Адаптация первокурсников в вузе

И вот закончилась беззаботная школьная жизнь, самое время задуматься о будущем и предстоящем поступлении в высшее учебное заведение. Без этого никак, ведь дипломированные специалисты сегодня особенно востребованы во всех сферах трудовой деятельности, получают достойные оклады и могут позволить себе безбедное существование. Так чем не стимул, к которому обязательно стоит стремиться?

Но, прежде чем рассуждать о высокооплачиваемой работе, необходимо пройти еще одну школу жизни, которая называется «университет», а если быть точнее, то учеба в университете.

Задача не из легких, и, как показывает практика, не все студенты могут выдержать эту дистанцию длиной в 5 лет. Именно поэтому вопрос, как помочь студенту адаптироваться в университете, является одним из самых важных, и должен своевременно решаться еще на первом курсе.

Причины депрессии первокурсника

Как правило, после поступления на первый курс восторженное чувство эйфории исчезает уже в середине сентября, а на смену ему приходит лень, хандра и депрессия.

Объяснить такие перемены в собственном настроении не могут даже студенты, что уж говорить о педагогах и родителях, которые отпустили своих детей во взрослую жизнь.

Конечно, ситуация не самая приятная, но имеет свои веские причины, причем совершенно адекватные и аргументированные со стороны психологии.

Ответ нужно искать внутри, поскольку поведение первокурсника, его мысли и действия – это следствие внутреннего дисбаланса, который происходит при резкой смене окружения и привычного распорядка жизни.

Итак, попробуем разобраться, почему многие студенты, поступив на первый курс, очень быстро теряют интерес к учебе и больше не хотят посещать вуз?

Причин несколько, и вот самые частые среди них:

1. Новое окружение. Иногда очень сложно привыкнуть к новым людям, тем более, в университете собираются студенты различных социальных статусов.

Вот тут наружу «выплывают» глубинные комплексы неполноценности, внутренняя неуверенность в себе, неосознанные страхи и признание собственной некоммуникабельности. Именно поэтому желание посещать пары сводится на нет, да и смысл в высшем образовании также неожиданно теряется.

2. Строгие преподаватели. Если в школе выпускники привыкли, что учителя бегают за ними, стараясь отложить в сознании хоть какое-то понимание своего предмета, то в университете лектору нет дела до вашей успеваемости.

Его задача – отчитать лекцию, а пришло понимание или нет, никого не волнует. Конечно же, новые предметы дадутся не сразу, поэтому и учиться запал проходит.

3. Конкуренция или естественный отбор. Не всегда на первом курсе можно встретить новых друзей, которые станут закадычными до конца жизни.

Как правило, вновь поступившие только присматриваются друг к другу, поэтому о преданности, верности и самопожертвовании в этот период даже думать не приходится. Возможно, позднее сформируется некий круг общения, но пока придется поскучать, а там и до хандры рукой подать.

4. Не нравится группа. Выпускные в школе проходят с шумом и пафосом, а выпускники клянутся друг другу в вечной любви и дружбе.

Но приходит первое сентября, и вновь поступившие попадают в совершенно незнакомый коллектив, где у каждого свои взгляды на жизнь и убеждения. Найдутся не только приятные собеседники, но и категоричные оппоненты, перед которыми, так или иначе, придется отстаивать свою жизненную позицию.

5. Повышенное давление родителей. Очень часто вместо содействия самые близкие люди для первокурсников начинают оказывать повышенное давление, напоминая о будущей профессии, долге перед стараниями родителей и жизненном выборе.

Студент как бы чувствует себя всем обязанным, поэтому такая ответственность, безусловно, давит и портит прекрасное настроение.

И таких причин может быть множество, но важно понимать, что учеба и конечный результат – это первостепенная задача каждого студента.

Советуем почитать: Нужен ли перфекционизм в учёбе?

К ней нужно неустанно следовать, преодолевая на своем пути самые неожиданные и не всегда приятные препятствия. Но как помочь студенту избежать чувства хандры и одиночества, уберечь от отчаяния и ускорить процесс адаптации в высшем учебном заведении?

Способ первый: общественная деятельность

Поступая на первый курс вуза, студент должен понимать, что он пока пребывает в «серой массе», и место под солнцем придется выбивать зубами.

Ситуация распространенная, но далеко не все учащиеся могут оставить после себя достойную память. И, тем не менее, к этому однозначно стоит стремиться.

Итак, что это может быть? Студенческая стенгазета, спортивные секции, КВН, профсоюз. А почему бы и нет, ведь это не только хорошая возможность зарекомендовать себя, но и шанс продвинуться по профсоюзной лестнице, обрести новых друзей и знакомых, ощутить собственную значимость и незаменимость.

Когда студент максимально реализует себя во всех сферах жизни, у него нет времени скучать и депрессировать – каждая минута расписана.

Благодаря такому насыщенному образу жизни, процесс адаптации будет быстрым и едва заметным, поэтому переживать по этому поводу не придется.

Способ второй: спорт

Если студент в школе активно занимался спортом, то это свое увлечение он может спокойно переложить на студенческую жизнь. Как известно, в современных вузах имеется спортивный комплекс с самыми разными направлениями физического воспитания. Остается только посетить его, пообщаться с тренерами и записаться в самую подходящую спортивную секцию.

Если сочетать приятное с полезным, то есть спорт и учебу, то очень скоро студенческая жизнь наладится, первокурсник встанет в колею, а повседневная загруженность уберет из головы ряд проблем, душевных переживаний и страхов.

Спорт – это всегда полезно и эстетично, но главное – можно познакомиться с новыми людьми, которые также разделают эту любовь, и с ними уж точно будет, о чем поговорить.

Таким образом, период адаптации в университете будет коротким, а пройдет быстро и незаметно для любого спортивного первокурсника.

Совет третий: расставить приоритеты

Каждый первокурсник, приходя первого сентября на обучение в вуз, должен расставить для себя приоритеты.

Для этого самому себе важно ответить на три главных вопроса:

1. Зачем я пришел учиться?

2. Чего хочу достичь?

3. Как буду осуществлять поставленные цели?

В голове выстаивается некий план. Если грамотно сформулировать ответы в собственном сознании, то процесс адаптации можно считать полностью завершенным.

Такой распорядок позволит избавиться от хандры и сосредоточиться на учебе, а все трудности и препятствия будут казаться вполне закономерным явлением на пути к поставленной цели.

Советуем почитать: Как уладить конфликт с одногруппниками?

У каждого студента должны быть амбиции. Именно они являются тем «моторчиком», который заставляет его «барахтаться в пучине знаний и новшеств».

В целом, все это преодолимо, главное – не зацикливаться на мелких неурядицах и помнить о своей главной цели, которая была поставлена еще при поступлении в конкретный вуз.

Совет четвертый: контроль ситуации

Став первокурсником, важно понимать, что это не только большая честь, но и огромная ответственность, которая возложена на плечи вчерашнего выпускника. Чтобы достичь гармонии и получать удовольствие от всего происходящего, требуется постоянно контролировать ситуацию.

Что это значит?

1. Познакомиться со своими сокурсниками, с которыми придется поддерживать приятное общение как минимум 5 ближайших лет.

2. Наладить контакт с преподавателями, не попадать на их язвительный язык, при этом писать конспекты, активно участвовать в обсуждении темы предмета и демонстрировать свою заинтересованность учебой.

3. Стать членом профсоюза, причем даже в этом общественном направлении неустанно двигать свою активную позицию.

4. Участвовать во всех внеклассных и организационных мероприятиях, заметно расширяя круг новых и полезных знакомств,
которые в будущем могут еще пригодиться и не раз.

5. Поддерживать дружеские отношения с куратором группы, который по необходимости поможет решить любую проблему и ответит даже на самые каверзные вопросы по теме и не только.

6. Определить круг единомышленников, с которыми в будущем будет комфортно и легко общаться, после чего ненавязчиво идти на сближение.

7. Выступать инициатором, но не навязывать коллективу свое безоговорочное мнение, уметь идти на компромиссы в общении.

Советуем почитать: Как стать популярнее в ВУЗе?

Все эти несложные правила помогут не только быстро адаптироваться в новом учебном заведении, но также привлечь всеобщее внимание, стать негласным лидером и просто душой компании.

Добившись такого положения в обществе, последующие 5 лет учебы в университете пролетят незаметно.

Совет пятый: изучение нового мира

Как правило, процесс адаптации сложный и изнурительный только в тех случаях, когда человек попадает в незнакомую ситуацию и не находит из не выхода, мирясь со всеми обстоятельствами.

Ощущения в такие моменты не самые приятные, и могут стать основной причиной душевной депрессии.

Чтобы хандра не накрыла уже на первом курсе, необходимо подробно и внимательно изучить условия своей новой среды обитания.

Если полностью углубится в учебный процесс во всех его красках, то уже очень скоро невиданное станет до боли знакомым, родным.

Тогда и проблем в окружении не возникнет, а новая обстановка не окажет повышенного давления на уже сформированную личность.

Вывод: Адаптироваться можно в любом коллективе, главное – найти правильный подход к новому окружению, занять определенную позицию в обществе и продемонстрировать всю свою коммуникабельность. Тогда и учеба в вузе покажется веселой прогулкой в компании лучших друзей продолжительностью 5 лет.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/pervokursniku/kak-pomoch-studentu-adaptirovatsja-v-vuze/

Адаптация студента в ВУЗе

Более шестидесяти процентов учащихся университета отмечают, что им требовалось время для адаптации в вузе, и около двадцати процентов говорят о том, что этот процесс был достаточно трудным и длительным. Так что же происходит на первом курсе обучения в университете? Что меняется по сравнению со школьной жизнью? Давайте рассмотрим типичные проблемы первокурсников и пути их решения.

Студенческая жизнь включает в себя не только, собственно, учебный процесс, но и общение с новым коллективом, предполагает большую самостоятельность, новую социальную роль, иногда – новые условия жизни (например, в общежитии).

По сравнению со школой, меняется принцип преподавания:

  • лекции не диктуются, а начитываются общим плотным потоком;
  • студенты вынуждены больше работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу;
  • оценка знаний происходит не на каждом занятии, а раз в месяц – в лучшем случае.

Всё это приводит к тому, что первокурсник не успевает за лектором, пропускает занятия, не готовится вовремя, и как следствие – проваливает свою первую сессию.

Новоиспечённый студент лишается привычного круга общения:

  • первокурснику приходится адаптироваться в новом, не всегда дружелюбном  коллективе;
  • лекторы относятся к студентам как к взрослым, предъявляя повышенные требования и предоставляя большую самостоятельность;
  • авторитет студента не подкреплён прошлыми заслугами, здесь необходимо заново доказывать свои знания, умения, способности.

Особенно сложно происходит процесс адаптации тогда, когда студент начинает жить самостоятельно, отдельно от родителей, обеспечивая себя материально.

Факторы возникновения проблем у первокурсников и пути их решения

То, каким будет процесс адаптации, сильно зависит от школьной жизни и навыков будущего студента. Так, к новым условиям легче приспосабливаются учащиеся школ «нового типа» — лицеев и гимназий. Дело в том, что в таких учебных заведениях сам принцип преподавания ближе к университетскому, а уровень знаний у учащихся, как правило, выше.

Хорошо, если будущий студент активно интересуется будущей профессией: посещает тематические кружки, подготовительные курсы, участвует в олимпиадах и творческих конкурсах.

Таким образом, учащийся не только приобретает полезные навыки и знания, но и улучшает свои коммуникативные качества, знакомится с большим кругом людей, с которыми в дальнейшем, возможно, будет учиться в университете.

Сильно влияет на адаптацию первокурсника в вузе, как это ни странно, материальное положение семьи студента. В университете появляются другие потребности, что ведет к увеличению расходов для их удовлетворения. Тот факт, что человек не может позволить себе то, что могут другие, негативно сказывается на его самооценке в целом.

При общении с преподавателями и однокурсниками большое влияние оказывает социальное самочувствие человека.

Это понятие включает в себя не только личную самооценку, но и удовлетворённость условиями проживания, обучения.

Поэтому в университетах, где материальная база достаточна, где в наличии имеются необходимые учебные материалы, аудитории комфортны, а общежития соответствуют современным стандартам, адаптация происходит легче.

Для того чтобы быстрее включить первокурсников в образовательный процесс, университеты проводят различные мероприятия: день первокурсника, посвящение в студенты, лекции о введении в профессию. Чтобы избежать провальной первой сессии, в учебном плане первокурсников предусмотрены промежуточные аттестации знаний. Однако никто не поможет начинающему студенту больше, чем он сам.

Вот некоторые рекомендации:

  • помните, что Вы пришли в университет учиться. Поэтому приоритет лучше отдать именно получению знаний, а не развлечениям и общественной жизни;
  • познакомьтесь с коллективом, будьте дружелюбны и терпимы;
  • сразу выберите для общения «единомышленников», с которыми Вам комфортно и легко;
  • не бойтесь проявлять инициативу и демонстрировать свои выдающиеся качества;
  • не пропускайте пары, будьте активны и постарайтесь, чтобы преподаватель запомнил Вас с лучшей стороны;
  • учитесь конспектировать, работать с дополнительными материалами, выделять в тексте главное;
  • не упускайте возможность ближе познакомиться с однокурсниками – участвуйте во внеурочных мероприятиях;
  • студенческая жизнь будет намного проще, если научиться самостоятельно себя контролировать.

Смотреть видео по теме: «Адаптация студента в ВУЗе»

Мне нравится

Источник: https://StudyNote.ru/studgid/pomosch/adaptatsiya_studenta_v_vuze/

Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.

Аннотация: В статье рассматривается процесс адаптации студентов-первокурсников к вузу. Был проведён анализ социально-психологической адаптированности студентов Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина. Представлены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями.

Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека.

Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других.

У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели.

Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают.

А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы.

Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться.

Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации.

Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения.

Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу.

70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим.

Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;— неумение распределять своё время и силы;— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;

— отсутствие желания учиться. [1]

Источник: http://novaum.ru/public/p812

» Адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе

Одна из важнейших задач в высшем учебном заведении – проводить работу с первокурсниками, направленную на скорейшую их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли – студента.

ВУЗ должен помочь молодым людям как можно быстрее и главное успешнее адаптироваться и влиться в ряды студентов.

Несмотря на различия в процессуальном, целевом и содержательном компонентах различных уровней образования, адаптация актуальна для каждого из них и имеет нечто общее и нечто специфическое.

Человек ощущает потребность в адаптации, когда вступает во взаимодействие с системой, с которой имеет определенное рассогласование, и это приводит к необходимости изменений.

Они могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступил во взаимодействие или же с характером этого взаимодействия.

Пусковой механизм адаптации человека это смена окружающей среды, в результате которой его привычное поведение оказывается малоэффективным или неэффективным и это порождает необходимость преодолеть затруднения, связанные конкретно с новизной условий.

Адаптация это одно из наиболее общих понятий, которые определяют связь человека со средой. В 1865 году его ввел Ауберт, чтобы обозначить изменения чувствительности во время длительного воздействия адекватного раздражителя. Со временем это понятие стало одним из основных в «жизненных» науках: психологии, медицине, физиологии, философии.

Для описания феномена адаптации существует множество определений. Обобщенное описание адаптации гласит, что это приспособление, необходимое человеку для адекватного существования в условиях, которые меняются; что это процесс включения человека в новую социальную среду, при котором он осваивает новые условия.

Большая часть исследователей видят специфику адаптации человека в его способности сознательного и активного воздействия на окружение. Социальная адаптация является процессом интеграции индивида в новую социальную группу, она предполагает, что индивид примет групповые нормы, требования, стереотипы и стандарты.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой.

Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды).

Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности.

Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды.

Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды.

Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения.

Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал.

В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов.

К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь.

Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа.

Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями.

От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Источник: https://paidagogos.com/?p=5739

Поделиться:

Нет комментариев