Проблемы адаптации человека к окружающей среде

Минский Институт Управления

Кафедра юридической психологии _____________В. М. Козубовский

«____» ____________________2004г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Общая психология»

На тему: «АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

Выполнила: студентка группы

3801з заочного отделения

Бубенок Екатерина Ивановна

Научный руководитель:

доктор психологических наук

Козубовский В.М.

Минск 2004

Введение стр

Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление стр.

1.1. Сущность и основные характеристики адаптации стр.

1.2. Девиантное и деликвентное поведение как нарушения адаптации стр.

Глава 2.Изучение особенностей адаптации в коллективе людей с разными типами темперамента стр.

2.1.Определение типа темперамента испытуемых стр.

2.2.Изучение особенностей адаптации людей с разным типом темперамента в коллективе стр.

2.3.Выводы и рекомендации стр.

Заключение стр.

Список использованных источников стр.

Приложение А. Вопросы к методике «Определение свойств темперамента» стр.

Приложение Б. Вопросы к тесту на адаптацию в трудовом коллективе стр.

Приложение В. Вопросы к беседе на особенности социально-психологической адаптации стр.

Приложение Г. Результаты тестирования Светланы Д. стр.

Приложение Д. Результаты тестирования Ксении Ш. стр.

ВВЕДЕНИЕ

В контексте исследования проблемы становления и развития человека процесс адаптации является одним из актуальных.

В наиболее общем смысле адаптация рассматривается как процесс общего приспособления организма к условиям существования, обычно новым или внезапно изменившимся.

Спецификой адаптации является то обстоятельство, что этот процесс связан с социализацией личности, ее интеграцией в социальный мир и в связи с этим представляет собой одно из сложнейших общественных явлений, включающих различные стороны жизнедеятельности человека.

Понятие «адаптация» не имеет однозначного определения в науке.

В современной научной литературе термин «адаптация» употребляется, во-первых, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней; во-вторых, как процесс приспособления личности к меняющимся условиям и, в-третьих, как взаимная интеграция человека и среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в различных сферах деятельности.

Ж. Пиаже отмечал, что адаптация – это состояние индивида и социальной среды, при котором соблюдается равновесие между воздействием организма на среду и наоборот.

Логически развивая эту точку зрения можно прийти к положению о том, что равновесие – адаптация – это нормальное состояние личности, а всякое отклонение от него должно рассматриваться как дезадаптация, которую необходимо устранить или компенсировать. А.Н.

Комозин определял процесс адаптации как взаимное приспособление, в результате которого происходит более полная реализация потребностей, интересов личности, а также требований и целей коллектива. Адаптацией личности также занимались Дедук О. Ю., Литовченко В. Н., Руденский Е. В. и др. [№4, стр.76]

Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптации в коллективе людей с разным темпераментом.

В ходе исследования предполагалось решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам адаптации личности; 2.

Определить тип темперамента у двух представленных людей; 3. Изучить особенности социально-психологической адаптации испытуемых с разным темпераментом в новом трудовом коллективе; 4.

Сделать выводы о влиянии свойств личности на адаптацию в обществе.

В начале исследования мы предполагали, что индивид с флегматическим типом темперамента в силу своей малой активности и низкого темпа в общении хуже адаптируется в новом коллективе, нежели индивид с холерическим типом темперамента.

Таким образом, предметом нашего исследования стала социально-психологическая адаптация личности, а объектом – молодые женщины 26 лет.

В методологию исследования вошли методы изучения литературы и передового опыта классиков психологии, а также экспериментальный метод.

Испытуемыми были две молодые женщины 26 лет, с разными типами темперамента (холерическим и флегматическим), имевшие опыт адаптации в новом рабочем коллективе.

Ход эксперимента заключался в следующем: сначала изучались типы темперамента испытуемых с помощью методики В. М. Русалова «Определение свойств темперамента»; затем выявлялись особенности социально-психологической адаптации испытуемых в коллективе при помощи теста Б А.

Блохина на социально-психологическую адаптацию в новом трудовом коллективе «Как вы адаптировались на работе». Затем делались выводы о влиянии темперамента на социальную адаптацию личности. Экспериментальный материал представлен в приложении.

Данные обрабатывались в традиционном порядке: сначала изучались результаты тестов на темперамент и адаптацию, затем предлагались выводы и рекомендации.

Глава 1. Адаптация личности как сложное общественное явление

1.1. Сущность и основные характеристики адаптации

Анализ работ ряда авторов свидетельствует о том, что адаптация – сложный диалектический многоуровневый и иерархический процесс взаимодействия личности и социальной среды, ведущий к оптимальному соотношению их целей и ценностей, реализации внутриличностного потенциала в конкретных условиях жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии.

Адаптация как процесс формирует адаптированность человека – способность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои основные жизненные и социальные потребности, в полной мере соответствовать тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, а также переживать состояние самоутверждения и самореализации.

Термин «адаптация» был впервые введен Х. Айберхом в 1865 году для обозначения изменения чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В переводе с латинского «адаптация» –это «прилаживание», т.е. приспособление организма, личности к характеру отдельных воздействий или к измененным условиям жизни в целом [№13, стр.445].

Представители функционалистского направления в психологии (У. Джемс, И. Гаккер, др.), основываясь на исследованиях Дарвина, рассматривали адаптационную функцию как важнейшую в сознании человека. Они видели истоки адаптации личности в рассогласовании между наличным уровнем подготовленности, опыта индивида и требованиями конкретных условий жизни и деятельности.

Приверженцы психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер) источником адаптации считали конфликт, возникающий вследствие несоответствия потребностей человека, его побуждений, влечений, возможностей содержательным, нормативным требованиям среды, социальным нормам, правилам, который носят ограничивающий для человека характер [№2, стр.107].

Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура, др.) рассматривают истоки адаптации личности в ее конфликте со средой, основу которого составляют социальные препятствия, затрудняющие процесс самореализации личности.

В отечественной психологии адаптации стала рассматриваться с появлением теории предметной деятельности А. Н. Леонтьева. Ученый пришел к выводу, что адаптация носит скорее социальный, нежели биологический характер, поэтому он толковал адаптацию в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов.

В человеческой адаптации, как считал психолог, ведущей стороной выступает активность личности, имеющая не приспособительный, адаптивный, а преобразующе – деятельностный характер.

Таким образом, по Леонтьеву, адаптацию можно охарактеризовать как активное освоение природной, а также социальной среды во всем многообразии ее сфер – экономической, политической, социальной и духовной [№5, стр.126].

Отечественные психологи сходятся во мнениях насчет того, что в процессе именно такого взаимодействия со средой происходит как целенаправленное ее преобразование, так и соответствующие изменения в психике человека. В результате этих взаимных изменений и происходит снижение степени рассогласования между личностью и средой.

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности – это приспособления организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям в самом себе.

Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (теплую одежду, жилье).

У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений [№9, стр.2].

Источник: http://MirZnanii.com/a/203763/adaptatsiya-cheloveka-k-okruzhayushchey-srede

Проблемы адаптации человека к окружающей среде, Концепция современного естествознания – Реферат

К примеру, в индустриальных центрах в процессе загрязнения среды мутагенами и канцерогенами происходит быстрое изменение социально-экологических параметров среды — уменьшение интенсивности естественного отбора, изменение его специфики как результата социального прогресса, успехов здравоохранения, регулирования деторождения и т. д.

Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования.

Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

  • Рассмотреть проблемы адаптации человека к окружающей среде;
  • Изучить влияние окружающей среды, а именно погоды и химических загрязнений, на состояние здоровья человека;

Состояние окружающей среды в наше время заботит ученых все сильнее.- Рассмотреть проблемы адаптации человека к окружающей среде;

  • Изучить влияние окружающей среды, а именно погоды и химических загрязнений, на состояние здоровья человека;

Российская Федерация была и останется страной, в которой потенциальная опасность природных бедствий и техногенных катастроф чрезвычайно высока.

Это обуславливается огромными размерами ее территории, наличием разных климатических зон, неравномерностью технологических уровней производственных процессов на предприятиях промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта. К тому же техногенные опасности усугубляются факторами нестабильности и кризисности экономики.

Предприятие, чтобы выжить в современных условиях, не потерять рынок, должно немедленно реагировать на изменение внешней среды, в связи с чем, необходим специальный экономический механизм, который обеспечивал бы адекватную этим изменениям реакцию предприятия к изменившимся условиям. Адаптация — это способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах, а также сам процесс такого приспособления. (33; с.

14. Адаптация к среде, характеризующейся высокой неопределенностью, позволяет системе обеспечивать достижение поставленных целей в условиях недостаточной априорной информации.

В процессе приспособления в той или иной мере меняются количественные параметры системы, а также ее структура.

Чем более существенны изменения конкурентной среды, тем глубже те преобразования, которые должны происходить при адаптации предприятия к новым условиям.

Степень изученности проблемы. На современном этапе, многие зарубежные ученые и экономисты анализируют особенности влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду в целях обоснования управленческих решений. Однако при этом стоит отметить, что не уделяется внимание развитию отдельных городов.

Взаимодействие организма человека с окружающей средой; Связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой. Общие требования пожарной безопасности к производственным объек-там

Это, лишь часть тех важных изменений в психическом и личностном развитии сегодняшнего дошкольника и младшего школьника, которые неизбежно накладывают отпечаток на адаптационные процессы с приходом его в школу.

Отрасль имеет значительный международный потенциал, который пока недостаточно задействован. Мировая торговля развивается высокими темпами в течение последних двух десятилетий.

В процессе жизнедеятельности человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и решает как минимум 2 основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и атмосфере; создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных. Среда обитания тесно связана с понятием «биосфера Земли».

Именно все это заставляет государства обратить внимание на вопросы охраны окружающей среды пристальное внимание. Современные проблемы окружающей среды имеют глобальный, межгосударственный и региональный характер. Ц елью настоящей работы является анализ Конференц и и ОО Н, посвященн ой проблемам развития и защиты окружающей среды 1992 г .

  • дан анализ психолого-педагогической, методической литературы и анализ современных образовательных программ по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособлений животных к окружающей среде.

1. Алексеева, Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты) [Текст]

/ Т.И. Алексеева. — М.: МНЭПУ, 1998. — 279 с.

2. Алтухов, Ю.П. Генетические процессы в популяциях: учеб. пособие [Текст]

/ Ю.П. Алтухов; отв. ред. Л.А. Животовский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКЦ Академкнига, 2003. — 431 с.

3. Боринская, С.А. Гены и традиции питания [Текст]

/ С.А. Боринская, А.И. Козлов, Н.К. Янковский // Этнографическое обозрение. —  2009. — № 3. — С. 117−137.

4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс].

5. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год [Электронный ресурс].

6. Петрова, С.Н. Некоторые закономерности генетико-биохимической адаптации населения города с развитой химической промышленностью [Текст]

Источник: https://referatbooks.ru/referat/problemyi-adaptatsii-cheloveka-k-okrujayuschey-srede/

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МинскийИнститут Управления

Кафедра юридическойпсихологии _____________В. М. Козубовский

«____» ____________________2004г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Общаяпсихология»

На тему: «АДАПТАЦИЯЧЕЛОВЕКА К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

Выполнила: студентка группы

3801з заочного отделения

Бубенок Екатерина Ивановна

Научный руководитель:

доктор психологических наук

Козубовский В.М.

Минск 2004

Введение

В контексте исследования проблемыстановления и развития человека процессадаптации является одним из актуальных.

В наиболее общем смысле адаптациярассматривается как процесс общегоприспособления организма к условиямсуществования, обычно новым или внезапноизменившимся.

Спецификой адаптацииявляется то обстоятельство, что этотпроцесс связан с социализацией личности,ее интеграцией в социальный мир и всвязи с этим представляет собой одноиз сложнейших общественных явлений,включающих различные стороныжизнедеятельности человека.

Понятие «адаптация» не имеетоднозначного определения в науке.

Всовременной научной литературе термин«адаптация» употребляется, во-первых,для обозначения свойства человека,которое характеризует его устойчивостьк условиям среды, выражая уровеньприспособленности к ней; во-вторых, какпроцесс приспособления личности кменяющимся условиям и, в-третьих, каквзаимная интеграция человека и среды,с которой он вступает в регулятивныеадаптационные связи в различных сферахдеятельности.

Ж. Пиаже отмечал, что адаптация– это состояние индивида и социальнойсреды, при котором соблюдается равновесиемежду воздействием организма на средуи наоборот.

Логически развивая эту точкузрения можно прийти к положению о том,что равновесие – адаптация – этонормальное состояние личности, а всякоеотклонение от него должно рассматриватьсякак дезадаптация, которую необходимоустранить или компенсировать. А.Н.

Комозин определял процесс адаптациикак взаимное приспособление, в результатекоторого происходит более полнаяреализация потребностей, интересовличности, а также требований и целейколлектива. Адаптацией личности такжезанимались Дедук О. Ю., Литовченко В. Н.,Руденский Е. В. и др. [№4,стр.76]

Целью нашего исследования сталоизучение особенностей социально-психологическойадаптации в коллективе людей с разнымтемпераментом.

В ходе исследования предполагалосьрешение следующих задач: 1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературупо вопросам адаптации личности; 2.Определить тип темперамента у двухпредставленных людей; 3. Изучитьособенности социально-психологическойадаптации испытуемых с разным темпераментомв новом трудовом коллективе; 4. Сделатьвыводы о влиянии свойств личности наадаптацию в обществе.

В начале исследования мыпредполагали, что индивид с флегматическимтипом темперамента в силу своей малойактивности и низкого темпа в общениихуже адаптируется в новом коллективе,нежели индивид с холерическим типомтемперамента.

Таким образом, предметом нашегоисследования стала социально-психологическаяадаптация личности, а объектом – молодыеженщины 26 лет.

В методологию исследования вошлиметоды изучения литературы и передовогоопыта классиков психологии, а такжеэкспериментальный метод.

Испытуемыми были две молодыеженщины 26 лет, с разными типами темперамента(холерическим и флегматическим), имевшиеопыт адаптации в новом рабочем коллективе.

Ход эксперимента заключался вследующем: сначала изучались типытемперамента испытуемых с помощьюметодики В. М. Русалова «Определениесвойств темперамента»; затем выявлялисьособенности социально-психологическойадаптации испытуемых в коллективе припомощи теста Б А.

Блохина насоциально-психологическую адаптациюв новом трудовом коллективе «Как выадаптировались на работе». Затем делалисьвыводы о влиянии темперамента насоциальную адаптацию личности.Экспериментальный материал представленв приложении.

Данные обрабатывались втрадиционном порядке: сначала изучалисьрезультаты тестов на темперамент иадаптацию, затем предлагались выводыи рекомендации.

Глава 1. Адаптация личности каксложное общественное явление

    1. Сущность и основные характеристики адаптации

Анализ работ ряда авторовсвидетельствует о том, что адаптация –сложный диалектический многоуровневыйи иерархический процесс взаимодействияличности и социальной среды, ведущий коптимальному соотношению их целей иценностей, реализации внутриличностногопотенциала в конкретных условияхжизнедеятельности при благоприятномэмоциональном самочувствии.

Адаптация как процесс формируетадаптированность человека – способностьбез длительных внешних и внутреннихконфликтов продуктивно выполнятьведущую деятельность, удовлетворятьсвои основные жизненные и социальныепотребности, в полной мере соответствоватьтем ролевым ожиданиям, которые предъявляетк нему эталонная группа, а также переживатьсостояние самоутверждения и самореализации.

Термин «адаптация» был впервыевведен Х. Айберхом в 1865 году для обозначенияизменения чувствительности анализаторовпод влиянием приспособления органовчувств к действующим раздражителям. Впереводе с латинского «адаптация» –это«прилаживание», т.е. приспособлениеорганизма, личности к характеру отдельныхвоздействий или к измененным условиямжизни в целом [№13, стр.445].

Представители функционалистскогонаправления в психологии (У. Джемс, И.Гаккер, др.), основываясь на исследованияхДарвина, рассматривали адаптационнуюфункцию как важнейшую в сознаниичеловека. Они видели истоки адаптацииличности в рассогласовании междуналичным уровнем подготовленности,опыта индивида и требованиями конкретныхусловий жизни и деятельности.

Приверженцы психоанализа (З.Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер) источникомадаптации считали конфликт, возникающийвследствие несоответствия потребностейчеловека, его побуждений, влечений,возможностей содержательным, нормативнымтребованиям среды, социальным нормам,правилам, который носят ограничивающийдля человека характер [№2, стр.107].

Позитивисты (А. Маслоу, А. Бандура,др.) рассматривают истоки адаптацииличности в ее конфликте со средой, основукоторого составляют социальныепрепятствия, затрудняющие процесссамореализации личности.

В отечественной психологииадаптации стала рассматриваться споявлением теории предметной деятельностиА. Н. Леонтьева. Ученый пришел к выводу,что адаптация носит скорее социальный,нежели биологический характер, поэтомуон толковал адаптацию в терминах«присвоения» и «овладения» миромобщественных предметов.

В человеческойадаптации, как считал психолог, ведущейстороной выступает активность личности,имеющая не приспособительный, адаптивный,а преобразующе – деятельностный характер.

Таким образом, по Леонтьеву, адаптациюможно охарактеризовать как активноеосвоение природной, а также социальнойсреды во всем многообразии ее сфер –экономической, политической, социальнойи духовной [№5, стр.126].

Отечественные психологи сходятсяво мнениях насчет того, что в процессеименно такого взаимодействия со средойпроисходит как целенаправленное еепреобразование, так и соответствующиеизменения в психике человека. В результатеэтих взаимных изменений и происходитснижение степени рассогласования междуличностью и средой.

Различают два вида адаптации:биофизиологическую и психологическую.Биофизиологическая адаптация личности– это приспособления организма кустойчивым и меняющимся условиям среды(температуре, атмосферному давлению,влажности, освещению и другим внешнимфизическим условиям и воздействиям), атакже к изменениям в самом себе.

Характерным для биологической адаптациичеловека является то, что он можетиспользовать разнообразные вспомогательныесредства, являющиеся продуктами егодеятельности (теплую одежду, жилье).

Учеловека обнаруживаются способностии к произвольной психической регуляциинекоторых биологических процессов исостояний, что расширяет его адаптационныевозможности.

Психологическая адаптацияпредставляет собой процесс приближениявнутреннего мира личности к социальными социально-психологическим требованиямсреды, условиям и содержанию общественнойжизни людей в интересах исполнениясоответствующих социальных ролевыхфункций. Это гармонизация внутреннихи внешних условий жизни и деятельностиличности, активное освоение человекомприродной и социальных сред во всеммногообразии их проявлений [№9, стр.2].

В свою очередь, выделяют два видапсихологической адаптации: социальнуюи экологическую.

Разработчиком теории социальнойадаптации был русский социолог А.А,Богданов. Он считал, что этот вид адаптациисущественно не отличается от адаптациибиологической. Дальнейшее развитиепроблемы социальной адаптации получилив работах В.А Ядова, Г.В. Осипова, А. Г.Здравомыслова.

Социальная адаптация – этовхождение в социально – ролевые связии отношения, в процессе которого личностьовладевает социальными нормами,правилами, ценностями, социальнымопытом, социальными отношениями идействиями. Осуществляется она в двухсферах:

  • Социально – психологической сфере жизнедеятельности, которая представляет собой систему общественно – психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных ролей. Поэтому различают также социально – психологическую адаптацию.

  • Сфере профессиональных, учебно – познавательных и других деятельностных связей и отношений личности. Поэтому нужно говорить еще и о профессионально – деятельностной социальной адаптации.

Социально – психологическаяадаптация – это процесс приобретенияею определенного социально –психологического статуса, овладениятеми или иными социально – психологическимиролевыми функциями.

В процессе этойадаптации личность стремится достигнутьгармонии между внутренними и внешнимиусловиями жизни и деятельности. По мереее осуществления повышается адаптированностьличности.

При полной адаптированностидостигается адекватность психическойдеятельности человека заданным условиямсреды и его деятельности в тех или иныхобстоятельствах [№7, стр.234].

Социально – психологическаяадаптация выступает как средство защитыличности, с помощью которого ослабляетсяи устраняется внутреннее психическоенапряжение, беспокойство, дестабилизационныесостояния, возникающие у человека привзаимодействии его с другими людьми,обществом в целом.

Таким образом, социально –психологическая адаптация выполняетфункцию защиты личности. К другим еефункциям относятся:

Источник: http://works.doklad.ru/view/RW1WrJX5d6c.html

Поделиться:

Нет комментариев