Адаптация в психологии

Психологическая адаптация

Адаптация в психологии

Психологическая адаптация в настоящее время является важным социальным критерием, позволяющим оценивать баланс личностного функционирования в системе профессиональных, социальных и межличностных отношений.

Адаптацияэто процесс приспособления к условиям существования.

Психологическая адаптация зависит от многих переменных: индивидуальные особенности, психологические защиты и копинг, немаловажная роль в процессе психологической адаптации отводится требованиям со стороны социального окружения.

Тяжесть дезадаптации индивида находится в зависимости от нарушений раннего развития и особенностей усвоения предшествующего опыта, наличия текущих стрессовых событий.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения.

Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности отдыха и восстановления, как правило, заканчиваются истощением физиологических ресурсов регулирования и снижением адаптивных свойств нервной системы.

Темперамент, инстинкты, эмоции, интеллектуальные способности  часто называют врожденными основами адаптивности.

Важное место в вопросах психологической адаптации занимает  социальный буфер. Социальный буфер – это ресурсы и возможности, предоставленные социальным окружением, которые индивидуум использует для приспособления. Коммуникативные способности человека открывают доступ к дополнительным социальным ресурсам и существенно увеличивают адаптационный потенциал.

Важный момент в процессе психологической адаптации – способность включать и менять социальные роли.

Эффективность адаптации зависит не только от числа используемых ролей, но и от оправданности и адекватности их выбора.

Поэтому одним из критериев психологической адаптации является способность человека критически оценивать свое место в социальной группе, свои реальные возможности и способности.

В психологии часто применяется понятие «адаптационный синдром». В протекании синдрома выделяют три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия стабилизации состояния, или истощения.

Психологическая адаптация – это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека, так как заключение «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для запуска адаптационных процессов.

Потребность в коррекции поведения возникает в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие слаженно работающих компенсаторных способностей, позволяет относить человека к разряду здоровых.

Социализацияэто процесс формирования конкретных социально-психологических типов личности, результат онтогенетического развития.

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптация человека может стать следствием высокой степени социализированности.

Адаптация (adaptation)это системная реакция организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. 

Здесь имеем ввиду приспособительные реакции, а не поддержание равновесия, гомеостаза, которые ближе к копинг-поведению.

Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую ряд уровней.

Психофизиологическая адаптацияэто совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать отдельно от психического и личностного компонентов.Психологическая адаптацияэто способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии.

Все уровни адаптации одновременно и в различной степени участвуют в процессе регулирования.

Регулирование (adjustment) определяется двояко (по Г. Айзенку):

  • как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида и требования среды;
  • как процесс, посредством которого достигается состояние баланса.

В процессе психологической адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

  • Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями внешнего мира под существующие потребности личности.
  • Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями структуры личности под условия среды.

Различают общую и ситуативную адаптацию; общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций.

Социальную адаптацию можно описать как отсутствие переживания конфликта со средой.

Социально-психологическая адаптацияэто процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять свои основные потребности.Социальная уступчивостьэто исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что неприемлемые для одних ситуаций формы поведения становятся приемлемыми для других. В первую очередь, социальная уступчивость направлена на детей, а также лиц, страдающих нервно-психическими расстройствами.

В процессе активизации и использования психологических адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершению адаптационного процесса оно имеет качественные отличия от состояния психики до адаптации.

Психоаналитические концепции отмечают адаптацию как процесс, осуществляемый при помощи механизмов психологических защит. Но не всякая адаптация через развитие и процесс научения является конфликтной, требующей включения механизмов психологической защиты.

Важнейший принцип теории социально-психологической адаптации заключается в том, что защитные процессы адаптации в сложившейся проблемной ситуации протекают не изолированно, а в виде комплексов. Различают три разновидности комплексов:

  1. Незащитные адаптивные комплексы используются в нефрустрирующих проблемных ситуациях и направлены на разрешение внешних конфликтов.
  2. Защитные адаптивные комплексы являются устойчивым сочетанием механизмов защит и направлены на разрешение внутренних конфликтов.
  3. Смешанные комплексы состоят их защитных и незащитных механизмов.

Следует отличать жизненный успех и адаптированность личности. Неверно считать каждую неудачу признаком отсутствия адаптированности. Необходимо учитывать, что не все потребности человека способствуют его правильному функционированию и социально-психологической адаптации.

Первой составляющей в структуре личности, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты.

Инстинктивное поведение индивида можно охарактеризовать как поведение с опорой на естественные потребности организма.

Но существуют адаптивные в данной социальной среде потребности и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от личностных ценностей и объекта-цели.

Дезадаптивность личности выражается в  ее неспособности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

Дезадаптированная личность не в состоянии отвечать требованиям, предъявляемым социумом, выполнять свою социальную роль. Признаком возникающей дезадаптации становится переживание личностью длительных внутренних и внешних конфликтов. Причем, пусковой механизм для дезадаптации – не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.

Для понимания особенностей адаптивного процесса следует знать тот уровень дезадаптированности, отталкиваясь от которого личность начинает свою адаптивную активность.

Два вида адаптивной активности:

  • адаптация путем преобразования и устранения проблемной ситуации;
  • адаптация с сохранением ситуации – приспособлением.

Адаптивное поведение характеризуется:

  • успешным принятием решений,
  • проявлением инициативы и ясным представлением своего будущего.

Основными признаками эффективной адаптации являются:

  • в сфере социальной активности – приобретение индивидом знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства;
  • в сфере личностных отношений – установление интимных, эмоционально насыщенных связей с желаемым человеком.

Критерии, указывающие на адаптивный процесс:

  • адекватность когнитивных механизмов обработки информации;
  • показатели личностной зрелости;
  • показатели социальной зрелости;
  • клинический критерий (по Братусю) – отсутствие клинически выраженной психопатологии;
  • статистический критерий: адаптированная личность – личность, наиболее чаще встречаемая в популяции;
  • социальный критерий – это социальная адаптация.

Адаптационный потенциалэто копинг-ресурсы, копинг-поведение и способность вырабатывать копинг-стратегии.

Санкции со стороны общества ставят под удар адаптационный потенциал. Общество людей:

  • подавляет,
  • ущемляет,
  • предъявляет требования,
  • является источником конфликтов с другими.

Все санкции воздействуют на человека стрессогенно, вызывая при этом состояние активации. Если человек не можем справиться, то возникает дистресс.

Состояние активации – это весы: на одной чаше лежат когнитивные механизмы обдумывания, а на другой чаше находятся переживаемые фрустрации.

Человек сохраняет психологическую устойчивость до тех пор, пока в голове происходит обдумывание ситуации. Если когнитивные механизмы не справляются – запускаются биохимические процессы, возникает психопатология.

Этот процесс характеризуется не плавным течением, а изменениями переломного характера, переходом в состояние качественно нового уровня.

Часто вместо понятий «адаптация-дезадаптация» в психиатрии и медицинской психологии можно встретить градацию «компенсация-декомпенсация».

Полярности предлагают рассматривать психические расстройства в связи с их влиянием на социально-психологические функции.

Они позволяют оценивать степень совладания с имеющимися нарушениями, что позволяет определять тактику психиатрического воздействия и выбор методов реабилитации и профилактики.

Компенсация

Адаптация и компенсация – это не полностью идентичные понятия, разница заключается в том, что при адаптации происходит приспособление – «смирение», выработка положительного отношения к имеющимся нарушениям. В свою очередь, при компенсации происходит замещение утраченной психической функции более приемлемой для данного состояния организма способностью.

Литература:

  1. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности – Издательство АН Армянской ССР. Ереван, 1988г.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека – Л., 1988г.
  3. Перре М., Бауман У. Клиническая психология – Питер, 2007г.

Источник: http://psy-diagnoz.com/glossary/102-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya.html

Адаптация человека – виды, понятие и факторы адаптации

Адаптация в психологии

Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д.

Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах.

В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира.

Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром.

Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении.

Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого.

Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

  • Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.
  • Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  • Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.
  • Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.
  • Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.
  • Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.
  • Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.
  • Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.
  • Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

перейти наверх

Виды

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует.

Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  • Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:
  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.
  • Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.

перейти наверх

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

  • Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.
  • Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.
  • Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.
  • Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

перейти наверх

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает.

Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям.

Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами.

Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне.

Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

Источник: http://PsyMedCare.ru/adaptaciya-cheloveka

Психологическая адаптация – это… Определение, методика, факторы и особенности процесса

Адаптация в психологии

Психологическая адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым или непривычным для него ценностям и системам профессиональных или социальных связей, принятых в том или ином обществе.

С ним сталкивается абсолютно каждый, причем в самых разных жизненных сферах.

Поскольку данная тема представляет собой определенный интерес с психологической точки зрения, стоит сейчас уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Социально-психологическая адаптация

Это первый вид рассматриваемого процесса, который принято выделять отдельно.

Под данным термином подразумевается целенаправленное, активно осуществляемое человеком усвоение ценностей, правил и норм общества. Причем как глобального, так и того, в котором он живет.

Имеется в виду ближайшее окружение – семья, детский сад, школа, лицей, группа в университете, компания товарищей, трудовой коллектив.

Социальная психологическая адаптация – это процесс, невозможный без общения и взаимодействия с другими людьми. Выстраивается он на таких «столпах», как:

  • воспитание;
  • общее образование;
  • профессиональная и трудовая подготовка.

Процесс занимает разное время. Все зависит от ситуации, к которой человеку необходимо приспособиться, а также от его индивидуальных особенностей. Можно утверждать, что он успешно социализировался, если по итогам данного процесса у него получается:

  • согласовывать свои цели с общественными ценностями;
  • сосуществовать с другими людьми, оставаясь самим собой;
  • принимать правильные решения;
  • строить планы на будущее;
  • проявлять инициативу;
  • обретать новые навыки, умения и знания, развивать уже имеющиеся;
  • устанавливать с другими людьми эмоционально насыщенные и близкие отношения.

Все это помогает человеку не только благополучно функционировать в социуме, но и приспосабливать окружающую его среду под себя. Он без труда изменяет, создает и преобразовывает условия таким образом, чтобы они удовлетворяли имеющиеся у него потребности и способствовали достижению тех или иных целей.

Они возникают у многих людей. И это называется дезадаптацией. Она случается в тех ситуациях, когда человеку не удается справиться с трудностями новых для него условий, самоутвердиться и наладить отношения с окружающими. Ему сложно занять комфортную позицию.

Проблемы возникают по двум причинам. Это либо внешние, средовые факторы (само общество), либо личностные особенности человека (неуверенность, отсутствие коммуникабельности и т.д.).

Первая причина не зависит от воли человека. А вот внутренние факторы – это в большинстве случаев вполне конкретная психологическая проблема. И человек, как правило, знает о ее наличии. Но либо не хочет, либо не может устранить.

Также сложности с адаптацией испытывают личности, которых общество систематически ущемляет, подавляет и предъявляет к ним завышенные требования. Из-за этого многие люди «ломаются», что зачастую приводит к психопатологии.

Самым явным признаком дезадаптации является болезненное переживание внутриличностных или межличностных конфликтов. И это становится причиной, из-за которой человек оказывается неспособен удовлетворять свои потребности или отвечать требованиям, предъявляемым социумом.

Почему появляются проблемы?

Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.

Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.

Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.

Метапотребности и метапатологии

Эти понятия имеют прямое отношение к теме, касающейся проблем психологической адаптации. Метапотребности – это высшие человеческие нужды. К ним относятся:

  1. Свобода.
  2. Целостность.
  3. Красота.
  4. Справедливость.
  5. Самоуважение.
  6. Благодарность.
  7. Самореализация.
  8. Творческая самоактуализация.
  9. Честь.
  10. Самотрансценденция.

Если человек не получает чего-то из перечисленного (того, что является для него очень важным и ценным), то формируются метапатологии:

  1. Гнев и ненависть.
  2. Неспособность любить и проявлять чувства.
  3. Апатия.
  4. Потеря интереса к жизни.
  5. Эгоцентризм.
  6. Депрессивность.
  7. Отчаяние.
  8. Привычка перекладывать ответственность на других.
  9. Нетерпеливость.
  10. Вульгарность.

Естественно, что метапатологии мешают процессу психологической адаптации. Потому что они становятся причиной искажения ценностного развития. Многие люди лишены справедливости, честности, доброты, а потому им чуждо сострадание, благородство, уважение других людей, их взглядов, ценностей и чувств.

Человек идеальным не рождается. Но нужно стремиться к самосовершенствованию. Чем гармоничнее и целостнее становится человек, тем легче ему дается психологическая адаптация. А это существенно облегчает жизнь в обществе.

Как адаптироваться?

Этим вопросом задаются многие люди. Адаптация – это сложный и непрерывный процесс. Практически каждый человек постоянно находится в изменяющихся условиях. Детский сад, школа, университет, армия, одна работа, другая, перевод на новое место… Человек просто вынужден искать способы «разместить» себя в той или иной ситуации и обстановке максимально комфортно и удобно.

А адаптироваться помогают отношения с другими людьми. Это способ получить поддержку. Завязывать отношения стоит с теми людьми, которые человеку кажутся похожими на него. Если ему кто-то нравится, то есть вероятность, что это окажется взаимно – так устроены люди. Ненавязчиво проявляя доброжелательность, человек получает ее в ответ.

У многих проблемы с адаптацией возникают именно из-за того, что им сложно находить общий язык с другими, привыкать к новым людям, знакомиться. В наше время научиться общаться не так сложно – есть интернет и социальные сети, где можно завести виртуальных друзей и попробовать для начала строить отношения с ними.

Но как быть в действительности? Говорят, чтобы получить расположение людей, даже говорить не нужно. Достаточно просто внимательно слушать других. Хороший слушатель на вес золота, поскольку в наше время большинство людей лишь говорят о себе.

Рано или поздно у такого человека начинают спрашивать советы, узнавать мнение, просить оценку. И таким образом происходит интеграция в общество. Главное – не быть слушателем в ущерб себе, то есть тратить на это лишь какую-то часть свободного времени.

Адаптация в детстве

Один из самых ответственных этапов в жизни любого человека. Психологическую адаптацию к школе прошел каждый из нас.

Поступление в это учебное заведение – волнительный и трудный период, причем как для первоклассника, так и для его родителей.

Меняется все: начиная от социальной ситуации и заканчивая кругом общения ребенка. К нему возрастают требования, существенно расширяется круг обязанностей.

И то, насколько успешной будет психологическая адаптация к обучению, определит его успеваемость, самочувствие и даже здоровье.

Психологи возраст 6-7 лет называют кризисным. Именно на этот этап приходится формирование потребностей в инициативе, активности и самостоятельности.

Ребенок теряет свою непосредственность, у него начинает формироваться самооценка, он пробует себя в роли школьника, ученика. Игровая деятельность отходит на задний план, на передний выходит учеба.

Естественно, что ребенок начинает стремиться к независимости. К тому же именно в этот период активно развивается словесно-логическое мышление, внимание и память.

Вдобавок ко всему этому ему приходится еще и приспосабливаться к непривычным условиям. Знакомство с одноклассниками, выстраивание отношений с учителем, необходимость терпеливо сидеть на месте в течение длительного времени и соблюдать дисциплину. Для ребенка это очень сложно, поскольку все перечисленное требует организованности и ответственности.

Неудивительно, что трудности выливаются в такие последствия, как плохой аппетит, повышенная утомляемость, головные боли, капризность, подавленность, частые перепады настроения, случается даже злоба и отрицательное отношение к учебе.

Чтобы этого не случилось, родители и учителя должны помочь ребенку. Уважение, любовь, поддержка, а также грамотное объяснение происходящего простыми словами – это очень важно. Как правило, в течение двух-трех месяцев дети вливаются в школьную жизнь.

Противоречивость

Это слово как нельзя лучше характеризует процесс адаптации. Почему? Потому что с одной стороны человек должен «вливаться» в общество. Но с другой – обосабливаться от него, чтобы оставаться самим собой.

Равновесие удержать очень сложно, поскольку в наше время в условиях всеохватывающих перемен оно нарушается. Из-за кардинальных изменений в практических всех жизненных сферах стали другими и функции институтов социализации.

Современные люди часто просто не успевают за таким стремительным ходом событий. Многие даже не могут понять, на что им ориентироваться – жизненные ценности меняются, а жизнь идет в таком ритме, что у некоторых не получается остановиться и поразмышлять над тем, ради чего они на самом деле существуют.

Социальные институты

Именно через них осуществляется процесс социализации. Это их задача – корректировать и формировать социальные качества, активизировать или ограничивать воздействие на людей тех или иных факторов.

Так как многие старые институты утрачены, необходимо выработать новые технологии социализации. Их внедрение не только удовлетворит потребности общества, отдельных его групп и личностей. Это поспособствует тому, что человек начнет учиться «обрабатывать» принципы своего поведения, соотносить его с теми или иными ситуациями и условиями.

Профессиональная адаптация

Это еще одно понятие, заслуживающее внимания. В данном случае выделяют другие психологические особенности адаптации. Это обусловлено обстоятельствами внутреннего и внешнего характера. Ведь в данном случае рассматривается процесс вхождения человека в профессиональную среду и взаимодействие с ней.

Что именно включают в себя факторы психологической адаптации:

  1. Особенности целей и содержания организации, используемые ею средства и технологии.
  2. Своеобразие социальных и трудовых условий, в которых люди работают.

Внутренние обстоятельства являются уровнем адаптационного потенциала. Внешние же, к которым относятся профессиональные сферы и предметные области, являются своеобразным «полем», на котором человеку и приходится себя реализовывать. Какие именно перед ним стоят задачи:

  1. Привыкнуть к «ритму» организации: к режиму, интенсивности деятельности, целям, средствам, технологиям.
  2. Адаптироваться к требованиям трудовой и производственной дисциплины, усвоить организационные правила и нормы.
  3. Освоить профессионально-ролевые социальные функции.
  4. Начать соответствовать своему социально-профессиональному статусу (педагог, медик, юрист и т.п.).
  5. Принять социально-психологические ролевые функции, неписаные нормы, ценности, правила, отношения в организации и трудовом коллективе.
  6. Влиться в те социальные обстоятельства, в которых и происходит профессиональная деятельность (политическая, правовая, этническая, религиозная сфера).

Все перечисленное требует определенного уровня подготовленности. Как правило, осуществление этих задач не представляют большого труда для человека, так как он уже знаком с социально-психологической адаптацией. Методика, конечно, несколько иная, поскольку обстановка отличается, но он как минимум знает, что его ждет.

Экологическая адаптация

Данную тему тоже необходимо затронуть вниманием. Экологическая адаптация является психофизиологической реакцией человека и его организма на меняющиеся условия внешней среды, в которой задействованы биолого-генетические особенности высших регуляторных функций.

Теоретический анализ показал, что изучение данной темы является самой сложной проблемой взаимодействия людей с окружающей средой с точки зрения клинической физиологии. Эта тема остается актуальной до сих пор.

особенность социально-психологической адаптации к воздействию исходящих из окружающей среды факторов (социальных и эмоциональных) зависит от гендерной идентичности (ролевых отношений в социуме) и так называемого психологического пола (андрогинность, маскулинность, феминность). Но ни инверсия, ни полное совпадение не являются гарантией того, что человек быстро привыкнет к постоянно меняющимся внешним условиям.

В результате диагностики психологической адаптации в экологии ясно лишь одно – данный процесс имеет непосредственное отношение как к биологическому, так и к психофизиологическому уровню.

Источник: http://fb.ru/article/380413/psihologicheskaya-adaptatsiya---eto-opredelenie-metodika-faktoryi-i-osobennosti-protsessa

Психологическая адаптация человека

Адаптация в психологии

Адаптация личности – это психологическое приспособление к изменениям окружающей среды. Основная составляющая психологической адаптации заключается в приспособлении человека к требованиям социума и собственным желаниям.

Психологическая адаптация подразумевает усвоение традиций социальной группы и принятых здесь ценностей. Она встречается повсеместно.

Нам необходимо адаптироваться к ситуации в детском саду, в школе, на работе, в незнакомой компании.

Проявление и способы психологической адаптации

Психологическая адаптация – процесс, происходящий с раннего детства и до конца существования. Приспособление к окружающим условиям существования в детском возрасте чрезвычайно важно. Именно от психологической и социальной адаптации человека в детстве зависит его дальнейшая жизнь в социуме.

Все мы наслышаны об историях детей-Маугли. Человек, который в раннем возрасте адаптировался к диким условиям и жизни среди животных, не сможет вести активную социальную жизнь в обществе людей.

Необходимость психологической адаптации к жизни среди себе подобных вызывает у Маугли шок. В редких случаях людям, выросшим без человеческого общества, удается приспособится к социуму.

Чаще всего они возвращаются к прежней жизни, где психологическая адаптация – пройденный этап.

Главное проявление психологической адаптации — общение и другие виды взаимодействия. Активное взаимодействие с обществом и привыкание к нормам и устоям делают возможными процесс обучения и работы, построение отношений с другими членами общества, изменение поведения человека для соответствия ожиданиям окружающих.

Способы психологической адаптации:

Метод проб и ошибок. Встречаясь с жизненным препятствием на пути, человек преодолевает его, опираясь на собственный опыт. Не всегда испробованные способы преодоления решают возникшую проблему. Со временем человек отбрасывает в сторону методы, которые не привели к нужному результату, и находит новые пути решения.Формирование реакции.

Так называемая своеобразная «дрессировка». Правильная реакция на изменения общества подкрепляется вознаграждением на психологическом или физическом уровне. Этот способ адаптации не осознано используют родители в отношении детей. В тот момент, когда ребенок произносит членораздельные звуки, матери кажется, что он зовет именно ее.

Она встречает начинание малыша с восторгом, что стимулирует ребенка к дальнейшему развитию.

Наблюдение. Попадая в незнакомую среду, человек наблюдает за поведением окружающих. Он подражает людям, которые уже адаптировались к условиям взаимодействия в этом обществе, не задумываясь над тем, зачем он это делает.

Со временем человек полностью принимает линию поведения, включая осознание целей и последствий.

Латентная адаптация. Человек постоянно получает сигналы от окружающего мира. Часть из них воспринимается, другая понимается не так четко, а третья не осознается вовсе.

В подсознании сохраняются определенные методы взаимодействия с обществом, которые используются по мере необходимости и возникновения ситуаций.Инсайт.

Это реакция мозга на ситуацию, когда разбросанные в памяти варианты поведения и способы решения проблемы объединяются, и человек получает сигнал о том, какая реакция на окружающий мир станет единственно верной.

Решение спонтанно и уникально, поэтому инсайт похож на творческий процесс.

Рассуждения. Обсуждая проблему или незнакомую ситуацию, человек ищет решение или способ адаптации к окружению. Выводы, полученные в результате рассуждений, в дальнейшем используются при аналогичных ситуациях.

Адаптационные расстройства личности

Не всегда процесс психологической адаптации человека проходит гладко. Если непривычная ситуация затягивается, то возможно появление адаптационных расстройств. Это может случится при затяжном семейном конфликте, при расставании с близкими людьми, при потери прежнего положения в социуме или при тяжелом заболевании.

Опасные звоночки проявляются постепенно. Развитие адаптационного расстройства занимает около месяца и в дальнейшем может либо исчезнуть, либо перерасти в психическое заболевание, требующее вмешательства врача.

Варианты адаптационного расстройства человека:

Кратковременная депрессия, которая заключается в резком понижении настроения, апатичности и безразличия, медлительности мышления, ощущении бессилия и неуверенности в себе;
Пролонгированная депрессия, которая подразумевает продолжительность симптомов кратковременной до двух лет.

Проявляется, когда конфликтная жизненная ситуация затягивается, а человек не может с ней справится и адаптироваться к изменениям собственной жизни;Тревожность, проявляющаяся в форме беспокойства, как двигательного, так и вегетативного;

Нарушение эмоционального фона, когда наряду с депрессией и тревожностью, проявляется агрессия, раздражительность, подверженность состоянию гнева и злости;

Нарушения поведения, проявляющееся в поступках, которые намеренно нарушают этические и моральные нормы, принятые в обществе. Такие отклонения характерны для подросткового возраста, когда необходимость психологической адаптации вызывает в человеке отрицание и подталкивает на бессмысленные действия.

Расстройства, связанные с психологической адаптацией человека, распространены в обществе. Однако подобный диагноз ставится врачом только в случае нарушения функциональности человека, как полноценного члена общества. Чаще всего адаптационными расстройствами личности страдают женщины.

Среди людей, которые не смогли психологически адаптироваться к происходящему, преобладают те, которые считают себя несчастными. Это одинокие люди, не имеющие семьи или разведенные, социальное и материальное положение человека с расстройством, как правило, оставляет желать лучшего.

Адаптационные расстройства успешно поддаются лечению и в большинстве случаев имеют благоприятный исход, если вовремя обратится к специалисту и принять меры. Психологическая адаптация – обязательный процесс для гармоничного существования в обществе и общения с его членами.

Источник: https://sunmag.me/sovety/14-03-2014-psikhologicheskaya-adaptatsiya-cheloveka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.