Психология культуры

Психология Основы психологии Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Предметом исторической психологии являются психологические особенности становления познания, мировосприятия, личности, усвоения людьми обычаев и ритуалов в разные эпохи (В.

Вундт) специфика этнических стереотип пол в условиях монокультуры отдельных регионов; закономерности социогенеза высших психических функций в их общем историческом развитии; специфика построения сознания в различных общественно-экономических ф ормациях.

Вопрос исторического развития психики преимущественно рассматриваются в связи с решением общих исследовательских задач. Заметными в этом направлении стали отдельные положения. О. Р. Лурии (1974),.

Л. С. Выготского (1968),. С. Л. Рубинштейна (1957),. А. В. Брушлипського (1968),. Л. Тульвисте (1988). Однако историческая психология как самостоятельная наука делает только первые шагиперші кроки.

Одним из актуальных задач современности является исследование процесса межнационального общения и отношений, складывающихся в процессе такого общения. Этносоциологические материалы показывают, что этническое довки илля значительной мере определяет характер повседневных психологических представлений, которые являются важными механизмами регуляции поведения личностиі.

Этнопсихология

Этнопсихология представляет собой междисциплинарную область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических х стереотипов, механизмы групповой психологии внутри этнических сообществ, а также в отношениях между ними (народности, нации.

Задача создания специальной дисциплины -“психологии народов”- было провозглашено уже в I860 p. М. Лацарусом и X.

Штейп-талью, которые определяли”дух”как особое, замкнутое образование, находит ь свое выражение в психологической сходства индивидов, принадлежащих к отдельной нации, а вместе сознание, содержание которой может быть раскрыт путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культурури.

В начале XX века эти идеи получили развитие и частичную реализацию в”психологии народов”В. Вундта

В современной этнопсихологии можно выделить несколько самостоятельных направлений:

1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, свитосприймальних установок, ментальности;

2) культурологические исследования, направленные на выявление особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры, неразрывно связанных с соответствующими разделами этнографии, фольклорист политики и т п.;

3) изучение этнического сознания и самосознания, межгрупповых отношений;

4) исследования этнических особенностей социализации детей

В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, поиска эффективных путей для их решения, а также выявление источников роста национально й самосознания, развития ее в разном социальном и национальном сред.

Психология культуры

. Психология культуры – отрасль науки, которая изучает механизмы процессов психического отражения и создания человеком культурных ценностей, особенностей проявления и формирования личностных качеств человека в процессе инкультурации и имеет целью рассмотреть культуру с позиции субъекта культуротворческой деятельности, его потребностей, ценностей, родовых видминносте.

Предмет исследований данной науки включает: психологию культуры в структуре гуманитарных наук, различные аспекты возникновения, становления и функционирования культуры; взаимосвязь процессов психического отражается ения и создание культурных ценностей,”онтопсихологични аспекты культуры; творчество и самотворчество субъектов как источник культуры; человека как субъект и объект инкультурации (формирование психических и личностных качеств в процессе освоения индивидом культурного наследия и зависимость всей деятельности от ее психических регуляторов – потребностей, ценностей, целей, средств реализации) проблему”диалога кул ьтур”, причины неадекватного отражения форм и содержания культуры: методы выявления и коррекции психическое здоровье и целостность личности в зависимости от сбалансированности влияния культурной среды; психологическое обоснование необходимости совершенствования содержания и форм массовой коммуникации, психологические условия преодоления дезинтеграции ценностных систем личности в период кризиса типа культурьтури.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_kirichuk_ov/istorichna_psihologiya.htm

Психологическая культура – психология

Общее понятие «культура» имеет множество определений, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Наконец, существует самостоятельная система знаний — наука культурология.

Культура происходит от латинского глагола  «colo, colere» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом.

В самом общем смысле, мы понимаем под культурой, прежде всего,  устойчивые формы человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Это некоторый  набор кодов, предписывающих нам определенное поведение с присущими нам переживаниями и мыслями. Сама человеческая деятельность, познание и творчество являются источниками происхождения культуры.

Рассуждая о психологической культуре  личности, пытаясь ответить на вопрос – «Что же понимается сегодня наукой под психологической культурой?», мы обращаемся к разработкам современных отечественных ученых, в частности к статье Деминой Л.Д. и Лужбиной Н.А. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ» в «Сибирском психологическом журнале» №40, за 2011 год. 

В психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные феномену психологической культуры личности. В некоторых исследованиях изучались лишь отдельные ее составляющие: коммуникативная компетентность, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др.

Дополняя определения психологической культуры личности таких авторов как,   Е.А. Климова Е.А., Н.Н. Обозова, О.И. Моткова, И.А. Ральниковой, Л.С. Колмогоровой и других, барнаульские ученые Л.Д. Демина, Н.А.

Лужбина, считают,  что психологическая культура личности – это системное образование, включающее не только информированность о законах функционирования психического мира, способах и приемах управления внутренней и внешней активностью, но и их практическое использование в повседневных жизненных ситуациях.

К таким поведенческим проявлениям ученые относят следующее:

 – конструктивное общение с близкими и дальними людьми, различающимися по национальным, возрастным, половым и другим признакам, что обеспечивает продуктивное разрешение личных, деловых и общественных вопросов;

 – сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни, что позволяет ставить осуществимые цели и задачи;

реализация единства внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, саморегуляцию, самореализацию, саморазвитие на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития всех психических процессов, свойств и состояний;

достаточно гармонично организованное творчество – наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;

 – конструктивное ведение дел, для чего характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель и т.п.;

— гармонизация своего внутреннего мира – обеспечение полноценной духовной жизни, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих чувства, мысли и представления о себе, окружающих людях и т.п.

В структуре психологической культуры личности  Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина выделяют

когнитивный,

ценностно-смысловой,

рефлексивно-оценочный,

креативный и

поведенческий компоненты. 

В качестве  системообразующего фактора, вступающего во взаимодействие и опосредующего развитие других составляющих психологической культуры личности, по их мнению, выступает социальный интеллект.

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 году Э. Торндайком, который определил его как «способность к пониманию и управлению людьми, способность действовать мудро в межличностных отношениях».

В настоящее время многие исследователи особо отмечают концепцию социального интеллекта Дж.

Гилфорда, где под социальным интеллектом им понимается способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей.

Таким образом, рассмотрение социального интеллекта в качестве системообразующего фактора психологической культуры личности позволяет понять и объяснить многие феномены гармоничного функционирования личности, которые проявляются, например, в преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии как себя, так и других людей; конструктивном общении и ведении дел; в саморегуляции своих желаний, эмоций и действий, привычек и т.д., что является залогом психологического здоровья личности.

Психологическая культура личности человека

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю всем психического здоровья!

Сегодня, в рубрике общение и коммуникации, мы поговорим о психологической культуре личности и ее влиянии на жизнь человека.

Психологическая культура личности

Познание самого себя, других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта, работоспособности, общительности, склонностей, социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские, отношения со сверстниками и партнерами, с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Психологически культурный человек становится сценаристом и режиссером своей судьбы, а не ждет чего-то волшебного.

Желаю всем психологического благополучия!
Индивидуальная психологическая помощь по Скайп и ICQ

Бесплатная консультация психолога (предварительно)

Психологическая консультация по E-mail

Новости и статьи Олега Матвеева

Источник:

Психологический центр «ПАНАКИЯ Ψ». Практическая психологическая помощь

Современные условия ставят перед системой образования задачу определения новых актуальных целей и смыслов образования. Существует подход, согласно которому современные ориентиры образования находятся в области таких глобальных проблем, как «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» (Ю.Н. Кулюткин, И.Ю Алексашина, Н.И. Элиасберг  и др.).

Психологическая культура – это психологическая образованность человека,  в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективности общения и самосовершенствования.

Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет занять достойное место в социальной среде.

В понятие психологическая культура включает в себя значимые структурные компоненты. К ним относятся: психологическая грамотность и психологическая компетентность.

Психологическая грамотность это совокупность психологических знаний и умений, которые человек усваивает в определенном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. Психологическая грамотность проявляется в осведомленности, как с научной точки зрения, так и с точки зрения житейского опыта. Важнейшим условием является не только овладение системой знаний, но и их применение.

Психологическая компетентность предполагает эффективное применение знаний и умений для решения проблем. Грамотный человек знает о чем -то абстрактно, а компетентный может конкретно и эффективно решать психологическую задачу, проблему.

Источник: http://obu4ayka.ru/stati/__trashed-1311.html

Прошедшая в Санкт-Петербурге 27–28 ноября всероссийская конференция «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании» может стать знаковым событием в развитии психологической службы в системе образования. Собравшиеся на ней ученые и практики стали обсуждать не вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?», а перешли на иной, качественно новый уровень осмысления своей деятельности.

Начало серьезному разговору положил ряд выступлений на пленарном заседании (об этом мы подробно писали в «Школьном психологе», № 1, 2004), а кульминационный момент наступил на секции «Психологическая культура в социальном взаимодействии и образовательных процессах», которую я решила посетить. Признаюсь, что отправлялась туда без особых ожиданий, собравшись в очередной раз выслушать ряд дежурных докладов.
Но руководители секции И.В. Дубровина, В.В. Семикин и Е.Н. Волкова показали прекрасный образец научной дискуссии, одинаково интересной и практикам, и ученым.

Дайте нам точку опоры!

В последнее время все чаще стал подниматься вопрос о нехватке методологии в психологической работе. Если вернуться к идее классиков марксизма о пресловутых базисе и надстройке, то последняя расцвела в отечественной психологии пышным цветом.

Что касается методологической и смыслообразующей основы деятельности не только психолога в образовании, но и всей практической психологии, то ее-то как раз катастрофически не хватает. И показатель этого, в первую очередь, отсутствие психологической культуры в образовательном процессе, несмотря на возрастающую с каждым годом армию психологов. Тональность разговору задала Е.Н.

Волкова (директор института психологии Нижегородского государственного педагогического университета), которая считает крайне важным, что сейчас «мы заговорили на другом психологическом языке». Уже само по себе введение в обиход таких терминов, как «психологическая культура» и «психологическая безопасность», — начало пробуждения «рефлексивного сознания психологического сообщества».

Психологическая культура, говорит Елена Николаевна, неоднозначный термин, поэтому важно прояснить, является ли сама психология феноменом культуры современного общества? А здесь-то и возникают серьезные сомнения. К сожалению, лейтмотивом психологии был и остается миф о несовершенстве человеческого существа.

Большинство научных направлений исходит из того, что человек ущербен, неполноценен, и задача психолога видится в спасении его. Разница лишь во взглядах на ущербность и в способах борьбы с ней. Буквально по пальцам можно пересчитать направления, которые во главу угла ставили бы сильную сторону человеческой личности, его возможности.

А если учесть, что, по официальным данным, 80% детей, поступающих в массовую школу, имеют задержку психического развития, то психологам ничего не остается, как смотреть на всех детей через призму их ущербности и заниматься «доведением до нормы». Резюмируя сказанное выше, Елена Николаевна вынесла на обсуждение собравшихся несколько тезисов.

Во-первых, существует общая потребность в грамотном и всестороннем анализе психологической культуры в образовании. Во-вторых, часто деятельность практиков не имеет под собой научного обоснования. И что самое печальное, отечественная психология не ориентирована на сохранение предшествующего опыта, наработок отечественных специалистов, а скорее — на их отрицание и критику.

Практическая психология, по мнению Е.Н. Волковой, должна быть направлена на усиление субъектной характеристики человека, на развитие его потенциала.

Лечить или учить?

Свои претензии к современной психологической практике высказала и И.В. Дубровина. На ее взгляд, под развитием ребенка часто подразумевается его коррекция, точнее — лечение. Такая ориентация психологов, работающих в системе образования, часто приводит к тому, что «мы забегаем на другую территорию», выполняя функцию неврологов или дефектологов.

Чтобы избежать этого, считает Ирина Владимировна, психологу важно выделить такие характеристики ребенка, как его норма и индивидуальность. Ведь в каждом человеке есть общее и особенное, индивидуальное, присущее только ему.

Может быть, мы подчас понимаем индивидуальность как отступление от нормы? Рассматривая взаимоотношения культуры и психологии, Ирина Владимировна поддержала предыдущего оратора, отметив, что «нам никуда не деться от общей культуры, поскольку психология, как и другие сферы человеческой деятельности (искусство, наука, техника), обогащают ее».

Точнее, каждая из этих сфер имеет гуманитарную составляющую, которая и подпитывает культуру. При этом между общей культурой и конкретными науками сложились достаточно сложные отношения. Не является исключением и современная психология, которая, по меткому выражению выступающей, несмотря на все потуги «не может оплодотворить общество своими замечательными идеями».

«Может быть, это происходит из-за низкого профессионализма психологов? Ведь мы передаем только техники и технологию, оставляя за кадром гуманистическое содержание. Оно общей культуре почему-то не передается», — сожалеет Ирина Владимировна. Для того чтобы решить эту задачу, надо разобраться с тем, какие отношения складываются у психологии и общей культуры.

Что современная психология может дать людям в плане общечеловеческих ценностей? И.В. Дубровина уверена, что знания по психологии не станут элементом общей культуры, если они находятся вне рамок общечеловеческих ценностей. Человек должен иметь ценностно-смысловое, нравственное начало.

А если у него не сформирована собственная система ценностей, то любое воздействие будет связано с принуждением. Если у ребенка не сформирована, например, ценностная ориентация на занятия спортом, то его можно заставить бегать на лыжах. Но вряд ли он получит удовольствие от этого занятия.

Наша система образования, с сожалением констатирует Дубровина, выпускает людей переученных (имеющих набор знаний по различным предметам), но недоразвитых в личностном плане, у которых нет любви, совести, милосердия. И главная задача психологии — формирование и передача этих ценностей.

Посредник между бытием и смыслом

Вступившая в дискуссию Л.С. Колмогорова (зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования БГПУ) считает необходимым четко определить взаимоотношения общей и психологической культуры. Психологи, считает она, могут формировать только отдельные элементы культуры. В.В.

Семикин полагает, что культура имеет «индикаторы» во всех деяниях и поступках человека. При этом она выступает как некоторое качество человека, которое проявляется в контексте социального воздействия. Виктор Васильевич вообще дал поэтическое определение культуре. Она, по его мнению, «посредник между бытием и смыслом».

Взглянув на психологическую культуру системно, он представил собравшимся собственную модель психологического познания, которая содержит в себе несколько уровней: восприятие, когнитивные, аффективные (эмпатия) и коммуникативные процессы.

Каждый из перечисленных уровней можно рассматривать с трех позиций: социального опыта, регулятивного и центрального (смыслового) аспектов. Без учета ценностно-смыслового компонента психологического познания мы не можем говорить о психологической культуре, точнее — о том, что мы называем психологической грамотностью и компетентностью.

Семикин с сожалением констатировал, что сейчас наше общество ориентировано по преимуществу на потребительскую культуру. И сколько бы ни было психологов, мы не исчерпаем возникающих здесь проблем. И.В. Дубровина, переведя разговор в экзистенциальное русло, задала вопрос: «А можно ли жить без проблем?» Ведь так или иначе, мы должны приобщать ребенка к культуре.

Может быть, лучше приобщать его к культуре духовной? Эта интересная дискуссия продолжалась очень долго, выйдя за рамки отведенного времени. Высказаться хотелось всем, и мнения были самыми разными. Но участники были единодушны в одном: культура человека (и психологическая, в частности) проявляется в первую очередь через отношение к другому человеку.

Надо почаще задавать себе вопрос: «Каково со мной другим людям?» Нужно ли изменять себя только затем, чтобы, следуя современным психологическим веяниям, становиться совершеннее и больше ценить себя, любимого? Очень часто психологи, ставящие подобные цели личностного роста, не задумываются над тем, какого человека они формируют.

Ведь главным вектором психологического воздействия должно быть улучшение отношений с другими людьми. Именно эта идея не только является показателем психологической культуры, но и может стать вкладом психологии в общую культуру. Изменение отношения к себе несет гуманистический смысл только тогда, когда имеет целью изменение отношения к другим людям.

По единодушному мнению участников дискуссии, других вариантов просто не должно существовать. Ведь если психология ничего не привнесет в общую культуру, то она будет не нужна ей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400202

Поделиться:

Нет комментариев