Кризис 17 лет

Юность… Прекрасный возраст. Ощущение того, что вся жизнь впереди, столько открытых возможностей!

Характеризуется переходом от подросткового возраста к взрослой жизни.

Юношеский возраст охватывает временной период от 16 лет до 21 года.

К этому возрасту завершается физическое развитие, а в психологическом плане формируется самосознание, решаются вопросы самоопределения, поиска дальнейших жизненных планов. Личность стабилизируется, молодой человек способен сам отвечать за свои решения.

Если подросток смотрит на жизнь с позиции настоящего, то юноша (девушка) смотрит на настоящее с позиции будущего. Человек оканчивает школу, и на пороге взрослой жизни он стоит перед выбором дальнейшего пути: кем быть, какую профессию выбрать, где продолжить обучение. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность.
 

Содержание

Выбор пути

Необходимость выбора жизненного пути связана с возникновением очередного переломного момента в жизни человека, так называемого кризиса юношеского возраста или, условно говоря, кризиса 17 лет.

Выйдя из стен школы, юноша или девушка стоит на пороге самостоятельной взрослой жизни. Столько дорог впереди, нужно решить, как дальше строить свою судьбу.

Многие испытывают страх перед неизвестностью: раньше все было просто и понятно – школьные годы, жизнь под крылом родителей, а теперь нужно определяться с тем, что делать дальше, естественно в такой ситуации юноша испытывает стресс.

Поэтому нелишней будет поддержка близких людей, возможно, мудрый совет поможет определиться с дальнейшими планами.

Выбор профессии

Главной задачей является выбор будущей профессии, поиск соответствующего учебного заведения. Если молодой человек не смог поступить в учебное заведение, то кризис проявляется у него наиболее остро. Ему кажется, что произошла катастрофа, его планы рушатся на глазах. Это всё очень тяжело переживается.

Нужно вновь начинать работу по самоопределению. Опять жизнь ставит перед выбором: либо выбирать другое учебное заведение, например, менее престижное, где меньше конкурс, или же отложить поступление в выбранный ВУЗ на следующий год.

Некоторые идут работать.

Так или иначе, юношеский возраст предполагает большую или меньшую степень независимости от родителей.

Некоторые молодые люди в этом возрасте создают собственные семьи. Молодые супруги нередко сталкиваются с трудностями: они еще не вполне зрелые личности, часто влюблённость воспринимают как любовь.

Вступая в брак, некоторые люди еще не до конца понимают степень ответственности, которая им предстоит, ведь с появлением семьи возрастает груз обязанностей.

И часто происходит так что, молодая семья больше надеется на помощь родителей, чем на самих себя.

Всё это, конечно, может усугубить переживание кризиса.

Если молодой человек или девушка вынуждены начать работать, то впереди еще адаптация на новом рабочем месте. Приспособление к коллективу, к новому режиму дня, приобретение новых трудовых навыков вызывают трудности у юноши.

Еще один негативный момент, усугубляющий течение кризиса юности может вызвать необходимость службы в армии. Ни для кого не секрет, что в сегодняшнее время молодые люди испытывают страх перед армией. Большие физические нагрузки, психологические трудности – всё это сложно пережить молодому человеку.

В юности человек начинает понимать, что он в ответе за свою дальнейшую жизнь. Это пора принятия ответственных решений, самоопределения.

Начинает формироваться свое мировоззрение.

Человек понимает, что только от него зависит то, каким будет его место в жизни, это касается выбора будущей профессии, спутника жизни. Множество различных вариантов выбора иногда страшит, ведь хочется правильно выбрать себе дальнейший путь, не ошибиться, чтобы не терять время. Юности всё еще присущ максимализм, когда хочется всё и сразу.
 

Как преодолеть кризис

Прежде всего, нужно верить в себя и ничего не бояться. Если вы сделали неправильный выбор, то не стоит унывать – жизнь еще даст шанс всё исправить.

Не бойтесь неудач – ведь юность – это время, когда впереди еще вся жизнь. В это время еще позволительно делать ошибки.

Любите жизнь – она прекрасна!

Это самое ценное, что есть у человека. Не торопите время, если вы выбрали ВУЗ – учитесь, студенческие годы замечательные и неповторимые.

Если выбрали профессию – осваивайте её. Сейчас вы полны сил и находитесь в наиболее работоспособном возрасте. Сейчас происходит самое бурное развитие личности, самые творческие идеи и изобретения присущи юным людям. Помните, что юность – чудесная пора, время романтических свиданий, первой любви.

Наслаждайтесь жизнью и не торопите время, пусть всё идет своим чередом, и тогда кризис успешно минует, позволив вам вступить на новую ступень вашего развития.

Продолжение следует…
В следующей статье речь пойдет о молодости и зрелости, и о том, какие кризисные моменты возможны в этом возрасте.

Автор
Евгения
для Женского журнала “Прелесть”
 

Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/vozrastnye-krizisy-krizis-17-let

Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.

Возрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка   считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой.  Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.

Общение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса.

    Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.

  3. 3 фаза называется посткритической.

    На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию.

Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости — проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Признак кризиса — отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости — признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы:   Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис

  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как   личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет.

Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

: Подростковый кризис, советы психолога

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/kak-perezhit-podrostkovyj-krizis.html

Человек проходит ряд стадий в своем развитии, от младенчества до глубокой зрелости. И в течение жизни каждый из нас неизбежно сталкивается с кризисами.

Что такое возрастной кризис?

Человек — существо социальное. Мы живем в обществе, взаимодействуем с другими, ведем определенную деятельность. Вне общества мы существовать не можем, и оно диктует нам необходимость освоения новых правил поведения, расширения спектра социальных ролей и функций.

Когда-то у каждого из нас была лишь одна социальная роль – ребенок, и взаимодействие с обществом сводилось к общению с матерью. Позднее мы включаемся в игровую, учебную, трудовую и другие деятельности, у нас появляются роли: «супруг», «родитель», «сестра» и многие другие.

Человек обладает психикой, которая развивается на протяжении жизни, и психика у человека тоже социальна. На каждом этапе развития формируются качества психики, которые ранее отсутствовали, но были подготовлены всем ходом предыдущего развития. Речь, образное мышление, произвольное внимание, мировоззрение – вот некоторые примеры структур и качеств психики.

В определенный момент социальная ситуация развития вступает в противоречие с новым уровнем психического развития.

Такое противоречие приводит к слому прежних и построению новых отношений со средой. В целом, развитие протекает медленно, плавно, стабильно, происходят небольшие изменения, которые не заметны внешне.

Эти изменения накапливаются, и, в какой-то момент, происходит скачок в развитии, переход на новый уровень. В течение короткого периода личность меняется кардинально. Это скачок в развитии и есть кризис.

Кризис наступает неотчетливо, его границы размыты и могут отклоняться на 2-3 года в ту или другую сторону. Возникает субъективное чувство «Я — другой». Во время кризиса на первый план выходят негативные аспекты развития, процессы отмирания, отпада того, что сложилось ранее.

Программы развития личности как бы затухают. Затухают прежние интересы, происходит отказ от прежних ценностей, а ничего нового как будто не появляется. Но негативное проявление это обратная сторона позитивных изменений. Новое появится тогда, когда будет расчищено место.

Было бы нелепо, если бы прежние ценности, начиная с младенчества, мы тащили бы далее.

В каком возрасте случаются кризисы?

Кризис 1-го года. К концу первого года самостоятельность ребенка значительно повышается. Он владеет ходьбой, хватанием, причем эти действия представлены в генерализованном виде — идет везде, хватает всё. Ребенок впервые сталкивается с запретом. Это вызывает недовольство, яркие эмоциональные взрывы.

Во внутреннем плане происходит разрушение ситуации «мы», ситуации тесного единства. Взрослый был продолжение ребенка. А на 1 году взрослый говорит «нельзя», первый этап психологического отделения ребенка от взрослого.

Кроме того, к 1 году у ребенка формируется высокая потребность в общении, а средство общения (речь) практически не развито.

Кризис 3-х лет. Ребенок отделяет себя от окружающие, начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои чувства, желания, возможности. Начинает использовать местоимение «Я». Он отделяет свои действия от совместных действий со взрослыми и начинает противопоставлять действия.

«Я сам», — классическая фраза 3-х лет. Ребенок пытается определить границы своего «Я», ищет границы своих возможностей, опробует ситуации. Кризис 3- х лет это кризис социальных отношений ребенка со взрослым. Ребенка не устраивают прежние формы опеки и контроля, он нуждается в изменении отношения к нему.

Кризис 7-ми лет. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Его перестал устраивать дошкольный образ жизни, он стремится заняться социально значимой деятельностью, приобрести новый статус. Ребенок чувствует, что детский сад это как-то несерьезно, нестатусно.

Самооценка ребенка перестает быть абсолютно высокой и становится мотивированной (это показатель зрелости, готовности к школе). Основная особенность этого периода — потеря непосредственности, в поведении ребенка появляется что-то искусственное, нарочитое. Внутренняя причина этих изменнеий — обобщение переживаний.

Повторяющиеся ситуации образуют чувства, которые вклиниваются в поведение ребенка, опосредуют это поведение.

Пубертантный кризис 11-15 лет. Происходит мощнейшая перестройка организма — половое созревание. Подросток сравнивает себя с другими, с идеалами, навязанными обществом. Это повышает его тревожность, неуверенность в себе.

На этом этапе решается важная личностная задача — осознание единства и непрерывности своего «Я», осознание ценности своей личности. У подростка появляется представление о себе как о взрослом человеке, он требует изменения отношения к себе. Ведущая деятельность на этом этапе — общение со сверстниками.

В этом общении идет формирование личности, понимание себя, построение Я-концепции, закладывается модель будущих социальных отношений.

Кризис 17 лет. Возникает на рубеже привычной школьной жизни и взрослой жизни. Изменяется социальная ситуация развития, появляется задача самоопределения, в том числе, профессионального. У подростка возникает необходимость делать выбор.

Самоопределение продолжается в течение жизни, но базовые личностные установки формируются на этом этапе. На данном этапе появляются новые психологические структуры — формирующееся мировоззрение и нравственное самосознание.

Нравственные мотивы, идеалы, ценности начинают выстраиваться в систему, благодаря чему поведение становится более устойчивым и менее зависимым от ситуации и обстоятельств.

Кризис 30 лет. Этот кризис еще называют кризисом смысла жизни. Человек оценивает свои достижения за последние 10 лет жизни, а также решения, принятые в юности.

Человек часто чувствует, что благополучие жизни больше внешнее, кажущееся, что жизнь не соответствует его настоящим потребностям, что он хотел не этого. Происходит переоценка ценностей. Возникают переживания, связанные с уходом молодости.

Восприятие времени меняется, темп времени субъективно ускоряется, появляется страх не успеть.

Кризис 40 лет. Человек, с одной стороны, переживает чувство стабильности, а, с другой стороны, сомнения в том, правильно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Появляются вопросы:

  • Для чего я живу?
  • В чем смысл жизни?
  • Неужели для этого я родился?
  • Неужели ничего больше в жизни не будет?

Такие мысли вызывают отрицательные эмоции и даже депрессию. Человек понимает, что наиболее активный, продуктивный период уже в прошлом, а общество ждет результатов. Физические силы, внешняя привлекательность идут на убывание.

Появляются проблемы со здоровьем, требующие изменения ритма жизни.
Считается, что этот кризис острее переживают мужчины, поскольку общество ждет от них больше результатов.

Возникает чувство, что сейчас последняя возможность все изменить, начать заново.

Кризис ухода на пенсию. Происходит резкая потеря значимого социального статуса. Меняется привычный уклад при сохранившейся трудоспособности. Дети и внуки выросли и перестали нуждаться в опеке. Человек часто чувствует себя оказавшимся на обочине жизни. Проблемы со здоровьем начинают напоминать о себе все чаще. Возникают мысли об ограниченном времени жизни.

Любой кризис дает возможность переосмыслить ситуацию и привнести изменения в свою жизнь.

В качестве профилактики негативных явлений кризисов следует:

  1. Принять кризис как возрастную норму. Это закономерность развития, так должно быть.
  2. Не вытеснять негативные переживания.
  3. Оценить, что можно оставить, а с чем расстаться. Какие цели и ценности перестали быть актуальными.
  4. Поставить новые цели. Новые цели дают новые смыслы. Здесь может быть и получение дополнительного образования, развитие своего дела, хобби.

Кризис успешно преодолевается в том случае, если создается соответствующее возрастному развитию психологическая структура.

Однако, случается «зависание» в кризисе, в результате чего развитие зацикливается, потенциал человека не реализуется. А сам человек начинает испытывать недовольство, раздражительность, тревожность, беспокойство, депрессию.

В своей психологической практике чаще всего я сталкиваюсь с явлениями кризисов 30-40 лет. Я наблюдаю, как люди начинают метаться из крайности в крайность, менять деятельность, разрывать существующие семейные отношения, менять страну проживания.

Но это устранение следствия, а не причины. Внутреннее состояние повсюду следует за человеком, убежать и спрятаться от самого себя не получится.

На консультациях я помогаю людям принять свои переживания, здраво посмотреть на ситуацию, обрести новые смыслы жизни, извлечь пользу из кризиса.

Я не могу избавить человека от кризиса, но я могу помочь эффективно преодолеть этот период, без потери времени, сил, позитивного настроя.

Лариса Артамонова, психолог-консультант

Источник: https://psychologpro.ru/vozrastnye-krizisy-kak-preodolet/

Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода.

Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.

В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств.

Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей.

Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.

Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.

В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию.

Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды.

Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.

Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.

Некоторые особенности возрастного кризиса

Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики. По это же причине, наиболее количество последовательных кризисных вспышек приходится на возрастной период детства и ранней юности, когда эпизоды носят довольно бурный характер.

В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет.

Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке.

Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. Как правило, такую картину всегда дополняют снижение успеваемости в школе и ярким проявлением внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.

Характерной особенностью возрастных кризисов, как в детском, так и более старшем возрасте, является спонтанное возникновение, так называемых новообразований в характере индивида, которые определяют его отношение к различным окружающим факторам.

Следует отметить, что такие новообразования носят ярко выраженный временный характер, быстро появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим.

Словом, не каждое новообразование в личности закрепляется в чертах характера индивида, а только те, которые наиболее прочно, по разным причинам, задерживаются в сознании.

Те, которые приносят положительный эффект и эйфорию своему хозяину, благодаря которым человек понимает, что способен получиться некоторую пользу и удовольствие. Хотя зачастую это осознание полезности является глубоко субъективным и не сочетается с нормами общепринятой морали.

Д. Б. Эльконин сделал попытку несколько материализовать причинность проявления кризисного состояния, связанного с возрастом. Он утверждает, что причина появления кризиса заключается в конфликте между устоявшимися пониманиями человека, возникшими в предыдущий кризису период, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни.

Критическая точка такого конфликта, когда накопленные в настоящем познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливает развитие кризисных признаков. С такими высказываниями сложно не согласится, ведь понятие «возрастной» обязательно предусматривает динамику, в данном случае связанную с количеством прожитых лет.

Возраст, связанный с появлением кризисов

Современная практическая психология владеет достаточным опытом, чтобы сделать попытку ранжирования возрастных кризисов в зависимости от количества прожитого времени.

Кризис новорожденных.

Несмотря на недостаточные возможности проявления вербальных и моторных недовольств, даже в столь маленьком возрасте человеку свойственно некоторое осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и адаптации к новым условиям существования. Многие психологи утверждают, что кризис новорожденных является едва ли не самым тяжелым из всего набора подобного рода кризисов;

Кризис первого года жизни. Этот период очень значим для человека, в первую очередь тем, что появляется возможность вербально излагать свои требования, причем на общем фоне невербальных проявлений аффективных признаков;

Кризис третьего года жизни. Характеризуется формированием и первыми проявления самостоятельности.

Появляется стремление к формированию новых способов общения с взрослыми, появление контактов с другими представителями окружающего социума – своих ровесников, воспитателей в детском саду и так далее.

Для ребенка открывается новый мир непознанных ранее возможностей, которые достаточно эффективно вносят свои коррективы в возможное развитие стрессовых факторов.

Л. С. Выготский выделяет несколько основных признаков кризиса трехлетнего возраста, которые присущи любому здоровому в физиологическом и психическом плане, ребенку. Главным из таких признаков является – негативизм к просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.

Первые признаки упрямства начинаются проявляться именно в этом возрасте – ребенок впервые знакомится с ситуацией, когда не все может быть сделано так, как бы ему хотелось и как он считает правильным.

Тенденция к проявлению самостоятельности, также имеет быть у любого ребенка в возрасте около трех лет. Этому можно было бы дать положительную оценку, если бы ребенок мог объективно оценивать свои возможности. Но, зачастую, это невозможно, поэтому переоценивание его возможностей и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.

Кризис семилетнего возраста. Более правильно этот кризис было назвать школьным, поскольку его проявлению способствует начало школьной деятельности человека.

Кроме того, что учебный процесс заставляет концентрироваться на получении новых знаний, обрастать новыми социальными контактами, знакомиться с позициями своих сверстников, у которых, как оказалось, есть свои взгляды на происходящее вокруг, школьный кризис начинает формировать истинную волю человека, опираясь на его генетически заложенный потенциал. Таким образом, именно благодаря школе у человека формируется понятие либо о своей неполноценности, пониженной самооценке, недостаточном уровне интеллекта, либо – наоборот, повышенного чувства собственной значимости, эгоизма, непреодолимого чувства собственной компетентности и социальной значимости.

Преобладающее число всех школьников занимают одну из двух указанных крайностей и только немногие, благодаря своим генным задаткам и воспитанию, способны занять нейтральное, срединное положения, которое позволяет учиться на ошибках других.

Такие дети, как правило, обладают высоким уровнем интеллекта, на фоне демонстративной неработоспособности, иначе – лености.

Причина тому весьма проста – существует возможность использования своих, более слабых эмоциями, зависимостями и умом, сверстников.

Кроме того, в этот период впервые в жизни начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка, что накладывает смысловой отпечаток на характер его поведения. Маленький человек постепенно начинает пользоваться возможностью обдумывать возможные последствия своих решений, таким образом, его физическая деятельность начинает обретать интеллектуальную подоплеку;

Кризис возраста от 11 до 15 лет. Следующий важнейший стрессовый период в жизни человека, на этот раз, связанный с половым созреванием.

Такая ситуация открывает новые возможности и новые зависимости, которые могут преобладать над старыми стереотипами, причем настолько, что полностью их перекрывают. Этот период еще называют переходным или пубертатным кризисом.

Это первая возможность, позволяющая взглянуть на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий, а не как на обычных сверстников.

Половое влечение способствует формированию своего эго – в это время подростки начинают обращать внимание на свою внешность, прислушиваться к словам более опытных юношей и девушек.

Постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже успели подзабыть о своем подобном периоде. Часто во время пубертатного кризиса требуется помощь психолога или психотерапевта, особенно в проблемных, неполноценных семьях;

Кризис 17 лет. Стимулирован окончанием школьной деятельности и переходом во взрослую жизни. В зависимости от года окончания школы, возраст кризиса может приходиться на период от 15 до 18 лет.

Сейчас возможно разделение проблемы на возрастные кризисы у мужчин и женщин. Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт, который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин.

Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.

Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.

Кризис среднего возраста. Наступает, как правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей, взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений.

Как правило, очень малое количество людей довольно своей жизнью, считая, что прожили свою жизнь недостаточно полноценно или бесполезно.

В этот период наступает настоящее взросление, зрелость, которая позволяет провести оценку смысла своей жизни.

Кризис выхода на пенсию. Как и кризис новорожденных, является одним из самых тяжелых в жизни человека. Если в первом случае человек на осознает критического воздействия стрессовых факторов, то во время последнего кризиса, ситуация ухудшается полноценным восприятием и осознанием.

Этот период одинаково тяжело переживают и женщины и мужчины. Особенно это касается острого чувства невостребованности на профессиональной арене – человек еще сохраняет свою работоспособность, чувствует, что может принести пользу, однако его работодателя не устраивает подобное положение вещей.

Несколько улучшает ситуацию появление внуков, особенно это смягчает течение возрастного кризиса у женщин.

Биологическое старение, ряд серьезных заболеваний, одиночество вследствие смерти одного из супругов, понимание скорого завершения жизненного процесса, очень часто приводят к ситуации, когда начинает требоваться помощь специалиста.

Источник: http://onevroze.ru/osnovnye-xarakteristiki-vozrastnyx-krizisov-v-zhizni-cheloveka.html

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть.

Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье).

А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму.

Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек.

Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке.

Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением.

Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка.

Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга.

Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него.

Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения.

Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются.

Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка здесь.

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность.

Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е.

мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка здесь.

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение.

И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем.

Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д.

При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания.

Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте здесь

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы.

Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии.

В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему.

Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью.

С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства.

С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления.

Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии.

Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

Источник: http://agushkin.ru/vospitanie/psixologiya/krizisy-u-detej-po-godam-1-3-7-14-17-let.html

Поделиться:

Нет комментариев