Гендерные отношения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гендерные отношения

1.1 Гендер и гендерное самосознание

1.2 Объединительная парадигма в гендерных исследованиях

Глава 2. Дискурсивный феномен гендерных отношений

2.1 Социальное конструирование и феминистское движение

2.2 Проблема субъекта гендерных отношений

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле.

Наиболее гендерно сензитивными оказываются антропология, психология, социология, отчасти филология и философия; гендерно нечувствительными – политология, история, экономика.

Можно согласиться со следующими утверждениями: «в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология», «достаточно очевидным является то, что самое интенсивное их (гендерных исследований – ЕЗ, АТ) распространение происходит через социологию».

В последнее десятилетие мы является свидетелями и участниками изменения дискурсивной ситуации: происходит вхождение современной социальной теории в освобожденный российский дискурс.

Российский (теоретический) дискурс в настоящее время является открытым; он находится в состоянии усвоения, освоения, восприятия, впитывания, «переваривания» множества социальных теорий самого разнообразного происхождения. Среди них – и классические подходы, и те, которые выросли как их критика.

Такая дискурсивная всеядность компенсирует дискурсивный дефицит советского периода, когда многие традиции, создававшие почву для феминистской критической теории, были маргинализированы. Российская дискурсивная ситуация имеет выраженный когнитивный эффект. Он заключается в сосуществовании и наложении друг на друга теоретических моделей, концептов и категорий, выросших в других контекстах (хронотопах, по терминологии М. Бахтина). Дискурсивная открытость означает освоение и ревизию текстов, написанных на основе иного опыта в условиях пересекающихся дискурсивных потоков. Только начинающееся становление социологии гендерных отношений уже проблематизирует свои основания и претендует на междисциплинарность.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Гендер и гендерное самосознание

Пол – это определенность человека, возникающая из различной роли в воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности и половую идентичность.

Примерно то же значение этого понятия предлагают отечественные и зарубежные толковые словари. «Пол – каждый из двух генетически и физиологически противопоставленных разрядов живых существ (мужчин и женщин, самцов и самок), организмов».

Пол (sex) – «физиологические, функциональные и психологические различия, которые делят людей на мужчин и женщин».

Половая принадлежность – это важнейший признак человеческой телесности. Человек находится в природе в первую очередь потому, что его тело есть природный, материальный феномен.

Благодаря телу, мы не только имеем мир как объект, но и принадлежим ему. Тело – это наша укорененность в мире (М. Мерло-Понти).

Таким образом, биологический пол есть понятие, которое характеризует главным образом первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения и т.д.

В отличие от пола, гендер – это определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая систему смыслосодержащих символов, включающая в себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и гендерную идентичность.

Это – определенный тип ментальности и тип социального поведения. Важнейшим признаком гендера является гендерное самосознание.

Если термин «пол» используется для обозначения мужчин и женщин, то термин «гендер» осмысляется в категориях «мужественности» и «женственности».

Признак пола делит людей на мужчин и женщин. Характерной особенностью этого признака является то, что им не только обладают, но и демонстрируют это обладание: телесные различия сами по себе не столь существенны, однако мужчины и женщины их постоянно акцентируют.

Вместе с тем, уместно заметить, что каждый человек представляет собой определенный синтез черт мужественности и женственности как социально-ролевого плана, так и на уровне гендерного самосознания, при этом единство, взаимосвязь и взаимозависимость мужественности и женственности, мужской силы и женской красоты (мужской красоты и женской силы), создают особый нравственно-эмоциональный и эстетический фон, благоприятствующий общему развитию человека.

Теоретически обоснованно рассматривать гендер как комплексный механизм, как технологию, которая определяет субъект нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с социальными экспектациями.

Вполне употребимо понятие «гендерные системы», которые включают в себя идеи, институты, поведение, формальные правила и другие социальные взаимодействия, приписываемые обществом человеку в соответствии с социокультурным полом.

Пологендерный диморфизм был продемонстрирован в драматургической модели Э. Гофмана, который предложил интерпретировать процесс взаимодействия между мужчинами и женщинами как разновидность драматургического интеракционизма.

В связи с этим исследователь вводит для описания социальных аспектов пола термин «гендерный дисплей», которым обозначает все культурные составляющие пола.

Основу гендерного дисплея составляют социальные феномены институализации и ритуализации пола.

Таким образом, гендер есть некая самоорганизующаяся система, включающая в себя конкретные символы, выработанные обществом в процессе своего развития, нормы и законы, регулирующие жизнь человека и общества, социальные институты, воплощающие в жизнь эти нормы, и, наконец, самоидентификацию личности, то есть понимание человеком самого себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом.

Соглашаясь с призывами о необходимости осторожно вводить иностранные термины в отечественный научный лексикон, мы вместе с тем полагаем, что термин «гендер» необходим, он не является избыточным и не может быть заменен категорией «пол».

Во-первых, он оправдал себя с концептуальной точки зрения, демонстрируя наглядно социокультурную, а не природную доминанту гендерной дифференциации.

Во-вторых, и за пределами англоязычных стран уже сложилась традиция использования данного концепта – в нашей стране история его функционирования насчитывает уже около десяти лет.

В-третьих, гендерные исследования, показав возможность рассмотрения вопросов пола в более широком интеллектуальном контексте, связали их с анализом теории познания, экологических проблем, принципов организации господства и подчинения, способов конструирования картины окружающего мира и многих других.

Нам представляется, что наиболее удобным и непротиворечивым в использовании терминов «пол» и «гендер» выглядит следующий подход к соотношению категорий: синонимом термина «гендер» является понятие социокультурного пола, где подчеркивается именно культурно-символическая составляющая данного феномена, а «пол» есть синоним «биологического пола». На наш взгляд, следует иметь ввиду, что эти термины обозначают скорее биологическую и социокультурную составляющие пола.

Рассмотрим основные слагаемые термина «гендер». Полоролевые стереотипы – это распределение прав и обязанностей в социальной сфере с учетом как половых различий, так и социокультурного разделения сфер маскулинности и феминности. Полоролевые нормы – это сложившиеся в обществе и предъявляемые индивиду стандарты (правила) выполнения социальных ролей во всех сферах социальной жизни.

Гендерная идентичность – это осознание себя связанным с социокультурными определениями мужественности и женственности. Подобным образом толкует «половую идентичность» С.

Ушакин, определяя ее как «отражение не столько роли общества в определении (половых) параметров индивида, сколько способность (или неспособность) индивида ограничить себя рамками моделей, предложенных ему для самоидентификации».

Можно предположить, что возможны разные варианты феминности и маскулинности, в том числе и такие, что не совпадают с биологическим полом.

Гендерная идентичность связана с представлениями людей о своем социокультурном поле – чувствуют ли они себя в действительности мужчиной или женщиной.

Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида.

Самоидентификация – это не просто индивидуальное установление половой идентичности, это – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в системе гендерных отношений.

Для того чтобы подчеркнуть момент определенной свободы выбора человеком собственной модели гендерного поведения, в некоторых работах используется понятие «множественной идентичности», которая реализует себя при помощи дискурсивных практик. Гендерная характеристика в структуре индивидуальной идентичности не остается неизменной, ибо зависит от концептуальных и структурных характеристик системы гендерных отношений.

Перейдем к характеристике гендерного самосознания, которое, по нашему представлению, не является тождественным понятию «гендерная идентичность», ибо оно входит в понятие гендерного самосознания как его составная часть.

Гендерное самосознание является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям феминности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.

Источник: http://MirZnanii.com/a/213009/fenomen-gendernykh-otnosheniy

Гендерная психология – гендерные конфликты в современном обществе

Гендерные отношения

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани.

Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел.

Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу.

Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей.

Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности.

Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее.

Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида.

В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья).

Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых.

Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов.

Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение.

В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми.

Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.

Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – дискриминация по половому признаку, известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство.

Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах.

Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство.

Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем.

Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов.

Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении гендерных стереотипов. Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще.

Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

Кто такой интроверт – особенности характера и темперамента Психология выделяет два основных показателя черт личности человека: экстраверсия и интроверсия. Кто такой интроверт и чем он отличается от экстраверта – вопрос, не теряющий своей актуальности и интереса.Могут ли сочетаться психическое нарушение и гениальность – ответ на этот вопрос содержится диагнозе с названием «синдром Аспергера». Образ жизни таких людей, особенности их поведения – вся эта информация нужна для тех, кто хочет найти общий язык с дисфункциональными индивидами, среди которых много известных личностей.
Рациональная психотерапия – виды и приемы Рациональная психотерапия – лечение больных с психическими расстройствами, которое преследует цель разъяснить пациенту ситуацию, приведя простые аргументы, и мотивировать его на то, чтобы отказаться от ложных мыслей и встать на путь выздоровления. Дисфория – что это такое и как она лечится? Дисфория может возникнуть у любого человека, однако очень важно не зацикливаться на этом состоянии, которое сопровождается плохим настроением, апатией, мрачностью и тоской, иначе можно довести себя до затяжной депрессии, избавление от которой – достаточно сложный процесс.

Источник: https://womanadvice.ru/gendernaya-psihologiya-gendernye-konflikty-v-sovremennom-obshchestve

Феномен гендерных отношений

Гендерные отношения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Основные тенденции гендерныхотношений

1.1Гендер и гендерное самосознание

1.2Объединительная парадигма в гендерныхисследованиях

Глава 2. Дискурсивный феномен гендерныхотношений

2.1Социальное конструирование и феминистскоедвижение

2.2Проблема субъекта гендерных отношений

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Исследованиегендерных отношений постепенно становитсянеотъемлемой частью большинствасоциальных и гуманитарных наук, приэтом разные науки и научные сообществаобладают разной степенью чувствительностик включению гендерной тематики в своеинтеллектуальное поле.

Наиболее гендерносензитивными оказываются антропология,психология, социология, отчасти филологияи философия; гендерно нечувствительными– политология, история, экономика.

Можносогласиться со следующими утверждениями:«в России среди сложившихся обществоведческихдисциплин наиболее интенсивно в последниегоды осваивает гендерную проблематикуименно социология», «достаточно очевиднымявляется то, что самое интенсивное их(гендерных исследований – ЕЗ, АТ)распространение происходит черезсоциологию».

В последнее десятилетиемы является свидетелями и участникамиизменения дискурсивной ситуации:происходит вхождение современнойсоциальной теории в освобожденныйроссийский дискурс.

Российский(теоретический) дискурс в настоящеевремя является открытым; он находитсяв состоянии усвоения, освоения, восприятия,впитывания, «переваривания» множествасоциальных теорий самого разнообразногопроисхождения. Среди них – и классическиеподходы, и те, которые выросли как ихкритика.

Такая дискурсивная всеядностькомпенсирует дискурсивный дефицитсоветского периода, когда многиетрадиции, создававшие почву дляфеминистской критической теории, былимаргинализированы. Российская дискурсивнаяситуация имеет выраженный когнитивныйэффект. Он заключается в сосуществованиии наложении друг на друга теоретическихмоделей, концептов и категорий, выросшихв других контекстах (хронотопах, потерминологии М. Бахтина). Дискурсивнаяоткрытость означает освоение и ревизиютекстов, написанных на основе иногоопыта в условиях пересекающихсядискурсивных потоков. Только начинающеесястановление социологии гендерныхотношений уже проблематизирует своиоснования и претендует на междисциплинарность.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1Гендер и гендерное самосознание

Пол –это определенность человека, возникающаяиз различной роли в воспроизведениилюдей, сопровождающаяся первичными ивторичными половыми признаками ивключающая в себя тип сексуальности иполовую идентичность.

Примерно то жезначение этого понятия предлагаютотечественные и зарубежные толковыесловари. «Пол – каждый из двух генетическии физиологически противопоставленныхразрядов живых существ (мужчин и женщин,самцов и самок), организмов».

Пол (sex) –«физиологические, функциональные ипсихологические различия, которые делятлюдей на мужчин и женщин».

Половая принадлежность– это важнейший признак человеческойтелесности. Человек находится в природев первую очередь потому, что его телоесть природный, материальный феномен.

Благодаря телу, мы не только имеем миркак объект, но и принадлежим ему. Тело– это наша укорененность в мире (М.Мерло-Понти).

Таким образом, биологическийпол есть понятие, которое характеризуетглавным образом первичные и вторичныефизические признаки, характерные длямужчин и женщин: органы размножения ит.д.

В отличие от пола, гендер – этоопределенность человека, возникающаяв результате социокультурного наполненияполового диморфизма, имеющая системусмыслосодержащих символов, включающаяв себя полоролевые стереотипы, полоролевыенормы и гендерную идентичность.

Это –определенный тип ментальности и типсоциального поведения. Важнейшимпризнаком гендера является гендерноесамосознание.

Если термин «пол»используется для обозначения мужчин иженщин, то термин «гендер» осмысляетсяв категориях «мужественности» и«женственности».

Признак пола делит людей намужчин и женщин. Характерной особенностьюэтого признака является то, что им нетолько обладают, но и демонстрируют этообладание: телесные различия сами посебе не столь существенны, однако мужчиныи женщины их постоянно акцентируют.

Вместе с тем, уместно заметить, чтокаждый человек представляет собойопределенный синтез черт мужественностии женственности как социально-ролевогоплана, так и на уровне гендерногосамосознания, при этом единство,взаимосвязь и взаимозависимостьмужественности и женственности, мужскойсилы и женской красоты (мужской красотыи женской силы), создают особыйнравственно-эмоциональный и эстетическийфон, благоприятствующий общему развитиючеловека.

Теоретически обоснованнорассматривать гендер как комплексныймеханизм, как технологию, котораяопределяет субъект нормативности ирегулирования того, кем должен статьчеловек в соответствии с социальнымиэкспектациями.

Вполне употребимо понятие«гендерные системы», которые включаютв себя идеи, институты, поведение,формальные правила и другие социальныевзаимодействия, приписываемые обществомчеловеку в соответствии с социокультурнымполом.

Пологендерный диморфизм былпродемонстрирован в драматургическоймодели Э. Гофмана, который предложилинтерпретировать процесс взаимодействиямежду мужчинами и женщинами какразновидность драматургическогоинтеракционизма.

В связи с этимисследователь вводит для описаниясоциальных аспектов пола термин«гендерный дисплей», которым обозначаетвсе культурные составляющие пола.

Основугендерного дисплея составляют социальныефеномены институализации и ритуализациипола.

Таким образом, гендер есть некаясамоорганизующаяся система, включающаяв себя конкретные символы, выработанныеобществом в процессе своего развития,нормы и законы, регулирующие жизньчеловека и общества, социальные институты,воплощающие в жизнь эти нормы, и, наконец,самоидентификацию личности, то естьпонимание человеком самого себя и своегоместа в жизни общества, причем все этов нежесткой связи с его биологическимполом.

Соглашаясь с призывами онеобходимости осторожно вводитьиностранные термины в отечественныйнаучный лексикон, мы вместе с темполагаем, что термин «гендер» необходим,он не является избыточным и не можетбыть заменен категорией «пол».

Во-первых,он оправдал себя с концептуальной точкизрения, демонстрируя наглядносоциокультурную, а не природную доминантугендерной дифференциации.

Во-вторых, иза пределами англоязычных стран ужесложилась традиция использованияданного концепта – в нашей странеистория его функционирования насчитываетуже около десяти лет.

В-третьих, гендерныеисследования, показав возможностьрассмотрения вопросов пола в болеешироком интеллектуальном контексте,связали их с анализом теории познания,экологических проблем, принциповорганизации господства и подчинения,способов конструирования картиныокружающего мира и многих других.

Нам представляется, что наиболееудобным и непротиворечивым в использованиитерминов «пол» и «гендер» выглядитследующий подход к соотношению категорий:синонимом термина «гендер» являетсяпонятие социокультурного пола, гдеподчеркивается именно культурно-символическаясоставляющая данного феномена, а «пол»есть синоним «биологического пола». Нанаш взгляд, следует иметь ввиду, что этитермины обозначают скорее биологическуюи социокультурную составляющие пола.

Рассмотрим основныеслагаемые термина «гендер». Полоролевыестереотипы – это распределение прав иобязанностей в социальной сфере с учетомкак половых различий, так и социокультурногоразделения сфер маскулинности ифеминности. Полоролевые нормы – этосложившиеся в обществе и предъявляемыеиндивиду стандарты (правила) выполнениясоциальных ролей во всех сферах социальнойжизни.

Гендерная идентичность – этоосознание себя связанным с социокультурнымиопределениями мужественности иженственности. Подобным образом толкует«половую идентичность» С.

Ушакин,определяя ее как «отражение не столькороли общества в определении (половых)параметров индивида, сколько способность(или неспособность) индивида ограничитьсебя рамками моделей, предложенных емудля самоидентификации».

Можно предположить,что возможны разные варианты феминностии маскулинности, в том числе и такие,что не совпадают с биологическим полом.

Гендерная идентичность связанас представлениями людей о своемсоциокультурном поле – чувствуют лиони себя в действительности мужчинойили женщиной.

Осознание своего пола невсегда соответствует биологическомуполу индивида.

Самоидентификация – этоне просто индивидуальное установлениеполовой идентичности, это – сознательныйакт выявления и утверждения собственнойпозиции в системе гендерных отношений.

Для того чтобы подчеркнуть моментопределенной свободы выбора человекомсобственной модели гендерного поведения,в некоторых работах используется понятие«множественной идентичности», котораяреализует себя при помощи дискурсивныхпрактик. Гендерная характеристика вструктуре индивидуальной идентичностине остается неизменной, ибо зависит отконцептуальных и структурных характеристиксистемы гендерных отношений.

Перейдем к характеристикегендерного самосознания, которое, понашему представлению, не являетсятождественным понятию «гендернаяидентичность», ибо оно входит в понятиегендерного самосознания как его составнаячасть.

Гендерное самосознание являетсясистемой, элементами которой выступают,помимо гендерной идентичности,представления о собственном соответствиимоделям феминности и маскулинности,оценка подобного соответствия иготовность поступать в плане созданиясобственной модели поведения.

Гендерное самосознание – эторазновидность социального самосознания,которое обладает такими же признаками,как национальное или классовоесамосознание.

Гендерное самосознание можнопредставить как систему, в которойимеются различные структурные элементы.

Во-первых, когнитивный (представленияо собственном соответствии илинесоответствии той или иной моделимаскулинности или феминности),эмоциональный (оценка подобногосоответствия или несоответствия) иволевой (то есть готовности поступатьв соответствии с имеющимися в данномобществе моделями гендерного поведения).Во-вторых, необходимо различатьстатистический компонент гендернойидентичности («идентичность-состояние»)и динамический («идентичность-процесс»).

Феминность и маскулинность– две основные формы гендерногосамосознания, которые состоят в осмыслениипринадлежности к определенному гендерномутипу, в конструировании определеннойгендерной идеологии и в презентации еев многообразных видах социальнойдеятельности.

Феминность определяется намикак социальный конструкт, надстраиваемыйобществом над биологическим полом; наиндивидуальном уровне гендерноесамосознание выступает как акт гендерногосамовосприятия, вне жесткой связи сфизиологическим полом, хотя общепринятаятрактовка «феминности» имеет в виду,что именно особь женского пола готовапринять на себя роли и обязанности,традиционно связанные с ее полом.

Феминность в российском дискурсеможет быть интерпретирована и как«женскость», и как «женственность».

Женское есть комплекс специфическихпологендерных ментальных и поведенческихстереотипов, связанных как с выполнениемособых социальных ролей, которыеобусловлены функциями деторождения иведения домашнего хозяйства, так и среализацией одинаковых с мужчинамисоциальных ролей.

Женственность – этоособый характер выполнения социогендерныхролей, при котором актер (будь это мужчинаили женщина) подчеркнуто от дифференцируетсяот маскулинности как иного, внося висполнение названных ролей большуютолерантность и меньшую степеньагрессивности.

Полнота значения термина«феминность» выявляется в сопоставлениис понятием «феминизма», которое естьтакая форма гендерного самосознания,в которой осмысление принадлежности копределенному гендерному типу происходитв форме воспроизводства, дублированияотдельных или всех стандартов маскулинногоповедения.

Наличие гендерного самосознанияестественным образом ведет к формированиюгендерной идеологии.

Гендерная идеология– система идей, посредством которыхгендерные различия и гендернаястратификация получают социальноеоправдание. В идеологическом планенаиболее полное завершение получилатеория феминизма.

В этом отношениинаиболее развитую теорию феминностидала русская классическая философия(В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанови др.)

Источник: http://works.doklad.ru/view/JqZfe4_r_VM.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.