают галапагосские олуши, чёрные орлы, стерхи и некоторые другие птицы, причём старший птенец убивает младшего почти со 100% гарантией.
У животных этим отличаются гиены – самка рождает двоих детенышей и старшая сестра старается прикончить младшую, едва родившись. В меньшей степени сиблицид свойственен домашним свиньям, рысям, морским котикам.
Приматы, как правило, с уважением и любовью относятся к родственникам, особенно ярко это проявляется у шимпанзе. Но с людьми всё не так просто.
В Османской империи существовал жестокий обычай – каждый турецкий султан, взошедший на трон Стамбула, отдавал приказ казнить всех своих братьев, чтобы избежать войны за престол.
В английском королевском доме примеры «любви» демонстрировали и братья, и сёстры – Иоанн Безземельный способствовал гибели Ричарда Львиное сердце, Мария Тюдор держала в заключении единокровную сестру, принцессу Елизавету, и планировала казнить её.
В истории России навеки осталась кровная вражда царевны Софьи и её младшего брата Петра I.
Сиблинги вовсе не обязательно любят друг друга, кровное родство не гарантирует тёплых чувств – исключение составляют разве что близнецы. У конкуренции есть и биологические, и социальные причины.
Самая простая и очевидная причина антагонизма сестёр и братьев – конкурентная борьба. У детёнышей одного помёта очень быстро устанавливается строгая иерархия: сильнейший первым подходит к материнским соскам или миске с едой, а остальные ждут своей очереди.
У людей всё намного сложнее – более маленького или слабого поддерживают родители, он может выиграть за счёт интеллекта, послушания или достижений. Внутренняя иерархия меняется в зависимости от развода отца и матери, школьных успехов детей, появления новых малышей.
Порой родители выделяют одного ребенка в ущерб другому, а в самых тяжелых случаях притесняют и унижают нелюбимого. Если жертва несправедливости старше и сильнее, в какой-то момент она попробует отыграться на малыше.
Если «вселенским злом» оказывается младший, его психика серьёзно пострадает.
Конфликт обостряется у однополых детей, у сиблингов с небольшой или средней разницей в возрасте (3-10 лет), у сводных, единокровных и единоутробных братьев и сестёр.
Погодки (1-2 года разницы) обычно близки, при разнице в 10-12 лет меньше поводов для ревности. В многодетных (4 и более детей) семьях братья и сёстры чаще дружат, однако общую ненависть может вызвать один «любимчик».
Особый случай – тяжелобольной ребенок, отнимающий у здоровых и материальные ресурсы, и внимание родителей.
Дошколята с детской непосредственностью нередко предлагают «отдать» или «продать» новорожденного брата или сестру, могут вынести грудничка на улицу, накрыть с головой одеялом, сильно ударить. Более старшие порой тиранят ненавистных малышей, избивают их и унижают. А младшие, наоборот, осваивают психологические манипуляции, навлекая на братьев и сестер гнев родителей.
Слишком тесная дружба сиблингов порой так же опасна как и ненависть. В семьях египетских фараонов и ацтекских императоров были приняты браки между братьями и сестрами.
По результатам опросов студентов в США удалось установить, что 5% из них получили тот или иной сексуальный опыт (от взаимного изучения до половых актов, в том числе однополых) в объятьях сиблингов.
В России такой статистики нет, однако тема инцестов у нас вообще замалчивается.
Возможны четыре варианта развития событий. Самые безопасные – эротические игры подростков-сверстников, подглядывание, провокационные вопросы или платоническая влюбленность в доброго и сильного брата, либо в красавицу сестру.
Угрожающий жизни и здоровью вариант – изнасилование старшим братом младших сестер или братьев, принуждение к интимной жизни. Угрожающий социализации – взаимная добровольная любовная связь брата и сестры.
Известны прецеденты многолетнего супружеского сожительства сиблингов и даже рождения детей в таких союзах.
Самый опасный «инцестуальный» возраст – 14-17 лет, пик гормональной бури и гиперсексуальности у мальчиков. Группу особого риска составляют агрессивные, гиперактивные и страдающие от нарушений интеллекта подростки.
Среди дополнительных факторов – алкоголизм и асоциальный образ жизни родителей, насилие в семье, совместное проживание разнополых подростков в одной комнате, совместный сон.
Определенную роль играет и недостаток родительской любви, внимания, когда дети оказываются предоставлены сами себе и ищут утешения и защиты друг у друга.
Отношения между братьями и сестрами во многом зависят от воспитательной политики, проводимой родителями.
Позволяется ли одному из детей больше, чем остальным, потому что он мальчик или девочка, старший или младшенький, слабенький или успешный.
Наказывают ли одного строже, чем остальных, обделяют ли за столом, покупают ли более дорогие вещи, встают ли на его сторону в конфликтах. Дети остро чувствуют несправедливость и болезненно на неё реагируют.
Правильная иерархическая структура в семье – непростая задача. У каждого ребенка должно быть своё место, свои права и своя доля родительского внимания. Подчёркивайте достоинства и особенности каждого сына или дочери, хвалите за достижения, по возможности не сравнивая их между собой.
К появлению в семье нового малыша детей надо готовить заранее – рассказывать, что родится младший братик или сестренка, с ними можно будет играть, заботиться.
Как бы трудно ни приходилось папе и маме, очень важно найти время и на то, чтобы вместе сделать уроки и на то, чтобы почитать сказку, погулять или посекретничать вдвоём с каждым из старших детей.
Следует оградить школьников от проказливых карапузов, способных из любопытства разукрасить тетради или испортить поделку.
Поощряйте любые виды совместной деятельности, общие игры, домашние концерты и спектакли. Пусть малыши помогают старшим в уборке и домашних заботах, обязательно дарят подарки на дни рождения и праздники. А более взрослые братья и сестры – учат кататься на велосипеде, решать задачи или играть в шахматы.
Помните – дети не обязаны любить друг друга и жертвовать своими интересами ради братьев или сестер, но должны освоить навыки совместного проживания, без конфликтов и семейных войн. Не стоит заставлять подростков работать «няньками», если им это занятие неприятно.
В детские ссоры и споры лучше не вмешиваться, пока дело обходится без травм и порчи вещей. Маленькие манипуляторы часто используют маму или папу как оружие в конфликте.
Не поощряйте ябедничанье, доносы и провокации, учите детей договариваться между собой и искать компромиссы, устраивающие всех.
Категорически запрещайте физическую агрессию, избиения и мучительство, если эпизоды повторяются – обратитесь к психологу и, возможно, психиатру.
Разделяйте разнополых детей после 7-8 лет, по возможности обеспечьте им разные комнаты. Приучайте мальчиков и девочек не ходить по дому в нижнем белье, переодеваться за закрытыми дверями, мыться и пользоваться туалетом поодиночке.
Будьте внимательны с подростками в пубертатный период, особенно с конфликтными и агрессивными юношами. Не оставляйте их наедине с младшими детьми без контроля и присмотра взрослых.
Если отношения между подростком и его братом или сестрой резко изменились в худшую сторону, дети чуждаются и боятся брата – обязательно уточните, что произошло. Осмотрите ребенка – нет ли синяков, ссадин, других признаков насилия.
В самых серьёзных случаях, после консультации с психологом, возможно, следует на время разделить детей, отправив зачинщика конфликтов к родственникам или в закрытое учебное заведение.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.
Источники:
Отношения с братьями и сестрами как наладитьОтношения с братьями и сестрами: как наладить? Иногда неприятные разногласия могут делать напряженными даже отношения самых родных и близких людей. Поверьте, что во время конфликта ваша родная
http://www.astromeridian.ru/psy/naladit_otnoshenija_s_sestroj.html
Синдром Каина братья и сёстры – друзья или врагиПроблема взаимоотношений между детьми в семье порой стоит очень остро
http://www.km.ru/stil/2014/02/03/deti/731254-sindrom-kaina-bratya-i-sestry-druzya-ili-vragi
Источник: http://notoffended.ru/stati-po-psixologii/otnosheniya-s-bratom/
Поделиться:
Нет комментариев
12345678910 |