Семья как малая социальная группа

Содержание

Семья – это малая группа. Семья как основной социальный институт

Семья как малая социальная группа

Многие родители разных возрастов признают необходимость пополнения своих психолого-педагогических знаний для выстраивания внутрисемейных отношений как с детьми, так и со взрослыми. Не все осознают множественность функций семьи и глубину воспитательного потенциала. У них нет представлений о том, какими воспитательными возможностями обладает социум.

«Семь Я»

С точки зрения социологии семья — это объединение малой группы людей, связанных не только кровными родственными и материальными отношениями, но и взаимной моральной ответственностью.

Трудность совместного сосуществования состоит прежде всего в том, что каждый из членов семьи отличается от другого не только возрастом и полом, но и характером, жизненными установками, целями, представлениями о морали и долге по отношению друг к другу.

Размер материального вклада в семейные дела также существенно различается, что иногда приводит к конфликтам.

То есть это объединение неидентичных 7 «Я». Несмотря на общие цели ячейки общества (ведение хозяйства, воспитание детей и др.), мировоззрение, интересы, устремления ее членов могут отличаться.

Семья — это малая социальная группа, в которой каждый имеет определенные права и обязанности по отношению друг к другу.

Их нарушение влечет за собой ее распад и различного рода трудновосполнимые потери для каждого члена семьи.

Функции семьи

Семья — это малая группа людей, однако анализ ее функций показывает, что, решая собственные задачи, семья решает и общесоциальные.

К основным функциям семьи относятся:

  • Репродуктивная, то есть функция численного воспроизводства населения.
  • Функция социализации личности — обучение нравственно-этическим правилам поведения в обществе.
  • Экономическая или хозяйственно-бытовая. Семья заботится о своем материальном положении, занимается полезным трудом, удовлетворяя таким образом свои бытовые и хозяйственные нужды (приобретение и обиход жилья, одежды, бытовых приборов и предметов, техники, покупка или выращивание продуктов питания и пр.).
  • Воспитательная — воспитание детей в соответствии с общественными, национальными, религиозными традициями. При этом каждая семья сохраняет собственные педагогические традиции и создает новые в духе современных ей социальных перемен и требований.
  • Рекреационная, психотерапевтическая — обеспечивает человеку разнообразную помощь (материальную, психологическую) и защиту от внешних негативных воздействий. Человек должен осознавать, что степень такой помощи и защиты со стороны семьи будет максимальной, даже если он совершил серьезные ошибки и проступки.

Задачи функционирования семьи решаются комплексно, в противном случае ее частные проблемы могут стать проблемами общественного масштаба. Наркомания, алкоголизм, преступность, безнравственность, безыдейность, иждивенчество — проявления асоциального образа жизни, которые требуют вмешательства во внутренний мир семьи со стороны общественных и государственных институтов.

Семья как основной социальный институт обеспечивает безопасность и благополучие страны в целом.

Типы семейных отношений

Характеристика семьи как малой группы близких людей зависит от того, какой тип отношений между ними установлен.

  1. Сотрудничество — высокоорганизованная семья имеет общие задачи и цели, стремится к их достижению, объединяя свои возможности и силы. В полном смысле это семейный коллектив, где учитываются индивидуальные запросы и возможности.
  2. Невмешательство, мирное сосуществование — родители сознательно предоставляют детям полную свободу действий, избегая какого-либо давления на них. В одних случаях это продиктовано убеждениями в том, что только при таком стиле отношений дети вырастут свободными и самостоятельными. В других — это эгоистические проявления пассивности и безразличия взрослых, нежелание выполнять родительские функции.
  3. Опека — родители полностью ограждают ребенка не только от материальных, но и от моральных и психологических трудностей, забот, принятия решений. В результате вырастают эгоистичные, безынициативные, неприспособленные к общественным отношениям личности.
  4. Диктат — основан на безусловном подчинении всех членов семьи требованиям одного из них. Понятие семьи как малой группы близких людей отсутствует. Добиваясь от других признания своего превосходства над ними, диктатор может использовать такие меры, как насилие, угрозы, игнорирование потребностей, унижение чувства собственного достоинства.

Разные типы семейных отношений могут сочетаться. Например, диктат с равнодушием к другим членам семьи.

Воспитательные возможности семьи

Педагогический потенциал «ячейки общества» огромен, поскольку семья — это малая группа людей с глубокими внутренними связями. В разных семьях одни и те же факторы воспитания выражаются больше, в других — меньше. Могут преобладать материальные, культурные, духовные, гражданские или иные цели и мотивы воспитания детей.

Социально-экономический фактор характеризует материальное положение семьи: сколько родители заняты на работе и могут ли достаточно уделять времени воспитанию детей, хватает ли заработанных средств на оплату насущных и культурно-образовательных запросов взрослых и детей.

Удобная и красивая, безопасная для жизни и здоровья среда обитания — технико-гигиенический фактор — оказывает положительное влияние на формирование чувств, воображения, мышления ребенка.

Состав семьи, то есть демографический фактор, непременно оказывает влияние на личность ребенка (сложная или простая семья, полная или неполная, однодетная или многодетная и пр.).

Семейный микроклимат во многом зависит от культуры и гражданской позиции родителей, то есть от того, насколько глубоко они осознают свою ответственность перед обществом за результаты воспитания собственных детей. Их цель – 7 “Я” должны стать прочным коллективом близких по духу людей.

Принципы семейного воспитания

Принципы семейного воспитания, разработанные А. С. Макаренко, не утратили своей актуальности и в наши дни.

  1. Правильное воспитание убережет от громадных затрат родительской энергии, сил и терпения на перевоспитание неправильных поведенческих и моральных установок ребенка.

  2. Семья — это малая группа равноправных ее членов, но главные в ней — родители – пример для детей, взявшие на себя нелегкую ответственность за все аспекты существования семьи.
  3. Только воспитание в многодетной семье дает возможность ребенку потренироваться в участии в самых разных видах социальных отношений.
  4. Родители должны иметь четкие цели воспитания детей как будущих граждан страны, а не как средства удовлетворения собственных родительских амбиций.
  5. Личный пример поведения — основной метод воспитания ребенка.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (А. С. Макаренко)

Педагогические принципы реализуются через методы воспитания необходимых качеств личности ребенка.

Методы семейного воспитания

Выбор методов воспитания детей диктуется уровнем психолого-педагогической образованности родителей, семейными воспитательными традициями.

Он должен основываться на любви к ребенку, на понимании его внутренних и внешних потребностей, на учете конкретной ситуации события.

Преобладающим является пример взрослого, демонстрация ребенку доверия к нему, открытости, готовности к обсуждению, сопереживанию.

  • Показ способов действий и реакций на ситуацию (проявил неловкость: рассердиться или посмеяться и исправиться?).
  • Поручение — должно быть посильным, с последующим анализом результатов выполнения и поощрением или терпеливым объяснением причин неудачи.
  • Разумный и достаточный контроль действий, состояний ума и души.
  • Юмор. Помогает увидеть ситуацию со смешной стороны, снять напряжение и выбрать адекватные меры воздействия.
  • Поощрение — словесное (похвала) или материальное. Недооценка и переоценивание действий ребенка одинаково нежелательны. В первом случае теряется стимул к полезным поступкам, в другом — формируются зазнайство, чувство превосходства над другими.
  • Наказание — соразмерное проступку. Недопустимы физическое и моральное унижение как негуманные, приводящие к деформации личности, к отчуждению от других членов семьи.

При выборе методов воспитания учитывается возраст детей, их психофизиологическое состояние. Они должны стимулировать стремление ребенка стать лучше во всех отношениях, быть полезным, отвечать оптимистичным ожиданиям взрослых. Неправильно выбранные методы формируют у детей разного рода комплексы, невротические состояния, отказ от саморазвития и жизненного целеполагания.

В семье кризис. кто поможет?

Несмотря на то что семья – это малая группа, внутри нее могут возникнуть немалые проблемы материального, психологического или иного характера.

Не всякая из них может быть преодолена силами самих ее членов. Система помощи семье выглядит так.

По инициативе членов семьи или общественности специалисты право- и здравоохранительных органов, соцслужбы, психолого-педагогической службы детского образовательного учреждения изучают суть проблем семьи, их источники и причины.

Координируются содержание, сроки, формы и методы оказания индивидуальной или групповой поддержки. Назначаются ответственные за выполнение намеченных планов помощи.

Осуществляется систематический контроль результатов и качества оказываемой помощи до разрешения семейной проблемы.

Многие родители не хотят огласки своих трудностей, боятся стороннего вмешательства, надеясь на собственные силы. Специалисты компетентных органов должны находить возможности для разъяснительной работы с родительским контингентом, чтобы снять этот барьер недоверия.

Источник: http://fb.ru/article/391924/semya---eto-malaya-gruppa-semya-kak-osnovnoy-sotsialnyiy-institut

Семья как социальный институт, функции и роль семьи как малой группы

Семья как малая социальная группа

Семья — наиболее древний, первый социальный институт общества, возникший еще в условиях его формирования. На начальных этапах развития общества в отношениях между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями основное регулирование происходило с помощью племенных и родовых традиций и обычаев, которые исходили из религиозных и нравственных представлений.

С появлением государства регулирование отношений в семье приобретало правовой характер. Юридический аспект оформления брака налагало определенные обязательства не только на обоих супругов, но и государство, которое санкционировало их брачный союз.

Теперь социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.

В данной статье мы рассмотрим, что такое современная семья как основной социальный институт общества, функции и роль семьи как малой социальной группы.

Что такое семья как социальный институт: признаки и характеристика

Семья, с точки зрения различных наук и подходов, имеет несколько определений. Ее важнейшими и типичными признаками и чертами являются:

  1. малая социальная группа людей,
  2. объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),
  3. семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные — репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Основные семейные роли: таблица

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе.

Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на (смотрите таблицу):

№ п/пРоли семьи
1супружеские (жена, муж)
2родительские (мать, отец)
3детские (сын, дочь, брат, сестра)
4межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший)
5другие

Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях.

Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной.

Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Функции семьи: таблица

Можно выделить следующие основные функции семьи (смотрите таблицу):

№ п/пФункции семьи
1Репродуктивная (рождение детей)
2Социализация
3Хозяйственно-бытовая
4Рекреационная (оздоровительная)
5Социально-статусная (обучение детей)

Типы семей, классификация

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

По форме брака:

  1. моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);
  2. полиандрия (женщина имеет несколько супругов);
  3. полигиния (брак одного мужчины с двумя и более же нами).

По составу:

  1. нуклеарные (простые) — состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);
  2. сложные — включают представителей нескольких поколений.

По числу детей:

  1. бездетные;
  2. однодетные;
  3. малодетные;
  4. многодетные (от трех и более детей).

По этапам цивилизационной эволюции:

  1. патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;
  2. эгалитарнодемократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.

«Социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.

В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.

Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию

Семья как малая социальная группа: признаки

Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

  1. общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
  2. личный контакт между членами группы;
  3. определенный эмоциональный климат внутри группы;
  4. особые групповые нормы и ценности;
  5. физический и моральный образец члена группы;
  6. ролевая иерархия между членами группы;
  7. относительная независимость (автономность) этой группы от других;
  8. принципы приема в группу;
  9. сплоченность группы;
  10. социально-психологический контроль поведения членов группы;
  11. особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.

Функции семьи глазами психологов

Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.

  • Порождение и воспитание детей.
  • Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
  • Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
  • Создание условий для развития личности всех членов семьи.
  • Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
  • Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
  • Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
  • Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
  • Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
  • Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
  • Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
  • Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

Семейный психотерапевт Д. Фримен к вышеизложенному списку добавляет свою точку зрения и новые пункты. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:

  • обеспечение выживания;
  • защита семьи от внешних повреждающих факторов;
  • забота членов семьи друг о друге;
  • воспитание детей;
  • создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи.

Символы семьи: значение

В России знаком чистой любви является ромашка. Она несет значение верности, нежности и простоты — смотрите вначале статьи миниатюру изображения ромашки.

Белый цвет олицетворяет чистоту, желтая серединка – домашний очаг. Сами лепестки словно объединяются в одно целое — символ крепкой семьи.

Цветок ромашки стал символом Дня семьи, любви и верности, который отмечают в нашей стране с 2008 года. Он отражает чистое, большое чувство. Советуют летом всегда держать в доме букетик ромашек, в другие сезоны хорошо дома поместить икебану, состоящую как минимум из 5 цветков ромашки.

Также обозначением семьи являются открытые ладошки, подразумевающие единение родных и тепло, которое они дают друг другу

Семья — как социальный институт: видео-презентация

На видеоканале «Govorjan».

Презентация по социологии на тему Семья как социальный институт, Каспийский Общественный Университет, 2013 г.

Вот и все, дорогой читатель, мы с Вами рассмотрели:

  1. что такое современная семья как основной социальный институт общества,
  2. функции и роль семьи как малой социальной группы.

Источник публикации: редакция статьи с сайта https://studfiles.net/preview/3837456/page:18/

Источник: http://alcostad.ru/semya-kak-sotsialnyj-institut-funktsii-i-rol-semi-kak-maloj-gruppy/

Семья как малая группа

Семья как малая социальная группа

Союз мужчины и женщины является важнейшим социальным институтом. Именно он играет большую роль в структуре общества.

В этой статье мы расскажем о понятии и сущности семьи, как малой социальной группы, ее функциях, признаках, видах, характеристиках и отличительных особенностях.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе.

Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения.

Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной, генеалогического древа. Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги. Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Источник: https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/semya-kak-malaya-gruppa

Семья как малая социальная группа и социальный институт -Социология

Семья как малая социальная группа
Семья как малая социальная группа и социальный институт

Особое место среди институтов общества занимает институт семьи. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Семья является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Понятия «брак» и «семья» не тождественны.

Брак — юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, санкционированный обществом. Выделяют: церковный брак (перед лицом Бога), гражданский брак (зарегистрированный в ЗАГСе), сожительство, пробный брак.

Промискуитет — неупорядоченная смена половых партнеров. В некоторых странах невесту выбирают путем выкупа (образованная стоит меньше, т.к. менее хозяйственна)

Типология брака

  1. выбор партнеров: экзогамия (партнер выбирается из чужой группы); эндогамия (партнер выбирается из своей группы)
  2. размер брачной группы: групповой брак (брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами); парная семья (выделение пары из группы, хотя продолжительность брака недолговечна); полигамия (брачный союз более чем 2х партнеров: полигиния — многоженство; полиандрия — многомужество); моногамия (брачный союз одного мужчины с одной женщиной: пожизненный или допускающий развод)

Социальные функции: репродуктивные (воспроизводство); сексуальное удовлетворение; эмоциональное удовлетворение.

Альтернативные формы брака: нерегистрируемые браки (сожительство — незаконный брак, половой союз, не оформленный в соответствии с законом данной страны); сепаратные браки (переходная к разводу ситуация, раздельное проживание супругов, которые неудовлетворенны браком, но не оформляют развод по каким-либо причинам); открытые браки (регулярно-раздельный, Годвин-брак); гостевые браки (дистанционные отношения из-за за далекого места работы); однополые браки; фиктивные браки; серийная моногамия (веерная: брак с постоянными разводами); свингинг (собрачный секс; социальные и эмоциональные узы сохраняются, но брак утрачивает сексуальную исключительность).

Семья — это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Признаки семьи:

‘   Пространственная локализация (дом, жилище)

‘   Собственность

‘   Общесемейная деятельность, выходящая за горизонты быта и потребительства.

Типология семьи:

  1. Количество поколений: расширенная (3  и более поколений); нуклеарная (2 поколения)
  2. Число родителей: полная (2); неполная (1)
  3. Число детей: бездетная, 1детная, малодетная (2), многодетная (более 3);
  4. Господство: патриархальная (экономическое господство); матриархальная (хозяйственное господство)
  5. Доминирование: патернальная (социально-ролевое доминирование мужчины); матернальная; эквилетарная (равноправие социальных ролей)  

Социальные функции семьи:

  1. Социально-статусная: общественная функция (формирование социологической структуры общества); индивидуальная функция (определение социального статуса индивида и гражданства).
  2. Хозяйственно-бытовая: поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми; получение услуг одних членов семьи от других.

  3. Репродуктивная: биологическое воспроизводство, налаженный контроль за сменой поколения; удовлетворение потребности в детях.
  4. Социологизации: контроль за воспитанием личности и гражданства; воспитание своих детей как опоры в старости.

  5. Экономическая: экономически поддерживаются несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи; материальные выгоды от других членов семьи.
  6. Эмоциональная: психологическая терапия, эмоциональная стабилизация индивида; получение технической поддержки, защиты, удовлетворение потребности в любви и счастье.

В социологии семьи изучается брачное поведение, сексуальное, репродуктивное поведение и социальные проблемы брака и семьи.

Факторы, влияющие на брачное поведение:

‘   Социологические (возраст, социальный статус, интеллект, внешний вид, совместимость биологических часов);

‘   Психологические (влияние родителей, закон комплементарности: противоположностей; соотношение цены и стоимости обмена — квартира, з/п; соседство)

‘   Культурные (эндо-, экзогамия).

Проблема супружеской совместимости:

– Духовная совместимость — общность мировоззрений, убеждений, интересов.

–  Психологическая — взаимодействие характеров, темпераменты, личностно-ролевые особенности супругов.

–  Сексуальная — гармоничность в интимном общении супругов.

Современная семья: Четкое разделение дом/работа; Родство отделяется от семьи, уступая первенство целям индивида; Внесемейная мобильность детей; Система института семьи уступает место системе эгоцентризма; Переход к нуклеарной семье; Повышение доли престарелых одиночек, получаемых уход вне семьи; Современная семья — супружеская; Снижение брачности = сожительство = внебрачные дети; Повышение доли семей с одним родителем и детьми; Распространение повторных браков мужчин, в малой степени женщин; Повышение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторных браков и предыдущих браков каждого из супругов; Исчезают традиции пожизненного брака; Частые разводы по инициативе женщин.    

Научные парадигмы о будущем семьи:

  1. Либерально-прогрессисткая  семья переживает кризис, дезорганизацию; это не гибель семьи, а возникновение новых семейных структур;
  2. Консервативно-кризисная емья: полный крах  семьи как социального института, так как существуют сбои; термин семья можно заменять на термин «домохозяйство»

Социальные проблемы семьи:

‘   Проблема Адюльтера (измены): растет их количество

‘   Семейное насилие (физическое, эмоциональное, финансовое, сексуальное)

‘   Развод (прекращение брака при жизни супругов)

26.08.2016, 1304 просмотра.

Источник: https://www.myfilology.ru/143/semya-kak-malaya-soczialnaya-gruppa-i-soczialnyj-institut/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.