В широком смысле под адаптацией понимают условия приспособления к изменяющимся обстоятельствам. Термин разделяют на два аспекта: психологический и биологический.
В психологии адаптация это процесс привыкания органов чувств к стимулам извне с целью защиты от перегрузки. Существует социальное и экстремальное адаптивное приспособление.
В первом случае изучаются возможности человека изменять свое поведение в социальной среде. Экстремальная психология изучает адаптационные свойства в сложных ситуациях.
Содержание
- 0.1 Виды приспособления
- 0.2 Психофизиологическая адаптация
- 0.3 Социально-психологическая адаптация
- 0.4 Профессиональная адаптация
- 0.5 Адаптационный синдром
- 0.6 Стадия тревоги
- 0.7 Стадия сопротивления
- 0.8 Стадия истощения
- 0.9 Связь психики и физиологии
- 0.10 Поведение в экстремальной ситуации
- 1 Психологическая адаптация – это… Определение, методика, факторы и особенности процесса
- 2 Социально-психологическая адаптация личности
- 2.1 Биологический аспект адаптации
- 2.2 Психологическая и социально-психологическая адаптация
- 2.3 Социально-психологическая дезадаптация
- 2.4 Залог успешной социально-психологической адаптации
- 2.5 Два вида адаптивной активности:
- 2.6 Адаптивное поведение характеризуется:
- 2.7 Основными признаками эффективной адаптации являются:
- 2.8 Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
- 2.9 Компенсация
Виды приспособления
В биологическом плане адаптивные процессы разделяют на три признака:
- морфологический;
- физиологический;
- поведенческий.
Примеры морфологической и физиологической адаптации можно найти в живой природе. К примеру, верблюд накапливает подкожный жир, который преобразуется в воду во время засухи.
Поведенческая адаптация также связана с миром флоры и фауны. Так, животные впадают в спячку, чтобы выжить зимой или инстинкт продолжения рода заставляют соблюдать брачные ритуалы.
В психологии виды адаптации разделяются следующим образом:
- психофизиологическая;
- социально-психологическая;
- профессиональная;
- организационная.
Психофизиологическая адаптация
Подразумевает приспособление человека к новым для него нагрузкам. К нагрузкам относится:
- физическое и психическое напряжение;
- санитарно-гигиенические условия;
- ритм труда;
- внешние факторы (шум, свет, вибрация);
- удобство места.
В первые дни на новом месте работы могут возникать утомляемость, несчастные случаи из-за психофизиологической нагрузки. Существует адаптация сенсорная, когда органы чувств приспосабливаются к раздражителям, к примеру, к темноте, шуму, запахам.
Социально-психологическая адаптация
Понятие социально-психологической адаптации характеризуется приспособлением к новому социуму, поведению, коллективу. В одних случаях очень болезненно проходит этап привыкания к отношениям в группе.
В процессе социально-психологической адаптации идет вхождение в коллектив, усваиваются нормы и правила.
Примеры социально-психологической адаптации встречаются в семье, детском саду, школе, институте и трудовом коллективе.
Социально-психологической адаптации не бывает без активного общения с другими людьми, поведение в обществе обычно идет в разрезе его ценностей.
Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.
Для психологической адаптации требуется различное время в зависимости от качеств человека и ситуации.
Если этапы социально-психологической адаптации протекают успешно, то человек благополучно вливается в социальную среду, устанавливает эмоциональные отношения в группе.
Профессиональная адаптация
Сущность адаптации профессиональной заключается в совершенствовании трудовых способностей человека. Понятие организационной адаптации в психологии связано с усвоением роли на новой должности и приспособлением к организационной структуре.
Адаптационный синдром
Понятие «адаптационный синдром» предложил физиолог Ганс Селье. В середине тридцатых годов прошлого века он изучал влияние различных факторов на животных.
Общий адаптационный синдром в теории Селье рассматривается как процесс включения специальных защит, которые помогают приспособиться к внешним факторам.
Исследования Селье адаптационного синдрома позволили выделить несколько стадий его развития.
Стадия тревоги
Она связана с усилением защитных свойств организма. В этот период возникают первоначальные реакции, которые помогают справиться с угрозой. Это стадия также носит название «аварийной». Этап задействует все психические и физические механизмы организма.
Стадия сопротивления
Если стрессовый фактор велик или действует на протяжении длительного времени, то на ступает эта стадия. Возникает устойчивая психическая адаптация. Ресурсы расходуется оптимально, организм готов выживать и бороться за жизнь.
Стадия истощения
Если показатель стресса не проходит, то наступает момент, когда с ним уже трудно справиться. Уже исчерпаны все физиологические и психологические ресурсы. На этой этапе происходят дезадаптивные нарушения, если стрессовый фактор не устранить, то организм теряет последние силы.
Связь психики и физиологии
Теория общего адаптационного синдрома Г. Селье тесно связывает соматические и психические состояния. Психика может отреагировать на нервные потрясения соматическими симптомами. При стрессе задействуются все системы организма — от сердечно-сосудистой — до желудочно-кишечной. Стресс провоцирует ухудшение работы самого больного органа, он ослабляет иммунитет и повышает риск патологий.
Общий адаптационный синдром в работах канадского физиолога послужил основой для исследований многих ученых. Специалисты стали рассматривать связь между заболеваниями сердца и стресса.
: Лекция Юрия Стрельченко по теме «общий адаптационный синдром»
Поведение в экстремальной ситуации
Адаптация к стрессу относиться к важнейшим социальным характеристикам. Адаптивный уровень регулирования требует от человека особого напряжения. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям — особый личностный процесс.
Состояние у жертв экстремальных ситуаций отражает направленность отклонений. Существует три стиля поведения:
- активно-оборонительный;
- пассивно-оборонительный;
- деструктивный.
Активно-оборонительный — это наиболее адаптивный стиль поведения. Методы поведенческой психологии учитывают, что поведение в экстремальной ситуации зависит от личности человека.
Адаптивный стиль характеризуется таким чертами:
- стремление к независимости;
- высокая самооценка;
- отрицание конфликтных ситуаций;
- идеализация семьи и работы.
Пассивный стиль — это дезадаптация. Психологическая сущность при экстремальной ситуации раскрывается в болезни, депрессии, отступлении, капитуляции перед трудностями.
При деструктивном стиле человек проходит несколько фаз, но для них характерна внутренняя напряженность, негативное отношение к лечению, конфликтные отношения, уход в алкоголизацию.
: Хасай Алиев «Как достичь стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях»
Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям сегодня активно изучается, это новая отрасль в науке. Изучение психической адаптации и дезадаптации может являться предпосылкой к счастливой жизни. Успешно адаптировавшись, можно достигнуть профессиональных и личностных побед, а также гармонично существовать в окружающем мире.
Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/adaptatsiya-i-adaptatsionnyj-sindrom.html
Психологическая адаптация – это… Определение, методика, факторы и особенности процесса
Психологическая адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым или непривычным для него ценностям и системам профессиональных или социальных связей, принятых в том или ином обществе.
С ним сталкивается абсолютно каждый, причем в самых разных жизненных сферах.
Поскольку данная тема представляет собой определенный интерес с психологической точки зрения, стоит сейчас уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.
Почему появляются проблемы?
Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.
Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.
Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.
Метапотребности и метапатологии
Эти понятия имеют прямое отношение к теме, касающейся проблем психологической адаптации. Метапотребности – это высшие человеческие нужды. К ним относятся:
- Свобода.
- Целостность.
- Красота.
- Справедливость.
- Самоуважение.
- Благодарность.
- Самореализация.
- Творческая самоактуализация.
- Честь.
- Самотрансценденция.
Если человек не получает чего-то из перечисленного (того, что является для него очень важным и ценным), то формируются метапатологии:
- Гнев и ненависть.
- Неспособность любить и проявлять чувства.
- Апатия.
- Потеря интереса к жизни.
- Эгоцентризм.
- Депрессивность.
- Отчаяние.
- Привычка перекладывать ответственность на других.
- Нетерпеливость.
- Вульгарность.
Естественно, что метапатологии мешают процессу психологической адаптации. Потому что они становятся причиной искажения ценностного развития. Многие люди лишены справедливости, честности, доброты, а потому им чуждо сострадание, благородство, уважение других людей, их взглядов, ценностей и чувств.
Человек идеальным не рождается. Но нужно стремиться к самосовершенствованию. Чем гармоничнее и целостнее становится человек, тем легче ему дается психологическая адаптация. А это существенно облегчает жизнь в обществе.
Как адаптироваться?
Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.
А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.
У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.
Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.
Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное – не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.
Адаптация в детстве
Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.
Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей.
Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей.
И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.
Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности.
Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба.
Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости. К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память.
Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.
Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.
Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку. Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь.
Противоречивость
Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.
Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.
Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.
Социальные институты
Именно через них осуществляется процесс социализации. Это их задача – корректировать и формировать социальные качества, активизировать или ограничивать воздействие на людей тех или иных факторов.
Так как многие старые институты утрачены, необходимо выработать новые технологии социализации. Их внедрение не только удовлетворит потребности общества, отдельных его групп и личностей. Это поспособствует тому, что человек начнет учиться «обрабатывать» принципы своего поведения, соотносить его с теми или иными ситуациями и условиями.
Экологическая адаптация
Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций.
Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.
особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.
В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.
Источник: http://fb.ru/article/380413/psihologicheskaya-adaptatsiya---eto-opredelenie-metodika-faktoryi-i-osobennosti-protsessa
Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям.
Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно.
Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.
Проявление и способы психологической адаптации
Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.
Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей.
Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму.
Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.
Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.
Способы психологической адаптации:
Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.Формирование реакции.
Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее.
Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.
Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает.
Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.
Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе.
В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.Инсайт.
Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной.
Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.
Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.
Адаптационные расстройства личности
Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.
Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.
Варианты адаптационного расстройства человека:
Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет.
Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;
Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;
Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.
Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины.
Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.
Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.
Источник: https://sunmag.me/sovety/14-03-2014-psikhologicheskaya-adaptatsiya-cheloveka.html
Социально-психологическая адаптация личности
Адаптация в широком смысле слова – это приспособление человека к изменяющимся внешним и/или внутренним условиям. Социально-психологическая адаптация – вид и составляющая адаптации, представляющая собой процесс и одновременно успешный результат взаимодействия личности и социальной среды.
Биологический аспект адаптации
Кроме психологического аспекта адаптации есть и иной, первостепенный и базовый – биологический. Биологическая адаптация – это приспособление биологического существа к устойчивым и изменяющимся условиям природной среды.
Из определения понятно, что биологическая адаптация явление общей для животных и человека.
Но из-за того, что суть человеческой природы не только лишь биологическая, но еще и социальная, одного лишь приспособления человека к смене температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, вирусам и иным физическим и физиологическим изменениям, недостаточно. Хотя, конечно, тот факт, что без возможности адаптироваться биологически, человек бы просто не выжил, трудно переооценить.
Психологи, поддерживающие теорию эволюции Ч. Дарвина, говорят о том, что социально-психологическая адаптация возникла, а точнее эволюционировала из биологической адаптации. В какой-то момент механизмы и способы биологической адаптации достигли таких вершин развития, что породили новую ступень адаптации – психическую деятельность.
Если животные адаптируются главным образом благодаря бессознательной регуляции функций организма, инстинктам, рефлексам, то человек еще и благодаря своему интеллекту.
Люди умеют усилием воли, сознательно регулировать не только психологические и социальные, но даже некоторые (но не все!) биологические процессы и состояния.
Это умение существенно расширяет адаптационные возможности человека.
Сознательная часть психики человека (а главным образом интеллектуальные возможности) выполняет функцию адаптации к новой не только для конкретного индивида, но и для всего человеческого рода обстановке и образу жизни.
Сознание творчески подходит к решению задачи адаптации в принципиально новых условиях существования в социуме. А такие механизмы как инстинкты и навыки скорее нужны для адаптации к традиционным, повторяющимся, знакомым человеку как виду обстоятельствам, даже если отдельно взятый, конкретный индивид сталкивается с ними впервые.
Кроме того, благодаря развитой психике, а именно благодаря творчеству, у людей есть возможность изобретать средства и инструменты, облегчающие процесс как биологической, так и социальной адаптации.
Именно для более успешной адаптации в природных условиях и к жизни в социуме людьми были придуманы жилища, одежда, обувь, посуда, средства передвижения, электрические приборы и многое другое.
Благодаря разуму человека даже у лиц с ограниченными возможностями есть шанс прекрасно адаптироваться к жизни. Существуют аппараты коррекции нарушений и компенсации отсутствующих функций у людей и животных. Простой пример: с плохим зрением очень тяжело выжить как в природных, так и в городских условиях. Для коррекции зрения были изобретены специальные оптические линзы и придуманы очки.
Без биологической адаптации организма человека невозможна и социально-психологическая адаптация его личности. Биологический аспект адаптации всегда присутствует в процессе социальной-психологической адаптации.
Психологическая и социально-психологическая адаптация
Понятия «психологическая адаптация» и «социально-психологическая адаптация» одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о «социальной адаптации». Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.
Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.
Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного, ближайшего социального окружения человека:
Социально-психологической адаптации конкретного индивида не бывает без его общения и взаимодействия с другими людьми и соответствующей активной деятельности.
Общество само заботится о том, чтобы его новые члены успешно адаптировались. Воспитание, общее образование, трудовая и профессиональная подготовка существуют, в том числе, и как средства достижения успешной социальной адаптации.
Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей. Но в результате социально-психологической адаптации человек всегда:
- согласовывает свои цели с ценностями общества,
- научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми,
- приобретает способность проявлять инициативу, принимать правильные решения, строить планы на будущее,
- получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся,
- устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.
По итогам социально-психологической адаптации человек успешно социализируется, то есть усваивает образцы поведения, социальные нормы, ценности, знания, навыки, благополучно функционирует в социуме. Но это еще не все!
Человек не только, грубо говоря, приспособленец, но и творец своей судьбы. Он не только приспосабливается к социальной среде, но и приспосабливает ее под себя, так как ему хочется и удобно!
Человек создает, изменяет, преобразовывает внешние условия жизни так, чтобы они смогли удовлетворить его потребности и способствовали бы достижению целей.
Успешность адаптации зависит не только от того, какие требования предъявляет и что ждет от человека общество, но и от того, к какой личности предъявляются эти требования.
Особенности, возможности, внутренний потенциал помогают не только привыкать к данной реальности, но и изменять, а также создавать новую, максимально комфортную, желанную, лучшую реальность.
Социально-психологическая дезадаптация
Не следует путать понятия успешной адаптации и успешности жизни. Успешно адаптировавшийся в социуме индивид это не всегда счастливый и успешный по жизни человек. Успешная социально-психологическая адаптация – это только предпосылка к счастливой жизни. Адаптация, к сожалению, не всегда бывает успешной.
Дезадаптация – это нарушение приспособляемости и процесс неуспешного приспособления человека к новым и сложным для него жизненным обстоятельствам.
Дезадаптация случается, когда человеку не удается справиться с требованиями и трудностями новых социальных условий, утвердиться во взаимоотношениях и самоутвердиться в определенном статусе, роли или комфортной позиции.
Что может помешать человеку успешно адаптироваться? Возможных вариантов всего два:
- внешние, средовые факторы, то есть само общество,
- внутриличностные особенности индивида.
Внешних факторов, мешающих успешно приспособиться к конкретной группе или обществу, может быть сколько угодно много и они часто не зависят от воли человека. А вот внутренние факторы это, как правило, всегда какие-то конкретные психологические проблемы, о которых человек и сам зачастую знает, но не хочет или не может устранить. Это могут быть:
- завышенная или заниженная самооценка,
- тревожность, мнительность,
- агрессивность, конфликтность,
- слишком сильная или недостаточная мотивация к достижению целей,
- завышенный или заниженный уровень притязаний и иные психические особенности личности и явления, дисгармонирующие личность.
Наличие психопатологии также приводит к дезадаптированности.
Но точно также как дезадаптацию могут вызывать различные психологические проблемы, она сама может породить множество проблем с психикой, вплоть до серьезного ее расстройства.
Признаки низкой адаптационной способности человека позволяют предполагать у него наличие проблем физического или психологического характера.
Человек, которого общество систематически подавляет, ущемляет, предъявляет завышенные требования и тому подобное, испытывает большие трудности с адаптацией.
В психологически особо тяжелых жизненных обстоятельствах человек порой просто не может приспособиться, у него никак не получается принять изменения и смириться с ними, поэтому, каким бы сильным и волевым он ни был, может «сломаться».
Психотравмирующая ситуация провоцирует психический «надлом», мешающий адаптироваться к ней, а это, в свою очередь, может спровоцировать возникновение психопатологии, если только человек не найдет в себе силы выдержать испытание.
Верный признак дезадаптации это болезненное переживание длительных межличностных или внутриличностных конфликтов, которое приводит к невозможности удовлетворять собственные потребности и/или отвечать требованиям социума.
Залог успешной социально-психологической адаптации
Проблемы и причины дезадаптации рассматривали многие зарубежные и отечественные психологи, представители различных школ и направлений: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, А. Адлер, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, Ж. Пиаже, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.
Все они внесли значительный вклад в понимание проблем адаптации и дезадаптации. Но особо интересна позиция представителя гуманистического направления, психолога А. Маслоу.
Он объясняет дезадаптивные процессы и поведение личности наличием метапатологий – расстройств психики, развивающихся в результате реальной или предполагаемой невозможности удовлетворять метапотребности (потребности роста личности, высшие, духовные потребности).
Некоторые метапотребности:
- целостность,
- свобода,
- совершенство,
- активность,
- простота,
- красота,
- уникальность,
- истина,
- честь и другие.
Некоторые метапатологии:
- цинизм,
- ненависть, гнев,
- вульгарность,
- нетерпеливость,
- апатия, отсутствие интереса к жизни,
- тотальный эгоизм,
- депрессия,
- отчаяние,
- перекладывание ответственности на других,
- неспособность глубоко любить и другие.
Чтобы человек мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно:
- развиваться личностно, интеллектуально, морально,
- стремиться удовлетворять не только базовые, но и духовные потребности,
- вовремя решать возникающие психологические трудности,
- эффективно разрешать межличностные конфликты.
Человек не рождается совершенным, но к самосовершенствованию нужно стремиться, чтобы уметь находить в себе и силы и адаптивный потенциал для принятия любых перемен и изменений в жизни, а также для возможности компенсировать жизненные утраты новыми приобретениями или уже имеющимися способностями.
Чем более целостной и гармоничной становится личность, тем успешнее человек адаптируется в социуме, оставаясь при этом скорее активным творцом своей истории, нежели пассивным приспособленцем к данным реалиям.
Если вы хотите углубиться в изучение феномена социально-психологической адаптации, читайте литературу:
- Артур Реан, А. Кудашев “Психология адаптации личности”
- Ирина Лапина “Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия”
- Татьяна Костяк “Психологическая адаптация первоклассников” и “Психологическая адаптация ребенка в детском саду”
- Владимир Антипов “Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям”
- Валентина Казанская “Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей”
- Галина Соломатина “Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье”
Ждем Вашей оценки
(: 4, 4,75 из 5)
Загрузка…
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСВЕТСКИЕ НОВОСТИ
Источник: https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskaya-adaptaciya-prisposablivatsya-ili-prisposablivat
Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.
Адаптацияэто процесс приспособления к условиям существования.
Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.
Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.
На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения.
Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы.
Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности часто называют врожденными основами адаптивности.
Важное место в вопросах психологической адаптации занимает социальный буфер. Социальный буфер – это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.
Важный момент в процессе психологической адаптации – способность включать и менять социальные роли.
Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора.
Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.
В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.
Психологическая адаптация – это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.
Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.
Социализацияэто процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.
Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.
Адаптация (adaptation)это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.
Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.
Психофизиологическая адаптацияэто совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.Психологическая адаптацияэто способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.
Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.
Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):
- как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
- как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.
В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.
- Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
- Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.
Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.
Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.
Социально-психологическая адаптацияэто процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.Социальная уступчивостьэто исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.
В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.
Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.
Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:
- Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
- Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
- Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.
Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.
Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты.
Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма.
Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.
Дезадаптивность личности выражается в ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.
Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации – не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.
Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.
Два вида адаптивной активности:
- адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
- адаптация с сохранением ситуации – приспособлением.
Адаптивное поведение характеризуется:
- успешным принятием решений,
- проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.
Основными признаками эффективной адаптации являются:
- в сфере социальной активности – приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
- в сфере личностных отношений – установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.
Критерии, указывающие на адаптивный процесс:
- адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
- показатели личностной зрелости;
- показатели социальной зрелости;
- клинический критерий (по Братусю) – отсутствие клинически выраженной психопатологии;
- статистический критерий: адаптированная личность – личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
- социальный критерий – это социальная адаптация.
Адаптационный потенциалэто копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.
Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:
- подавляет,
- ущемляет,
- предъявляет требования,
- является источником конфликтов с другими.
Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.
Состояние активации – это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.
Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются – запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.
Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.
Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация».
Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции.
Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.
Компенсация
Адаптация и компенсация – это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление – «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.
Литература:
- Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности – Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека – Л., 1988г.
- Перре М., Бауман У. Клиническая психология – Питер, 2007г.
Источник: http://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya.html
Поделиться:
Нет комментариев