Обучение пожилых людей

В настоящее время в России широко внедряется электронная форма общения власти с гражданами. Страна большая, регионов много, среди них есть такие, в которых уровень компьютеризации достаточно высок, но немало и других, где с этими вопросами сложнее. Именно в них сейчас становятся столь популярны компьютерные курсы для пенсионеров, которые к тому же можно пройти абсолютно бесплатно.

Развитие IT-технологий в РФ касается и пенсионеров

В государстве реализуется стратегия развития отрасли информационных технологий, и повышение грамотности населения в этой сфере – одна из главных её задач. Граждан стараются привлечь к интернету, к общению с родственниками и друзьями с его помощью; к пользованию электронной почтой, различными редакторами.

Особенно поощряется умение граждан общаться с государственными учреждениями, не выходя из дома, через домашний компьютер. Такое общение отличается точностью, повышенной оперативностью и удобством.

Дело только в том, чтобы человек научился обращаться грамотно с ноутбуком и другими современными средствами коммуникации. А для пенсионеров это просто насущная потребность, поскольку сильно облегчает жизнь.

Специально для повышения уровня компьютерной грамотности населения, в том числе и пенсионеров, был задействован российский вариант международной программы e-citizen, то есть, «Электронный гражданин».

Эта программа сразу была передана региональным властям, с тем, чтобы организовать её запуск на местах, изыскать средства и возможности подготовки преподавателей, оборудования, помещений для занятий и прочего.

Проект предлагает обучить граждан, в том числе пожилых людей и инвалидов, работе с компьютером, причём за это с них не берут денег. Пенсионеры получают доступ к современной аппаратуре и информационным технологиям, осваивают необходимые навыки пользования ими.

Это даёт им возможность чувствовать себя на достойном уровне среди прочих граждан, повышает их мобильность, делает более свободными и уверенными. Так что поучиться есть прямой резон.

Помимо этого, в каждом городе имеются клубы по интересам для пожилых людей, в которых также могут проводится занятия компьютерной грамотности, например, в городской библиотеке.

Как стать участником программы для пенсионеров?

На сайте каждого города имеется информация о региональной программе «Электронный гражданин». Это, прежде всего, номер телефона, позвонив по которому, можно узнать, примут ли у Вас заявку на посещение курсов немедленно, или придётся подождать.

Желающие подают заявку на участие в программе заранее, по ним формируются группы и планируются занятия.

На официальном сайте Министерства транспорта и связи имеется полный список населённых пунктов, в которых функционируют такие бесплатные компьютерные курсы.

В Свердловской области, к примеру, работают более 50 центров в различных муниципальных образованиях, в том числе, во всех крупных городах региона. То же наблюдается и в других субъектах РФ, и всё зависит от того, насколько успешно обстоят дела с финансированием нужд населения в конкретном регионе.

В Москве и Санкт-Петербурге, к примеру, такие курсы более многочисленны, программы у них шире и охватывают более широкую тематику.

Как проходит обучение и чему научат пожилого человека?

Образовательный курс в рамках программы «Электронный гражданин» проходит в очной форме. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, на весь курс выделяется не менее 40 часов.

Курс рассчитан таким образом, чтобы учесть особенности возраста и менталитета пенсионеров, и в то же время обеспечить их необходимыми знаниями и умениями касательно использования ресурсов интернета.

Специалист, который в совершенстве владеет предметом, всегда найдёт способ донести его до слушателей в предельно понятной и интересной форме.Таких специалистов, тьюторов, готовят специально.

Это сертифицированные преподаватели, которые осуществляют индивидуальный подход к каждому из своих подопечных.

В такой благоприятной обстановке пенсионеров знакомят с тем, что им может больше всего пригодиться, а именно:

  • работе с популярными офисными приложениями, наиболее удобными и понятными;
  • поиску в интернете нужной информации средствами различных поисковиков;
  • пользованию электронной почтой;
  • работе со Скайпом, настройке его под себя и использованию;
  • осуществлению покупок через интернет.

На следующих этапах слушателей курсов обучают электронному общению с местными и федеральными органами власти. Например, слушатели курсов узнают, как обратиться на сайт президента или губернатора; как выяснить подробности, касающиеся ЖКХ; как задать вопрос или подать заявление в ПФР; как воспользоваться информационно-правовыми системами.

Слушателей учат, как заполнить декларацию, анкету, как скачать формуляр, забронировать билет на поезд или место в гостинице, как защитить свой компьютер от вредоносных программ, как вести себя на тематических форумах.

Если на местах находятся энтузиасты, то успехи продвижения программы «Электронный гражданин» резко возрастают. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе этот проект функционирует с 2006 года, и осуществлено уже несколько этапов этой программы.

Самые простые и необходимые умения составляют первый этап. Он в основном охватывает льготные категории граждан, к которым относятся и пенсионеры.

На втором этапе слушатели получают возможность организовать личный кабинет и заняться коммерцией через интернет. Для части пенсионеров это приемлемо и даже заманчиво – торговать, не выходя из дома, особенно, если им знакома специфика профессии.

Что такое удалённая работа и какие есть вакансии для пенсионеров? Мы ответили в этой статье.

С 2012 года стало возможным преподавать слушателям, как пользоваться сервисом электронного правительства (www.gosuslugi.ru) и его региональным сегментом. Этот курс охватывает более широкую аудиторию, он весьма интересен и пенсионерам.

Здесь подробно знакомят с таким эффективным инструментом получения услуг, как УЭК – универсальная электронная карта. Она работает и на государственном, и на муниципальном уровнях и является ключом к широкому набору электронных сервисов.

Слушатели курсов обеспечиваются необходимым комплектом учебно-методических материалов. Они проходят по окончании занятий независимый тест, который показывает, насколько им пошли на пользу занятия. В случае успешного прохождения теста каждому слушателю вручается Сертификат об окончании курсов.

Как пенсионеру расширить свои знания об электронном общении помимо очных курсов?

Среди пенсионеров имеются такие, которые по роду своей деятельности сталкивались с компьютерами, и они не посчитают для себя необходимым затеваться с курсами, пусть даже они бесплатны.

А другим, может быть, уже не хочется ходить на занятия, неловко чувствовать себя в таких солидных годах неопытным учеником. Побуждения к тому, чтобы избегать очных курсов, могут быть разными, однако необходимость научиться получать услуги через интернет всё-таки существует. И тогда надо искать другие пути, альтернативные очным занятиям.

Надо найти подходящие по тематике курсы в режиме онлайн или удалённого доступа — и заняться ими. Поискать предложения, осуществить контакт, задать вопросы. Многие из таких курсов являются платными, но у них может быть льготная акция специально для пенсионеров.

Запрос в поисковой системе формулируют, к примеру, так: «Бесплатные курсы по изучению компьютера в …» или «Обучение пенсионеров компьютерной грамотности бесплатно в …», и ставят наименование своего города (Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск и т.д.). Если Вы знаете, что в Вашем городе такой услуги нет, то тем более надо искать в интернете.

Бывает, что в платных курсах первый урок предоставляется без оплаты – поучаствуйте. Может быть, в процессе урока выяснится, что для пенсионеров имеются специальные группы, льготные. Иногда это практикуется, особенно в областных центрах РФ.

, если Вы им владеете, тоже может оказаться весьма полезным ресурсом – чего там только нет. Некоторые пенсионеры, весьма продвинутые для своего возраста, общаются, делятся знаниями с другими посетителями, обзаводятся собственными видеоканалами и даже зарабатывают деньги на просмотрах пользователей.

Узнайте, чем ещё можно заняться пенсионеру на пенсии, чтобы заработать.

Пенсионеры, как правило, люди активные и любопытные. Посвятив всю жизнь работе и воспитанию детей, они бывали постоянно заняты, а тут неожиданно получили в своё распоряжение много свободного времени.

Осваивать компьютер и его возможности для них не только полезно, но и захватывающе интересно. И они с удовольствием начинают жизнь заново, почти как почтальон Печкин, но на более высоком, абсолютно современном уровне.

Источник: https://opensii.info/answers/kompyuternye-kursy-dlya-pensionerov/

Теоретические основы обучения пожилых людей (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Основы теоретической педагогики

Тема: Теоретические основы обучения пожилых людей

Выполнил:

Проверил:

2008

Оглавление

Введение. 3

1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых 5

2. Обучающая геронтология. 7

3. Теоретические основы, структура образования пожилых людей. 11

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Величайшим культурным достижением народа являются его счастливые пожилые люди.

Девиз международного объединения университетов “третьего” возраста.

Кардинальные перемены в государственно-политическом устройстве, социально-экономической жизни россиян, а также устойчивый рост доли пожилых в структуре населения страны требуют формирования новых представлений о геронтокультуре общества, роли пожилых людей в социальном развитии.

Геронтокультура – не может исчерпываться только сводом правил, жизненных принципов, позиций, отношений к пожилым людям, старости. Это философия жизни и старения, которая помогает человеку сохранить определенный жизненный тонус и оптимизм, уверенность в разумности, личной и общественной полезности своих действий.

Геронтообразование должно сформировать новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.

В настоящее время пожилые люди в большинстве своем не относятся к старости как периоду, наполненному новым смыслом, к новому социально-психологическому состоянию и новой позиции. Они стремятся продолжить привычный ритм и темп жизни. Невозможность сохранить прежние отношения вызывает неудовлетворенность, социальную изоляцию, отчуждение.

Компенсаторные и другие саморегуляторные механизмы активно вступают в действие только тогда, когда человеку присуще желание действовать, когда оно поддерживается его собственной внутренней активностью, особенно установкой на преодоление недугов и нежелания включаться в новые дела. Тогда переживания, взгляд на прошлое из настоящего не будут нацелены на ностальгию, ревизию прожитой жизни, а помогут отыскать ключ в будущее, ответы для решения личных и общественных проблем.

Образование на протяжении всей жизни является предпосылкой обеспечения занятости пожилых людей.

Особо необходимо решение задачи подготовки граждан к выходу на пенсию, обучение и информация персонала, оказывающего услуги пожилым людям. В Политической Декларации Международной конференции по проблемам старения подчеркнуто, что отсутствие возможности получать образование в пожилом возрасте может стать причиной отчуждения, изоляции, разобщенности поколений, маргинализации и пр.

Геронтообразование должно научить пожилых ценностям демократии, адаптации к новым социально-экономическим условиям, принимать осознанные решения на выборах всех уровней, защищать свои права, не ущемляя прав других, с уважением и терпимостью относиться к различным системам поведения и ценностей многокультурного российского общества. Следует всеми формами образования выработать у пожилых способность к самообучению и восприятию нового, чтобы человек начал сам, или в союзе со сверстниками, решать свои проблемы, не полагаясь полностью на государственные органы.

Цели геронтообразования – партиципация (участие, включение), социализация, интеграция, независимость и самостоятельность – связаны друг с другом и действуют как общие образовательные принципы.

и приоритетность мер социальной политики геронтообразования должны находиться в связи со стратегией социально-экономического развития страны, региона и определяться на основе научно-обоснованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью проблем, а также с учетом потребностей и интересов пожилых граждан.

1. Обучение пожилых людей как перспективное направление обучения взрослых

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.

Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни.

Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности.

У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир.

В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения – одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Начало теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых был основан в 1973 г. в Тулузе профессором Пьером Велла.

В России традиции неформального образования развиваются в контексте благотворительности с середины XIX века. В 1855 г. известный врач и педагог Н.И. Пирогов открыл первую бесплатную школу для взрослых.

В настоящее время образовательные программы для людей “третьего возраста” получили широкое распространение во всем мире.

Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства.

Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей.

Общение и получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в польских университетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целей обучения:

1. Предупреждение старости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды физической и психической активности. Учеба рассматривается как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

2. Подготовка к пенсии. В рамках образовательной программы проводятся семинары по психологии и философии жизни установлению контактов с другими людьми.

3. Подготовка к общественной деятельности. Слушатели университетов “третьего возраста” участвуют в различных благотворительных акциях, что помогает пожилым людям почувствовать свою значимость.

На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей.

Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое.

Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.

Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.

Таким образом, организация образовательных программ для людей третьего возраста поднимает уровень социального благополучия пожилых людей, играя важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая их адаптивные возможности к внутренним и внешним изменениям[1].

2. Обучающая геронтология

Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающей геронтологии.

Это своего рода интеллектуальное и культурное развлечение, целью которой является приведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они не атрофировались.

Это средство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они почувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь.

Другие трактовки обучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучение пожилых – процесс роста, осознания и получения опыта; деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле.

В последние годы доминирующей тенденцией в обучении пожилых является стремление к самостоятельности.

С одной стороны, она возникла на базе геронтологических теорий, декларирующих активность, с другой – в результате сокращения расходов на социальные нужды в начале восьмидесятых годов.

Независимость в современном мире должна быть связана с процессом постоянного роста. В случае с пожилыми людьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.

Мотивация желания учиться у пожилых людей.

Мотивы обучения обычно определяются при помощи дихотомических терминов: (прагматичности, инструментальности) и экспрессии.

Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально.

Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ.

Источник: http://MirZnanii.com/a/176090/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-pozhilykh-lyudey

В последние годы во всем мире и в России активно развивается образование для людей, достигших пенсионного возраста. Для них организуются разнообразные курсы и даже создаются специальные университеты.

У этого образовательного процесса есть своя специфика – учить пожилых людей так же, как молодых, нельзя.

Чтобы добиваться хороших результатов, нужно учитывать ряд особенностей – физиологические, психологические, культурные и другие.

Всеобщая компьютерная грамотность

Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных.

Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт.

В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.

Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки.

Об одной из них рассказала Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, — «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге — был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».

ort.spb.ru

В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.

Онлайн-статус для души и для работы

Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, — об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн», которая реализуется  Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».

«Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говорит Екатерина Лёвшина, управляющий по работе с общественными организациями.

sod.mos.ru

Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие», созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу.

В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала — по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста.

На сегодняшний день это более чем 1600 человек», — рассказывает Константин Царанов, директор центра «Содействие».

Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…

Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст».

Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15.

«Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», — поясняет Евгений Мачнев, председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». — Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться.

Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».

.com/club13199250

Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал «Баба-Деда». Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте.

«За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, — говорит Анастасия Лазибная, руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов».

— Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».

Волонтерский ресурс

Волонтерство – общий элемент практически всех образовательных программ для пожилых. Пенсионеры охотно используют любую возможность поделиться знаниями и умениями, направить свою энергию на помощь другим.

В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации.

«Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, — говорит Константин Царанов.

— Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».

.com/club13199250

Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне — при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», — уверена Марина Починок, вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014».

Геронтообразование: в чем специфика

Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями.

«Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это — общемировая практика», — отмечает Константин Царанов.

«Герагогика близка к педагогике, — развивает тему Евгений Мачнев. — Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность. Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников. В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».

.com/club13199250

Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, — отмечает Екатерина Лёвшина. – Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними».

Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать.

По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.

Деликатное обучение

Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны. Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс.

«Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда.

Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», — поясняет Юлия Мальцева, замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов.

Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», — добавляет Евгений Мачнев.

timchenkofoundation.org

Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный.

«Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, — делится Константин Царанов. — Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке.

Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».

Стереотипы обывателя и работодателя

«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», — считает Мария Морозова.

Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов.

О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом.

Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».

Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, — говорит Анастасия Лазибная.

— Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет.

Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».

История с продолжением

В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни.

«Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли. Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», — рассказывает Евгений Мачнев. — То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых.

Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»

old.50plus.ru

Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, — говорит Екатерина Лёвшина.

— Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах.

Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».

old.50plus.ru

«Самый главный драйвер для людей после 55 — это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», — уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.

Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2015/08/03/obrazovanie-dlya-pozhilyh-eto-pohozhe-na-printsip-obucheniya-top-menedzherov/

Поделиться:

Нет комментариев