Кризис 6 лет

Содержание

Возрастной кризис 6-7 лет

Кризис 6 лет

Если о кризисах трехлетнего карапуза и мятежного подростка так или иначе слышали все, то кризис семи лет проходит зачастую как-то незаметно. Теряется что ли на фоне первого новенького ранца и набивших оскомину еще в детском саду палочек и крючков. Между тем, это достаточно важный этап развития маленького человека.

Кризис не прощает небрежения к себе и если не обратить на него внимания, может оставить на память не самые приятные последствия вроде низкой успеваемости, проблем в общении, нежелании учиться, а порой – и невроза. Но этого можно избежать, если вовремя заметить проявления кризиса и помочь своему сыну или дочке их преодолеть.

Как проявляется кризис семи лет?

Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?

  • Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
  • Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
  • Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
  • Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
  • Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
  • Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.

Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.

Что происходит с ребенком

Мама одного теперь уже взрослого мальчика как-то грустно заметила: «В семь лет у них закрывается душа». И, действительно, еще совсем недавно ребенок был полностью открыт миру.

Все чувства, все эмоции были написаны у него на лице, и всегда было понятно, что он сейчас чувствует, почему огорчается и чему радуется. Теперь все сложнее.

В психологии этот процесс называется потерей непосредственности и импульсивности.

Вместо первого (и, заметим, основного) порыва «Я хочу!» теперь появляется идея «А что за этим будет?».

Разумеется, семилетний ребенок тоже может полезть проверять глубину самой большой во дворе лужи только потому, что ему очень этого захотелось. Но теперь он в той или иной мере будет просчитывать последствия этого мероприятия. И, во всяком случае, попытается привести потом себя в более-менее приличный вид, чтобы мама не очень ругалась.

Ее Величество Игра, которая в дошкольном возрасте была для ребенка жизненно необходима, отходит на второй план.

Она очень много дала малышу: именно в ней он учился выстраивать отношения, проигрывал различные социальные роли, игра была основным способом познания мира. Но сейчас ее познавательные функции практически исчерпаны. Нужно что-то другое.

Что именно – ребенок пока и сам не знает. Взрослая жизнь притягивает его, как магнит. На это и нужно сделать ставку.

Ребенок сейчас может и хочет учиться. И, кстати, необязательно читать и писать. С не меньшим энтузиазмом он будет учиться вышивать, петь, строгать и ухаживать за животными. Пришло время для обучения, для вхождения в новый, школьный социум.

Разрешение кризиса

С одной стороны, школа решает проблему нового типа деятельности, в ней ребенок может проявить свою все возрастающую самостоятельность.

Но с другой стороны, для такого успешного разрешения проблемы необходимо, чтобы малыш был готов к школе. А для этого нужно обратить самое серьезное внимание на подготовку к школьной жизни.

Обычно родители заранее записывают будущего первоклассника на курсы по подготовке к школе или надеются на помощь детского сада.

С интеллектуальной частью дело обстоит проще – не так сложно научить ребенка читать и считать. Гораздо труднее подготовить его психологически. Очень важно, чтобы ребенок мог легко наладить контакт со сверстниками и учителями: в нужный момент уступить, а в нужный – защититься, умел подчиняться общим правилам и, вместе с тем, отстаивать свое мнение.

И поэтому если уровень психологической готовности к школе был низким, то через кризис ребенку придется пройти не перед школой, а в первом-втором классах.

Прекрасно, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло. Например, так.

В семье растут две девочки – Насте 17, Ирочке – 6. С недавнего времени мама стала замечать, что Иришка буквально до последних мелочей копирует старшую сестру – в походке, манере разговаривать, одежде, прическе и пр. Согласитесь, что молодежный стиль и взрослые интонации у шестилетней девочки выглядят нелепо.

Настя серьезно занимается живописью и лепкой, готовится к поступлению в художественный вуз. И к своему увлечению ей удалось приобщить младшую сестру. Ириша тоже стала много рисовать и лепить, заинтересовалась историей искусства.

Внешние атрибуты «взрослости» отошли на второй план, ведь отныне у них с сестрой появилось общее дело, что гораздо важнее.

Тактика для родителей

Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – что ребенок хочет и может быть самостоятельным. Известный российский психолог Ю.Б.Гиппенрейтер предлагает такие несложные правила для родителей будущих и состоявшихся первоклассников:

  • Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”
  • Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Правило 3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”.

Как это выглядит на практике?

Например, вы зовете сына обедать, а он не реагирует и продолжает заниматься своим делом. Когда, наконец, он появляется на кухне, суп уже давно остыл.

Конечно, лучше, если вся семья соберется за столом вместе, но если уж так не получилось, дайте ребенку возможность и дальше проявить свою самостоятельность.

Предложите  ему самому разогреть еду, а потом помыть тарелку, так как все уже поели и вам надо заниматься другим делом.

Переход на новый этап развития – это не только новые права, но и новые обязанности.

Быть взрослым – это не только когда тебе разрешают самому сходить в гости к другу, но и когда ты можешь присмотреть за младшим братиком или сестренкой.

Не бойтесь проявить свою «слабость», пожаловавшись на усталость или плохое самочувствие. Дайте ребенку возможность поухаживать за вами, проявить заботу и внимание.

И не отчаивайтесь! Любой кризис когда-нибудь кончается. Особенно приятно осознавать, что ваш ребенок (а вместе с ним – и вы) первый и последний проходит через очередной трудный этап развития. Это совершенно закономерно, и означает лишь то, что ваше сокровище растет. Помогите ему в этом нелегком деле! (с).

Источник: http://sun.ucoz.com/publ/dlja_vas_roditeli/sovety_psikhologa/vozrastnoj_krizis_6_7_let/3-1-0-163

Кризис 5 лет у детей: советы психолога Нивина Р.С. родителям

Кризис 6 лет

Совсем недавно вы умилялись крошечным пяточкам, а теперь знаете все про кризис 5 лет у детей и ищете советы психолога, которые помогут вам пережить переходный возраст. Действительно, в 5 лет ребенок переживает сложный период становления себя, как личности. Именно в этом возрасте окончательно формируется характер в своих основных чертах.

Основные признаки кризиса

  • Вы все чаще слышите слово «нет», ребенок стремится выйти из под вашего контроля. Чем жестче контроль, тем активнее и яростнее протест.
  • Нарушение запретов. Вы запрещаете входить в комнату, а что будет, если войти? А если взять мамину косметику? Если испортить одежду, как быстро родители побегут покупать новую? Вариантов миллионы и все необычайно интересные.
  • Ребенок пробует границы своих возможностей. Что будет, если вам нагрубить? Накричать на родителей? Попробовать им приказывать? Какие способы управления родителями работают лучше всего? Все это требует эксперимента. Вам придется запастись терпением и четко показать его границы.
  • Эксперимент продолжится и на окружающих. Позвать красивую девочку замуж, ударить ее, если она откажется, плюнуть, укусить. Можно ли пачкать одежду пассажиров в транспорте? Что будет, если схватить шоколад и выбежать из магазина? Дайте ребенку понять, что вы бесконечно любите его, но он – самостоятельная личность, а не только член семьи. Не всегда вы будете его защищать. Существует и личная ответственность.

Позитивные моменты кризиса в 5 лет

Именно сейчас вы можете выявить сильные стороны своего ребенка, и определить направление его дальнейшего развития.

Дети, которые всерьез увлечены искусством, игрой на музыкальных инструментах, спортом, участием в детских танцевальных или музыкальных ансамблях, моделированием, переживают кризисы без особых проблем.

Они заняты делом, знают, к чему стремиться, увлечены текущими и будущими задачами, активно строят базу для дальнейшего успеха.

Даже если ребенок не станет выдающимся пианистом или игроком сборной, детская увлеченность и навыки, полученные в нежном возрасте, помогут в дальнейшей самореализации. Не упустите момент.

Искушение не портить ребенку детство, дать побольше свободы, позволить девочке побыть просто Светочкой или мальчику – просто Мишаней может быть очень велико.

Ребенок, которому родители помогли правильно и с пользой преодолеть детский кризис в 4-6 лет, получает конкурентное преимущество перед сверстниками, которым позволили «просто остаться собой». Это станет очевидно в самом сложном кризисе взросления в 14-17 лет, когда ребенок вынужден думать, как он будет сам строить свою будущую самостоятельную жизнь без родителей.

Рекомендации родителям

  • Хвалите, хвалите, хвалите. Особенно, если видите реальные перспективы. Вы можете направить своего ребенка, указать ему направление развития.
  • Находите точные слова для конкретной похвалы. Сказать мальчику – «Андрюшенька молодец, Машенька умница» — совершенно недостаточно. Хвалите не ребенка, а его действия – ты прекрасно держишь ракетку, прямо как настоящий профессионал! Как красиво ты забил в десятку, не думал, что такое возможно! Как быстро ты разобралась с картой ночного неба, я запоминал, где какая звезда больше полугода! Позвольте ребенку превзойти себя. Но для этого должны быть серьезные основания. Не хвалите все подряд.
  • Дайте ребенку больше возможностей, больше впечатлений, больше шансов найти себя. Идите в музеи и на выставки – космонавтики, сельского хозяйства, кибернетики, животноводства, архитектуры и так далее. Идите в цирк и в театры. Обсуждайте увиденное, делитесь и обменивайтесь впечатлениями.
  • Научите ребенка формулировать и выражать свое мнение, строить аргументы, приводить доводы, убеждать. Ему это необходимо, чтобы цивилизованно строить общение. Дети, которые не умеют выражать свое мнение вербально, вынуждены использовать другие способы выражения протеста или возражения – кричать, падать на спину и дрыгать ногами, мычать, убегать, игнорировать ваши просьбы, хлопать дверями. Все это делается в надежде, что вы сами расшифруете сигналы и сделаете правильные выводы. Возможно, родители и пойдут навстречу. Но в жизни ребенку придется общаться не только с родителями. На школьных учителей хлопанье дверьми, мычание, молчание и игнорирование не произведет никакого впечатления.
  • Уделяйте ребенку внимание, найдите то, чем он любит заниматься больше всего. Это активный процесс. Может быть, выяснится, что больше всего ребенок любит пинать мячик. Почему бы и нет? Отведите его в школу футбола и у него появятся новые горизонты, настоящее взрослое увлечение.
  • Моделирование, конструирование, создание городов из бумаги выдают будущего архитектора. Работа сложная и требующая серьезного знания математики, усердия, точности, но основы и вектор дальнейшего движения вы можете заложить уже сейчас. Готовые конструкторы не позволяют всерьез сосредоточиться на строительстве и моделировании – их уже сделали и подготовили для малышей. Но собственные конструкции – уникальны, ими можно хвастаться и получать восхищение окружающих.
  • Не позволяйте ребенку скучать. Займите его, будьте с ним, интересуйтесь его успехами, помогайте ему. Чем скорее малыш сможет найти себя, тем интереснее будет его дальнейшая жизнь, тем проще ему будет пережить последующие кризисы в 6 и в 7 лет, связанные с походом в школу. Ребенок, который может позволить себе скучать целыми днями, играя со смартфоном и обдумывать одни и те же, характерные для этого возраста мысли – «а что будет, когда я умру, почему мы умрем, что будет после смерти, почему и зачем мы живем» — располагает слишком большим ресурсом времени. Именно свободное время и безответственность позволяют малышу капризничать и перестать выходить на контакт. Действительно, зачем надевать колготки, если мы все умрем? Зачем учить буквы, если все умрут?

Увлекайте ребенка полезными и важными для него делами, дайте ему важную роль, позвольте ему занять достойное место рядом с вами.

Как найти ребенку важное дело в городском доме

В деревнях ребенок 5 лет – активный помощник, который способен полоть огород, шить, вышивать, пасти, кормить и поить птиц. У ребенка нет возможности задумываться, зачем он вообще нужен – он точно знает, что нужен, что он важная часть семьи, он полезен и его труд имеет значение для всех.

Дайте ребенку его собственное дело, с которым он будет справляться самостоятельно, получая заслуженную похвалу. Может быть, стоит доверить ребенку прогулки с собакой или уход за домашним животным или за аквариумом – это вполне по силам.

Разрешите ребенку ухаживать за растениями, выращивайте полезную зелень, проращивайте лук.

Готовка – это увлекательный и творческий процесс. Научившись готовить, ребенок начнет больше себя уважать – он управляет сложными приборами, ему доверяют острые предметы. Это серьезно.

Многие дети обожают чистить обувь и аккуратно расставлять ее, умело пользуются специальными средствами для блеска или для замши.

В городской квартире выделить область ответственности ребенка непросто. Если вы решите занять ребенка помощью по дому, уборкой, то он быстро разочаруется.

Конечно, ребенка следует привлекать к уборке, но это не вызовет большого энтузиазма. Вряд ли ребенок видит свое будущее в карьере уборщика. К тому же, к уборке у родителей всегда возникает множество придирок.

Это уже не область самостоятельности, а повинность под жестким контролем, и даже возможная уязвимость.

Заключение

Кризис пяти лет – непростой и для вас, и для ребенка. Используйте его возможности максимально. Дайте ребенку возможности реализации себя, помогите, направьте, похвалите. Научите правильно строить отношения, договариваться. Займите ребенка чем-то полезным, чтобы он понимал свою значимость.

Источник: http://nivin.ru/kak-perezhit-krizis-5-let-u-detej-sovety-psihologa/

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Кризис 6 лет

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных.

Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением.

Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях. 
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их восприятия. Любые ограничения должны выставляться как советы, пожелания. Явная негативная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять свой авторитет, но на этом этапе важнее выстроить доверительные отношения. Тем более, что инстинктивно дети всегда тянутся к старшим, прислушиваются к их советам.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями маленького человечка впоследствии избавит от боязни публичных выступлений. 
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он чувствовал себя значимой частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте крохе о финансовом состоянии семьи. Это позволит вам добиться того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать крупных покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономической стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Достаточно сказать, что временно деньги есть только на необходимые вещи.
  4. Запрещено использование насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные истязания приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самооценку.

Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Рекомендации психолога

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:

  1. Большинство конфликтов возникают из-за категоричности требований и большого количества условий, которые должно выполнять чадо. Старайтесь направлять ребенка мягко, приводите примеры из жизни, придумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать наперекор взрослым – нормальное явление. Пусть кроха один раз прочувствует, что поступил неверно, а потом вам останется лишь напоминать ему об этом. Разрешите ему не надевать шапку, вскоре он сам поймет, что зря пошел без нее.
  3. Дайте возможность спорить, пусть ребенок приводит аргументы своей правоты, а вы будете внимательно слушать. 
  4. Забудьте про четкий распорядок дня. Не нужно составлять расписание на каждый день, дайте школьнику неделю, и он выстроит для себя удобный режим работы или отдыха. Мягко напоминайте лишь о необходимости домашней подготовки.
  5. Найдите несколько положительных примеров среди героев книг, мультфильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочитать повесть Носова про Витю Малеева. Это произведение также подойдет малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.

Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.

Источник: https://pups.su/psihologiya/kriciz-7-let.html

От игры к учебе, или кризис 6-7 лет – Психологос

Кризис 6 лет

Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы «читали» их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя – внутренняя – жизнь, и он не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.

1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но… не очень, и импульс «хочу» у него куда сильнее, чем мысль: «а что подумают обо мне другие…

» и «к чему это приведет». Собственное импульсивное желание обычно перевешивало.

Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!) – и поскачет, очень захочется поводить паровоз – перевернул стулья, уселся на первый – и «ту-ту-у-у» – поехали!

Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, «что будет, если…», и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но… пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть – чтоб мама не заметила.)

2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше.

По крайней мере, он усиленно учится этому.

Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.

3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде.

Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе.

Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель – обобщается.

И из этой «суммы» делаются выводы «какой я» и «как ко мне относятся». И эта «сумма» напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается.

Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в «салки», даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется.

В чем дело? Она «суммировала» все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет.

Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И все – никакие силы не заставят ее теперь гонять с подружками по двору.

Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.

4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.

Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

«Хочу, но не могу!»

Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а взрослые-то все знают и все могут, им все дозволено и они сами решают, что «можно», что «нельзя».

Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам хочется стать такими же – ужасно хочется. Вообще-то они уже пробовали «повзрослеть».

Подражали нашему поведению и повторяли (на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых (врачей, летчиков, воспитателей, поваров), были «папами-мамами», пытались докопаться до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то «взрослые» предметы.

Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но… пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не хватает. Чего же? Может быть, какого-то особенного уменья? Неизвестно…

Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». А значит, начинается ломка старых стереотипов. Специалисты сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. И как только это приходит – тут же начинается перестройка и «перекройка» отношений с окружающими людьми.

Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и «опекатели», позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний. (А не поведут – дети пойдут сами, на свой лад перекраивая и перестраивая картину мира.

) И все это означает, что:

Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис – кризис 6-7 лет.

По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.

Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя… мм-м-м-м… как-то не так, дайте ребенку возможность активно учиться – и все будет в порядке.

Не пугайтесь, что он маленький и «не потянет» школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок «Хочу все знать», изучать азы домашнего хозяйства – это тоже ученье.

Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.

Сигнал для родителей

Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.

Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: «Что случилось?» – не ответит. Потому что просто не поймет, что вы имеете в виду.

Просто хочется – и все; ну – хочется так, по-другому, себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения.

Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки – привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.

Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему – и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное.

Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.

Со мной лично случилось вот что. Уж в чем провинились наши соседи – не знаю, но мне вдруг страшно надоело здороваться с ними. И тогда я решила назначить себе выходной: раз в неделю обойтись без «здрасьте!», то есть ни утром, ни днем, ни вечером, решила я, не здороваюсь ни с кем во дворе. Сказано – сделано. В свой «законный выходной» я молча проходила мимо всех знакомых тетей и дядей.

Они мне: «Здравствуй, Ниночка», – а я ни гу-гу. Помню, как от собственной дерзости было мне немножко не по себе, но… потрясающе приятно. Родители недоуменно разводили руками, что-то объясняли упрямой дочке и на чем-то настаивали. А я молчала и думала: «Без вас знаю», – и гнула свою линию.

А как я уж-жасно гордилась, какая я стойкая и решительная и не поддаюсь ни на какие уговоры! Все – решаю – сама!

Кстати, «завязала» я с выходными от «здравствуйте» сразу же, как только на мою временную бескультурность махнули рукой.

Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность – в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, – ведь правда? Так и тут.

«Умственный голод» начинает терзать нашу детку и толкает на поиски «чего-то вкусненького». И каждый ребенок ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность учиться – это будет самое вкусное блюдо для него.

Дайте ребенку возможность насыщаться – удовлетворять свой «умственный» голод – и ему некогда и незачем станет бороться с вами.

Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться.

На смену игровой мотивации пришла другая – познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.

Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле.

Учиться – это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой.

Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа.

Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество – компетентность.

Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется.

Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.

Раньше он узнавал этот мир «снаружи» – глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил – теперь он будет узнавать его еще и «изнутри», чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.

Три задачи для ребенка

На этой школьной ступеньке ребенок должен:

  1. научиться учиться и получать от этого удовольствие;
  2. научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);
  3. обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку – вверх – по лесенке развития.

Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориентируйте себя правильно.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ot-igry-k-uchebezpt-ili-krizis-6-7-let

Кризис 7 лет, рекомендации родителям

Кризис 6 лет

Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям.

Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему дошкольному, обычно сопровождается определенными изменениями в его характере и кризисом в воспитании.

Долго наблюдаемый и изучаемый психологами, этот критический период детства был условно назван «кризисом 7 лет». Возрастной кризис обычно связан с перестройкой распорядка ребенка – с переходом от дошкольного к семилетнему школьному статусу.

Основными характеристиками кризиса 7 лет у ребенка являются вопросы дисциплины, и сложности в соблюдение им социальных правил.

Возрастные кризисы у детей: кризис 7 лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет.

На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями.

Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже.

Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет.

Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания.

Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными.

Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом.

В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе.

К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями. Психологами доказано, что кризис 7 лет ожидаемым образом отражается на поведении вашего ребенка.

Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:

  • нелепым вредным поведением;
  • искусственной наигранностью;
  • плохой усидчивостью и вертлявостью;
  • во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
  • одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.

Во время кризиса 7 лет вышеописанные признаки сопровождаются следующими эмоциональными и поведенческими особенностями:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • рассеянность и как следствие, плохая успеваемость;
  • замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших чад появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы;
  • в поисках своего места, многие дети во время кризиса 7 лет начинают заискивать перед старшими и кляузничать на сверстников;
  • в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Симптомы кризиса 7 лет

В психологии выделяют 7 основных признаков кризиса у ребенка.

Кризис 7 лет: негативизм

Такое проявление кризиса 7 лет у ребенка необходимо отличать от свойственного ему непослушания.

Характеристикой кризиса 7 лет у ребенка является его отрицательного отношения к просьбам родителей – беспочвенный и повсеместный отказ от того, что просит его взрослый.

Не прибегайте к наказаниям в такой ситуации, ведь даже основательный разговор и объяснения вряд ли помогут в этом случае. А вот если в момент просьбы ваше чадо чем-либо увлечено – это обычное непослушание и уж с этим можно справиться.

Кризис 7 лет: упрямство

В этом случае ребенок безапелляционно требует что-либо от взрослого. Мотивом такого поведения ребенка в кризис 7 лет является нежелание обладать вещью, а сам процесс самоутверждения в своих глазах и глазах взрослых. Скорее всего, сама вещь не особо принципиальна для него в этот момент, целью такой настойчивости является необходимость добиться того, чего он требует.

Кризис 7 лет: строптивость

Это проявление возрастного кризиса 7 лет направлено, скорее, на отрицание распорядка и уклада, который ему пытаются навязать: ходить в школу, вставать, рано, сидеть на занятиях, учить уроки и прочее.

Кризис 7 лет: своеволие

В период кризиса 7 лет такая характеристика поведения, как своеволие проявляется в желании все делать самостоятельно, то есть быть независимым от желаний, указаний и помощи взрослых.

Кризис 7 лет: протест

В процессе адаптации к новым социальным условиям, укладу, правилам поведении и порядку жизни у ребенка происходит повсеместное отрицание. Поэтому кризис в возрасте 7 лет проходит под знаком ссор.

Кажется, что ваше чадо находится в непреодолимом конфликте со всеми и каждым.

На самом деле в психологии кризис 7 лет связан с внутренними конфликтами ребенка по адаптации в окружении, которые он выплескивает на всех и вся.

Кризис 7 лет: обесценивание

В момент формирования новых ценностей в семилетний период, особенностью является кризис идеалов. В это время ребенок говорит на то, что раньше считал белым – черное и наоборот, а также ломает вещи, которые были ему некогда очень дороги.

С удовольствием повторяет плохие слова и грубые фразы, потому что это запрещают родители, и относится с особой жестокостью к другим детям.

Кроме этого, излишне опекаемые родителями дети, начинают проявлять деспотизм по отношению к остальным членам семьи, практически подчиняя своей воле уклад всех ее членов.

Как узнать, что у ребенка кризис 7 лет: анкета для родителей

В нижеприведенной анкете дайте ответы на вопросы с максимальной честностью:0 – если такое поведение отсутствует у вашего ребенка;1 – что-то такое вы замечали, но не уверенны;

2 – это именно то, что с моим ребенком происходит.

Вопросы для определения признаков кризиса 7 лет ребенка

  1. Я стала замечать большие изменения, кажется, мой ребенок стал совершенно другим.
  2. Мой ребенок часто не слушает меня и грубит, когда я прошу его не перебивать взрослых.
  3. Ребенок перестал сам учить уроки, не увлекается играми, которые еще недавно вызывали дикий интерес, а только часами гуляет с друзьями.

  4. Я стала с трудом отводить ребенка в детский сад/или начальную школу – он напрочь отказывается туда ходить.
  5. Мы часто играем с ним/ней в школу.
  6. Мой ребенок стал вредничать и до посинения настаивать на своей точке зрения.
  7. Гримасы, позирование, разговор писклявым голосом – его постоянное поведение.

  8. Все родные беспрерывно находятся с ним в конфликте. Кажется, его не устраивает абсолютно все.

Анализ ответов

Просуммировав все ответы, вы получили цифру от 0 до 20.

  • Если у вас итоговая цифра от 11 до 20, то ваш ребенок сейчас находится в стадии кризиса 6 – 7 лет. Поэтому вам необходимо пересмотреть и свое поведение в корне. Поскольку ваше активное действие или пассивное бездействие могут сильно сказаться на направлении его воспитания.
  • Если ваше число составило от 6 до 10 балов: скорее всего, это последствия неправильного воспитания ребенка и возрастной кризис 7 лет пока не начался. Но обратите на это внимание и в ближайшем времени постарайтесь откорректировать ситуацию правильным воспитанием.
  • Для родителей с суммой баллов от 0 до 5 рекомендуется понаблюдать за поведением ребенка. Для семилетнего возраста ваш ребенок слишком спокоен. Возможно, кризис 7 лет проходит глубоко внутри, что явно не на пользу вашему чаду.

Кризис 7 лет у ребенка: скорая помощь

  1. Не паникуйте, это лишь очередная сложность, которую вы обязательно преодолеете. Как и любые болезни, кризисы – это лишь временное в вашей жизни. Просто правильно ведите себя, и вскоре все придет в норму.
  2. Одной из причин острого проявления конфликтов кризиса 7 лет является несоответствие именно вашего отношения к ребенку.

    Может быть, дайте ребенку немножко свободы – пусть сам в себе разберется. Не так сильно ограничивайте его – только контролируйте и направляйте бережно.

  3. Ваш малыш уже вырос – не нужно так опекать его. Дайте ему возможность расправить крылья, и когда он сам придет за советом, тогда уж и вы покажете свою родительскую заботу.

  1. Все негативные симптомы кризиса 7 лет у ребенка связаны с внутренним протестом относительно возрастающих требований дома и в школе. Слишком много в одночасье переходит в категорию «нужно делать», а у ребенка сразу же появляется бесконечное «не хочу – не буду».

    Рекомендации кризис 7 лет: корректно завуалируйте ваши «должен» так, чтоб ребенку самому захотелось это выполнить. Расскажите поучительную историю, где авторитетный для него герой показывает ему пример такого поведения.

  2. В кризисные 7 лет ребенок уже может принимать решения, основываясь на личном опыте.

    В период очередного отказа не насилуйте его своим авторитетом – напомните как ему было холодно, когда он недостаточно хорошо оделся или как болел животик в прошлый раз от такого количества сладкого.

  3. Давайте ребенку возможность спорить с вами. Если в кризис 7 лет у него имеется свое мнение, пусть аргументирует его.

    В таком случае он научится безосновательно не требовать чего-либо, а вы научитесь слышать и считаться с его мнением.

  4. На переходном этапе кризиса 7 лет рекомендуется сразу не переключать ребенка с игрушек на книги и письмо. Вводите школьные предметы постепенно, даже играючи.

    Разрешайте вашему чаду расслабиться за любимой игрой, при этом повторяйте слова, заданные на дом. Или рисуйте буквы вместе цветными маркерами. Чем больше вы вовлечены в новые процессы вместе, тем лучше они входят в повседневный порядок ребенка.

  5. Особенностью кризиса 7 лет является непослушание.

    Если ребенок отказывается придерживаться обычного распорядка дня – не заставляйте его. Уточните, сколько времени ему понадобится, чтобы закончить все дела – пусть чувствует себя взрослым.

    Во время кризиса 7 лет психологи рекомендуют общаться с ребенком на равных: задавать взрослые вопросы, давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

  6. В кризис семи лет ребенок хоть и взрослеет, но все же глубоко еще остается ребенком.

    Ставьте в пример сказочных героев, благо сейчас масса поучительных мультфильмов с глубоким смыслом. Так вы смещаете авторитарную позицию с себя и сглаживаете «необходимость что-то делать» с помощью прочих факторов.

  7. Важная рекомендация во время кризиса ребенка в 7 лет: не относитесь к ребенку как к своей вещи.

    Да, вы его родили и вырастили, но он отдельная личность и не обязан быть абсолютно похожим на вас. Самые сильные проявления симптомов кризиса 7 лет происходят именно из-за поведения родителей. Когда все начинается, не считайте, что ситуация выходит из-под вашего контроля, и не думайте, что ваша «игрушка» сломалась. Не бросайте все силы, чтоб ее починить. Вы должны справиться со своими родительскими чувствами и понять, что ребенку сейчас куда труднее вас. Вы рука об руку должны вместе пройти этот кризис 7 лет. Ваша основная задача, как родителя, поддерживать и направлять ваше чадо в этот важный и не простой для вас обоих период.

Кризис 7 лет.

Источник: https://missbagira.ru/themes/ya-mama/krizis-7-let-rekomendacii-roditelyam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.