Экзистенциальная психология

Содержание

Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии?

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления.

Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К.

Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью.

Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться.

При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния.

Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий.

Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие.

Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования – проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности.

Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия.

У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои базовые потребности и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения» С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.
Как поднять настроение – лучшие способы поднять настроение себе и другим Как поднять настроение себе или близкому человеку? Мрачные периоды бывают у каждого, и важно понимать, что грусть и тоска – чувства, которые тоже нужны. Выйти из такого состояния поможет общение с друзьями, просмотр фильма, чтение книги, смена обстановки.Буллинг – в учебных заведениях распространенный психологический феномен, представляющий собой моральное и физическое причинение вреда в виде унижений и побоев с вымогательством денег. Травля становится систематической, если не пресечь ее в самом начале.
Ментальная связь – что это значит, как она образуется, как ее разорвать? Ментальная связь между близкими людьми существовала всегда, но лишь недавно специалисты обратили внимание и начали изучать этот психологический феномен, выражающийся в тонком чувствовании другого, его мыслей, действий, душевного состояния.Телефон доверия – во всем мире это социально-значимая услуга для людей, попавших в затруднительное положение. Специалисты этой службы оказывают экстренную психологическую поддержку жертвам домашнего насилия, предотвращают попытки суицида.

Источник: https://womanadvice.ru/ekzistencialnaya-psihologiya-chto-takoe-ekzistencialnyy-podhod-v-psihologii

Основные положения экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология

Оглавление

  • 1 История возникновения
  • 2 Психология в лицах
  • 3 Основные положения

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мне предстоит ответить на вопрос, что такое экзистенциальная психология. Предлагаю вашему вниманию краткое погружение в историю появления данного направления, несколько строк про главных действующих лиц и основные положения экзистенциальной психологии. Сегодня мы разберемся в понятиях и поймем в чем суть этого метода психотерапии.

История возникновения

Для начала я не могу не посоветовать вам обратиться к статьям «Основные понятия о методе Позитивной психотерапии» и «С чего начать изучать психологию самостоятельно». Именно в них вы найдете важную информацию о том, как лучше всего подходить к вопросу изучения любого психологического направления и к какому направлению лежит моя душа.

А теперь давайте перейдем к возникновению такого направления, как экзистенциальная психология. В конце XIX века датский философ Сёрен Кьеркегор выводит основные постулаты нового направления в философии — экзистенциализм. Последующие события XX века только укрепляют развитие данного метода.

Многие историки и психологи уверены, что тяжелые времена, кризисы, войны и духовные переживания в эти времена и отложили серьезный отпечаток на экзистенциальную психологию.

Многие отцы основатели данного подхода начали работу над своими трудами, находясь в лагерях, под стражей, переживая личные трагедии. Поскольку XX век был наполнен подобными событиями, то можно смело сказать, что экзистенциальная психология стала явным отражением человеческого настроения в те времена.

Поначалу эта психология начала появляться в Европе, где и получила наибольшее распространение. По окончании Второй мировой войны экзистенциальная психология смело занимает свою нишу и в Соединенных штатах. Тем более что по миру проходит яркая волна популярного направления экзистенциальной философии, на основе которого и построена экзистенциальная  психотерапия.

Но кроме этого ответвления принято считать, что у экзистенциальной психологии корни уходят еще и в гуманистическую традицию изучения человека. Теперь давайте подробнее поговорим про отцов основателей.

Психология в лицах

Начать следует, конечно же, с Сёрена Кьеркегора. Датский философ, который получил теологическое образование, написал бесконечное количество работ по философии и религии, впервые заговорил о первичности индивидуальности, выстроил новое отношение к человеческим действиям и поступкам.

Кьеркегер прожил относительно непродолжительную и очень тяжелую жизнь. Неудивительно, что в моменты кризисов и проблем он задумывался о смерти, человеческом бытии и смысле жизни.

Одним из ярчайших представителей непосредственно экзистенциальной психологии является Виктор Франкл. Франкл изучал и основные учения Фрейда и Адлера, что в какой-то степени позволило ему встать на путь понимания и раскрытия собственной теории.

Виктор Франк делал упор на кризисные ситуации, перед которыми человек и начинает задумываться о смысле собственной жизни, например, когда человек серьезно заболевает или пребывает в заключении в концентрационном лагере. Именно в таких ситуациях, считал Франкл, человек понимает всю ценность своего существования.

Сам Виктор прошел через пять подобных лагерей, потерял всю семью, что в результате сделало его гениальным психологом.
Кроме того, он вводит в оборот такое понятие, как «Экзистенциальный вакуум».

Это понятие означает полное отсутствие у человека смысла жизни, опустошение, равнодушие ко всему, отсутствие желания жить. Следствием такого вакуума может стать депрессия, агрессия и даже самоубийство.

Еще один известнейший представитель — Джеймс Бьюдженталь. К основным положениям его анализа человека можно отнести следующие:

  • любые психологические проблемы человека на самом деле имеют более глубинный экзистенциальный подтекст (свобода выбора, вопрос ответственности, взаимоотношения с другими людьми, изолированность и ответ на вопрос — в чем смысл жизни);
  • подход Бьюдженталя основывался на изначальном уважении в каждом человеке его самостности и автономии;
  • упор делается на субъективность каждого человека, потому что именно там живут наши реальные и искренние желания, мысли, переживания и тревоги;
  • здесь нет разговора про прошлое и будущее хотя и они, конечно, учитываются, но главная роль отводиться настоящему;
  • подход Бьдженталя скорее опирается на направление работы с клиентом, нежели на выбор определенной техники.

Легендарный психотерапевт Ролло Мэй признается одним из сильнейших представителей данного направления. Мэй увлекался искусством, литературой, что находило отголоски в его работе до конца дней. Ведь не зря говорят, что самопознание легче проходит через творческий процесс.

Можно сказать, что отправной точкой в его работе стал момент, когда Мэй заболел туберкулезом. Именно тогда к нему пришло осознание, что пассивное участие в своей жизни ни к чему не приводит. Что человек способен менять свою судьбу.

Ролло Мэй разделил тревожность на нормальную и неврозную. Нормальная тревожность необходима человеку для того, чтобы оставаться бдительным и ответственным. Кроме тревожности, Мэй уделял много внимания чувству вины, которое может быть связано с удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью и своих потребностей.

Но кроме непосредственно психологов, можно отметить экзистенциальные мысли и у русских писателей. Например, Достоевский, который в каждом своем произведении поднимал непростой вопрос смысла человеческой жизни, подвергал своих героев тяжелейшим испытаниям, которые и являлись переломными моментами для них. Кроме Достоевского можно упомянуть и Толстого, Кафку, Сартра, Камю и многих других.

Основные положения

Если мы попробуем с вами кратко определить в чем суть экзистенциальной психологии, то можно сказать, что это упор на индивидуальность каждого человека в конкретный момент времени. Данный подход предлагает рассматривать каждую личность по отдельности и не сводить все к общим правилам и законам человечества.

Кроме того, как мы уже с вами поняли, важный момент — кризис, сложные переживания, личные трудности. В некотором смысле это можно сравнить с катарсисом, когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, осознает ценность своей жизни, находит смысл.

Именно поэтому данная практика отлично подходит для людей, которые переживают серьезные трагедии в жизни. Находясь в подобном положении непременно нужен индивидуальный подход, терапевт обязан рассматривать человека не как часть всего человечества и пытаться решить его проблемы на примере других.

В такой ситуации психотерапевт должен показать всю индивидуальность самого человека, помочь ему выбраться из прошлого и начать жить настоящим.

Экзистенциальная психология помогает найти ответы на такие вопросы, как в чем смысл жизни, кто я и зачем я живу, что такое смерть, ценность своего существования, вопрос ответственности и взаимодействия с другими людьми.

Что важно, в отличие, например, от теорий актуализации здесь не делается упор на вознаграждение от других людей в общении. Здесь вне зависимости от других, от их реакций, оценок важен сам человек, который может достичь счастья благодаря самому себе. Развитие человека не зависит от его окружения, от его прошлого. Все в движении, это не статический, а динамический процесс.

Для того чтобы больше погрузиться в экзистенциальную психологию, глубже понять суть, разобраться со всеми понятиями я предлагаю вашему вниманию замечательную книгу Иривна Ялома «Экзистенциальная психотерапия».

Знаете ли вы, в чем смысл вашей жизни? Какую часть в вашей жизни занимают материальные вопросы? Как часто вы задаетесь вопросами своего бытия? Что вас привлекает в данном направлении?

Желаю вам всяческих успехов!

Источник: http://ezy-life.ru/o-psihoterapii/ekzistentsialnaya-psihologiya.html

Экзистенциальная психология: основные постулаты теории, ее практическое применение

Экзистенциальная психология

В середине ХХ века наблюдался всплеск развития отечественной и мировой психологии. Разные ученые проводили исследования, наблюдали за поведением и наклонностями человека, его проблемами и вопросами.

Экзистенциальная психология начала существование в этот период. Родоначальниками научного психологического направления были В. Франкл, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй и другие.

Другие известные психологи и психиатры использовали идеи этого направления, в частности, Э.Фромм, К.Хорни, С. Рубинштейн.

С чего все началось?

Что такое экзистенциальная психология. Первые начатки экзистенциального направления в психологической науке начались еще в середине ХIХ века.

В это время распространялась экзистенциальная философия. Родоначальником этого вида философии был Серен Кьеркегор.

После первой мировой войны его идеи вспомнили, стали развивать, выделив основной постулат этого направления в философии: «Существование предшествует сущности».

Первое слово обозначает процесс происходящего в реальном времени, сущность – глубинное явление, понимание, которое в разных ситуациях снова возникает.

То есть, происходящие явления берут свое начало из уже существовавшего раньше, но дополняются неизведанным, тем, чего не было до этого.

Уже после Второй мировой войны философские идеи стали объединять в новое направление – экзистенциальную психологию. Оно наполнялось разными идеями, тесно связанными с философскими взглядами. Дополняли теорию психотерапевтические наработки.

Основные идеи теории личности, человеческая дилемма

Экзистенциальное направление в психологии относится к гуманистической психологии, центром изучения является уникальность человека. В теории объединяется представление человека о себе как о «полярном существе».

Ему свойственно быть сильным или слабым, ограниченным или безграничным, взрослым или ребенком, смелым или трусливым, желающим совершенствоваться или боящимся достигать совершенства, требующим уединения или социально активным.

Экзистенциалисты основываются на идеях Сартра, Бинсвангера, Бердяева о том, что существование – это динамика жизни человека. Этим представители экзистенциальной психологии переключаются с объекта на процесс.

Существует много трудов, определяющих экзистенциализм с разных сторон, сюда же подключается религия. Всех представителей направления можно поделить на атеистов и верующих в Бога людей (теология).

Эта теория объединяет все мнения в одном – реальности свободы личности.

Основными постулатами такой теории как экзистенциальная психология являются:

  1. Онтологическое представление сознания. Психологи и философы занимаются поиском характеристик «чистого» сознания, то есть врожденные качества человеческого существования. Они подчеркивают равенство по значимости сознания и бытия. Приверженцы этой психологической теории утверждают, что нельзя выделять главную категорию между сознанием и бытием – они фундаментальны. В ракурсе направления сознание объективируется.
  2. Взгляд на эмоции. Приверженцы экзистенциально-феноменологического направления определяют эмоции не как фобии, аффекты, но как естественные характеристики, берущие свое начало в онтологии человека. По мнению ученых чувство вины – нереализованная возможность истинного бытия и беспокойство по этому поводу, свобода – состояние поиска выбора реализации своих потенциалов, предполагает беспокойство.

Человек – отправная точка гуманистической, экзистенциальной теории. От других людей его отличают свобода, смысл жизни, право выбора, ответственность.

Идеи родителя экзистенциальной психологии – В. Франкла

Пережив сложные жизненные обстоятельства, потеряв родственников в концлагерях, психолог определил, что человек может пережить многие обстоятельства, когда имеет цель. Смысл и ответственность помогают сохранить психическое здоровье, жизненную гармонию.

Счастливым человек будет тогда, когда создает свою жизнь, которая наполнена смыслом. При реализации человеческой природы, выполнении обязательства перед собой выявления способностей, индивид достигает довольства и гармонии. Такие принципы экзистенциальной психологии.

Франкл ввел много понятий в это направление психологии. Он рассматривал разные характеристики поведения, эмоций человека. Под экзистенциальным вакуумом он понимал ощущение пустоты и бессмысленности существования человека. Причинами такого явления являются:

  • действие человека не по инстинктам и стремлениям, они продиктованы богатым внутренним миром;
  • общество со своими традициями, ценностями, не подсказывает человеку, что ему делать в жизни — когда он не знает, что ему делать, у него два варианта действий: конформизм (зависимость), тоталитаризм (навязанное подчинение);
  • человек привыкает к мысли о том, что за него кто-то принимает все решения, в том числе глобальные.

Вклад Э. Фромма в науку

Фромм старался усовершенствовать психоанализ, добавив идеи гуманизма. В результате он открыл новые понятия и методы помощи человеку в рамках экзистенциальной психологии. Ученый сделал вывод о том, что личность – целостная совокупность приобретенных и врожденных свойств психики индивида, которые характеризуют его одного, делая уникальным.

Фромм обосновал зависимость формирования характера личности от влияния на нее общественно-исторического фактора. Исходя из этого, он ввел понятие «социальный характер», который разделил по определенным типам.

Разновидности социального характера, структура характера

Автор теории определил типы социального характера. Ниже опишем типы и структуру характера личности по типам.

  1. Рецептивный тип – характеризует человека «берущим». Люди рецептивной ориентации уверены, что блага жизни зависят от внешних факторов. Это обуславливает зависимость, пассивность, сентиментальность индивидуума, поиск любой помощи. Он помогает другим ради собственной моральной выгоды: расположение окружающих.
  2. Эксплуатирующий тип – человек овладевающий. Воспринимает источник жизненных благ извне, мотивация на добычу их силой, хитростью. Творчество для него недоступно, получает эмоции от других, любить нежно не способен, так как сам импульсивный, уверенный в своих силах, самонадеянный, надменный, агрессивный, эгоцентричный.
  3. Накапливающий тип – человек сберегающий. Уверен, что извне ничего не получит, поэтому ориентирован на экономию финансов, эмоций, вещей. Чувствует себя в безопасности, когда на всем экономит. Любые новшества, траты подсознательно воспринимаются как угроза. По характеру упрямый, подозрительный, сдержанный, чистоплотный.
  4. Рыночный тип – личность обменивающая. Индивид рассматривается как товар, которым торгуют. В условиях постоянной конкуренции человек живет тем, насколько хорошо он себя продает, достигает свои цели, вступая в состязания с другими. Оценка себя зависит от оценки других, не учитываются характеристики индивидуальности.
  5. Продуктивный характер – это идеал самовыражения человека в социуме. Человек адекватно себя воспринимает, оценивает свои возможности. Спокойно и уверенно реализует свои способности. Разумом понимает физические явления, любовью разрушает стены, воображением творит.

Взаимоотношения между людьми строятся, в зависимости от доминирующих типов характера. В одной личности несколько типов могут перекликаться, может доминировать один.

Экзистенциальная психология: потребности

Позже Фромм определил, что у каждого человека есть экзистенциальные потребности, которые также формируют личность, как и социальные условия сказываются на типе характера.

  1. Потребность в установлении связей. Чтобы не допустить фрустрацию, отчужденности от общества, человеку требуется проявлять заботу, отвечать за кого-то. Путь к этому – продуктивная любовь, позволяющая людям вместе выполнять деятельность, сохраняя индивидуальность. Если эта потребность не имеет выражения, человек становится самовлюбленным.
  2. Потребность в преодолении. Фромм утверждал, чтобы человеку отделиться от инстинктивного мира животной природы, он должен вести активный способ жизни – постоянно созидать. Пассивность существования преодолевается воплощением идей, творением шедевров, искусства, достижением материальных ценностей, воспитанием детей. Человек обретает свободу, самоуважение.
  3. Потребность в корнях. Человеку необходимо ощущать себя «своим» в мире. Эта экзистенциальная потребность человека важна с самого рождения. В любом возрасте индивиду важно чувствовать основы, безопасность. Даже когда приближается смерть, ему необходимо чувствовать безопасность, как когда-то в детстве.
  4. Потребность в идентичности. Личность должна себя чувствовать непохожей на других, воспринимать себя хозяевами своей жизни, тогда уходит тревожность, неудовлетворение.
  5. Потребность в системе взглядов и преданности. Это когнитивный фактор в системе потребностей личности. Людям необходимо иметь убеждения, мировоззрение, помогающее понимать происходящие явления. Рациональное понимание мира важно для сохранения физического и психического здоровья.

Практическое применение экзистенциального направления

Любая теория в психиатрии и психологии должна иметь практическое подтверждение эффективного лечения, преодоления кризисов. При потере смысла существования у человека, по мнению экзистенциалистов, возникает экзистенциальный кризис.

Это период, когда личность теряет смысл жизни. Связано это с потерей близких, гибели, неизлечимой болезнью, психотравмой и так далее.

В этом случае важна психотерапия, чтобы у человека невротическое состояние не перешло в расстройство личности.

Критическое состояние, требующее срочной работы, возникает в момент, когда человек не знает, зачем дальше жить, либо он осознает приближение своей гибели.

Экзистенциальный кризис отличается от экзистенциального парадокса – последний заключается в осознании значимости своей жизни, одновременно понимая, что существование человеческой жизни в принципе бессмысленно или не имеет конкретного предназначения.

Личность перестает страдать, когда разрешен парадокс, постепенно при разрешении проблемы проходит кризис.

  Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/599-ekzistencialnaya-psixologiya.html

Что такое экзистенциальная психология? В поисках смысла..

Экзистенциальная психология

Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором.

В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А.

Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова.

Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Ницше, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма.

Традиционные для экзистенциализма мотивы замечают и в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. Кафки. Сегодня среди методов экзистенциальной психологии называют разработки В. Франкла, Д. Бюдженталя, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р.

Мэя, И. Ялома.

Ключевые понятия

С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма — «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным».

Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования.

Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.

В экзистенциальной психологии самое главное — мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», — рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом.

Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

Конечно же, нельзя не сказать о свободе, воспринимаемой экзистенциалистами как особая «участь» человека. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование.

Делая выбор и принимая за него ответственность, человек становится личностью, обретает собственную сущность.

Как считал Жан-Поль Сартр, человек свободен от окружающего пассивного мира до тех пор, пока он самосовершенствуется.

Далее нужно отметить еще одну важную составляющую экзистенциальной психологии — работу с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование — неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека может играть скука.

«Все начинается с окрашенной недоумением скуки, — писал А. Камю, — скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение.

А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни».

На пути к смыслу

Получается, что тревога и скука заставляют искать смысл жизни. По мнению Виктора Франкла, «сомнения в смысле жизни являются признаком самого человеческого в человеке». Человек нуждается в смысле. Из-за его отсутствия нередко развиваются психические нарушения, неврозы, разного рода зависимости. В.

Франкл разработал учение о смысле жизни — логотерапию. Основой мировосприятия человека, говорил он, должна быть философия человеческой ответственности, или «трагический оптимизм». Утрата смысла приводит человека в «экзистенциальный вакуум», состояние, когда равнодушие и уныние доводят до грани самоубийства.

Смысл жизни для каждого уникален, о нем можно долго и бесцельно спорить. Но тот факт, что обретение смысла происходит чаще всего через творчество (самореализацию, созерцание произведений искусства), эмоциональные переживания (чувства любви, заботы, дружбы), вряд ли может вызывать сомнения.

Наверное, это же имел в виду А. Камю: «Я знаю, что есть в мире нечто, имеющее смысл, и это человек, ибо человек — единственное существо, претендующее на постижение смысла жизни». Важно отметить, что идеологи экзистенциализма, Сартр и Камю, даже признавая полную абсурдность бытия, никогда не говорили о самоубийстве как способе освободиться от бренного существования.

Новаторство Ирвина Ялома

Свое слово в экзистенциальной психологии сказал американский психотерапевт, доктор медицинских наук Ирвин Ялом. Среди его работ — книга «Экзистенциальная психотерапия» — результат внимательных наблюдений и новых подходов в работе психолога. Исходя из самоценности личного конкретного опыта, И.

Ялом убежден в необходимости разрабатывать отдельную терапию для каждого человека. Как он говорит, «экзистенциальные терапевты всегда настаивали на том, чтобы терапевт стремился понять личный мир пациента, вместо того, чтобы установить, как именно последний уклоняется от „норм“».

Возможно, поэтому экзистенциальная психотерапия помогает справиться с такими безнадежными ситуациями, как депрессия вследствие пережитых критических ситуаций, внутренняя опустошенность, страхи, отсутствие смысла жизни.

Особенную помощь она способна оказать при переживании посттравматического синдрома, тяжелых смертельных заболеваниях, потере близких.

Кроме этого, экзистенциальный терапевт заботится, чтобы его пациент был открыт возникающим в его жизни возможностям, которые могут быть шансом реализовать свои таланты. Экзистенциальная психология способна помочь преодолению диссонанса человека с окружающим миром. Не зря Д. Бюдженталь назвал ее «жизнеизменяющей терапией».

Ялом развивает и экзистенциальную тему смерти. Когда человек понимает конечность своего существования, его мировосприятие сильно меняется: «Мы вдохновлены перестроить наши приоритеты, общаться более глубоко с теми, кого мы любим, ценим более остро красоту жизни и увеличиваем свою готовность взять на себя риски, необходимые для личного выполнения», — говорит он.

Размышления на вечные темы ведут к духовному прозрению, освобождая от гнета материальных условностей. За пеленой ненужных сует и ложных ценностей перед нами открывается истинный мир. Мир, в котором главными становятся человеческие отношения. Мир, в котором мы ощущаем себя реально живущими, где главной ценностью становится сама Жизнь.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/30920/

Экзистенциальная психология. Гуманистическая и экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология

Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, психоанализ Фрейда и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями “третьей революции”. Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке – фрейдизму и бихевиоризму.

Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) – Д. Бюдженталь – часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его внутреннему миру и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью.

Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция.

Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.

К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики.

Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип.

Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная психология личности все же в определенной степени близка к психоанализу.

В данный момент нет единого мнения в отношении степени самостоятельности гуманизма и экзистенциализма, но большинство представителей этих течений предпочитают разделять их, хотя все признают их принципиальную общность, поскольку основная идея этих направлений – признание свободы личности в выборе и построении своего бытия.

Экзистенциалисты и гуманисты солидарны в том, что осознание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, поднимая его над хаосом и пустотой эмпирического существования, раскрывает его самобытность и благодаря этому делает смыслом его самого.

Кроме того, безусловное достоинство гуманистической концепции состоит в том, что не абстрактные теории внедряются в жизнь, а, наоборот, реальный практический опыт служит фундаментом для научных обобщений. Опыт рассматривается в гуманизме как приоритетная ценность и основной ориентир. И гуманистическая, и экзистенциальная психология оценивают практику как важнейшую составляющую.

Но и здесь прослеживается отличие этого метода: для гуманистов важна практика реального опыта переживания и решения вполне конкретных личностных проблем, а не использование и внедрение методических и методологических шаблонов.

Человеческая природа в ГП и ЭП

В основе гуманистического подхода (ГП) лежит понятие сущности человеческой природы, которая объединяет его многообразные течения и отличает от других направлений психологии.

По Рою Кавалло, суть человеческой природы состоит в том, чтобы непрерывно быть в процессе своего становления. В процессе становления человек автономен, активен, способен к самоизменению и творческой адаптации, ориентирован на внутренний выбор.

Уход от непрерывного становления есть отказ от подлинности жизни, «человеческого в человеке».

Экзистенциальный подход психологии (ЭП) гуманизма характеризуется, прежде всего, качественной оценкой сущности личности и взглядом на природу источников процесса становления.

Согласно экзистенциализму, сущность личности не задана ни позитивной, ни негативной – она изначально нейтральна. Особенности личности же обретаются в процессе поиска им его уникальной идентичности.

Обладая как позитивным, так и негативным потенциалом, личность выбирает и несет за свой выбор персональную ответственность.

Экзистенция

Экзистенция – существование. Ее главная характеристика – отсутствие предначертанности, предзаданности, которая может влиять на личность, определять, как она разовьется в перспективе.

Исключается откладывание на будущее, перенаправление ответственности на плечи других, нации, социума, государства. Человек решает сам – здесь и сейчас. Экзистенциальная психология определяет направление развития личности исключительно выбором, который он делает.

Личностно-центрированная же психология рассматривает сущность личности как заданную позитивной изначально.

Вера в человека

Вера в личность – базисная установка, отличающая гуманистический подход в психологии от иных течений. Если в основе фрейдизма, бихевиоризма и подавляющего большинства концепций советской психологи лежит неверие в личность, то экзистенциальное направление в психологии, напротив, рассматривает человека с позиции веры в него.

В классическом фрейдизме природа индивидуума изначально негативна, цель влияния на нее – исправление и компенсация. Бихевиористы оценивают человеческую природу нейтрально и влияют на нее путем формирования и коррекции.

Гуманисты же видят природу человека либо безусловно-позитивной и видят целью влияния помощь в актуализации личности (Маслоу, Роджерс), либо оценивают личностную природу как условно-позитивную и основной целью психологического воздействия видят помощь в выборе (экзистенциальная психология Франкла и Бюдженталя).

Таким образом, в основу своего учения институт экзистенциальной психологии ставит понятие индивидуального жизненного выбора человека. Личность рассматривается как изначально нейтральная.

В основу гуманистического подхода помещено понятие осознаваемых ценностей, которые человек «выбирает для себя», разрешая ключевые проблемы бытия. Экзистенциальная психология личности декларирует первичность существования человека в мире. Индивидуум с момента рождения беспрерывно взаимодействует с миром и находит в нем смыслы своего бытия.

Мир содержит как угрозы, так и позитивные альтернативы и возможности, которые может выбирать человек. Взаимодействие с миром порождает у личности основные экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу, неспособность совладать с которыми приводит к дисбалансу в психике индивида.

Проблематика разнообразна, но схематично ее можно свести к четырем основным «узлам» полярностей, в которых личности в процессе развития необходимо делать выбор.

Время, жизнь и смерть

Смерть – наиболее легко осознаваемая, поскольку самая очевидная неизбежная конечная данность. Осознание предстоящей смерти наполняет человека страхом. Желание жить и одновременное осознание временности существования – главный конфликт, который изучает экзистенциальная психология.

Детерминизм, свобода, ответственность

Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой – испытывает страх перед ее отсутствием.

Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает.

Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.

Общение, любовь и одиночество

В основе понимания одиночества лежит понятие экзистенциальной изоляции, то есть отстраненности от мира и общества. Человек приходит в мир один и так же его оставляет. Конфликт порожден осознанием собственного одиночества, с одной стороны, и потребностью человека в общении, защите, принадлежности к чему-то большему – с другой.

Бессмысленность и смысл бытия

Проблема отсутствия смысла жизни проистекает из первых трех узлов. С одной стороны, находясь в непрерывном познании, человек сам творит свой смысл, с другой – осознает свою изолированность, одиночество и предстоящую смерть.

Аутентичность и конформизм. Вина

Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности – аутентичность и конформизм.

В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.

Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей.

Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку.

Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.

Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем.

Основные из них – традиционно-экзистенциальная, экзистенциально-аналитическая и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход.

Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и логотерапия Франкла.

Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку.

Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы.

Признавая, что общество влияет на формирование личности и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.

Источник: http://fb.ru/article/158390/ekzistentsialnaya-psihologiya-gumanisticheskaya-i-ekzistentsialnaya-psihologiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.