Родителям, которые желают обеспечить своим детям с нарушениями здоровья нормальную жизнь, следует узнать, какие имеются особенности реабилитации детей-инвалидов в 2018 году, как получить программу реабилитации и что в нее входит.
Время от времени разрабатываются новые способы лечения и восстановления здоровья детей-инвалидов.
Они учитываются медицинскими работниками при составлении соответствующей программы. Ее разработка осуществляется после того, как ребенку будет установлена группа инвалидности.
Содержание
- 0.1 Главные аспекты
- 0.2 Основные термины
- 0.3 Главные задачи восстановления
- 0.4 Нормативная база
- 0.5 Что нужно знать
- 0.6 Специфика работы (методы и технология)
- 0.7 Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
- 0.8 Современные подходы к проблеме
- 0.9 Трудности социально-психологического восстановления
- 0.10 Практическое решение проблем
- 0.11 Специальные центры
- 1 Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях
- 1.1 Суть социальной программы абилитации для ребят с ограниченными возможностями
- 1.2 Виды, задачи и технологии
- 1.3 Система законодательного регулирования вопроса
- 1.4 Значение комплексной социальной адаптации
- 1.5 Организация работы: современные методы
- 1.6 В специализированных центрах
- 1.7 В домашних условиях
- 1.8 Что это такое
- 1.9 Методы и виды реабилитации
- 1.10 Индивидуальные программы
- 1.11 Место реализации программ
- 1.12 Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос
- 2 Правила реабилитации детей-инвалидов
Главные аспекты
Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:
- Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
- Проведение реадаптации в новых условиях.
- Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.
Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основные термины
В процессе реабилитации в медицинских центрах могут использоваться некоторые термины, значение которых зачастую неизвестно родителям детей-инвалидов:
Абилитация | Процесс реабилитации, в ходе которого у ребенка развиваются и формируются отдельные функциональные системы организма, полноценное становление которых затруднено из-за наличия определенных дефектов здоровья |
Аномальные дети | Это те дети, у которых имеются серьезные отклонения в физическом и психическом развитии |
Гиперактивность | Общее двигательное расстройство и неусидчивость, а также сопутствующее нарушение концентрации внимания |
Инвалид | Лицо, имеющее нарушение здоровья, которое обусловлено каким-либо заболеванием или перенесенными травмами |
Ограничение жизнедеятельности | Отклонение в развитии ребенка от нормы, возникающее из-за нарушения здоровья. В результате чего инвалид не склонен к самообслуживанию, передвижению, общению и ориентации |
Согласно последним изменениям в законодательстве, можно использовать материнский капитал на реабилитацию детей-инвалидов.
В частности, родители могут приобрести товары и услуги, которые необходимы ребенку для того, чтобы стала возможной его адаптация и интеграция в обществе, реабилитация.
Главные задачи восстановления
При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.
При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:
- Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
- Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
- Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
- Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.
Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:
- государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
- интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
- программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
- врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
- существует множество различных форм реабилитации;
- деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.
Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.
Нормативная база
Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.
Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Декларация о правах инвалидов.
- Конвекция о правах ребенка.
- ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
- ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.
Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.
Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.
В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.
Что нужно знать
Восстановление здоровья детей – непростое дело. Подходить к нему нужно со всей ответственностью. Разработка программы – лишь первый шаг на пути к восстановлению.
С помощью реабилитации может быть ускорен процесс выздоровления ребенка или запущен процесс адаптации в новых, непривычных для него социальных условиях.
статистика численности детей-инвалидов
За счет реабилитации может быть проведена профилактика возникновения различных осложнений. В некоторых случаях удается вернуть человека к активной жизни и подготовить к осуществлению трудовой деятельности в дальнейшем.
Специфика работы (методы и технология)
Существует несколько методик и технологий, которые применяются медицинскими работниками для реабилитации детей инвалидов. Так, разрабатываются проекты для социокультурной адаптации.
Основные методы для социальной и бытовой адаптации лиц с инвалидностью:
- консультационные мероприятия для родителей инвалида;
- проведение адаптационных обучающих мероприятий;
- помощь в обучении ребенка социальным навыкам;
- адаптация жилья, где проживает ребенок-инвалид к его потребностям;
- организация учебного процесса, досуга;
- занятие лечебной физической культурой, спортивные нагрузки.
Существует несколько методик соц – реабилитации:
- Социальная диагностика.
- Терапия.
- Профилактические мероприятия.
- Психосоциальная помощь.
На основании проведенной диагностики составляется план психолого-педагогический, который должен применяться не только при лечении, но и при обучении ребенка с инвалидностью.
Проводиться социальная терапия, основная задача которой – решение социальных проблем ребенка, исправление поведения в обществе, помощь в самоутверждении.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
ИПР – это своего рода медицинская карта-проект, разрабатываемая специалистами в бюро медико-социальной экспертизы. Формат документа был утвержден Приказом Министерства Здравоохранения.
Формат документа индивидуальная программа реабилитации инвалида можно скачать здесь.
В него входят следующие разделы:
- Анкетные данные о человеке с инвалидностью.
- Уровень образования. Указывается учреждение, в котором обучается ребенок.
- Группа инвалидности.
- Имеющиеся ограничения.
- Программа медицинской реабилитации.
- Проект соц. восстановления.
- Проект психолого-педагогической реабилитации ребенка до 18 лет.
Самый важный раздел – медицинская реабилитация. Основной задачей медицинских работников является восстановление или поддержание на прежнем уровне здоровья ребенка с инвалидностью.
В программе делается отметка о том, какой вид лечения был выбран:
- общая, восстановительная терапия;
- хирургическое лечение;
- протезирование;
- восстановление с помощью технических средств для реабилитации;
- санаторно-курортное лечение.
В соответствие с ИПР инвалиду оказывается помощь в подборе образовательного учреждения, предоставление технических средств, проведение психолого-педагогической и коррекционной работы с ребенком.
Современные подходы к проблеме
В современном обществе для реабилитации инвалидов предпринимаются следующие меры:
- Медицинские.
- Социально-экономические.
- Профессиональные.
- Педагогические.
- Психологические.
Основная задача – подготовка ребенка к взрослой жизни, осуществлению им трудовой деятельности, социализация.
Количество инвалидов возрастает, ровно как и увеличиваются расходы государства на их содержание. Проблема реабилитации нашла отражение во многих современных законодательных актах, а также в документах ООН.
Уделяется большое внимание выработке единой системы по восстановлению и адаптации граждан с нарушением здоровья.
Трудности социально-психологического восстановления
Ребенок, которому была установлена группа инвалидности, кроме обычных проблем, которые свойственны любому гражданину, имеет еще и определенные потребности.
Их неисполнение может стать причиной того, что человек не сможет адаптироваться в обществе, будет чувствовать себя ущербным, неполноценным. С таким мироощущением ребенок не сможет развиваться как полноценная личность.
Трудность заключается не только в том, чтобы правильно выбрать программу реабилитации, но и в том, чтобы внедрить ее. Ребенка нужно подготовить к тому, что впоследствии он должен стать полноценным гражданином и осуществлять трудовую деятельность.
Практическое решение проблем
Государство, для того, чтобы обеспечить инвалидам достойную жизнь и помочь в решении имеющихся проблем, предпринимает следующие действия:
- Повышается размер социальных пенсий и пособий.
- Проводятся мотивационные программы для работодателей, которым принять на работу инвалида может быть весьма выгодно.
- Предусматривается целая система выплаты компенсации при оплате услуг ЖКХ.
В любой момент инвалид может получить консультацию по возникшим вопросам, позвонив в службу социальной помощи.
Специальные центры
Получить медицинскую и социальную помощь ребенок инвалид и его родители могут, обратившись в специализированный центр.
Большое их количество было открыто в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, но также они имеются и в малонаселенных пунктах.
К таким специализированным учреждением можно отнести коррекционные детские сады и общеобразовательные школы, реабилитационные центры.
динамика детей-инвалидов проживающих в России
Имеются лечебные учреждения в курортных регионах, где проводится медицинская реабилитация детей с инвалидностью.
В последние годы большое внимание уделяется проблемам лиц с инвалидностью, в особенности, если они относятся к детям.
Внедряются новые, более современные технологии реабилитации, использование которых позволяет восстановить здоровье и адаптировать ребенка к жизни в обществе.
: центр реабилитации «Мечта»
Источник: https://posobieguru.ru/invalidam/reabilitacija-detej/
Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях
Реабилитация детей-инвалидов необходима для адаптации больного ребенка к современным реалиям жизни. Мероприятия предполагают не только преодоление ограничений в физическом плане, но и помощь в социальной приспособленности.
Суть социальной программы абилитации для ребят с ограниченными возможностями
Ежегодно в России регистрируется рост детской инвалидности. Подобная тенденция не радует. Официальный статус инвалида, получающего соц пособие, имеет всего половина несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями.
Цель реабилитации детей-инвалидов – восстановить здоровье и полноценную жизнь ребенка. На это направлен комплекс мероприятий различного характера. Во время реабилитации ребенок познает общественные ценности, получает образование и навыки самообслуживания, знакомится с нормами морали и этикетом, налаживает отношения с семьей и сверстниками.
Трудности в реабилитации ребенка-инвалида связаны с замкнутостью в общении, недостаточным контактом с природой и общедоступными культурными ценностями. Но главной проблемой остается отсутствие мобильности. Дети закрываются в себе и перестают контактировать с внешним миром. Задача реабилитации – раскрыть потенциал ребенка путем формирования комфортной среды существования.
Виды, задачи и технологии
В основе проведения реабилитации детей с инвалидностью лежат разработанные методы — программы. Их используют в базовом порядке или по индивидуальной схеме. В программе подробно раскрывается содержание процесса адаптации, включая необходимые направления.
Формыреабилитации различаются используемыми приемами и конечной целью:
- Медицинская реабилитация. Направлена на восстановление утраченного здоровья и физических способностей, нарушившихся из-за инвалидности. Иногда мероприятия помогают замедлить распространение инвалидизирующего заболевания у ребенка. Медицинская помощь оказывается бесплатно согласно действующему законодательству и является основным пунктом адаптационной политики.
- Психологическая реабилитация. Методика помогает ребенку преодолеть страх. Мероприятия психологического характера проводятся в течение всего лечения несовершеннолетнего инвалида.
- Социальная реабилитация. Ее задача – дать уверенность больному ребенку в его полезности обществу, обеспечить инвалиду комфортные условия для работы и отдыха.
- Профессиональная реабилитация. Мероприятия по профессиональной реабилитации предусматривают обучение подростков с ограниченными возможностями трудовым навыкам, обеспечение необходимым инструментом или приспособлением, регулирование условий труда.
- Бытовая реабилитация, в ходе которой ребенок получает протез или другое техническое средство передвижения, а также приобретает навыки пользования ими.
- Спортивная, или физическая реабилитация, призывающая к самостоятельности и самовоспитанию.
Система законодательного регулирования вопроса
Государство уделяет первостепенное внимание детям с инвалидностью, руководствуясь изданными нормативными актами.
Формирование социальной политики РФ в отношении несовершеннолетних граждан с нарушениями здоровья происходит под влиянием международных документов ООН.
Они являются обязательными для исполнения в тех организациях, которые работают непосредственно с больным ребенком. Перечень законодательных актов включает:
- Декларацию прав человека, призывающую к равенству людей.
- Декларацию о правах инвалидов, защищающую людей с ограниченными возможностями от посягательств на их свободу и достоинство.
- Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится об обеспечении ребенку-инвалиду условий полноценной жизнедеятельности, в том числе и медицинской помощи.
- Федеральные законы №181, №419, №166. В документах закреплены основы защиты инвалидов, условия оказания им необходимой помощи и правила получения социальных выплат.
В российском законодательстве отсутствует отдельный документ, дающий гарантии детям с ограниченными возможностями. Права детей-инвалидов включены в действующие законодательные акты страны.
Значение комплексной социальной адаптации
Главной целью социальной программы по реабилитации детей-инвалидов является создание условий для их всестороннего развития: физического, эмоционального и интеллектуального.
Принимаемые меры скоординированы так, чтобы защитить права ребенка и его семьи.
Максимальная польза социальной реабилитации достигается, скорее, в привычных условиях, домашней обстановке, в семье, нежели в реабилитационном центре.
Социальные мероприятия предупреждают развитие вторичных дефектов у ребенка-инвалида. Неожиданные отклонения обычно возникают из-за неудачных приемов реабилитации или осложнения взаимоотношений между членами семьи.
С этим связано и еще одно значение адаптационных мероприятий – помочь семьям приспособиться к обеспечению должного ухода за больным ребенком. Социальный работник уделяет внимание не только ребенку с ограниченными возможностями, но и родителям.
При этом специалист должен не просто выполнить поставленные задачи, но и сплотить всех членов семьи и окружающих.
Организация работы: современные методы
Для полноценного развития детей-инвалидов необходим не только медицинский уход, но и контакт с обществом, признание ребенка коллективом. Чтобы маленький гражданин нашел свое место в социуме, социальные работники используют эффективные методы реабилитации:
- Применение специальных образовательных программ, содействие обучению ребенка-инвалида в спец школах, психолого педагогическая адаптация.
- Создание комфорта в жилье ребенка-инвалида согласно его новым потребностям.
- Организация культурных и спортивных мероприятий для проведения досуга, поддержка активного участия ребенка в общественной жизни, проведение социально средовой адаптации.
- Оказание помощи в получении практических навыков в быту и обучении, как в доу, так и в более старшем возрасте.
- Проведение консультационных занятий для родителей, имеющих детей с инвалидностью.
- Развитие у ребенка духовных качеств, способствующих комфортному восприятию внешнего мира (социокультурная адаптация).
Совокупность методов социальной адаптации представляет собой технологию реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Она содержит последовательные действия, разработанные индивидуально для каждого несовершеннолетнего инвалида в зависимости от состояния здоровья, развития больного и обстановки в семье. Технология реабилитации предполагает:
- индивидуальные и групповые беседы;
- игровую деятельность;
- творческие занятия;
- организацию праздников и экскурсионных туров.
В специализированных центрах
Когда родители решают помочь ребенку с инвалидностью, они обращаются в реабилитационный центр. В учреждении особенным детям разрабатывают индивидуальную программу, направленную на коррекцию развития ребенка-инвалида и обучение родителей. Взрослые получают исчерпывающую информацию о том, как поддержать маленького инвалида и вовремя увидеть отклонения в здоровье.
В зависимости от целей, преследуемых реабилитационным центром, структура специального учреждения может содержать:
- Патронаж. Служба включает обученных работников, выезжающих в удаленные районы или выполняющих мероприятия на дому.
- Дневной стационар, осуществляющий основную деятельность по реабилитации детей-инвалидов: медицинскую, психологическую, социально педагогическую.
- Школу родителей. Необходимые обучающие занятия проводятся профессиональными работниками реабилитационного центра. Методисты проводят практические и теоретические уроки в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его возраста.
Кроме основной задачи реабилитационного центра существует другая, не менее важная – предупреждение и раннее выявление инвалидности. С этой целью в стране открывается все больше специализированных отделений и кабинетов.
В домашних условиях
Проведение реабилитационных мероприятий с самого детства возможно и дома, где основную часть нагрузки берут на себя родители ребенка с ограниченными возможностями.
Занятия зависят от вида нарушений у инвалида и начинаются только после утверждения индивидуального плана реабилитации.
Обучение проводится в перерывах между осуществлением основного ухода за больным и необходимыми медицинскими мероприятиями. В задачи родителей входят:
- чередование занятий и деятельности;
- смена тяжести выполняемых заданий;
- концентрация внимания ребенка-инвалида на обучении;
- проведение оценки улучшений лично и с помощью близких;
- акцентирование внимания ребенка на его достижения при выполнении новых или изученных заданий.
Если ребенок-инвалид отказывается от домашнего обучения, родителям следует обратиться за помощью в реабилитационный центр. Опытные специалисты подскажут, как найти подход к особенностям ребенка и заинтересовать его в успехе.
Смысл реабилитационных мероприятий заключается в комплексной медико социальной помощи. Без поддержки родителей адаптация усложняется. Теплое отношение близких людей – то, что на самом деле нужно ребенку, чтобы не чувствовать себя особенным.
Источник: https://posobie.center/subsidii/lgoty-invalidam/reabilitatsiya-detej-invalidov/
Реабилитация детей-инвалидов представляет собой мероприятия, направленные на восстановление и приобретение ряда способностей у малыша, имеющего отклонения здоровья. Ввиду малолетнего возраста и иного проявления инвалидности для детей разрабатываются специальные программы реабилитации и абилитации.
Необходимость подобных мероприятий проявляется в адаптации малыша в обществе, развитии, влияющем на становление личности в итоге.
Что такое абилитация детей, реабилитация устанавливает Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также международные акты («Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах инвалидов»).
Что это такое
Физическая реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов представляют собой мероприятия направленные на восстановление и развитие новых способностей у лица, которое получило инвалидность.
Согласно ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, обладающее расстройствами здоровья, вызванными стойким заболеванием, травмой или иным дефектом, что лишает таких людей способностей к самостоятельной жизнедеятельности.
Даже с учетом того, что Министерство труда и социальной защиты РФ предусматривает различные группы инвалидности (с третьей по первую по мере увеличения степени тяжести дефектов здоровья) для детей подобного разграничения нет. Лицо может быть признано инвалидом, а после достижения восемнадцати лет – инвалидом с детства.
Реабилитация и проблемы, которые порождены таким явлением, как инвалидность, полностью подчинены контролю государства.
Установлены конкретные направления, возвращающие утраченные и наделяющие новыми способностями детей-инвалидов.
При этом помимо национального права (ФЗ № 181-ФЗ, Приказы министерств и ведомств, Указы президента РФ), принимаются и выступают за основу при решении проблемы реабилитации детей-инвалидов международные нормы.
Система здравоохранения для социально средовой реабилитации или адаптации ребенка инвалида предполагает несколько основополагающих аспектов, определяющих рассматриваемые программы. Относят к ним следующее:
- адаптация малыша в условиях, которые устанавливались до получения инвалидности;
- осуществление реадаптации, направленной на создание новых условий для больного;
- формирование специальных учреждений для физического и психологического оздоровления детей.
Все это предполагает выполнения главных задач, а именно, восстановления ребенка, выявления потенциала, а также прогнозирование для формирования программы реабилитации.
Кроме того, законодательная база, в частности международные нормы, определяют принципы, на которые должны опираться различные реабилитирующие мероприятия:
- гарантия обеспечения прав инвалидов, в том числе детей, со стороны государства;
- приоритетное положение интересов детей, признанных инвалидами;
- реабилитационные программы должны быть доступны каждому;
- медицинское вмешательство предусматривается на всех стадиях, чтобы избежать дальнейшего развития расстройства у детей;
- разработка многочисленных программ социально-психологического, трудового, средового и иного характеров;
- службы, которые оказывают медико-социальную поддержку детей, координируются исключительно государством.
Соответственно, рассматриваемая сфера в полном подчинении государственных органов, что дает возможность реализовывать реабилитационные программы.
Методы и виды реабилитации
Социальная реабилитация детей-инвалидов предполагает разнообразные подходы к реализации с учетом специфики заболеваний и отклонений, устанавливаемых у детей. Именно поэтому теоретическая и практическая сторона вопроса использует определенные методы применения реабилитационных мероприятий:
- проведение консультаций в первую очередь для родителей детей с инвалидностью;
- обучающие мероприятия, направленные на начальные этапы адаптации;
- поддержка и организация обучения лица для получения социальных навыков;
- адаптация жилищных условий для лучшего становления личности инвалида за счет государства;
- организацию лечебных мероприятий, физкультуры, поездок в санатории и так далее.
Указанные мероприятия могут распространяться на все возможные виды реабилитации и адаптации.
Говоря о разновидностях программ по реабилитации, определяется несколько вариантов, с учетом всех сфер общественной жизни и видов ограничений состояния лица:
- Медицинская реабилитация детей-инвалидов. Применяется в первую очередь с целью улучшения физического состояния для дальнейших развивающих мероприятий.
- Психологическая реабилитация детей-инвалидов. Такой вариант действует совместно с социально-медицинским видом реабилитации, а также может предполагать психоневрологические мероприятия. Здесь важно сформировать внутреннее стремление к развитию, способность не бояться общества, воспринимать себя как полноценного участника отношений.
- Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов. Здесь осуществляется прививание соответствующих навыков больному.
- Социально-средовой вариант адаптации. Предполагается внедрение малыша в общественную среду, обеспечение общения с другими детьми. Нередко такой вариант соотносится с социально-трудовой реабилитацией.
- Социально-бытовые мероприятия восстановления. Такие варианты связаны с созданием адаптационных условий при проживании субъекта с семьей, улучшением жилища, образа жизни, коммуникативных связей с родителями.
- Социально-педагогические программы. Больные дети ввиду ограниченности способностей требуют особого подхода к обучению для лучшего восприятия установленных программ. Такие мероприятия чаще реализуются в специальных центрах и школах, типа интерната.
При этом в целом реабилитация полностью должна охватывать каждое из указанных направлений для полноценного восстановления состояния детей.
Индивидуальные программы
Что это такое? Согласно разработанному Министерством труда и социальной защиты РФ образцу, индивидуальные программы реабилитации представляют собой документ, выступающий своеобразной медицинской картой конкретного лица, которая составляется комиссией экспертов, установивших факт инвалидности.
Подобная документация включает в себя информацию, определяющую дальнейший характер лечения и восстановления. В ИПР входят следующие сведения:
- общие анкетные данные;
- образование;
- группа инвалидности, в случае с детьми сам факт ее наличия;
- конкретные ограничения и отклонения здоровья (потеря зрения, слуха, органа, тяжкое заболевание и так далее);
- программа мероприятий, направленных на оздоровление лица медицинского, психологического и (или) иного характера;
- проект действий, направленных на социально-восстановительные мероприятия, завершающие процесс лечения, а также психолого-педагогические программы, разработанные исключительно для детей.
Подобный документ должен быть оформлен на каждого, кто подвергался освидетельствованию и признан в результате инвалидом. Подтверждает это факт заболевания и дает право на дальнейшее использования помощи государства.
Особое место в данной программе занимает именно медицинская реабилитация. Такой вид восстановления выступает основой всех мероприятий, поскольку способствует восстановлению физического состояния инвалида. При этом такая программа обязательно включает в себя несколько разделов, каждый из которых должен быть реализован:
- общая терапия;
- хирургические мероприятия;
- протезирование или дальнейшая замена протезов при необходимости;
- технические средства, которые могут понадобиться для восстановления;
- программа лечение в санаторно-курортных условиях.
При этом все мероприятия обеспечиваются государством, а для инвалидов должны быть организованы все условия для полноценной реализации указанных программ.
Конечно, не все мероприятия проводятся за счет государственных учреждений. Чаще всего индивидуальная программа предполагает обеспечительные меры: подбор больницы, технических средств, методов реабилитации, источников реализации и так далее. При этом в случаях с детьми следует учитывать особые потребности, под которые также должна подгоняться индивидуальная программа реабилитации.
Место реализации программ
Устанавливаются два варианта реализации программ для детей с инвалидностью:
- нахождение и реабилитация инвалида до восемнадцати лет в домашних условиях;
- реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждениях.
Подходящий режим определяется также комиссией врачей. Однако в исключительных случаях именно родители просят определить подходящее место для адаптации и восстановления малыша.
Первый вариант предполагает нахождение ребенка дома. В этом случае родители должны контролировать соблюдение всех предписаний и принципов такого порядка действий:
- предоставление заданий, которые способствуют активному мышлению и развитию интеллектуальных способностей;
- обеспечение многообразия занятий, поскольку однотипность может притормозить процесс восстановления;
- контроль за соответствием программе, разработанной для конкретного случая, регулярное проведение обучающих мероприятий, в том числе соблюдение распорядка физической нагрузки;
- поощрение ребенка регулярными положительными оценками.
При этом родители или опекуны должны иметь перед собой четкий план действий, а также рекомендации специалистов для правильного и эффективного восстановления инвалида.
Второй вариант – помещение детей в специализированные учреждения. К ним относят реабилитационные центры, которые создаются конкретно для детей, нуждающихся в помощи. Работа направлена на обеспечение интересов, потребностей малышей. Такие учреждения имеют в штате врачей, психологов и иных специалистов, помогающих детям восстанавливать и приобщаться к социуму.
Внимание этих центров уделяется именно психологической стороне вопроса. Консультативные мероприятия проводятся регулярно с родителями, у которых растет особенный ребенок. Специалисты объясняют, как следует действовать, что использовать для помощи детям. Любой родитель всегда может обратиться в данный центр для разъяснения той или иной ситуации.
Кроме того реабилитация вне стен дома помогает малышам участвовать в различных спортивных, культурных и развлекательных мероприятиях, что также помогает особенным детям становиться частью всего общества, привыкать к другим людям, контактировать с ними, развивать коммуникабельные способности и устранять психологические барьеры. Подобные мероприятия также организуются специализированными учреждениями, которые открыты для каждого, кто получает статус инвалида.
Нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос
Загрузка…
Пользователь задает
вопрос на сайте
Вопрос поступает
дежурному юристу
Вопрос обрабатывается: определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа
Решение проблем пользователя – это ответ на
его вопрос
Юрист связывается с пользователем и предоставляет ему
консультацию
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93
Источник: https://posobie.net/kompensatsii/sotsialno-sredovaya-psihologicheskaya-fizicheskaya-reabilitatsiya-detej-invalidov.html
Правила реабилитации детей-инвалидов
Инвалидность – это стойкое нарушение здоровья человека, полученное в результате серьезного заболевания или травм, оно приводит к значительным ограничениям в жизни и социальной сфере.
Дети-инвалиды из-за серьезных физических, психоневрологических и/или умственных проблем не могут контролировать свое поведение и реакции, не способны к самообслуживанию, им сложнее устанавливать взаимоотношения со сверстниками, труднее, а иногда почти невозможно обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В нашей стране количество детей-инвалидов на конец 2016 года составляет 605 тысяч человек. И, к сожалению, с каждым годом из-за плохой экологии, социально-бытовых проблем, нарушений здоровья родителей это число растет. Чтобы помочь таким несовершеннолетним и максимально устранить ограничения, которые мешают им полноценно жить, разработана система реабилитации.
Что это такое. Направления ее реализации
Реабилитацией называют систему мер, способных помочь людям, которые из-за болезни или полученных травм ограничены в возможностях вести нормальный образ жизни, учиться, работать, быть полноценным членом общества.
Реабилитация включает в себя очень широкий спектр действий и осуществляется в нескольких направлениях:
- медицинская – это комплекс мероприятий, способных уменьшить воздействие на организм патологии, из-за которой возникли ограничения;
- физическая – это восстановление, исправление или замена утраченных физических способностей организма с помощью лечебной или адаптивной физкультуры;
- психологическая – специальные меры, способствующие созданию наиболее комфортной психологической среды жизни инвалидов, в том числе их жизни в обществе;
- социальная – одна из составляющих психологической направленности, позволяющая адаптироваться в обществе, вести самостоятельный образ жизни;
- профессиональная – получение конкурентоспособного образования и навыков профессиональной деятельности с целью дальнейшего трудоустройства.
Для того чтобы в полной мере реализовать все эти действия для каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальный план и программа реабилитации, которая включает в себя все направления.
Программа формируется на основе заключения лечебного учреждения и медико-социальной экспертизы. В нее включаются объемы, виды, сроки и порядок проведения реабилитационных мероприятий. С 2005 года ИПР имеет стандартную форму и содержит сведения о ребенке-инвалиде, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений.
В карту ребенка включаются мероприятия медицинской реабилитации, физической, а также обязательно психолого-педагогического направления:
- психолого-педагогическую работу, направленную на коррекцию нарушений в этой сфере;
- получение образования – школьного, дошкольного;
- предоставление материально-ресурсного оснащения для обучения.
Кроме того, в рамках программы обязательно осуществляется патронаж семьи, оказание психологической поддержки родителям и консультирование их по любым вопросам, связанным со здоровьем и социальной адаптацией инвалида.
Законодательное регулирование вопроса
Сегодня в нашей стране комплексная реабилитация и адаптация детей-инвалидов становятся одним из главных направлений в социальной политике государства, что связано во многом с увеличением количества таких детей и с интеграцией в мировой процесс, в котором соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями давно уже стало нормой цивилизованного общества.
Проведение мероприятий по реабилитации детей-инвалидов опирается в первую очередь на Декларацию о правах ребенка и Декларацию о правах инвалидов ООН, в которых утверждаются права несовершеннолетних инвалидов на социальное и экономическое обеспечение удовлетворительных условий жизни, на медицинскую и психологическую поддержку, возможность проявить свои способности в полной мере, на обучение и подготовку к трудовой деятельности.
Кроме того, комплекс мер по социальной защите и проведению реабилитации детей с ограничениями базируется на таких федеральных законодательных документах, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка», а также специальными указами Президента страны, федеральными целевыми программами, направленными на улучшение качества жизни и социальную поддержку инвалидов в стране.
Социальное направление
Социальная реабилитация детей-инвалидов – это целый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе, в котором он живет, о его культуре, ценностях, поведенческих нормах, принятых в нем. Она включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми.
Кроме того, социальная реабилитация должна помочь ребенку вырасти самостоятельным, научиться самообслуживанию, бытовой ориентации.
Одна из важнейших проблем детей-инвалидов – это их изолированность от общества, в первую очередь от сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, невозможность посещения или труднодоступность большинства объектов культурного и исторического наследия.
Поэтому основная задача социальной реабилитации – это создание такого пространства и среды, в которой ребенок полностью может раскрыть и проявить свои способности, а также создание условий для взаимодействия его с окружающим миром и вовлечение в сообщество сверстников.
Методы и технологии
В нашей стране много лет медицинское направление является основным в реабилитации инвалидов. Проведение терапевтических процедур, профилактические оздоровительные мероприятия, безусловно, имеют важнейшее значение.
Однако долгие годы разделение детей-инвалидов и обособление их по признакам заболеваний в отдельные школы, часто закрытого типа, санатории и другие лечебно-восстановительные учреждения, привело к тому, что они оказались изолированными от основного общества, испытывают страх перед ним.
Поэтому главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции таких ребят в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала.
Для этого проводятся такие виды деятельности:
- Улучшение и облегчение бытовых условий за счет технических средств и бытовых приборов.
- Развития физических навыков, творческих способностей детей.
- Подготовка к получению образования, помощь в выбор подходящего образовательного учреждения.
- Создание специальных условий, позволяющих освоить практические навыки взаимодействия в обществе.
- Организация досуга, создание условий для участия в культурных общественных мероприятиях, посещения музеев, театров, развивающих центров.
- Психологическая поддержка, методики, позволяющие восстанавливать душевное равновесие, снимать напряжение.
- Мероприятия, направленные на развитие и восстановление физических возможностей.
- Поддержка и участие в процессе реабилитации не только ребенка, но и членов его семьи.
Все эти виды деятельности должны помочь преодолеть страхи и влиться в новую для него общественную среду.
В домашних условиях
Многие родители предпочитают проводить реабилитационные мероприятия дома. Для этого необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, а также психоневрологом и педагогом.
Врачи и педагоги внимательно исследуют состояние здоровья ребенка, оценят его интеллектуальные и физические способности и ограничения, степень развития моторики. После этого будет создана индивидуальная программа занятий.
Большая часть заданий на первом этапе выполняется во время обычных мероприятий по уходу за ребенком. Это касается формирования бытовых навыков самообслуживания, физического развития, ухода за собой, развития самостоятельности.
Для того чтобы занятия проводились успешно и доставляли ребенку радость, стоит придерживаться таких принципов:
- Давать ребенку небольшие задания.
- Избегать монотонности и однообразия в занятиях, чередовать разные виды деятельности.
- Новые виды деятельности, требующие от малыша усилий для освоения, перемежать уже освоенными и более простыми заданиями.
- Обязательно использовать такие виды упражнений, которые способствуют развитию сохранных функций.
- Положительно оценивать достигнутые навыки, привлекать для этого других членов семьи, поощрять ребенка за выполненные правильно задания.
- Иметь под рукой план на несколько недель вперед, скорректированный педагогом.
В процессе занятий родители должны понимать, что им придется столкнуться с различными трудностями, связанными с нежеланием ребенка выполнять определенные задания по разным причинам. В случае если обучаемому трудно справиться с чем-либо, родители обязательно должны оказать ему помощь и похвалить после завершения урока.
Специальные центры
В помощь семьям детей-инвалидов в нашей стране созданы специальные реабилитационные центры, которые осуществляют комплекс восстановительных мероприятий по всем направлениям. Здесь созданы условия для медицинской и физической реабилитации, психолого-педагогической и социальной.
Большая роль отводится психологической помощи и поддержке семье, в которой растет особый ребенок. С родителями проводится консультативная работа, обучение методам воспитания таких детей, их привлекают к участию в общественной жизни, формируют круг общения и поддержки.
Главными задачами таких центров являются социальная адаптация детей, их реабилитация по всем направлениям, обеспечение комфортной среды, а также установления благоприятного климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки в семье, интеграция детей-инвалидов в социуме и воспитание в обществе адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.
Преимущество центров реабилитации состоит в том, что его сотрудниками являются квалифицированные врачи, тренеры, психологи и педагоги. Они разрабатывают специальную методику работы для каждого учащегося.
В рамках центра проводят специальные спортивные, культурные и культурно-просветительские мероприятия, для участия в которых привлекают не только детей-инвалидов и членов их семей, но и ребят, не имеющих ограничений по здоровью. Все эти меры помогают родителям и детям не замыкаться в себе, а постепенно приобретать опыт и вырабатывать навыки общения с разными людьми.
О технологиях и методах реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в здоровье, смотрите в следующем видеосюжете:
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/reabilitacija-detej-invalidov.html
Поделиться:
Нет комментариев