Подростковая психология девушек

Содержание

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

Подростковая психология девушек

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

На заметку: как пережить переходный возраст дочери в 13 лет

Подростковая психология девушек

Когда девочка достигает пубертатного периода, родители начинают беспокоиться о том, как пережить переходный возраст дочери в 13 лет. В этот период ребенок может измениться до неузнаваемости.

Взросление неизбежно

Мамы и папы не всегда готовы к тем изменениям, которые ожидают их детей в подростковом возрасте. Тело и психика подростка очень быстро трансформируются. Родителям иногда кажется, что перед ними не тот ребенок, которого они растили и любили столько лет. Это уже посторонний, чужой человек.

ошибка большинства мам и пап состоит в том, что они отказываются принимать повзрослевшую дочь такой, какой она стала. Особенно болезненно привыкают к «новому» человеку в семье матери. Родив дочь, женщина хочет, чтобы ее девочка всегда оставалась маленькой и беззащитной. Матери ревнуют к подругам, полагая, что только они сами могут быть для дочерей близкими людьми.

Если родители хотят сохранить хорошие отношения со своей дочерью-подростком, им следует отказаться от желания повернуть время вспять, заставить девочку вновь стать маленькой и зависимой. Недопустимо упрекать ребенка в том, что он перестал быть прежним. Не стоит обвинять подростка в том, что он изменился.

Чего ожидать родителям?

Морально готовиться к пубертатному периоду своего ребенка следует заранее. Однажды родители могут заметить, что:

  • Мнение друзей для их тринадцатилетней дочери стало значить больше, чем мнение папы и мамы. Авторитет ровесников для подростка весьма велик. Дочь может проводить намного больше времени в кругу подруг, чем рядом с мамой, которая всегда обижается на такое «предательство».
  • У дочери появились новые вкусы. Некоторые новые увлечения подростков шокируют родителей. Ребенок может начать слушать музыку какого-либо альтернативного исполнителя, захотеть сделать пирсинг или татуировку.
  • Их девочка влюбилась. Подростковый период — пора первой любви. Объектом чувств нередко становятся одноклассники, с которыми подросток проводит большую часть времени. Влюбленная тринадцатилетняя девушка способна на самый отчаянный поступок. Наиболее опасны случаи неразделенной любви.
  • Дочь изменила стиль одежды и поведение. В подростковом возрасте девочки склонны к двум крайностям. Одни хотят как можно скорее стать взрослыми девушками, носят туфли на высоких каблуках и откровенные платья, делают маникюр, красят волосы. Другие девочки отличаются поведением, характерным для мальчиков: носят мужскую одежду, грубят, используют ненормативную лексику, при первой же возможности стараются принять участие в драке. За последние 2-3 десятилетия подростков все чаще увлекают молодежные субкультуры, такие как эмо или готика. В гардеробе девочки может появиться большое количество вещей черного цвета с символикой смерти.
  • Дочь увлекается социальными сетями. Чрезмерное увлечение виртуальным пространством наблюдается у всего современного человечества, вне зависимости от возраста и страны проживания. Однако у подростков времени и возможностей общаться через социальные сети значительно больше, чем у взрослого работающего человека.
  • У дочери появились кумиры. Идолами мальчиков-подростков обычно становятся спортсмены. Девочки находят кумиров среди представителей шоу-бизнеса. Идолом может стать и женщина, и мужчина, к которому девочки испытывают неразделенные чувства. Наличие кумира нередко влияет на выбор профессии. Мальчики хотят стать известными футболистами, боксерами, хоккеистами и т. д. Девочки мечтают о карьере певицы или актрисы. Выбор ребенка не всегда находит поддержку родителей.

Опасность для жизни

Подросток подвержен вредным привычкам. Курящая девушка в наши дни никого не удивит. Употребление алкоголя несовершеннолетними вообще не считается чем-то запрещенным. Все большее количество подростков пробует тяжелые наркотики.

Дочь села на диету и начала резко худеть. Уговоры родителей обычно не помогают. Многие девочки, зная о том, как к их решению отнесутся родные, проводят тайную диету. За столом они съедают обычное количество пищи, а после еды вызывают у себя рвоту в туалете. Мама и папа недоумевают: ребенок хорошо питается, но при этом тает на глазах.

Как уберечь от всего

Заметив изменения в своем ребенке, родители стремятся немедленно его переделать. Больше всего мамы и папы боятся за своих дочерей. Самый простой и доступный способ «уберечь» дочь от жестокого мира — это все запретить. Однако такой метод не только не решит проблему, но и приведет к ее росту. Известная пословица утверждает, что запретный плод сладок.

В подростковом возрасте жесткие запреты не дают нужного результата . Ребенок уверен в том, что его родители отстали от жизни, слишком старомодны, ничего не понимают и т. д. Не стоит обижаться на подобное мнение о себе. Более того, папы и мамы должны быть рады тому, что их ребенок меняется. Настораживать должно отсутствие изменений.

Это может свидетельствовать о задержке психического, а возможно, и психического развития.

Адекватная реакция

Реагировать на поведение дочери можно так:

  • Нет ничего плохого в том, что девочка проводит больше времени с подругами, чем с мамой. Взрослой женщине вряд ли будет интересно обсуждение парней, подростковых сериалов, популярной музыки или школьных событий. А ведь именно на эти темы чаще всего разговаривают девочки. В то же время дочери будет неинтересно обсуждать с матерью ее коллег по работе, рост цен на продукты и другие типично женские темы, которым часто посвящены беседы замужних дам. Родители должны проявлять ненавязчивый интерес к людям, с которыми общаются их дети, но при этом не стараться стать частью компании. Друзей и подруг можно пригласить домой на день рождения дочери. Это хороший повод узнать их ближе. Если родителям не нравится кто-то из компании их дочери, сказать об этом нужно как можно деликатнее. Необходимо привести убедительные доводы того, почему девочке не следует общаться с такой подругой. Наличие компании в любом случае намного лучше полного отсутствия контакта с ровесниками. Ребенок не должен становиться изгоем в подростковом возрасте.
  • К новым вкусам дочери нельзя относиться резко отрицательно. Конфликт вкусов двух поколений — явление вполне обыденное. Вероятно, сегодняшние мамы и папы когда-то тоже спорили со своими родителями из-за того, что они не разрешали им носить модную одежду или слушать популярную во времена их юности музыку. Однако если родители категорически против татуировки, пирсинга в носу и т. д., об этом следует сообщить дочери. Необходимо найти золотую середину: избегать вседозволенности и при этом не ставить запрет на все.
  • К первым чувствам подростка надо отнестись очень внимательно, особенно если дочь сама раскрыла родителям свою тайну. Ни в коем случае нельзя высмеивать или ругать ребенка, говорить, что он слишком мал для подобных вещей. Нельзя критиковать того, кого полюбила дочь. Подростковая любовь редко заканчивается чем-то серьезным и уж тем более свадьбой. Не пройдет и года, как дочь забудет парня, без которого она сегодня не представляет себе жизни. Современные подростки стремятся к «взрослой» любви, вступая в половые связи в раннем возрасте. Не все девочки хотят этого по-настоящему. Но желание не стать «синим чулком» и стремление удержать парня заставляют подростка идти против своих принципов. Дочери следует объяснить, что ранние половые связи вредны как для ее физического, так и для психического развития. Девочка должна понять, что она не обязана что-либо делать только ради того, чтобы кому-то угодить. В то же время дочери нужно рассказать о средствах предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций. Надо предоставить выбор самому ребенку. Нередко подростки совершают недозволенные поступки исключительно наперекор родителям. Если запретный плод перестает быть таковым, интерес к нему быстро пропадает.
  • Смена стиля одежды и поведения не является прямым свидетельством деградации детей. Девочки более щепетильны в вопросах выбора одежды, чем мальчики. Они не хотят выглядеть старомодными и в чем-то отставать от сверстниц. Желание стать частью субкультуры вполне естественно. Готы и эмо в большинстве случаев ничем не отличаются от своих ровесников, не причисляющих себя ни к одной из субкультур. Бытует мнение, что странно одетые парни и девушки имеют суицидальные наклонности, употребляют наркотики и алкоголь в неконтролируемых количествах. На самом деле, речь идет об отдельно взятых случаях, а не о правиле. Подростком нередко движет тяга выделиться из толпы, стать не таким, как все, почувствовать свою исключительность.
  • Еще недавно опасность социальных сетей заключалась в том, что подростки забывали про учебу и портили зрение, сидя перед монитором часами. Сегодня сайты для общения стали представлять настоящую опасность. Подростки бездумно вступают в диалоги с незнакомыми людьми, которые нередко оказываются злоумышленниками. От детей обманом получают информацию о материальном положении семьи. В общении с подростками заинтересованы и педофилы. Преступник может попросить ребенка выслать ему свои фотографии в стиле ню, пообещав за это деньги. Обещанных денег подросток так и не получает, а снимок дает возможность педофилу шантажировать ребенка. Опасаться следует и вступления дочери в так называемые группы смерти, получившие в последнее время широкое распространение. В таких группах неизвестные злоумышленники предлагают подросткам покончить с собой. Родителям следует как можно чаще беседовать с дочерью о возможных опасностях, которые подстерегают ее в социальных сетях. Можно зарегистрироваться на том же сайте и общаться со своим ребенком, находясь далеко от дома. Дочь оценит «продвинутость» папы и мамы.
  • Наличие кумира также не должно пугать родителей. В подростковом возрасте детям нужны ориентиры. Вместо того, чтобы ругать ребенка за то, что он украсил свою комнату постерами с изображениями любимого музыканта или спортсмена, намного лучше ознакомиться с биографией знаменитости, понять, чем дочери понравился этот человек. Любовь к кумиру можно повернуть и в позитивное русло. Если девочке нравится какая-то актриса или певица, вероятно, стоит предложить ей пойти в актерскую или вокальную студию. Некоторые сегодняшние знаменитости прославились только потому, что в детстве подражали своим кумирам. Велика вероятность и того, что уже через 2-3 года дочь забудет о своем идеале.
  • Чтобы не пришлось лечить дочь от какой-либо зависимости, профилактикой вредных привычек нужно заниматься с самого раннего детства. В первую очередь родителям следует пересмотреть свое поведение. Мама с сигаретой в руках, рассказывающая дочери о вреде курения, выглядит неубедительно. Если в семье ни у кого нет вредных привычек, ребенок не будет считать нормой воскресные посиделки взрослых с алкоголем. Акцент следует делать именно на здоровом образе жизни, а не на слове «нельзя». Чем чаще подростку запрещают, тем большим будет его желание сделать что-то запретное. Причиной начать пить, курить или принимать наркотики может стать стремление не отставать от сверстников. Сигарета или бутылка пива становятся показателем взрослости или символизируют возможность переходить установленные границы. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить дочери: взрослый человек — это не тот, кто пьет и курит. Зрелую личность отличает умение брать на себя ответственность за свои поступки и серьезно относиться к своей жизни.
  • В борьбе за свою стройность девушки идут на крайние меры. Согласно современным канонам красоты, лишние килограммы — один из самых неприятных косметических дефектов. Девочке-подростку можно предложить заняться любимым видом спорта. Ребенок должен понять, что это наиболее безопасный для здоровья способ поддерживать себя в форме.

Родители часто критикуют своих детей. При этом папы и мамы склонны забывать, что будучи детьми, они причиняли своим родным не меньше беспокойства. Конструктивный диалог с ребенком должен начаться с самокритичного отношения к себе.

Источник: https://roditeliz.ru/school/perekhodnyj-vozrast-u-devochek-13-let-kak-vesti-sebya-roditelyam.html

Девушки-подростки 16 лет: что нужно знать родителям?

Подростковая психология девушек

Достигая подросткового возраста юноши начинают проявлять необоснованную агрессию, а девочки наоборот всеми способами стараются подчеркнуть свою привлекательность и женственности. Девочки-подростки порой испытывают серьезное психологическое давление, и в такой ситуации, им как никогда нужна поддержка взрослых.

Особенности поведения девочек-подростков

Чего хотят подростки, и о чем они думают — пожалуй, этими вопросами хоть раз задавался каждый родитель, удивленный теми изменениями, что происходят с его чадом.

Обычно достигнув возраста 16-ти лет, девочки испытывают серьезные гормональные изменения, которые влияют на их перерождение в статусе женщины.

Школьницы больше не чувствуют себя девочками, но и женщинами еще не становятся, и подобное промежуточное состояние сильно давит на их психологическую целостность.

Из-за комплексов, связанных с внешностью, девочки перестают чувствовать себя красивыми, постоянно погружаясь в депрессию.

В этом возрасте голова школьниц забита далеко не учебой, а любовными перипетиями. Завести полноценный роман в этом возрасте удается далеко не всем, поэтому многие девочки лишь мечтают о высоких чувствах.

Причем собственная первая любовь кажется им самым сильным и невероятным чувством на свете. Именно поэтому юные особы готовы пойти буквально на все, лишь бы продолжить развивать отношения.

В этом возрасте девочки начинают первые сексуальные эксперименты.

Испытывая первую влюбленность, девочки порой решаются на секс, не удостоверившись в глубине своих чувств. В результате, подростки часто страдают из-за разбитых иллюзий и сердец.

Еще одна проблема, с которой довольно часто сталкиваются юные особы — это ранняя беременность.

Погрузившись в свои чувства головой, забыв про контрацепцию и безопасность, девушка узнает о своем интересном положении, что заставляет ее еще больше впадать в депрессию.

В такой ситуации взрослым стоит серьезно поговорить с девочкой, чтобы обсудить серьезность ситуации. Порой решаясь на роды в раннем возрасте, девочка даже представить не может, как сильно измениться ее жизнь, и с какими трудностями ей придется столкнуться.

Также многие девочки в подростковом возрасте становятся крайне скрытны, страдая из-за бесконечных комплексов и насмешек окружающих.

Девочки замыкаются в себе, не хотят доверять родителям и друзьям и из-за этого не могут контролировать свои эмоции.

Многие подростки в этом возрасте страдают из-за необоснованной агрессии и жестокости, а это, в свою очередь, заставляет девочек вести себя неадекватно, устраивая драки и ссорясь с преподавателями.

Многие девочки-подростки именно в 15-16 лет начинают формировать свой личный стиль, и именно поэтому в этом возрасте происходят эксперименты со своей внешностью. Девочки носят порой совершенно непонятную одежду, стараясь подражать звездам эстрады и кино.

Родители перестают быть для девочки главными авторитетами и примерами для подражания. Именно поэтому школьницы ищут для себя новых ролевых моделей.

Если мама и папа не разделяют новые интересы девочки, она начинает отдаляться от них, все больше и больше времени уделяя общению подружками.

Ученые уже давно доказали, что девочки взрослеют и развиваются гораздо быстрее мальчиков. Именно поэтому многие школьницы в возрасте 16-ти лет уже активно строят планы на будущее и выглядят, как вполне взрослые женщины.

Желая ощутить себя свободным, полноценным человеком, девочки настаивают на полной независимости, начинают гулять допоздна и до хрипоты спорят со взрослыми.

Это сложное время пережить будет гораздо легче, если родители прислушаются к девочкам и поймут те проблемы, что их беспокоят.

Основные проблемы девочки в подростковом возрасте

Девушки-подростки (16 лет считается самым тяжелым периодом в жизни школьницы) испытывают огромное давление как со стороны общества, так и со стороны своих друзей.

Многие школьницы в этот период пытаются определиться со своим местом в этом мире, стараясь не только отыскать личный стиль, но и идеальную профессию для себя. Именно в 16-летнем возрасте многие девушки стараются проявить творческие амбиции, мечтают о насыщенной и интересной жизни.

Худшее, что может сделать родитель — это насадить своему ребенку мнение по поводу того, как он должен выглядеть, и чем заниматься.

Понимая, что взрослая жизнь уже не за горами, девочки обычно тщательно анализируют свои способности и выбирают подходящую профессию.

Если выбор школьницы кажется глупым и необоснованным, родителям стоит осторожно, без авторитарной манеры разговора с ребенком, направить ее на верный путь по жизни.

Дети в этом возрасте не терпят давления со стороны взрослых и крайне нуждаются в поддержке родителей, поэтому их внешняя ожесточенность связана с исключительной внутренней ранимостью.

Многие девочки в возрасте 16-ти лет испытывают серьезные проблемы в плане общения с противоположным полом. Девочки чувствуют себя неуверенно, их собственная внешность кажется им неидеальной.

Именно поэтому школьницы погружаются в депрессию, из которой они смогут выбраться лишь благодаря родительской мудрости. Взрослым необходимо помогать школьницам налаживать контакт со сверстниками.

Так мама может помочь девочке в наведении красоты, а отец расскажет скромнице о потенциальных темах для беседы с парнями. В результате, комплекс неполноценности и боязнь противоположного пола исчезнут.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются многие девочки — это серьезное давление со стороны сверстниц. Если в окружении подростка все начинают курить, то он также автоматически может потянуться к сигарете. Именно в подростковом возрасте происходят первые эксперименты с алкоголем и сигаретами.

Поскольку современные дети созревают очень рано, секс перестает быть для них чем-то запретным и незнакомым. Многие девочки-подростки в 16 лет уже лишаются девственности, и родителям придется принять это, как данность.

Вместо введения беспочвенных авторитарных ограничений, взрослым следует проводить с девочками постоянные беседы по поводу безопасного секса и уважительного отношения к собственному телу.

Подобные беседы помогут предотвратить беспорядочные половые связи и снизят риск ранней беременности.

Еще одна проблема, актуальная для подросткового возраста — это повышение школьной нагрузки.

Иногда в старших классах школы количество учебного материала настолько большое, что даже самые сильные в интеллектуальном плане дети начинают теряться.

Ощущая приближение ЕГЭ, девочки и вовсе теряют контроль над собственными эмоциями. Зачастую к старшим классам успеваемость подростков заметно снижается, ведь кроме школьных успехов у них появляются и прочие интересы.

В этом возрасте родители должны приучать ребенка к тому, чтобы тщательно планировать свое время, успевая и с подружками повеселиться,и уроками заняться. Разумеется, поспевать повсюду у девочки не получится, но планируя распорядок собственного дня, школьница сможет всесторонне развиваться.

Разумеется, психологическое и физиологическое давление на девочек оказывается таким сильным, что они обычно стараются выразить свое внутреннее «я» при помощи творчества или хобби. Ограничивать девочку в плане творческого поиска не стоит, поскольку с помощью этого они расслабляются и выпускают пар.

Многие школьницы в этом возрасте перестают воспринимать мать, как близкую подругу, заменяя общение с ней постоянными разговорами с подругами. Ограничивать общение дочери со сверстницами не стоит, но и терять контакт с дочкой не рекомендуется.

Если сейчас мать и дочь отдалятся друг от друга, они вряд ли смогут вновь стать близкими людьми в будущем. Именно поэтому маме стоит быть помощницей школьницы во всем, начиная с первых опытов в макияже, и заканчивая общением с мальчиком.

Делясь с дочерью своим личным опытом, постоянно обсуждая с ней свои проблемы, мама сможет сохранить контакт с ребенком в это сложное для девочки время. Не стоит бояться и обсуждения вопросов, касающихся секса.

Совсем скоро девочке придется вступить во взрослую жизнь, и лучше она узнает все о контрацепции и половых связях от мамы.

Не стоит забывать и про элементарную статистику: именно в подростковом возрасте школьницы чаще всего задумываются о суициде. Мир больше не кажется им идеальным, а детские мечты рушатся на глазах под гнетом реальности. В такой ситуации подросток может совершить глупость, о которой впоследствии будет очень сильно сожалеть.

Именно поэтому родители должны отслеживать нюансы поведения ребенка, стараясь контролировать ее приступы необоснованной депрессии. Если ситуация выходит из под контроля, то не стоит стесняться обращаться к психологу. Иногда профессионалу с высоты своего опыта бывает проще общаться с девочкой.

В любом случае, внимательное отношение взрослых поможет предотвратить серьезные, негативные изменения в характере девочки.

В беспокойном подростковом возрасте девочки порой изменяются до неузнаваемости, как в плане внешности, так и в плане своего внутреннего «я».

Преодолеть этот сложный этап удастся лишь в том случае, если девочка будет получать беспрекословную поддержку со стороны самых близких людей, то есть родителей и других родственников.

Любые проблемы подросткового возраста можно преодолеть, если не игнорировать их в течение длительного времени.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/devushki-podrostki-let-chto-nuzhno-znat-roditelyam/

Психология подростков 14 16 лет – что надо знать родителям

Подростковая психология девушек

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём.

Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность.

Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде.

У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.

  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.

  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

    Психология подростков — основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом.

В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права.

Следствием чего становится проявление двух противоречий –  принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос.

У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии.

Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него.

Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал.

Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег.

Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены.

Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

Психология 15 летних подростков — что нужно знать родителям

Подростковая психология девушек

Чем отличается психология подростка 15 лет? Наши советы родителям – от лучших специалистов и психологов, которые помогут решить проблемы понимания между поколениями, наладить атмосферу в доме, где есть дети подросткового возраста.

Особенность периода

Если ваш ребенок — 15 летний подросток, то вы наверняка сталкивались с тем, что общение затрудняется эмоциональными взрывами с его стороны, непонятными выходками или агрессией. Так как общаться с подростком в 15 лет, который практически стал взрослым человеком, но еще не умеет владеть собой и не всегда реагирует адекватно на окружающий мир?

Существуют определенные правила воспитания детей, которые распространяются и на повзрослевших школьников. В этой статье мы приведем комментарии психолога, советы по общению с детьми. Сегодня в каждой школе могут проводить какой-то психологический тест, который поможет выявить склонности и таланты ребенка, а также причины его эмоциональной неустойчивости.

Эмоциональная неустойчивость

Любые личные отношения в 15 лет складываются с большими трудностями.

Подростки могут не понимать других людей в силу своей незрелости, неподготовленности к жизни. Сейчас детям предлагают озадачиться выбором будущей профессии, но они думают только о том, как понравиться одноклассникам! В сознании ребенка бушуют новые страсти, происходит переориентация ценностей и смыслов.

Чувства и эмоции детей становятся более резко выраженными, часто реакция подростка выглядит как немотивированная агрессия. Проявляется очень сильная потребность в общении.

Иногда на поведение детей влияет отношение учителей – если их оценка или другие действия несправедливы, излишне строги или просто игнорируют вопросы и обращения детей.

Одна из важных способностей, которая формируется в это время – умение адаптироваться в классе, обществе, в компании сверстников. И сплошной стресс по этому поводу – результат массового воздействия на психику ребенка.

Полярность психики

В 15 лет ребенок испытывает некое раздвоение в сознании и чувственной сфере. С одной стороны – гормональный взрыв, половое влечение, которое захватывает все тело и разум. С другой – внезапный интерес в противоположному полу, резкое «взросление» сознания и новый взгляд на окружающий мир.

Уже 12-летние подростки чувствуют первые перемены, а к 15 годам накапливается некоторый опыт, который может быть зачастую негативным.

Особенность подросткового периода – ярко выраженная полярность всех ощущений. Резкие перепады – от бурного веселья до апатии и даже депрессии – могу быть у многих, особенно у детей, предрасположенных к одиночеству.

Дают о себе знать комплекс неполноценности, разные страхи и тревожность.

Однако, если парень или девушка испытывают эмоциональный подъем, то их оптимизм, жизнерадостность и интерес к учебе или хобби будут стремительно прогрессировать.

Важно поддерживать в ребенке уверенность в себе, взращивать в его душе зерна оптимизма. Пусть подросток знает, что родители его любят и принимают всегда и при любых обстоятельствах. Тогда все «острые углы» в общении, колючесть и резкость детей будут смягчаться и нивелироваться. Пусть в них формируются конструктивные качества —

Чувство взрослости

Воспитывать 15-летнего подростка нелегко – его настигает первая любовь, учеба уходит даже не на второй план, а на двадцать второй!  Не нужно давить на юного влюбленного – все равно это ни к чему не приведет. Дети в этот период пробуют выстраивать отношения, каждое увлечение воспринимается как «любовь всей жизни». Поэтому запреты на свидания или переписку в социальных сетях с предметом воздыхания бессмысленны.

Если у девушки нет парня в 15 лет, то она может чувствовать себя изгоем в школьной компании. Как правило, с кем-то встречаться в эти годы – едва ли не обязательное условие школьного социума. Отсутствие поклонников – показатель «ущербности», одиночество, даже добровольное, в старших классах не ценится и не принимается.

Важно наличие хороших психологических условий, а также поговорить с дочерью о том, как надо грамотно выстраивать отношения с противоположным полом, не комплексовать по поводу отсутствия молодого человека. Простой разговор по душам может многое изменить во взаимопонимании между детьми и родителями.

Любознательность

Также в 15 лет отношения сексуального плана заводят просто из чувства любознательности и любопытства.

Зачастую этот интерес провоцируется окружающими – вся реклама, музыкальные клипы, фильмы – все кричит о том, как важно и притягательно иметь сексуальную внешность и бурные отношения.

Настоящая женщина подается как темпераментная, страстная и яркая, а мужчина – «самец» и покоритель женщин, который не знает отказов со стороны противоположного пола.

Эти символы, знаки и образы задают некий вектор для подростков в текущем периоде взросления, которые стремятся соответствовать общественным стандартам, есть сильное желание стать популярными и востребованными на биологическом уровне, в «стае». Во многих случаях это превосходство обеспечивает успех в карьере, материальном преуспевании – ведь все взаимосвязано и базируется на психологии индивида и толпы.

Дети в 15 лет уже многое знают и понимают, но не имеют личностного опыта изменения отношений. Хотя в современных школах многие подростки к этому возрасту не только обладают опытом половой жизни, но меняют партнеров, что иногда заканчивается нежелательной беременностью у девочек. Если друзья ваших детей уже проходили подобное, важно, чтобы ваш ребенок сделал некие выводы.

Внешность — источник недовольства

На фоне интереса к противоположному полу возраст 15 лет обостряет и самовосприятие подростка на почве его меняющиеся внешности. Дети быстро растут, кто-то на фоне гормональной бури набирает вес, портится кожа.

Смотреть на себя в зеркало для многих девушек бывает тяжелым испытанием – они очень переживают по поводу любой мелочи, к тому же трудно привыкнуть к быстрым изменениям, сбивчивой работе сальных желез.

Внешность привлекает все больше внимания, часто сверстники комментируют в негативном ключе чужой внешний вид, что добавляет страданий.

Реакции своего тела у подростков зачастую удивляют и дезориентируют. Для девочек может быть болезненным первый опыт месячных, когда боль поглощает и ты не понимаешь, что происходит! Позаботьтесь о девушке, объясните, как справляться с этой регулярной проблемой.

Просто помогите сыну или дочери – не отказывайте им в праве носить одежду, которая им нравится, пусть экспериментируют с пирсингом (в рамках разумного) или цветом волос. Когда появляются новые модные тенденции – вместе сходите в магазин, обсудите смену гардероба.

Многие родители запрещают носить дочерям короткие платья или слишком яркие вещи – но ведь в более старшем возрасте в офисе сложно будет свободно самовыражаться через внешний облик! Пусть этот временной отрезок запомнится ребенку как «золотой» период, когда можно практически все!

Собственная позиция

Так как же достучаться подростка, который замыкается в себе, огрызается, но при этом часто страдает и очень мечтает о любви и признании? Помогите сформировать свое мнение о мире и людях, не навязывайте свой опыт.

Чтобы найти ключ к понимаю с ребенком переходного возраста, важно помнить: он уже не ребенок в прямом смысле слова. Сложность ситуации – именно в «переходности» данного периода. Не мешайте дочери или сыну «ломать» сложившиеся устои в семье или общении. Пусть он сам обретет необходимый ему или ей опыт, ведь только так произойдет «накопительный» эффект и человек становится взрослым.

Однако важно дать понять подростку, что вы всегда рядом, поддержите, подбодрите и поможете. Говорите с ним, но не навязывайтесь, просто будьте рядом, уделяйте внимание.

Чувство защищенности, надежности – это верный рецепт снижения тревоги и решение проблемы возможного суицида, срывов или любых переживаний.

Если в семье обстановка гармоничная и стабильная, стрессы позднего школьного периода не будут большим испытанием для детей и их окружения.

Источник: https://nello.ru/vospitanie/vozrast/psihologiya-15-letnih-podrostkov-chto-nuzhno-znat-roditelyam/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.