Психология школьника

Содержание

Психология школьника

Психология школьника
26 Октябрь 2015      admin74       страница » Развитие детей        189

Как развивается психология школьника, чем она отличается от психологии дошкольника и что нужно предпринимать родителям, чтобы ребенок хорошо чувствовал себя и показывал хорошие результаты в учебе? Это не праздные вопросы.

С наступлением первого учебного года, когда проходит эйфория от гордости за себя, ставшего учеником, ребенком начинаются осознаваться первые трудности: появление новых, не всегда воспринимаемых положительно новых задач, сложности с адаптацией в коллективе, привыкание к требованиям учителя и т.д.

Сталкиваясь с сопротивлением детей, их нервными срывами, переутомлением, нежеланием идти в школу, саботажем учебной деятельности, родители начинают бить тревогу. Однако многие проблемы можно предотвратить, если знать, что представляет собой психология школьника младших классов.

Начало» взрослой» жизни

Для многих первоклассников школа – это начало другой, «взрослой» жизни.

И они с удовольствием поддерживают разговоры с родителями о том, какие они теперь «большие», радостно выбирают ранец, дневник, тетрадки… В этот момент многие мамы и папы впадают в иллюзию, что действительно дети осознают свой изменившийся статус и станут более ответственно подходить к учебе, будут более самостоятельными.

Однако обольщаться не стоит: психологи утверждают, что для основной массы детей начало учебы не более чем игра.

Психология школьника — первоклассника мало отличается от психологии дошкольника, поэтому проще всего объяснять ему истины о школе языком правил игры.

Нужно договариваться о том, как теперь будет организован его день, что из запланированного должно выполняться в первую очередь, а что потом, как вести себя в классе и т.д.

Адаптация в коллективе происходит быстрее у тех детей, которые посещали детский сад, а также занимались в развивающих кружках, секциях.

Им легче психологически подстроиться под других ребят и учителей, они не отличаются сильной застенчивостью и быстро находят общий язык с разными людьми.

Зная эту особенность психологии школьника, стоит заранее подготовить ребенка к общению со сверстниками, развивать у него социальные навыки.

Важность переключения

В дошкольном периоде у детей физическая активность превалирует над интеллектуальной, а в школе все происходит с точностью до «наоборот».

Почему дети так устают? Потому что важнейшим принципом формирования нормальной психологии школьника является возможность переключения с одной деятельности на другую, а они сразу погружаются в учебу и привыкают жить в непрекращающемся стрессе.

Только представьте себе: вы каждое утро приходите на работу, и строгий начальник ставит вам отметки за то, как вы написали отчет, заполнили ведомость, подготовили рабочее место.

А если ему что-то не понравилось, он перед всем коллективом устраивает «читку» ваших документов и разбор ошибок.

А когда вы приходите домой и рассказываете своим родителям, что вам сегодня начальник «двойку» за квартальный баланс поставил, они дружно начинают ругать вас и говорить: «В кого же ты у нас глупый такой? Все бухгалтера как бухгалтера, а у тебя вечно проблемы и т.д.»

Понимаете теперь, какой стресс испытывают дети, каждый день пребывая в ситуации оценки результатов их деятельности сначала учителем, потом родителями? Как психология школьника страдает от такого пристального внимания и негатива? Как надо контролировать свои эмоции, чтобы вести себя с детьми разумно и гуманно?

Чтобы стресс не накапливался и не приводил к серьезным проблемам в здоровье, нужно приучать детей к регулярным прогулкам, которые не могут быть заменены на просмотр передач или игру на компьютере. Час игры с ребятами в футбол, катание на велосипеде, пробежка в парке с папой или поход в бассейн с мамой позволят ребенку отдохнуть лучше, чем несколько часов просмотра мультфильмов.

Главное – не оставлять ребенка наедине с возникшими трудностями не утратить его доверие. Первые взлеты и неудачи, дружба и ссоры, симпатии и антипатии, любовь и ненависть – все это слагаемые опыта, который поможет подготовиться к взрослой жизни, где все решения придется принимать самостоятельно и нести за них персональную ответственность.

    адаптация, взрослый, деятельность, игра, коллектив, начало, отличаться, первое, проблема, психология, Психология школьника, развитие детей, ребенок, родитель, стресс, учеба, учитель, школа, школьник     

Источник: http://sonyaclub.ru/psixologiya-shkolnika/

20 уроков социальной психологии, которые пригодятся каждому

Психология школьника

Психологи в США обнаружили: 20% людей, получивших рождественские открытки от незнакомцев, тоже отправляют им поздравление. По этой же причине официанты получают больше чаевых, если рассказывают о рецепте блюд или дают советы.

2. Человек склонен больше ценить то, чем он непосредственно владеет

Исследования показали, что готовность продать слабее по сравнению с желанием купить. Участников эксперимента уговаривали купить стакан за 5 долларов, но, получив его, испытуемые отказывались продавать кружку меньше чем за 10 долларов.

3. Из-за жары мы становимся злее, а из-за грусти мёрзнем

Когда ты чем-то недоволен, кажется, что в помещении холодно, и скорее захочется горячих блюд, а не холодных. Уровень преступности выше в жарких регионах, и больше преступлений совершается в тёплые дни. Это происходит потому, что жара возбуждает нервную систему, а люди ошибочно приписывают это какой-либо жизненной ситуации.

4. Улыбка заразительна и может многое сказать о тебе

konradbak/Depositphotos.com

В кинотеатре человек будет смеяться больше, если смеются люди вокруг него. Ещё ситуация: боулинг, человек выбил страйк, а улыбаться начал, только повернувшись к друзьям. Это улыбка для социального одобрения, а не от радости, что сделал что-то успешно.

Согласно результатам одного исследования, студенты, которые показывали улыбки Дюшена (самые искренние улыбки, которые задействуют мышцы вокруг глаз и рта) на фотографиях в альбоме, чаще были женаты и чаще называли себя счастливыми 30 лет спустя. А студенты с менее выраженными улыбками разводились намного чаще.

5. Ожидание влияет на принятие решений

В ходе одного исследования психологи обзванивали участников и спрашивали их, хотели бы они гипотетически стать волонтёрами Американского онкологического общества. Когда этих же людей обзвонили несколько дней спустя и задали тот же вопрос, 31% опрашиваемых ответили согласием, хотя в первый раз согласилось только 4%.

6. Мы поступаем иначе, если вспоминаем о себе

Перед раздачей теста испытуемым сказали, что мужчины и женщины набирают разное количество очков. После этого показатели участниц резко упали.

А результаты мужчин снизились после общения с привлекательной женщиной.

И другая ситуация: когда дети ходят на Хэллоуин группой, они берут много конфет; но, если ребёнок выходит один и к тому же у него спрашивают имя, он возьмёт намного меньше сладостей.

7. Наблюдение со стороны иногда помогает, но только не во время еды

Если за тобой наблюдают во время выполнения простого задания — результаты повысятся, а если во время сложного или задания, связанного с получением нового навыка, то результаты снизятся.

Кстати, эта особенность присуща не только людям, но и тараканам (!). Соседство в комнате с другими имеет ещё один эффект: если в помещении работает ремонтник (даже в самом углу), люди начинают работать медленнее.

Кроме того, люди, как и животные, съедают больше, если принимают пищу в чьём-то присутствии.

8. Эффективный способ заставить человека что-то сделать — сравнить его с друзьями

В одной электроэнергетической компании попытались убедить людей беречь электроэнергию дома. Для этого выпустили плакаты с надписью «Ваши соседи снизили потребление электричества».

В итоге домашнее использование энергии уменьшилось на 2%.

Призывы «Экономишь энергию — экономишь деньги» и «Сохраняй энергию для сохранения окружающей среды» не только не помогли уменьшить использование электричества, но и в некоторых случаях, наоборот, привели к увеличению потребления.

9. Контекст выполнения действия влияет на само действие

В ходе ания 56% участников, авших в школе, были за увеличение школьного бюджета, в то время как в остальных местах этот показатель был равен 53%. Хотя этот эффект может показаться не таким уж важным, он статистически значим. Подобный опыт был повторен в лабораторных условиях (64% людей, которым показали фотографию школы, проали за увеличение бюджета).

10. Чем больше ты что-то узнаёшь, тем больше тебе это нравится

Эта особенность получила название «эффект узнаваемости», и для его возникновения хватит доли секунды. Он широко применяется в рекламе. Чем чаще ты будешь видеть объявление или рекламу, тем более высоко оценишь компанию. Яркие картинки, которые вызывают позитивные и негативные эмоции всего лишь несколько миллисекунд, меняют твоё мнение о чём-либо на уровне подсознания.

11. Плавные линии vs углы

Людям, как правило, больше нравятся округлые визуальные объекты, чем объекты с заострёнными гранями.

12. Смотри, чтобы с тобой ничего не случилось, когда вокруг много людей

Свидетели с меньшей долей вероятности помешают преступлению или помогут в критической ситуации, если есть другие наблюдатели, так как думают, что поможет кто-нибудь ещё и им удастся избежать ответственности.

Если у жертвы идёт кровь, люди помогают ещё реже, просто потому, что их пугает сам вид крови.

Но жертва, которая громко кричит, получит больше помощи, чем та, что молчит: чёткий и недвусмысленный сигнал об опасности воспримет больше людей.

13. Мы все хотим быть счастливыми, но слишком много счастья негативно отражается на работе

По результатам опроса более 10 тысяч человек в 48 странах мира было установлено, что счастье ценится больше, чем другие личностные перспективы — найти смысл жизни, стать богатым или попасть в рай.

Счастливые люди чаще называют себя любопытными, а депрессивные способны подмечать даже незначительные изменения в мимике лица собеседника.

А ещё очень счастливые люди (9 из 10 или 10 из 10 баллов по шкале измерения счастья — есть и такая) плохо учились и получают маленькую зарплату, по сравнению с умеренно счастливыми людьми (6, 7, 8 из 10 по шкале).

14. Мы делаем глупые вещи, чтобы приспособиться

В ходе исследования участника отправили в группу и попросили ответить на вроде бы простой вопрос. Заранее группа получила указание говорить заведомо неправильный ответ.

В итоге 37 из 50 испытуемых давали неправильный ответ, повторяя его вслед за большинством (даже если он был очевидно неверным), просто потому, что хотели понравиться членам группы или думали, что большинство осведомлено лучше, чем они.

Этот эффект притупляется, если в группе присутствует хотя бы один человек, который соглашается с испытуемым.

15. Нам сложно отделять внешность от характера

Положительная или отрицательная реакция на человека («он милый парень») влияет на наше суждение относительно его внешности («он привлекательный»). Это явление называется «эффект ореола». Он сильно заметен на примере знаменитостей: их привлекательность и слава заставляют нас верить, что они умные, счастливые или добрые.

16. Не все типы наград влияют на нас одинаково

Ожидание награды снижает мотивацию. А неожиданная награда, наоборот, увеличивает её. Фиксированная премия менее действенна, чем премия, размер которой меняется в зависимости от качества работы.

17. Обладание властью может существенно влиять на наши эмоции и поведение

В cтэнфордском тюремном эксперименте добровольцев разделили на две группы — «заключённых» и «охранников» — и поместили в некое подобие тюрьмы.

Через шесть дней эксперимент был завершён (хотя планировалось проводить его две недели).

Участники вжились в свои роли: «охранники» третировали и жестоко обращались с «заключёнными», у многих «заключённых» наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

18. Власть делает нас послушными и может заставить сделать то, чего мы и представить не могли

В известном эксперименте Милгрэма участников попросили давать разряды тока с возрастающей силой, если испытуемый в соседней комнате давал неправильные ответы на задаваемые вопросы. Роль жертвы выполнял помощник экспериментатора.

Участник сначала подавал слабые разряды, но во второй части эксперимента его просили нажать кнопку «Опасно: сильный ток», не обращая внимания на просьбы жертвы остановить эксперимент.

В результате 63% испытуемых нажали кнопку с максимальным разрядом, который, если бы это была не постановка, мог бы стать смертельным для другого человека.

19. Самоконтроль в раннем возрасте может свидетельствовать об успешности во взрослой жизни

Ещё один известный эксперимент — «мармеладный тест». Ребёнка оставляют в комнате, а на стол перед ним кладут мармеладку или печенье. И предупреждают: он может съесть мармелад (или печенье) сейчас, и тогда эксперимент считается оконченным. Но, если он дождётся возвращения экспериментатора, то получит в награду две мармеладки.

Дети, которые не могут дождаться и съедают мармелад сразу или пытаются съесть его втихаря, в будущем чаще испытывают проблемы на работе, получают низкие баллы при поступлении в университет, испытывают проблемы с вниманием в школе и с трудом поддерживают дружеские отношения. Это факт: ребёнок, который может подождать 15 минут, при поступлении наберёт вполовину больше баллов, чем ребёнок, который подождал только 30 секунд.

20. Людям нравятся круглые числа

Этот список состоит из 20 пунктов, а не из 19 по той же причине, по которой многие стараются пробежать на тренировке не 1,9 км, а 2 км. Пристрастие к определённым числам глубоко заложено в человеческой натуре.

Источник: https://lifehacker.ru/social-psychology/

Психология школьника младшего возраста

Психология школьника

В формировании психологии школьника первую роль играет окружение ребенка. От того, как окружающие будут способствовать раскрытию потенциала ребенка, зависит его дальнейшая успеваемость. Ведь еще в младшем возрасте у человека формируется стимуляция к тому, чтобы быть лучшими. Мотивация также имеет не последнее значение.

Формирование психологии у школьника младшего класса, развитие

Начиная от детского сада, ребенок учится логически мыслить, выстраивать логические умозаключения.

Во многом это происходит во время игры. Играя, ребенок осваивает мир. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые навыки, которые продолжает совершенствовать. Первые классы называются младшими, это переходный этап между садом и средними классами.

Во многом в процессе обучения первоначально используются те же элементы, что и в детском саду, то есть обучение в игре.

В формировании психологии у школьника первую роль играет окружение ребенка. От того, как окружающие будут способствовать раскрытию потенциала школьника, зависит его дальнейшая успеваемость.

Ведь еще в младшем возрасте у человека формируется стимуляция к тому, чтобы быть лучшими. Мотивация также имеет не последнее значение.

Для школьника младшего возраста школа – это необходимый этап к взрослой жизни, общение со сверстниками, новая информация. Ребенок не понимает той ответственности, которую предполагает процесс обучения. Это как новая игра, в которой свои правила, обязанности, задания.

Для ребенка, идущего в школу, процесс знакомства с большим количеством сверстников является достаточно сильным испытанием. Ведь нужно время для того, чтобы понять суть и стремления каждого человека.

Приходя в школу, которая занимает значительную часть времени, у ребят возникают первые симпатии, влюбленности.

Младший школьный период предшествует периоду полового развития, являясь достаточно спокойным.
Развитие личности школьника

Каждый ребенок имеет свои особенности характера. В связи с тем, что не каждый ребенок имеет понятие о тактичности, то выставление напоказ недостатков другого человека может вызвать развитие комплексов у школьника, с которыми потом будет очень тяжело справиться.

Такой ребенок будет более тревожным, беспокойным, в школу идти неохотно, и при этом не говорить родителям об этом, по-взрослому собираясь решить проблему самостоятельно.

Особенности психологии у школьника младших классов, что нужно знать?

Важно на первом этапе школьного обучения научить ребенка нести ответственность за свои поступки в первую очередь и за свое поведение. Умение принимать решения дается не так-то легко, однако это необходимо, чтобы воспитать самостоятельную личность.

Пока ребенок адаптируется в школе и ищет свое место среди сверстников, не нужно оказывать психологическое давление на школьника, требуя от него высоких результатов. После периода адаптации он сам определится с тем, что ему интересно, а что нет, примет и поймет важность и необходимость обучения.

Первые годы в школе у ребенка еще не сформировалась должная концентрация внимания. Ему сложно длительное время сосредоточиться на каком-либо предмете, особенно если учитывать, что большинство информации является новой, и это неинтересно ребенку.

Ребенок младшего школьного возраста, привыкший в саду постоянно двигаться, сложно переносит необходимость сидеть длительно время практически в неподвижном состоянии. Поэтому многие педагоги устраивают паузы-пятиминутки в игровой форме, чтобы после нее можно было продолжать образовательный процесс. На переменах дети также проявляют повышенную активность.

Как известно, у детей ассоциативная впечатлительная память, поэтому они лучше запоминают то, что вызывает у них яркие впечатления.

Ко 2-3 классу ребенок начинает понимать, насколько важно обладать знаниями и постоянно повышать свой уровень. У школьника этого возраста возникает определенная мотивация к обучению. На этом этапе хорошая оценка преподавателя является достаточным стимулом к хорошему обучению.

Однако эта мотивация зависит и от окружения, то есть от отношения к этому стремлению других одноклассников. Если все дети обладают данной мотивацией, то таким образом формируется сильный класс, если нет, то чтобы не выделяться, ребенок подавляет это стремление к познанию.

В течение первых классов ребенок не может выделить какой-либо предмет, из-за обилия информации. Позже он определяется с тем, какие предметы ему легче даются, выделяя наиболее «любимые».

Любознательность школьника приводит его к активной тяге к познанию. Все более ребенка интересуют причинно-следственные связи, в отличие от первого времени, когда больше всего интересуют яркие впечатления.

Целью школы является формирование морально-этических принципов. В младших классах возникает образ идеала у детей, которыми становятся герои из книг, фильмов.

Таким образом, продолжая начатое в детском саду, в школе активно развиваются мыслительные процессы ребенка, которые закладывают основы морально-этического воспитания, которое вместе с домашним приводит к формированию психологии цельной личности.

Источник: http://infonyanya.ru/shkolnik/psikhologiya-shkolnika-mladshego-vozrasta.html

Школьный психолог – школьный враг? | Социум | Наша Психология

Психология школьника

Его боятся и ему не доверяют. К нему отказываются идти. Кто же этот роковой персонаж? Всего лишь школьный психолог!

«…Вбегает ко мне учительница второго класса, и в голосе у нее истерика: “Пойдите, сделайте с ним что-нибудь!” Ну, это у нас всегда так. Урока не проходит, чтобы кто-то не забежал.

Вхожу в класс, а Максим под партой сидит, рисует там своих роботов, которых полк одинаковых. “Здоровые так себя не ведут!” – не тихо говорит учительница. Я глазами ей делаю “тсс!”, а вслух говорю: “Не будем делать поспешных выводов”. Беру Макса поговорить, порисовать.

И понимаю, что нужно разговаривать с родителями».

Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Никто до конца не знает, чем он занимается: ни учителя, ни родители, ни дети, ни даже директор. Поэтому одним это дает повод думать, что это такой бездельник, который «вообще ничего не делает, только бумажки пишет», а другим – демонизировать его образ, придавая ему всемогущество влияния на судьбу ребенка.

На самом деле все не так уж сложно. Работы у психолога много. Он работает со всеми «участниками педагогического процесса»: учениками, учителями, администрацией и родителями.

Основные направления таковы:

  • Диагностическое: ребенка, классов, отдельных групп, учителей, родителей. Может быть плановое, а может по запросу родителей или учителей или если психологу «что-то не понравилось». Если планируется комплекс из нескольких тестов, то хорошим тоном будет предупреждение родителей и взятие с них дополнительного согласия.
  • Развивающее и коррекционное. Например, это могут быть уроки психологии, тренинги по сплочению в конфликтном классе, индивидуальные занятия с ребенком (проводятся строго с согласия родителей!).
  • Консультативная работа. Самые разные консультации для всех: учеников, родителей, учителей, администрации; групповые и индивидуальные. Как правило, на это выделены особые часы, поэтому «прорваться» к психологу в любой момент не получится. Только если ситуация действительно экстренная.
  • Просветительская работа. Психолог оформляет стенды, может вести свою страничку на сайте школы, проводить занятия для родителей и учителей, выступать на собраниях.
  • Психопрофилактическое. Психологи много наблюдают на переменах, уроках, мероприятиях. Опытный глаз может заметить перемены в ученике – подавленность у весельчака; агрессию у миролюбивого, замкнутость у общительного. Можно отследить и направить в мирное русло зарождающийся конфликт между одноклассниками или учеником и учителем.
  • Методическое. Боль души психолога. Обилие обязательных к заполнению бумажек документов делает затруднительной более эффективную работу по основным направлениям.

Родители: не хотят и боятся

Не так уж редко среди родителей обсуждается тема «А что он может?». От обесценивающего полюса «да ничего не может» до всемогущего «очень многое». Казалось бы, услуги школьного психолога для родителей бесплатны, так пользуйся! Задай свои вопросы, получи ответы.

Сходи, в конце концов, познакомься и составь свое мнение не о психологах «вообще», а о конкретном человеке на конкретном месте. Но почему-то до сих пор бесплатное считается синонимом низкокачественного.

А это вовсе не так! Множество моих коллег не просто компетентны, а большие умницы, непрерывно совершенствующие свою подготовку и любящие свое дело.

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

  • 1. Партнеры. Они не боятся психолога, разговаривают с ним на равных из позиции совместной помощи ребенку. Часто они сами обращаются к специалисту. Запрос может быть и проблемный, и просто информационный («расскажите, как вы его видите»), и развивающий («как действовать, чтобы проявить способности; научить отвечать у доски; лучше находить общий язык с одноклассниками»). Работать с такими родителями – одно удовольствие, и прогресс у ребенка отмечается всегда и достаточно быстро. Иногда они приходят по приглашению психолога, но также хорошо идут на контакт.
  • 2. Слушатели. Эти родители никогда не приходят сами. Иногда не хотят «выносить сор из избы»; некоторые слишком заняты или беспечны, чтобы обратить внимание на проблему; другие считают, что пока их не вызвали, все в порядке. Их контакт с психологом формальный, они слушают, могут даже записать рекомендации. Но, как показывает развитие ситуации, скорее всего их не применяют. Именно такие слушатели утверждают, что они «ходили к психологу, но он не смог помочь».
  • 3. Бегуны. Сколько ни приглашай, они не приходят. Иногда раз за разом записываясь и не появляясь, иногда просто игнорируя. В случае серьезной ситуации с ними можно познакомиться только на педсовете. Своим коллегам я настоятельно рекомендую хранить свидетельства того, что эти родители были неоднократно приглашены на консультацию, которая могла бы помочь.

Мама, папа – к доске!

Когда в начале учебного года я рассказываю родителям о своей работе, то подчеркиваю, что мой «вызов» вовсе не означает «все плохо».

Когда психолог может пригласить на консультацию?

  • У ребенка в негативную сторону изменилось поведение или эмоциональное состояние. Задача – выяснить причину и своевременно помочь. У детей бывают и стрессовые ситуации, с которыми им сложно справиться, и неврозы, и страхи, и навязчивости, и депрессии. Ранняя диагностика и своевременная помощь очень важны, чтобы ситуация не ухудшилась.
  • Ребенок демонстрирует черты в поведении, которые затрудняют его нахождение в коллективе: агрессию физическую или словесную, застенчивость, лживость, воровство, низкий самоконтроль. Иногда, когда родителям рассказывают о том, что происходит, они «не верят» (кто искренне, кто фальшиво). Но названная проблема становится актуальной задачей. Разговор с родителями позволяет понять, что именно происходит и дает возможность действовать вместе.
  • Сообщить результаты диагностики. Это может быть и то, над чем стоит «поработать», и то, что является способностью ребенка, которую стоит развивать. Часто психолог может предложить помощь в виде цикла занятий с ребенком. Это могут быть занятия на развитие мышления, памяти, внимания, воображения (всего того, что помогает учиться), на развитие способностей к общению, на преодоление нежелательных проявлений (контроль агрессии), а также занятия с талантливыми детьми.
  • Если у ребенка период адаптации. Психолог может рассказать, как влиться именно в этот коллектив, и, узнав про особенности ребенка, может помочь ему «на месте».

Кто платит, тот и заказывает?

Интересный момент, связанный с психологами образования, касается того, кто является заказчиком их услуг. Заказчик – тот, кто платит деньги, и это не родители. Заказчик – тот, кто ставит задачи. И с этим связан популярный родительский страх, что психолог станет «засланным казачком», который соберет досье на ребенка.

Подло войдет к нему в доверие, и бедный малыш расскажет про свой семейный уклад. Про то, что папа вчера выпил («и будут считать нас алкоголиками!»), про то, что мама нас за бардак ругает, иногда так кричит («будут считать, что мы монстры, и пришлют комиссию»). Причем так думают как раз добросовестные родители с обычными житейскими ситуациями.

Бояться не стоит – психолог вовсе не дурак.

«Досье» на каждого вряд ли возможно составить по причине чрезвычайной загруженности психолога. В обычной школе не менее 700 детей, а чаще – около 1000. И это если не добавили пару детских садов.

При такой загруженности все, что будет в индивидуальной папке каждого ребенка, – пара анкет на тему «с каким настроением ты ходишь в школу», несколько рисунков из проективных тестов (например, «несуществующее животное») и какие-то простые групповые диагностики на внимание, мышление или память. Толстая папочка может быть только у ребенка, который чем-то привлек внимание психолога. В этом случае там будут результаты наблюдений, индивидуальной диагностики, занятий. Но в этом случае мама и папа будут в курсе – психолог обязан получить разрешение на более серьезные виды работ и рассказать родителям об их результатах.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить.

Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату.

На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Самые главные этические принципы в работе любого психолога – «не навреди» и «не разгласи».

Поэтому родители вполне могут рассчитывать на то, что их ребенку как максимум помогут, а как минимум не навредят, а также не будут рассказывать то, что не стоит рассказывать.

И вот тут как раз и возникает вопрос о том, какую информацию психолог может передать дальше (учителям, администрации), а какую – нет. То, что часть информации будет передана, сомневаться не приходится.

Причин тому несколько. Когда вокруг ребенка складывается определенная ситуация, работает идея трехсторонней связи «ребенок-родитель-педагог». Часто администрация становится еще одной стороной.

Но чтобы эта система работала и адекватная поддержка пришла со всех сторон, бывает нужно передать часть информации, например, от психолога учителю (результаты наблюдения или диагностики), от родителя учителю (о сложной жизненной ситуации, об особенностях подхода к воспитанию), от учителя к родителю, если у них есть сложности коммуникации.

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком.

И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше.

Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

На всех этих этапах информация становится необходимым инструментом. И даже если родители потребуют не говорить ни учителям, ни омбудсмену, это будет невыполнимое требование.

Можно, конечно, не называть имя пострадавшего, но опытные педагоги, как правило, способны сложить 2+2.

И тут психолог подобен канатоходцу – ему нужно ухитриться сохранить доверие ребенка, контакт с родителями, но и действовать во благо остальных детей, чтобы пресечь школьный буллинг.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы.

К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя.

Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Но настоящий профессиональный психолог никогда не позволит себе «дружеский треп» с учителями или администрацией на тему личности ребенка или его семейной ситуации. Как правило, если какая-то информация была дана, специалист сможет полностью аргументировать, зачем это было сделано. Хотя тут, конечно, очень и очень тонкий канат, порой над пропастью.

Пора встретиться

В начале каждого учебного года в каждом классе собираются подписи на специальном бланке «Готовы ли вы, чтобы с ребенком велась психологическая работа?».

Если родитель поставил «нет», то психолог не имеет права вступать с ребенком в непосредственный контакт (давать диагностику, привлекать к психологическим играм, беседовать).

Но если речь идет о ребенке с проблемным поведением, наблюдать за ним психолог будет, так как обязан способствовать гармонизации психологического климата класса и школы. В этом случае он также может вызвать родителей, а также давать рекомендации учителям и администрации.

Если психолог приглашает вас к себе, сходить стоит непременно. Скорее всего, вы узнаете что-то важное и (иногда) требующее быстрых действий. Лучше быть в курсе, что происходит, чем в позиции «я в домике».

Психолог много что может предложить – дополнительную диагностику, занятия, посредничество с учителями или администрацией.

В конце концов, если вы совсем не согласитесь с его оценкой ситуации или особенностей ребенка, всегда можно обратиться к специалисту в психологическом центре.

Стоит сходить, если…

  • Вам хотелось бы узнать, как психолог «видит» ребенка или ситуацию в классе.
  • Нужно заручиться поддержкой или выработать план действий в сложной ситуации.
  • Ребенок пережил сильный стресс.
  • Вам непросто взаимодействовать с ребенком и вы ищете пути для этого.
  • Вы не находите нужного языка с учителем. В этом случае психолог может вам подсказать, как лучше общаться с конкретным человеком, или же предложить посредничество. Иногда срабатывает вариант трехсторонней встречи, где психолог помогает родителю и учителю услышать и правильно понять друг друга.
  • Вам кажется, что с ребенком «что-то не так». Чаще всего родители уходят успокоенные, но иногда это помогает своевременно увидеть проблему и помочь.

P. S

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка.

Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее.

Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

детский и семейный психолог, социолог, автор книг для родителей

Источник: https://www.psyh.ru/shkolnyj-psiholog-shkolnyj-vrag/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.