Адаптация студентов первокурсников

» Адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе

Адаптация студентов первокурсников

Одна из важнейших задач в высшем учебном заведении – проводить работу с первокурсниками, направленную на скорейшую их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли – студента.

ВУЗ должен помочь молодым людям как можно быстрее и главное успешнее адаптироваться и влиться в ряды студентов.

Несмотря на различия в процессуальном, целевом и содержательном компонентах различных уровней образования, адаптация актуальна для каждого из них и имеет нечто общее и нечто специфическое.

Человек ощущает потребность в адаптации, когда вступает во взаимодействие с системой, с которой имеет определенное рассогласование, и это приводит к необходимости изменений.

Они могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступил во взаимодействие или же с характером этого взаимодействия.

Пусковой механизм адаптации человека это смена окружающей среды, в результате которой его привычное поведение оказывается малоэффективным или неэффективным и это порождает необходимость преодолеть затруднения, связанные конкретно с новизной условий.

Адаптация это одно из наиболее общих понятий, которые определяют связь человека со средой. В 1865 году его ввел Ауберт, чтобы обозначить изменения чувствительности во время длительного воздействия адекватного раздражителя. Со временем это понятие стало одним из основных в «жизненных» науках: психологии, медицине, физиологии, философии.

Для описания феномена адаптации существует множество определений. Обобщенное описание адаптации гласит, что это приспособление, необходимое человеку для адекватного существования в условиях, которые меняются; что это процесс включения человека в новую социальную среду, при котором он осваивает новые условия.

Большая часть исследователей видят специфику адаптации человека в его способности сознательного и активного воздействия на окружение. Социальная адаптация является процессом интеграции индивида в новую социальную группу, она предполагает, что индивид примет групповые нормы, требования, стереотипы и стандарты.

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой.

Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды).

Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности.

Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды.

Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды.

Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения.

Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал.

В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов.

К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь.

Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа.

Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями.

От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Источник: https://paidagogos.com/?p=5739

Адаптация студентов-первокурсников в вузе

Адаптация студентов первокурсников

Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.

Аннотация: В статье рассматривается процесс адаптации студентов-первокурсников к вузу. Был проведён анализ социально-психологической адаптированности студентов Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Козьмы Минина. Представлены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями.

Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека.

Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других.

У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели.

Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают.

А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы.

Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться.

Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации.

Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения.

Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу.

70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим.

Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;— неумение распределять своё время и силы;— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;

— отсутствие желания учиться. [1]

Источник: http://novaum.ru/public/p812

Адаптация студентов первокурсников

Адаптация студентов первокурсников

Обучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием.

В ВУЗах, процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды.

В частности, знакомство с учебным заведением у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета.

Особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители.

Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.

Существует много определений феномена адаптации.

В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Социальная адаптация представляет собой процесс интегрирования индивида в социальную группу, предполагающее принятие им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы.

Следующий «переломный» момент – это переход от начальный школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Сложность адаптации при переходе от общего к профессионально образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Социологи выделяют в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

· начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды вуза и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

· стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

· аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

· ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический.

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Существует понятная тенденция – чем крупнее город, тем для его жителя – абитуриента вуза адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной. Между тем соотношение абитуриентов из разных городов (крупных или средних, малых) несколько меняется в пользу последних.

В немалой степени это связано с развитием в последние годы во многих крупных городах филиалов и представительств различных государственных и коммерческих вузов. Те из абитуриентов – жителей небольших городов, кто успешно преодолевает трудности конкурсного отбора, чаще всего оказываются лучше подготовленными и более мотивированными к последующей учебе.

Очевидно, что для них основными в адаптации являются не учебные или социально-психологические трудности, а материально-бытовые.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.

Корни проблемы таких негативных явлений, как правонарушения, употребление алкоголя, наркотиков связаны с невостребованностью студентов в вузе.

Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находя поддержки и помощи со стороны преподавателя, куратора, воспитателя общежития, зачастую находит решение проблем в компании с асоциальной направленностью.

Отсюда распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, нарушение правопорядка, учебной дисциплины, слабая успеваемость. По сути, у молодежи формируется собственная социокультурная среда, со своими «правилами» и «порядками».

Хорошие отношения с друзьями, в родительской семье и обретение собственного семейного счастья – важный ориентир для организации внеучебной работы с первокурсниками.

Необходимые помощь и контроль со стороны взрослых в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Необходима и специальная работа по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе лиц – тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы.

Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, факультета, вуза – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.

Проблемы адаптации студентов первокурсников

Филиал ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске

Научный руководитель – , к. ю.н.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Ученик, покинувший недавно школьные стены, становится студентом. И от того насколько успешно он пройдёт адаптацию, будет зависеть его дальнейшее развитие, как человека, как будущего специалиста, будут зависеть его личные и научные достижения.

В момент социально — психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по — другому начинают воспринимать себя и других.

В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности).

Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.

Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно — досуговой жизни вуза, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды.

Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.).

Так, в филиале Тюменского государственного университета в г.

Шадринске, с целью ускорения адаптации первокурсники в сентябре — октябре 2011 года были вовлечены как в мероприятия, проводимые филиалом — краеведческий поход, турнир филиала по волейболу, а также общегородские – туристический слёт, осенний марафон. Победа первокурсников на водном этапе турслёта, их активное участие и в остальных мероприятиях значительно облегчили процесс их адаптации.

Исследователи различают три формы адаптации студентов – первокурсников к условиям вуза:

1) формальная адаптация. Касается познавательно — информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к её требованиям, к своим обязанностям.

2) общественная адаптация – процесс внутренней интеграции групп студентов — первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.

3) дидактическая адаптация – подготовка студентов к новым формам и методам учебной работы в вузе [1].

Учёными выделено три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он уже закончил.

Психологический блок содержит индивидуально — психологические, социально — психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально – техническое обеспечения и др. [2].

Успешность прохождения адаптации зависит напрямую от эффективно взаимосвязи этих блоков.

Знание индивидуальных особенностей студента делает процесс адаптации ровным и комфортным. В процессе адаптации первокурсников можно выделить следующие трудности: отрицательные переживания по поводу ухода из школы, расставание с классом, неопределённость в выборе профессии, недостаточная психологическая подготовка, налаживание самостоятельной жизни, при переезде из дома в общежитие.

Обеспечением учебно — методической литературой довольны лишь 80 % студентов, возможностями заниматься художественным творчеством — 85 %, условиями для полноценного досуга – 50 %. Бытовыми условиями в общежитии удовлетворены все студенты, пользующиеся его услугами [3].

Результаты опроса свидетельствуют, что менее успешно прошли адаптацию студенты, окончившие среднюю школу. Гимназисты, лицеисты и выпускники техникумов справились с вхождением в новые жизненные условия, в новый коллектив значительно успешнее.

Студенты, имеющие среднее профессиональное образование не испытывали никаких трудностей, за исключением привыкания к новому коллективу. В целом, можно сказать, что адаптация студентов — первокурсников в филиале ТюмГУ в г.

Шадринске прошла успешно, основная часть сумела реализовать себя, показать хорошие успехи в учёбе и культурно — массовых мероприятиях.

1. Проблема адаптации студентов — первокурсников [электронный ресурс] http://www. /problema-adaptacii-studentov-pervokursnikov-k-vuzovskoj-sisteme-gumanitarnoj-podgotoi/

2. Проблема психолого — педагогической адаптации студентов первого года обучения [электронный ресурс] http://www. *****/forum2011/75/1013

3. Результаты социологического опроса, проведённого автором материала в филиале ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске Курганской области (авторская разработка).

Обзоры сервисов Pandia.ru

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источники:
Проблема адаптации студентов-первокурсниковОбучения в высшем учебном заведении для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста с высшим образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог вуза.

http://mirznanii.com/a/214954/problema-adaptatsii-studentov-pervokursnikov

Проблемы адаптации студентов первокурсниковПроблемы адаптации студентов первокурсников Филиал ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске Научный руководитель – , к. ю.н. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ Ученик, покинувший

http://pandia.ru/text/78/599/32901.php

Источник: http://psiholog4you.ru/adaptatsiya-studentov-pervokursnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.