Психология труда

Психология труда

Психология труда

Психология труда занимается изучением проявления и развития психики в трудовой деятельности, а еще соответствие человеческих качеств с результатами работы. Эта наука имеет тесную взаимосвязь с другими психологическими направлениями. Психология труда использует разные методы изучения.

К примеру, происходит анализ существующих документов, что позволяет понять специфику работы. Еще осуществляется наблюдение за рабочим процессом, опрос, самонаблюдение и др. Большое значение в психологии труда имеет изучение колебаний работоспособности, которые имеют отношение к стрессам, утомлению, ежедневному ритму и т.п.

Благодаря этому, получается выявить способы, установить стабильную производительность и качество работы. «Золотое правило» психологии труда подразумевает комплексное воздействие на схему производства для успешного увеличения эффективности деятельности, в которую входят: человек, предмет труда, средства труда и среда.

Возможно это только при осуществлении взаимного соответствия субъекта и должности.

Основные проблемы психологии труда

Эта наука занимается изучением подходов и методов решения определенных проблем, которые могут появляться в результате деятельности, к ним относятся:

  1. Возможное развитие человека в качестве субъекта труда. В эту категорию входит формирование трудоспособности, оценка компетентности, психология в кризис и т.п.
  2. Формирование индивидуального стиля и прогнозирование профессиональной пригодности.
  3. Психология проектирования и оценка деятельности, а еще способы управления качеством продукции.
  4. Актуальная проблема психологии труда – вычисление и профилактика возможных травм и аварий.
  5. Влияние особенностей человека на результативность и безопасность деятельности.
  6. Вычисление закономерностей профессиональной пригодности человека.

Психология труда направлена на облегчение трудовой деятельности, которая к тому же должна стать продуктивной, безопасной и удовлетворять материальные потребности. С ее помощью можно приспособить труд к человеку и наоборот.

Психология безопасности труда

Эта отрасль занимается изучением психологических причин несчастных случаев, которые появились в результате работы. В основном это психические процессы, которые появляются вследствие деятельности, индивидуального состояния человека, а еще из-за свойства личности.

Опасные факторы для жизни можно разделить на явные и потенциальные. К первой категории относятся проблемы, которые уже существуют и требуют мер для их устранения. К потенциальным факторам относятся те, которые могут возникнуть из-за неадекватной деятельности или неполадок техники.

Психология безопасности позволяет решить некоторые задачи труда:

  1. Значимость человеческого фактора в процессе возникновения несчастных случаев. При этом обязательно учитываются технические данные и психологический анализ.
  2. Определяет способы, позволяющие увеличить эффективность труда, а еще методы и средства обеспечения безопасности.
  3. Выявление специальных методов обучения, мероприятий и других способов, которые обеспечивают надежную и безопасную среду для труда.

Методы психологии безопасности труда в современном мире с его техническим прогрессом достаточно актуальны и важны. В общем, существует много отраслевых направлений, которые обеспечивают безопасность труда: пожарная служба, строители и др. задача психологической безопасности заключается в снижении физических, социальных и даже духовных опасностей для жизни.

Трансперсональная психология Трансперсональная психология изучает измененные состояния сознания, которые могут возникать при медитациях, вхождениях в транс и пр. Вы узнаете о применении знаний трансперсональной психологии на практике и самых достойных книгах из этой области.Психология – уникальная наука, изучающая самые разные аспекты человеческого существования. В этой статье мы поговорим о психологии творчества и факторах, влияющих на развитие воображения, мышления, интуиции и пр.
Гуманистическая психология Гуманистическая психология изучает человека с точки зрения его потенциала и путей развития, при этом, не противопоставляя личность обществу. Наша статья расскажет об особенностях этого направления психологии и используемых методах. Синдром дефицита внимания В этой статье мы поговорим о синдроме дефицита внимания, которому подвержено около 5-10% детей и нередко данный синдром обретает иные очертания и сопровождает человека по жизни в виде различных расстройств.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-truda

Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с психологией труда:

  1. философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.

    ;

  2. социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.

    ;

  3. экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;
  4. законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;
  5. физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.

Сфера применения

Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – это основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.

На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности которого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.

Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы.

Кроме того, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. В настоящее время любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога.

Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.

Цели психологии труда

Основными целями психологии труда являются:

  1. оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
  2. прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Для достижения этих целей психология труда использует различные инструменты, что отражается в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в которой осуществляет свою деятельность организационный психолог.

Задачи психологии труда

Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.

В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта).

К теоретическим задачам можно отнести:

  1. изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);
  2. изучение особенностей трудовой деятельности;
  3. исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;
  4. изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;
  5. изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;
  6. изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;
  7. выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;
  8. превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
  9. улучшение условий жизни работников;
  10. улучшение условий рабочей деятельности;
  11. разработку основных критериев приема на работу;
  12. разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
  13. рациональную перестройку и обновление профессий.

Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:

  1. разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;
  2. разработка психологических средств мотивации;
  3. разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;
  4. разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;
  5. разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;
  6. развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;
  7. совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
  8. минимизация аварийных ситуаций;
  9. работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

Предмет психологии труда

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.

Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.

Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, которые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через которые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда является ядром, вокруг которого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.

Объект психологии труда

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности.

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.

На настоящий момент считается, что все эти процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.

Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс.

Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

Методы психологии труда

В практической деятельности психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях.

С помощью этих методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека.

Основные методы психологии труда:

  1. тестирование;
  2. включенное и невключенное наблюдение;
  3. беседа;
  4. интервью и опросы;
  5. тренинги;
  6. ролевые игры;
  7. анализ и синтез информации.

Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.

Влияние психологии труда на производство

Изучение психологии труда, трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.

Важной областью психологии труда является изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при которых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Для этого разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.

На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, этики и возможностей предприятия.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=32593

«Психология труда»

Психология труда

(цит. ДмитриеваМ.А. и др. «Психология труда»)

1.1. Предмет психологии труда

Объектом изучения психологии трудаявляется человек как участник процессасоздания потребительных ценностей.

Ночеловека в трудовой деятельности изучаюти другие (биологические и социальные)науки: физиология трудовых процессов,гигиена труда, терапия и профилактикапрофессиональных заболеваний, экономика,трудовое право, охрана труда, этика,социология; возникновение и развитиетрудовой деятельности человека составляютпредмет изучения археологии и историиматериальной культуры. Поэтому совершенносправедливо выдвинутое Б.Г. Ананьевым[4] и развитое его последователямиположение о необходимости комплексногоизучения человека в труде. «Когда речьидет о жизни, о практике, то нужно иметьцелостную и по возможности полнуюсинтетическую картину трудовойдеятельности человека. Толькофизиологический, или только психологический,или только социологический подход такойкартины не дает и дать не может» [59, с.113].

Психология трудаизучает психологическиезакономерности, психические процессыи свойства личности в их взаимосвязи спредметом и орудиями труда, с физическойи социальной средой.

Такое понимание предмета психологиитруда, выдвигающее на первый план системувнутренних и внешних взаимосвязейизучаемого объекта, возникло какследствие перестройки советскойпсихологии на основе принципов системногоподхода.

Однако «потребовался длительныйпуть развития науки, связанный с еедифференциацией, накоплениемэкспериментальных данных, отработкойметодов анализа, проверкой различныхподходов и схем, прежде чем такая почвасозрела» [60].

1.2. История возникновения и развития психологии труда

Зарождение отечественной психологиитруда связано с именами И.М. Сеченова.Заинтересовавшись рефлекторной природойпсихических процессов, И. М. Сеченовобратился к изучению роли этих процессов(прежде всего ощущений и восприятий) втрудовых актах [97].

Он поставил вопросо формировании трудовых навыков(«заученных движений») и впервые показал,что в процессе обучения изменяетсяхарактер регуляции (функция регуляторапереходит от зрения к кинестезии). И.М.Сеченов ввел новое понятие активногоотдыха как лучшего средства повышенияи сохранения работоспособности [98].Работы И. М.

Сеченова и сегодня не утратилисвоего значения для теории и практики.

Следующий этап развития психологиитруда связан с возникновением за рубежом,а потом и в нашей стране прикладнойпсихологии, получившей затем названиепсихотехники. Психотехника возникла впервые годы нашего века.

Предпосылкойее развития явился запас накопившихсяв психологии и физиологии экспериментальныхданных и научных фактов, которые находилипрактическое приложение в разных сферахпроизводства, медицины, педагогики,экономической жизни.

Так, изучениечувствительности анализаторов обнаружилоиндивидуальные различия, наводившиена мысль о том, что необходим подборлюдей с более низкими порогамичувствительности для тех профессий,где требуется высокая острота зрения,слуха или других органов чувств.

Наблюдения, свидетельствовавшие оразличном воздействии разных цветовна психику, привели к попыткам применитьцвет в качестве стимулятора производственнойактивности рабочих, для лечения некоторыхпсихических заболеваний и т. п.

Второе, не менее важноеобстоятельство, стимулировавшее развитиеприкладной психологии, заключалось всоциально-экономических условиях, втом, что развитие рыночных отношенийсопровождалось небывалым обострениемконкурентной борьбы, усилением погониза сверхприбылью.

В поисках средств дляувеличения прибыли предприятийпромышленники обратились к психологии,поставив перед ней задачу повышениякоэффициента полезного действия рабочих.

Эта позиция предпринимателей позднеебыла сформулирована РоберомЛаганом так:«Искусство лучше использовать энергиюколлективов людей становится сейчасважнейшим фактором развития предприятий,так как в настоящее время все предприятиямогут располагать практическинеограниченными и равными источникамикапиталов, оборудования, энергии, сырья.Единственное, чем они отличаются другот друга, – это подбор кадров и руководствоими» [82, с. 9].

Решению этих задачспособствовали тейлоризм и психотехника.Одним из центральных направлений впсихотехнике был профессиональныйотбор, основанный на идее использованияспособностей и на принципе предназначениячеловека для какой-либо одной профессии.

Обширнейший круг работ, направленныхна изучение профессий, на разработкутестовых методик, с помощью которыхстремились определить профпригодность,затмил собой другие направления. Этопривело к тому, что даже в наше времяпонятия психотехники и профотбора частовоспринимаются как тождественные.

Междутем психотехники провели немалоисследований, посвященных раскрытию иустранению причин утомления рабочего,рационализации режима труда, формированиютрудовых навыков, созданию необходимойтрудовой мотивации, организации рабочегоместа.

Зародышем будущегоинженерно-психологического направленияможно считать такие работы, как выборнаиболее рационального расположениябукв на клавиатуре пишущей машинки сучетом времени двигательной реакции.Известны работы В.

Штерна, посвященныекритериям ценности свидетельскихпоказаний с учетом закономерностейвнимания, памяти, влияния аффекта; наних в свое время ссылался известныйрусский юрист Ф.Кони. Занималапсихотехников проблема рекламы: еевоздействие на сознание и подсознаниечеловека. Английский психотехник ДилльСкотт разработалсистему хозяйственной педагогики -систему воспитания рабочих и объединенияих в «единые коллективы» с предпринимателями.

Но,безусловно, самое заметное место впсихотехнике занимали профессиографияи профессиональный отбор. Одна из яркихстраниц вписана в этот раздел одним изоснователей психотехники ГугоМюнстербергом.

Он разработал системы тестов дляпрофессионального отбора телефонистов,вагоновожатых, морских штурманов,предпослав своим рекомендациям тщательныйанализ этих профессий.

Особенный интереспредставляет предложенная им установкадля отбора вожатых трамвая, позволявшаяоценивать скорость действий, с однойстороны, и осторожность и бдительность— с другой. Эта установка представляласобой барабан с бумажной лентой, которыйиспытуемый вращал с удобной для негоскоростью.

В прорезях барабана появлялисьцифры, обозначающие те или иные элементыдорожной ситуации, и испытуемый долженбыл называть буквенный индекс ситуации,которую он считал опасной. Интегральныйпоказатель успешности объединял какпризнак скорости, так и признакбезошибочности. Г.

Мюнстерберг писал,что он стремился воспроизвестипсихологическую сущность профессиивожатого, т.е., говоря современным языком,смоделировать деятельность. Естественно,что такой подход позволил ему достичьзначительной достоверности прогнозов;количество несчастных случаев (и убыткитрамвайной компании) резко уменьшилось,а популярность психотехники заметновозросла.

Однако описанная выше работа была скорееисключением, чем правилом в психотехническомрешении проблемы профессиональногоотбора.

Главным недостатком психотехникибыло механистическое пониманиеспособности к деятельности как наборасвойств, не связанных между собою инеизменных.

Для диагностики способностейприменялись наборы кратковременныхиспытаний — тестов, дававших зачастуювесьма неполную информацию о тех илииных свойствах психики.

В начале 20 века, в условиях, когдапредложение труда превышало спрос, целипрофотбора и профориентации сталидополняться, а в ряде случаев и полностьюподменяться целями политическими.

Отборосуществлялся не столько по критериюпсихологической пригодности человекак труду, сколько по принципу егополитической благонадежности.

Многочисленные службы профотбора икабинеты профконсультации сталисвоеобразным орудием умиротворениярабочих, средством расовой (в США) иполитической дискриминации (страныцентральной Европы).

Тем не менее, стремление психологиивыйти за рамки научных лабораторий,связаться с практикой было в свое времяявлением положительным, вызвавшим кней интерес во всех странах. Издавалисьспециальные журналы, собиралисьмеждународные психотехническиеконгрессы.

В нашей стране психотехникакак средство практического примененияпсихологических знаний пережила периодинтенсивного развития в 20-е годы. ВМоскве, Ленинграде, Казани, Харькове ив других городах возникают психотехническиелаборатории.

Широко развертываетсяработа по изучению профессий, ведетсяпрофессиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийскоепсихотехническое общество. Издаетсяжурнал «Психофизиология труда ипсихотехника» (с 1932 г. он стал называться«Советская психотехника»). Наряду сприменением традиционного профотбора,при котором некритически заимствовалисьзарубежные тестовые методики, советскаяпсихотехника добилась ряда несомненныхдостижений.

Разработаны были схемы иметоды профессиографии, не потерявшиесвоего значения до настоящего времени.Проводились исследования динамикиработоспособности и утомления взависимости от ряда факторов, изучалсяпроцесс овладения навыками.

В работахпередовых ученых высказывались мыслиоб изменчивости способностей, овозможности компенсации одних свойствдругими.

Почему же в таком случае психотехникав нашей стране фактически прекратиласвое существование в 30-е годы и возродиласьлишь «двадцать лет спустя» уже какпсихология труда? Кризис назревал внутрисамой психотехники. Вместе с зарубежнымиметодами и методиками ею заимствоваласьчуждая, антигуманная по своей сути,методология.

Сказывались пренебрежениек теории, погоня за цифрами без попытокпроникнуть в стоящие за ними закономерности.Механистические позиции в профотбореприводили к грубым ошибкам, вызывавшиминогда необходимость накладывать запретна отстранение людей от работы наосновании психотехнических испытаний.

А ликвидация безработицы в нашей стране,казалось бы, выбила почву из-под основногопрактического направления психотехники— профотбора.

Однако многие недостатки были ужеосознаны и преодолевались передовымипредставителями науки.

А проблемасоответствия человека его работе,проблема прогнозирования успешностидеятельности в условиях острого дефицитарабочих рук лишь изменяли свои аспекты,превращаясь в задачу подбора рабочегопоста, специальности, которые позволилибы человеку максимально раскрыть своивозможности и принести больше пользыобществу.

Развитие научно-технической революциивыдвинуло на повестку дня задачупрактического применения психологическихзнаний.

Знаменательным было появлениередакционной статьи в журнале «Коммунист»,где перед психологией были поставленыконкретные проблемы, связанные сформированием положительного отношенияк труду, с изучением трудовой деятельности,с трудовым воспитанием [53]. В марте 1957г.

в Москве проходило Всесоюзное совещаниепо психологии труда, на котором былопринято решение о путях развертываниянаучно-исследовательских работ в этойобласти. Были названы теоретическиепроблемы, решение которых должно былослужить научным обоснованием практическихвыводов.

Среди них отмечались закономерностипроцесса овладения профессиональныммастерством, законы перестройки трудовыхнавыков, законы изменчивости профессиональноважных свойств человека и целый ряддругих [17, с. 341]. Эти события знаменовалиначало нового этапа в развитииотечественной психологии труда.

За 20 лет, предшествовавшие этому этапу,в психологической науке произошлибольшие изменения. Были разработанытеоретические и методологические основыпсихологии. Выросли квалифицированныекадры психологов, психологов-экспериментаторов.Прикладные исследования сталиразворачиваться на новом уровне.

Характерной особенностью психологиитруда 50-х—70-х годов является преодолениесугубо прикладного ее характера.«Психология труда перестает быть толькоспециальной ветвью психологии, еетеоретические проблемы становятсятакже важнейшими проблемами общейпсихологии человека» [56, с. 32].

Разработка теории личности в психологиипривела к глубокому проникновению впсихологию труда личностного подхода.Субъект труда рассматривается как сплавсвойств индивида и личности [5].

Бурное развитие инженерной психологии,ставшей самостоятельным, чрезвычайнопродуктивным направлением психологии,привело к перестройке ее понятийногоаппарата, ставшего благодаря обогащениютехнической терминологией не толькоболее широким, но и более строгим.Увеличился объем и сложность прикладныхзадач, решаемых в тесном содружестве спроизводством, по прямым заказампромышленных предприятий.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4031113/

Психология труда. История психологии труда

Психология труда

загрузка…

Психология труда подразумевает и раскрывает особый раздел психологии, рассматривающий основные психологические особенности деятельности человеческого труда, а также закономерности развития навыков труда.

Она раскрывает комплекс собранных научных дисциплин о труде как особом процессе развития и функционирования человека как субъекте труда, т. е. Отдельного индивида.

Психология труда – это комплекс дисциплин о:

  • психофизиологических,теоретико-методологических и психологических основаниях труда;
  • психологических особенностях, характеризующих любую профессиональную деятельность;
  • важных профессиональных качествах индивида как определенного субъекта труда;
  • профессиональных кризисах, заболеваниях, деформациях и т.д.

В более широком понимании, психология труда раскрывает научные разработки и дисциплины о труде, как социальной и культурной активности каждого человека и системообразующего фактора.

Это более емкое опредление, поскольку раскрывает и дает понятие многим научным дисциплинам помимо самой психологии труда — инженерной психологии, экономической психологии, эргономики, социологии и т. д.

Однако изучаемая нами дисциплина относится к той области психологии, которая занимается непосредственно изучением психологических, состояний, процессов и закономерностей работы психики каждого индивида в зависимости от выполняемой им трудовой деятельности.

Ее основные задачи связаны с общественными задачами, направленными на совершенствование и улучшения качество труда и производственных отношений, устранения аварийных ситуаций, улучшения условий жизни, формирования психологического его типа и демократизации работника.

Основные методы психологии труда

Основные методы психологии труда представляют собой совокупность приемов и способов изучения главных аспектов деятельности труда. Существуют как основные (наблюдение и эксперимент), так и специфические методы психологии труда различных наук. Рассмотрим каждый из них более детально:

  • Наблюдение — метод психологии труда, позволяющий получать множество важных сведений как в практической, так и в теоретической областях данной науки. Зачастую он рассматривается в качестве самостоятельного, но может использоваться и в качестве дополнения в эксперименту. Наблюдение выступает в качестве неотъемлемой части каждого вида деятельности для анализа организации рабочих зон, решения вопросов обучения, диагностики и исследований.
  • Эксперимент — сущность данного метода заключается в изучении конкретного явления в конкретных условиях. Его преимущество состоит в корректировании условий исследования, фиксировании результатов, а также их применения в конкретных условиях. Выделяют естественный (производственный) и лабораторный виды экспериментов. Первый вид характеризуется исследованием типичных факторов в конкретных производственных условиях. Второй — проводится при создании конкретных условий искусственным образом для получения более точных и детальных результатов.
  • Беседа — специфический метод психологии труда, позволяющий получать информацию непосредственно при разговоре с собеседником при прямом контакте. Она более практична, чем анкетирование, поскольку все интересуемые вопросы понимаются более точно и детально. Единственным ее недостатком может служить затрата определенного количества времени.
  • Анкетирование (опрос) — применяется с целью значительной экономии времени, поскольку анкета заполняется в письменной форме и не требует прямого контакта.
  • Индивидуальная психологическая экспертиза.
  • Психологический консилиум.
  • Метод независимых характеристик объекта.
  • Анализ документов.
  • Анализ продуктов деятельности.
  • Анализ ошибочных действий.

История психологии труда от истоков зарождения до наших дней

В начале XVIII века в качестве основного события политической и хозяйственной жизни выступают Петровские реформы и преобразования, направленные на создание и развитие наиболее перспективных мануфактур, основанных на труде крепостных и подневольных.

Этот период характеризуется тем, что история психологии труда имеет письменные источники, содержащие наиболее ценные данные и полезную информацию. В этот же период наблюдается и взаимосвязь между мотивацией и получаемыми результатами труда. Вторая половина XVIII века, прошедшая под правлением Екатерины II, сопровождалась развитием мануфактур.

Начиная с XIX века происходит осознание того, что вольнонаемный труд является более производительным.

История психологии труда просматривается в трудах А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова. Именно они смогли раскрыть основные составляющие и факторы труда, такие как:

  • Широкое понимание труда как созидательной деятельности во всех областях науки и практики;
  • Уважительное отношение к человеку;
  • Уважительное отношение к труду;
  • Мотивационная включенность в различные виды труда;
  • Любознательность и активность интересов;
  • Детальная осведомленность;
  • Гармоничное сочетание практического и теоретического творческого ума.

загрузка…

Источник: http://www.edu-psycho.ru/psihologiya-truda-istoriya-psihologii-truda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.