Социальная адаптация детей

Портал педагога |

Социальная адаптация детей

Луценко Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР “д/с 73”
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: “Социальная адаптация детей дошкольного возраста”
30.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Луценко Т.В.

Что же такое адаптация и социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Адаптация

это

привыкание

человека

к

новым

обстоятельствам

и

новой обстановке.

Социальная

адаптация

это

вхождение

ребенка

в

коллектив

сверстников

(социальную

группу),

принятие

норм,

правил

поведения

существующие

в

обществе,

приспособление

к

условиям

пребывания

в

процессе

которого

формируется

самосознание

и

ролевое

поведение,

способность

к

самоконтролю,

самообслуживанию,

адекватных

связей

с

окружающими.

Социальная адаптация является условием формирования более широкого и

з н а ч и м о г о

п о н я т и я

« с о ц и а л и з а ц и я » .

Социализация – процесс и результат усвоения ребёнком социального

опыта.

В

результате

социализации

ребёнок

становится

культурным,

образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей

дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.

Социализация дошкольников

Методы

социализации

дошкольника

в

первую

очередь

связаны

с

его

возрастом

и

ведущей

деятельностью.

В

зависимости

от

этого

в

личном

развитии дошкольника доминирует:

1.

До

года

связь

в

семье,

через

которую

ребенок

впитывает

информацию о мире, усваивает первые нормы поведения.

2.

С 1 до 3 лет — потребность в общении со сверстниками, требующая

создания условий, где ребенок сможет получить это общение в полной

мере (детский сад, группы раннего развития, парки и пр.). В процессе

дети научатся общаться с такими же, как они, освоят азы дружбы,

узнают, что такое сочувствие, щедрость.

3.

С 3-6 лет — личная речь. Выводы об окружающем мире ребенок делает

на основании полученных на собственные вопросы ответов, диалогов,

анализа.

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно

новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского

сада

требует

от

малыша

приспособления

к

новой

социальной

среде,

налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости

поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности

становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое

состояние.

Отсутствие

предварительной

подготовки,

направленной

на

социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким

невротическим

реакциям,

как:

нарушение

эмоционального

состояния;

ухудшение сна и аппетита; развитие страха перед дошкольным учреждением;

повышение заболеваемости.

Известно дошкольный возраст делится на два

периода: младший дошкольный

в о з р а с т

и

с т а р ш и й

д о ш к о л ь н ы й

в о з р а с т.

П о э т о м у

рассматривать социальную адаптацию нужно в рамках данных периодов.

Младший

дошкольный

возраст –

период

быстрого

формирования

всех

свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как

пройдёт

привыкание

ребёнка

к

новому

распорядку

дня,

к

незнакомым

взрослым

и

сверстникам,

зависит

дальнейшее

развитие

малыша

и

благополучное пребывание в детском саду и в семье.

К основным критериям социальной адаптации ребенка к условиям

ДОУ относятся:

* поведенческие реакции;

* уровень нервно – психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения социальной адаптациик детскому

саду у младших дошкольников:

1. Легкая

адаптация:

Легкая форма характеризуется быстрым привыканием дошкольника к новым

условиям жизни в саду, без стрессов и истерик. Ребенок с удовольствием идет

в

детский

сад,

радуется

приходу

родителей.

Также

здесь

характерно

незначительное снижение аппетита, который возвращается спустя неделю

после поступления ребенка в детский сад. За несколько недель налаживается

и сон. Иммунитет в таких случаях у дошкольников практически не страдает,

организм адаптируется к новым условиям в течение нескольких недель.

2. Средняя

адаптация:

Средняя

форма

адаптации

характеризуется

появлением

отклонений,

связанных с аппетитом и сном ребенка. Ребенок становится менее активным,

чувствует

себя

подавленным,

испытывает

трудности

со

стулом,

на

лице

появляются темные круги, снижается иммунитет, ОРЗ протекают в более

тяжелой форме.

Нормализация

состояния

наблюдается

к

концу

второго

месяца в саду.

3.Тяжелая

адаптация

(от 2 до 6 месяцев):

Тяжелая

форма

встречается

не

так

часто.

Характеризуется

частыми

болезнями

ребенка

на

фоне

эмоционального

стресса.

Дошкольник

отказывается от еды, плохо спит, становится малоактивным. О нормализации

состояния

в

таких

случаях

можно

говорить

только

через

полгода

после

поступления ребенка в детский сад.

4.Очень тяжелая

адаптация

(от 6 и более месяцев):

Если улучшений даже спустя полгода не наступает, обычно признают, что

ребенок не может адаптироваться в детском саду, по крайней мере в данный

период, и встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду,

возможно, он «несадовский» ребенок, и предлагают родителям попробовать

все снова на следующий год.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

– хороший аппетит;

– спокойный сон;

– охотное общение с другими детьми;

– адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

– нормальное эмоциональное состояние.

В

старшем дошкольном

возрасте происходит

интенсивное

развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности.

Переход

в

старшую

группу

связан

с

изменением

психологической

позиции детей:

они

впервые

начинают

ощущать

себя

самыми

старшими

среди других детей в детском саду.

Факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего

дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ

дети

невнимательны,

импульсивны,

слишком

активны,

что

является

причиной

отвержения

их

окружающими;

атопический

дерматит

и

бронхиальная

астма

изменяют

общий

нервный фон:

такие

дети

более

капризны, плаксивы, несдержанны.

2.

Особенности

эмоционально-волевой

сферы,

среди

которых

можно

выделить

повышенный

уровень

тревожности,

агрессии,

медлительность,

застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со

взрослыми

и

сверстниками.

Именно

этот

фактор

чаще

всего

является

причиной нарушения социальной адаптации.

4.Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость

к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

Следует понимать, что ведущая деятельность дошкольника в любом

возрасте — это игра, поэтому и социализация происходит по большей мере

именно

через

игру.

Именно

поэтому

стоит

обращать

внимание

исключительно на те методики, которые предусматривают развитие детей в

п р о с т о й

и г р о в о й

ф о р м е . Т а к

к а к

и г р а ,

являет ся

в е д у щ е й

деятельностью дошкольников.

Выделяют несколько видов

игр:

1.игры, возникающие по инициативе ребенка

-самостоятельные игры;

-игра-экспериментирование;

-самостоятельные сюжетные игры;

– сюжетно-отобразительные;

– сюжетно-ролевые;

– режиссерские;

– театрализованные.

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с

образовательной и воспитательной целями:

-игры обучающие;

– дидактические;

– сюжетно-дидактические;

– подвижные;

3.досуговые игры:

– игры-забавы,

– игры-развлечения,

– интеллектуальные,

– празднично-карнавальные,

– театрально-постановочные;

4. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные,

которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более

старших детей).

5.гры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения:

“Жизнь в лесу”

“Добрые эльфы”

“Птенцы”

“Театр теней”

6.игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста:

“Назови себя”

“Позови ласково”

“Подарок другу”

7.игры на развитие коммуникативных способностей детей:

“Холодно – горячо, право – лево”

“Замри!” и другие…

Социально-психологическая

адаптация

детей

происходит

по-разному

и

напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей

нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между

ее

членами,

уровня

развития

игровых

навыков,

конт актно сти,

доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во

многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит

от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к

предстоящим

изменениям,

а

также

от

индивидуально-типологических

особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем

флегматики

и

меланхолики.

Затрудняет

социальную

адаптацию

детей

к

дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

Эмоциональная неадекватность;

Социальная некомпетентность;

Несоциализированная агрессия;

Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;

Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;

Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет

учить

малышей

искусству

общения

со

сверстниками

и

взрослыми,

придерживаться

правильного

режима

дня.

С

самого

младшего

возраста

ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти

здоровой

и

полноценной

личностью.

Адаптироваться

к

детскому

саду

ребенку

может

помочь

и

воспитатель,

который

должен

заранее

изучить

особенности

своего

нового

подопечного

и,

согласовав

свои

действия

с

родителями

ребенка,

подобрать

к

нему

индивидуальный

подход.

Благожелательная

и

уютная

атмосфера,

создаваемая

воспитателями

в

группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко

адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является

сложным

процессом

как

для

здорового

ребенка,

так

и

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Работники

дошкольных

учреждений,

семьи

и

общество

в

целом

должны

предпринимать

все

необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать

его

полноценным

участником.

От

целенаправленности

и

слаженности

деятельности

взрослых,

направленных

на

социальную

адаптацию

детей,

зависит будущее подрастающего поколения.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22855

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/socialnaja-adaptacija-detej.html

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – это приспособительная способность индивидов изменять свое поведение в зависимости от изменений социального окружения.

Замечание 1

Социальная адаптация детей – непрерывный, специально организованный процесс адаптации ребенка к социальному окружению через усвоение определенных норм и правил поведения, установленных в данном обществе.

Дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие психологические травмы особо нуждаются в специальных мерах социальной реабилитации и адаптации, которые способны обеспечить им безболезненное вхождение в социум, а также реализацию их рабочего и творческого потенциала.

Социальная адаптация осуществляется за счет функциональной системы адаптационных механизмов. Превышение адаптационных возможностей этой системы ведет к развитию патологической адаптации. Социальная адаптация может сопровождаться эмоциональным или психическим стрессом.

Социальная адаптация дошкольников

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Социальная адаптация ребенка к дошкольному учреждению во многом зависит от моральной и физической подготовленности к изменениям, от типа высшей нервной системы. Так, у сангвиников и холериков адаптация происходит быстрее, чем у меланхоликов и флегматиков.

Социальную адаптацию значительно затрудняют такие факторы, как:

  • социальная некомпетентность;
  • эмоциональная неадекватность;
  • несоциализированная агрессия;
  • сопротивление воспитательному и учебному процессу;
  • плохо развитые или отсутствующие навыки поведения в незнакомых местах;
  • отсутствие опыта общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми.

Для смягчения процесса социальной адаптации необходимо приучать ребенка к правильному режиму дня, учить искусству общения, поощрять самостоятельность ребенка, в дошкольном учреждении индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, создать уютную и благожелательную атмосферу в детских группах.

Социальная адаптация школьников

Для школьника наиболее переломным и сложным периодом является первый год обучения в школе. В это время у ребенка меняется место в системе социальных отношений, уклад жизни, сильно возрастает психоэмоциональная нагрузка.

От ребенка требуются: напряженная умственная работа, сосредоточенность на уроках, активизация внимания, удержание правильной осанки на уроках, установление контактов с одноклассниками и учителями, выполнение школьной дисциплины.

Для многих первоклассников, особенно шестилеток, социальная адаптация представляет большие трудности, так как личность, способная усваивать новые школьные нормы поведения, подчиняться школьному режиму, признавать новые обязанности, еще не сформировалась.

К семи годам у ребенка наблюдается уже осознанная регуляция своего поведения, он ориентируется на социальные требования и нормы.

Социальную адаптацию школьников снижают гиперактивность и повышенная утомляемость нервной системы. У детей в первые месяцы учебы могут наблюдаться раздражительность, головная боль, повышенная усталость, нарушение сна, плаксивость, психологические трудности (негативное отношение к учебе, чувство страха, неверное представление о собственных возможностях и способностях).

Некоторые авторы определяют социальную адаптацию школьника как «школьный стресс», «школьный шок», «адаптационная болезнь».

Большое влияние на процесс адаптации у школьников оказывает влияние то, в каких условиях начался учебный год. На начальном этапе обучения успеваемость первоклассника во многом зависит от того, как протекает процесс социальной адаптации.

Замечание 2

Основная задача родителей и учителей в период адаптации ребенка к школе – заинтересовать его в обучении, помочь адаптироваться в новых социальных условиях. Адаптированность – результат адаптации, представляющий собой систему умений, навыков, качеств личности, обеспечивающих результативное дальнейшее обучение.

Уровни адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень. У ребенка позитивное отношение к учебному заведению, предъявляемым требованиям, он спокойно и легко воспринимает учебный материал, полно овладевает учебным материалом, внимателен, прилежен, проявляет интерес к самостоятельной работе, добросовестно и охотно выполняет общественные поручения, занимает благоприятной статусное положение в классе.
  2. Средний уровень. Посещение школы не вызывают у ребенка негативных эмоций, он понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебного материала, может самостоятельно решать типовые задачи, при выполнении заданий внимателен и сосредоточен, добросовестно выполняет общественные поручения, дружит с одноклассниками.
  3. Низкий уровень. Ребенок индифферентно или отрицательно относится к школе, часто жалуется на здоровье, у него преобладает подавленное настроение, учебный материал усваивается фрагментарно, не проявляет интереса к самостоятельной работе, к урокам готовится нерегулярно, общественные поручения выполняет без особого желания, близкие друзья отсутствуют.

Т.В. Дорожевец разработал модель адаптации ребенка к обучению в школе, согласно которой, школьная адаптация происходит как:

  • академическая – отражает уровень соответствия поведения учащегося нормам школьной жизни;
  • социальная – характеризует насколько успешен процесс вхождения ребенка в новую социальную среду;
  • личностная – показывает степень принятия ребенком себя в качестве представителя новой социальной общности.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/socialnaya_adaptaciya_detey/

Социальная адаптация ребенка

Социальная адаптация детей

Введение

1 Понятие социальной адаптации

2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

3 Социальная адаптация ребенка к школе

Заключение

Библиографический список

Введение

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Цель данной работы – изучить социальную адаптацию ребенка.

Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

1. Дать понятие социальной адаптации.

2. Проанализировать особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

3. Рассмотреть особенности социальной адаптации ребенка к школе.

Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком, что соответствует поставленным цели и задачам.

1 Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями.

Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны.

Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире.

Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате.

Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы — в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение).

Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е.

реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах – это форма патологической адаптации. Болезнь – типичное проявление патологической адаптации.

Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов.

В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.[1]

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации.

Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е.

должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза.

В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды – материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.

Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7—10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями — отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями.

Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д.

У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.[2]

Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога.

При аналогичных стрессовых ситуациях — переход из яслей в детский сад, поступление в школу — дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции.

В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу.[3]

Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10—11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни.

Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение.

Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д.

Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Источник: http://MirZnanii.com/a/176848/sotsialnaya-adaptatsiya-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.