Как вырастить ребенка счастливым

Содержание

Как вырастить ребенка счастливым — рекомендации родителям

Как вырастить ребенка счастливым

Все родители хотят для своего чада самого лучшего. Что может быть прекраснее здорового и счастливого ребенка. О сохранении телесного здоровья и благополучия можно узнать из медицинской литературы. Многие родители с ней уже ознакомлены. Но в пучине бытовых дел мы забываем о самом главном – детском счастье. Давайте обсудим как ребёнка вырастить счастливым.

Все родители хотят вырастить детей счастливыми

Что такое счастье

Не всегда взрослое и детское счастье – это равнозначные понятия. Родители по незнанию или своему опыту делают ошибки, за которые дети расплачиваются всю жизнь.

Интересно высказывание одного мудреца, о том, что любовь – это стремление сделать человека счастливым с тобой или без тебя.

Действительно счастливый ребенок – это маленький человек, жизнерадостный, уверенный, самостоятельный, он знает, как выйти из трудной ситуации с минимальными потерями.

Детское счастье

Для того, чтобы знать, как вырастить ребенка счастливым, необходимо подробно рассмотреть понятие счастья. Ведь это не всегда наличие материальных благ, здоровье успех. Есть много примеров знаменитостей, у которых все это было, и они не были абсолютно счастливыми людьми.

Прочитайте книгу Как вырастить ребенка счастливым

Счастье – это осуществление заветного желания, достижение результата. В этом кроется еще одна особенность. Как правило, это состояние не длиться очень долго.

Необходимо с юных лет приучать ребенка к мысли, что это абсолютно нормально. У каждого человека должен быть целый список желаний, который постоянно пополняется.

Осуществление одного из них – это только  один шаг к счастью.

Жизнь – это постоянное движение, если остановится и сказать себе, что больше нет целей и желаний, то вместе с этим остановится и ваше существование.

В ребенке нужно воспитать чувство бесконечности совершенствования и многогранности жизни.

Этот принцип поможет проще справляться с трудностями и неудачами, ведь всегда можно совершить работу над ошибками и приступить к исполнению следующего желания.

Определение, какой ребенок счастливый

Основные черты абсолютно счастливого ребенка:

  • чувствует абсолютную, бескорыстную любовь родителей,
  • ощущает себя значимым челом семьи, к которому прислушиваются,
  • спокойно, но эффективно прорабатывает критику,
  • чувствует опору, поддержку свое семьи.
  • В меру эмоционален, это не всегда улыбающийся и жизнерадостный малыш, он может плакать, злится, разочаровывать, удивляться.

Счастливыми дети должны быть в любом возрасте

Какая семья способна воспитать счастливого малыша?

  • В такой семье царит атмосферу безусловной любви между всеми членами семьи. В отношении этого признака действует принцип преемственности. Если вас так воспитывали ваши родители, то вы передадите чувство бескорыстной любви детям. Но если вам не повезло, то меняйте ситуацию.
  • Родители и дети терпеливы друг к другу.
  • Основа существования – оптимизм и вера в светлое будущее.
  • Стремление каждого члена семьи к востребованности и самореализации.
  • Внимательное отношение ко всем членам семьи с учетом индивидуальных особенностей.

Только счастливые родители могут вырастить счастливых детей

Советы психологов, как вырастить ребенка счастливым

  • Принцип безусловной родительской любви.

Невозможно воспитать счастливое дитя без родительской любви, которая не является подарком за хорошее поведение или отсутствует, если малыш совершил проступок.

Отсутствие такого безусловного чувства формирует отрицательную самооценку. Ребенок чувствует, что его будут любить только в случае успеха. Если у малыша, что то не получается, то обида на себя и порицание приумножаются.

Такой человек никогда не сможет быть счастливым.

Говорите детям о своей любви

Говорите ребенку, что любите его каждый день, когда малыш просыпается. Если он спросит за что, то искренне отвечайте просто так. Ребенок будет чувствовать вашу поддержку, обратиться к вам в случае необходимости.

Дети очень любознательны, по мере роста и развития перед малышом открывается огромный и непредсказуемый мир, в котором все интересно. Ребенок может забыть ваши рассуждения, которые когда-то слышал, а может просто проверять вас. Не случайно некоторое время назад именно книга была лучшим подарком. Родитель должен быть самым осведомленным человеком, к которому ребенок всегда моет обратиться.

Отвечайте на вопросы детей

Терпеливо все поясняя ребенку, вы знакомите его с внешним миром, укрепляете веру в силу знаний.  Малыш начинает чувствовать уверенность, даже если он чего-то не знает, всегда поможет взрослый, всемирная паутина или книга.

  • Проявляйте уважение к ребенку.

Как ребенка воспитать счастливым, если вы его не уважаете. Чувство собственного достоинства формируется в раннем детстве через отношение взрослых.

Огромное заблуждение, что малыш ничего не понимает, поэтому можно пренебречь его стремлениями и желаниями. Всегда спрашивайте мнение ребенка по поводу того или иного действия.

Малыш будет постепенно осознавать свою значимость. Ему будет легко влиться в любой коллектив и отстоять свои интересы.

Проявляйте уважение к своим детям

  • Воспитать ребенка можно через диалог.

Всегда разговаривайте с малышом. В диалоге он и вы можете высказать свои чувства,  мысли. Это действие поможет ребенку лучше узнать себя, уметь выражать свои эмоции.

Общайтесь с ребенком почаще

Ребенок живет в обществе, где очень важным является изложение своих мыслей. Современные родители отстраняются от детей. Ребенок проводит много времени перед электронными устройствами и телевизором.

Между техникой и малышом должен находиться взрослый, который все пояснит. Если малыш доверяет технике, то с течением времени папа и мама перестают быть авторитетными.

Разговаривайте со своими маленькими и не очень детьми во всем важно ощущение преемственности.

  • Наказания – это лишение поощрения, а не причинение чего-то плохого.

В случае проступка лишите малыша угощения, развлечения, поощрения. Негативный поступок не должен ассоциироваться с физическими работами, наказанием, унижением достоинством ребенка. Это вызовет у малыша чувство досады и обиды. Возможно, книга по воспитанию прошлых лет расскажет вам о принципах отрицательной мотивации, но в отношении детей нужно применять мягкие методы.

Как правильно наказывать

  • Умейте сказать жесткое «нет».

Ребенок не должен нарушать запреты

Ваша цель вырастить счастливого человека, а не инфантильного ребенка, который не знает границ.

Запреты должны осуществляться очень редко, но если родитель сказал «нет», то это должно быть законом для ребенка. Это незаменимо в случае опасности или спасения здоровья ребенка.

Запреты должны быть безусловными

  • Позволяйте малышу совершать ошибки и вместе их решать.

Так ребенка не испугают никакие трудности, он будет счастливым в независимости от ситуации. В современном мире это очень важное качество. Ребенок будет спокойно относиться к критике. Эти качества пригодятся ребенку в детском коллективе, на учебе и работе.

Воспитывайте у детей самостоятельность

  • Поощряйте малыша за достижения.

Это повысит самооценку малыша, подарит ценные положительные эмоции.

Почаще поощряйте ребенка

Сам факт повышает самооценку, но и чувство счастья от достижения цели. Для ребенка очень важно мнение родителей, если достижение достойно этого, то обязательно похвалите малыша. Правило преемственности действует и в этом случае.

Учите детей смеяться

Для некоторых детей улыбка – это естественное явление, но некоторые малыши очень серьезны. Обязательно порадуйтесь, если смотрите смешной фильм, перед вами юмористическая книга, заметка. Смейтесь там, где уместно.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-vyrastit-schastlivogo-rebenka.html

Как вырастить ребёнка счастливым

Как вырастить ребенка счастливым

Мы живём в неправильном мире. В этом неправильном мире крайне трудно вырастить счастливых детей.

трудность заключается вот в чём — неправильность мира, в котором мы живём, совершенно неочевидна.

И это серьёзное препятствие.

Позвольте, расскажу обстоятельно.

Человеку здесь не место

Современный мир во многом построен так, что вредит человеку. Например, из-за автомобилей и сидячей работы мы стали меньше двигаться, и сердечные проблемы помолодели — сейчас врачей уже не удивишь инфарктами у тридцатилетних.

То же касается и детей. Современный мир им совсем не подходит.

Дело вот в чём — ребёнку важно получить знания о мире, потому что никаких инстинктивных программ у него нет (кроме сосания), и без обучения ребёнок просто не встроится в человеческое общество, как не встраиваются в него дети-маугли.

Пока речь идёт о совсем маленьких детях (лет до пяти), наше общество ещё более-менее сносно ими занимается. Да, родители часто надолго уходят, оставляя детей под присмотром других взрослых, но это не смертельно — если в оставшееся время общение есть.

Проблемы начинаются дальше. Вот, скажем, шестилетний ребёнок.

Он уже достаточно созрел, чтобы начать интересоваться социальным устройством общества — что такое работа, как справляться с конфликтами, как общаться с людьми.

Плюс у него приближается школьная жизнь, где требуется высокий уровень владения собой (проще говоря, умение произвольно сосредотачивать внимание там, где нужно, а не там, где хочется).

Вопрос — где наш ребёнок всё это увидит и попробует?

Правильный ответ — наблюдая за родителем.

Следующий вопрос — а как часто ребёнок этого возраста может наблюдать за родителем во время работы?

Правильный ответ — крайне редко.

И получается, что вся доступная ребёнку информация содержится в телевизоре и книгах (по нынешнему времени больше в компьютере и планшете). А информация в этих источниках крайне однобока и создаёт искажённую картину мира.

«Хочу быть как папа!»

Приблизительно с шести лет ребёнок начинает активно интересоваться окружающим миром.

В этом возрасте его легко научить правильным и важным вещам — умению делать то, что надо, а не то, что хочется; умению выбирать то, что полезно в долгосрочной перспективе, а не прямо сейчас; умению расставлять приоритеты и следовать им; умению завязывать контакты и поддерживать отношения и так далее, я не стану перечислять всего — это слишком много.

Достаточно запомнить — в младшем школьном возрасте (шесть — десять лет) ребёнок особенно легко усваивает различные важные для жизни вещи. Эти вещи пригодятся ему не только в школе, но и вообще по жизни — на работе, например, или в отношениях. Или и на работе, и в отношениях.

Причём — и это самое важное — ребёнок всё это будет усваивать очень легко, даже играючи. У него сензитивный период на такие умения. Сензитивный период — это период наилучшей усвояемости чего-либо (усвоение идёт быстро и по внутреннему побуждению ребёнка, без принуждения).

Лучше всего такое усвоение идёт тогда, когда ребёнок наблюдает значимого взрослого (например, родителя). Вот взрослый работает свою работу — например, копает. Ребёнок смотрит и учится. Во-первых, учится пассивно — просто запоминая действия родителя. Во-вторых, конечно, уже способен сам что-то делать, какие-то мелкие части работы. В-третьих, родитель ещё подскажет и направит.

Что будет в итоге? Ребёнок вырастет с умением копать, будет знать все премудрости этого дела, будет спокойно относиться к этому занятию — без экзальтаций и волнений. Просто он понимает, что работать — это нормально, вот так работать — это тоже нормально.

И проблем, связанных с «я не знаю, чем заниматься» или «мне так трудно заставить себя работать», у такого ребёнка не будет. Потому что он усвоил совсем другую модель.

А почему он её усвоил? Потому что он видел родителя за работой. А те, кто не видел, страдают от проблем, связанных с «я не знаю, чем заниматься» или «мне так трудно заставить себя работать».

Я постоянно сталкиваюсь с этим в моей работе — люди приходят и жалуются (искренне), что им тяжело на работе, что приходится себя насиловать, чтобы трудиться, что голова ломится от сомнений и переживаний по поводу работы и других занятий (например, для многих проблема назначить цену за свои услуги). И это понятно — они выросли в античеловеческой среде и их естественное взросление рядом с родителями было просто невозможно. Такая своеобразная расплата за блага цивилизации.

Трудные решения

Что здесь можно сделать? Как можно исправить ситуацию?

Самый простой ответ, конечно, такой — езжайте в деревню, живите натуральным хозяйством. Если ваши дети будут видеть, как вы работаете, они постепенно переймут ваш подход к работе и сами навыки этой работы.

Если они будут видеть, например, как вы продаёте свою продукцию на рынке, у них со временем появится навык продаж и они не будут краснеть, когда у них спросят о цене их услуг (как это часто бывает сейчас).

Но мы же все понимаем, что это — совсем не выход. Значит, надо что-то другое.

В современном большом городе есть только один выход — как можно чаще включать детей в свою деятельность. Если можно приводить детей на работу — приводите. Не на восемь часов, конечно, а на короткий срок. Но — приводите.

Если нельзя, то как можно больше делайте вместе с ребёнком. Пусть это будет дольше и потребует больше сил — потратьте время и силы. Например, мы с сыном моем посуду (хотя ему ещё нет шести).

Мне это не очень удобно (и больше времени уходит), но зато ребёнок уже спокойно относится к тому, что иногда нужно делать скучные вещи. Он даже так и формулирует: «Взрослый — это такой, кто скучные вещи делает спокойно».

 Боюсь, далеко не каждый взрослый способен к такой рассудительности.

Делайте вместе с детьми домашнюю работу, выходите вместе с ними на субботники. Это, во-первых, поможет им увидеть, как устроена жизнь, во-вторых, подарит много опыта, покажет, как взрослые общаются между собой, в-третьих, поможет сформировать навыки и умения, очень полезные во взрослой жизни. И ребёнок вырастет счастливым.

Ну и конечно, это увеличит время общения с вами, а это, в свою очередь, укрепит отношения и вы впоследствии гораздо легче перенесёте подростковый возраст ребёнка. В общем, со всех сторон плюсы.

А у меня всё, спасибо за внимание.

****

Кстати, если хотите больше подробностей о том, как самостоятельно справляться с психологическими проблемами, то загляните вот сюда.

Другие интересные заметки — здесь.

PS. Понравилась заметка? Поделитесь её в своей любимой социальной сети. Жмите на соответствующую кнопочку.

Источник: http://zygmantovich.com/?page_id=11402

12 способов воспитать ребенка счастливым

Как вырастить ребенка счастливым

Повседневная жизнь состоит из рутины и мелочей, однако для детей каждый день наполнен чем-то особенным и необычным. И это не обязательно должны быть дорогие игрушки и наряды.

Прежде всего, ребенок запомнит атмосферу своего детства и пронесет воспоминания о радостных моментах через всю жизнь. Вот почему важно, чтобы малыш был счастлив.

Как же вырастить ребенка счастливым? Не умным, не начитанным, не талантливым, не послушным, а именно счастливым? Напрашивается простой ответ: «Самое главное – крепко любить свое чадо». Обсуждать это мнение не имеет смысла. Каждая мамочка любит своего кроху.

Но что конкретно могут сделать родители, чтобы воспитать ребенка счастливым? Мы подобрали 12 способов, советов и шагов для заботливых мам и пап.

1. Научитесь радоваться жизни

Воспитание – это не всегда целенаправленная учеба, зачастую родительский пример намного важнее. Хотите, чтобы дети были счастливы? Будьте счастливы сами. Звучит немного эгоистично, но зато искренне. Когда мама и папа доброжелательны, радуются жизни, меняют мир к лучшему, занимаются любимым делом, малыш начинает повторять за ними.

Психологи утверждают, что в семьях с депрессивными взрослыми дети ведут себя намного хуже, плохо учатся и не имеют друзей.

Согласитесь, сложно испытывать приятные эмоции, находясь рядом с нахмуренными, нелюбящими свою работу, проклинающими власть и государство родителями.

Радоваться и веселиться надо – хотя бы ради детей, как бы странно это ни прозвучало. Поэтому чаще общайтесь с друзьями, выбирайтесь с детьми на увеселительные мероприятия и оставляйте дурное настроение за порогом дома.

2. Воспитывайте оптимиста

Статистика неумолима – оптимист успешнее в учебе, карьере и в спорте.

Оптимистично настроенные люди здоровее пессимистов и живут гораздо дольше их. Совет одновременно прост и сложен – учите ребенка смотреть на окружающий мир с уверенностью и оптимизмом.

Оскар Уайльд говорил: «Красота в глазах смотрящего». Вспомните, что замечаете вокруг? На что вы обращаете внимание? На снежные заносы или красивые шапки снега на деревьях? На весеннюю слякоть или птичьи трели? На гул машин или веселый детский смех? Научите ребенка видеть и, самое главное, отмечать положительные моменты.

Поиграйте в игру: вечером садитесь рядышком и вспоминайте 10 хороших случаев за прошедший день.

3. Будьте искренни

Часто можно услышать любопытный совет – эксперты учат мам сдерживаться, не кричать, улыбаться, не показывать свою злость и раздражение. Конечно, улыбка – это замечательно, но если только она идет от сердца.

Дети прекрасно чувствуют мамино настроение, от них не скроешь, что, несмотря на бравый вид, внутри родительница кипит от злости. Подобное несоответствие смущает и пугает малышей.

Сложно будет научить ребенка выражать эмоции, если вы сами их скрываете.

Поэтому смейтесь, если вам весело, хмурьтесь, если сердиты, печальтесь, если вам грустно, объясняя крохе, почему вы испытываете эти чувства.

И попутно учите его правильно рассказывать о своих переживаниях: «Ты злишься на меня, так как я не купила тебе машинку». Так вы передадите детям умение «читать» свои и чужие эмоции.

4. Не ругайте за ошибки

В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.

Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.

Детство создано для экспериментов. Крохи пробуют различные вещи, попутно совершая ошибки. Поэтому не ругайте и не критикуйте за неправильно совершенное действие.

Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.

5. Демонстрируйте ребенку его значимость

У детей присутствует естественная потребность ощущать себя нужным и значимым. Пусть малыш с ранних лет понимает, что он вносит пусть крохотный, но важный вклад в домашний уют. Это не просто сделает его счастливым, но и значительно повысит самооценку.

Уже с трехлетнего возраста дети способны выполнять несложные просьбы: протереть пыль со стола, положить ложки на стол, насыпать в кошачье блюдо сухого корма.

Кстати, многие домашние поручения способствуют детскому развитию. Сортировка вилок и ложек, например, помогает научиться систематизации предметов.

6. Чаще играйте с детьми

К сожалению, у современных малышей практически не остается времени на естественное в их возрасте занятие – игры.

Родители почему-то считают их увлеченность игрушками бесполезной возней и стараются занять их «делом». Отсюда многочисленные развивающие кружки, курсы иностранных языков (!), бассейн и тому подобное. Хорошо ли это? Не всегда.

Главное занятие для детей – играть. А совместные игры замечательно сближают родителей и малышей.

С помощью обычных кукол и медвежат можно многому научить кроху, избавить его от страхов, найти новых друзей. Поэтому отложите в сторону телефон, ноутбук, поварешку, выкроите хотя бы полчаса в день и посвятите это время только своему чаду. Поиграйте с ним!

7. Научите выстраивать отношения

Взрослым в чем-то проще – их поджидают советы психологов о том, как наладить взаимоотношения с супругом, приятелями, родителями, коллегами по работе. А кто расскажет малышу, что делать, если сверстники в садике не берут его в игры? Как реагировать, если в школе его называют «слабаком»?

Отделаться формальными словами «не стоит обращать внимания» не получится.

Если вы хотите сделать ребенка счастливым, научите его общаться, договариваться, защищать себя, выходить с высоко поднятой головой из конфликтных ситуаций.

Счастье, в том числе, это и умение наладить отношения с окружающими людьми.

Этот совет актуален даже для воспитания двухлеток. Конечно, такой малыш не должен решать, наденет ли он верхнюю одежду на прогулку или нет. Зато он может выбрать, надеть ли красную или синюю куртку.

Поверьте, подобный выбор для него крайне важен. Ребенок начинает ощущать, что может управлять своей жизнью, понимает свою ответственность и чувствует ваше доверие.

То же самое касается и подросших детей. Если вы считаете, что ваша дочка должна ходить в музыкальную школу, поинтересуйтесь, хочет ли она этого.

Возможно, ее мечта – заниматься плаванием. Будет ли она счастлива, играя на скрипке? Или вы предпочитаете, чтобы ваше чадо реализовывало ваши собственные чаяния?

9. Приучайте к самодисциплине

Важный пункт в воспитании детей – режим дня. Он не только помогает ребенку почувствовать время, но и дисциплинирует его.

Разработайте правильный распорядок дня для всех домочадцев и старайтесь строго его придерживаться. Нужно вставать в семь утра? Не делайте из этого трагедию – надо, так надо.

Люди, которые не испытывают проблем с самоорганизацией, добиваются гораздо больших успехов в учебной деятельности и в работе. Такой человек лучше справляется с нагрузками, трудностями и стрессами.

10. Показывайте, как прекрасна жизнь

Распорядок дня – это, конечно, замечательно, однако счастливое детство складывается и из разных приятных мелочей.

Это может быть торт на выходных, большой воздушный шарик, совместное приготовление ужина, просмотр любимого мультика.

Не забывайте и о новых впечатлениях. Ходите в зоопарк, прогуляйтесь по красивым осенним улочкам, загляните в местный краеведческий музей, сходите в кинотеатр.

Помните, что именно от вас зависит, каким будет детство вашего чада – полным приятных впечатлений или скучным и однообразным.

11. Прививайте полезные привычки

Большинство вредные привычек люди получают в раннем детстве. Пожалуй, самая распространенная – это неправильное питание. Оно чревато ожирением, диабетом и другими проблемами со здоровьем. Если вы хотите сделать ребенка счастливым, постарайтесь привить ему полезные привычки. Лучше всего это сделать на собственном примере.

Введите «здоровые правила», к примеру, нельзя есть перед компьютером или телевизором.

Научно доказано, что дети часто переедают во время компьютерных игр и просмотра телепередач.

Можно ввести традицию общих ужинов, к тому же детям понравится совместное приготовление блюд. Главное, чтобы продукты и еда были полезными!

12. Научите малыша заботиться о других

Жизнь каждого карапуза заиграет новыми красками, когда у него появится домашний питомец. Кошки и собаки помогают детям лучше изучить мир, заботиться о других, помогать ближним. Ведь истинное счастье порой заключается в умении дарить свою любовь и делиться теплыми эмоциями.

Кроме того, домашние животные особенно показаны тем семьям, в которых подрастают застенчивые и замкнутые малыши.

Также забота о питомце поможет сделать кроху более ответственным. Да, хлопот с появлением в доме пушистого друга прибавится, однако сколько радости и нежности он принесет вашему чаду!

Безусловно, нельзя найти единственно точный и универсальный способ воспитания счастливых детей. Если говорить кратно, то для счастья ребенку необходимы любящие родители, друзья, чувство безопасности и новые яркие впечатления.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/12-sposobov-vospitat-rebenka-schastlivym

Как вырастить ребенка счастливым • Фаза Роста

Как вырастить ребенка счастливым

Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив. Все мы выражаем любовь по-разному: иногда криком, иногда чересчур грубым словом, иногда запретом. Вы начинаете задаваться вопросом: как же мне стать хорошим родителем? Как дать своим детям самое лучшее?

Ни в школе, ни в университетах, ни в семье не учат, как правильно общаться с младенцами и более старшими детьми. Советы в книгах часто ошибочны и слишком общие.

Ответы приходится искать самому: внутри, ориентируясь на интуицию и личные ощущения, что нужно ребенку для счастья.

Как воспитать счастливого ребенка?

Откажитесь от роли жертвы. Если у вас есть ребенок, это не значит, что не нужно реализовывать себя, закрываться дома и страдать от того, что “ребенок же, как я пойду на курсы макияжа”.

Родительство не должно быть жертвоприношением

Или борьбой за выживание. Или отказом от собственных интересов на благо семьи. Детям, ради которых всегда чем-то “жертвовали” приходится нелегко. На них лежит груз вины и ответственности. Такие дети до конца жизни могут думать, что должны что-то родителям, что вы несчастны из-за того, что они “плохие”, “нереализованные”, “какие-то не такие”… ответственности

Родительство — это не возлогание надежд на дитя

Если у вас не получилось стать знаменитой певицей или гимнасткой, это не значит, что мечту должен реализовывать ребенок. Бывает и наоборот: родители добились успехов и какой-то сфере, стали известными специалистами, построили бизнес… И думают, что ребенок должен продолжить этот путь.

Фразы: “Надеюсь, ты не опозоришь нашу семью”, “мы возлагаем на тебя надежды”, “не упади лицом в грязь” — не сделают ребенка счастливым.

От сюсюканья тоже придется отказаться

Если до возраста 4-5 лет — это нормально и приемлемо, то со временем ребенок будет расти и становиться личностью. Выражать любовь словами “котичек”, “маленький мой” и ласкательно-уменьшительными вариациями имени (Димусечка, Женечка, Олежка) — будет слишком инфантильной формой.

Что нужно делать родителям, чтобы сделать ребенка счастливым?

Как поступать? Как заботиться о ребенке, и одновременно учить его жизни? Как не допустить, чтобы дети не повторяли ошибок родителей?

Следите за своими эмоциями

Если замечаете, что злитесь и не можете совладать с собой, не нужно вызвериваться на ребенка. Вместо криков и оскорблений уйдите в другую комнату, подышите, успокойтесь. Дети болезненно воспринимают критику, особенно от близких людей. Они ещё не умеют реагировать и отвечать на неё.

Не напоминайте ребенку о недостатках

И замечания по 100 раз делать не стоит. Как минимум, постоянно напоминая и повторяя одно и то же, вы понижаете свой авторитет. Выбирайте более здоровую позицию: скажите один раз, максимум два. Пусть дети понимают, слово родителя — важно, его нужно слушаться сразу.

Источник: iStock

Общайтесь спокойным тоном

Винстон Черчиль говорил: “Крик — последнее пристанище некомпетентности”. Срываясь на крик, вы будто говорите: “У меня больше не осталось нормальных аргументов!”. Разговаривайте спокойно, без истерики. А главное, умейте выслушать своего ребенка. Он — личность, со своим мнением, которое даже с самого раннего возраста может отличаться от вашего.

Какого же уважения вы ждете, если не уважаете сами?

Не говорите старшим детям, что они “уже взрослые”

Во-первых, хотя ребенок и становится “старшим”, он всё равно маленький относительно родителей. Во-вторых слова “ты теперь за старшего” не помогают полюбить брата/сестру, а скорее, наоборот, злиться на них. Старшие дети могут ощущать себя менее любимыми и важными, из-за чего развиваются комплексы и низкая самооценка.

Уделяйте старшим детям как можно больше внимания. Будьте с ними ласковы и добры настолько же, как с младшими.

Заведите питомца

Собаки и кошки важны при формировании характера ребенка. Во-первых, дети узнают много тактильных прикосновений. Во-вторых, они учатся дружить. Младшие друзья помогают развивать у детей ощущения сострадания, преданности, внимательности, заботы.

Придерживайтесь режима дня

Научите ребенка делать всё вовремя. Это не значит, что “подъем строго в 7:00”, а сон в 23:00. Дело не том, чтобы жить “по часам”. Покажите детям упорядоченную жизнь. Приучите чистить зубы перед сном, делать домашнее задание вечером. Пусть ребенок заведет дневник, где составит свой личный план дня.  

Прививайте любовь к здоровой пище

Из-за физиологических особенностей (несформированных вкусовых рецепторов) больше хочется поесть конфет и чипсов, потому что это “вкусно”. Вы не должны силой засовывать в рот “полезную гречку”, и не позволять прикасаться к мороженому.

Готовьте еду максимально разнообразной, с микроэлементами и питательными веществами. Давайте ребенку возможность выбрать, что ему нравится.  

Читайте сказки

Именно из этих ночных историй дети чаще всего узнают об отношениях: любви, дружбе, уважении.

Поощряйте спорт

Катайтесь на велосипедах летом, на лыжах зимой. Посещайте каток и роллердром, занимайтесь фитнесом при ребенке. Если у малыша есть успехи в физической активности, похвалите его. Возможно, стоит показать ребенку спортивные занятия в зале: бокс, гимнастика.

Самое важное: показывайте свою любовь

В общении, в жестах, во взгляде. Даже если ругаетесь, не говорите плохого о ребенке, выскажите мнение по поводу его поступка. Не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”. Без любви не сделать детей счастливыми.

Источник: iStock

Выводы

Счастливые дети бывают у счастливых родителей. Пока у человека, который воспитывает детей, есть масса комплексов и психологических проблем, ребенок будет это чувствовать. Признавайтесь себе в своих недостатках и недоработках.

То, что у вас есть дети — не означает, что можно забросить работу над собой, а вкладываться только в воспитание.

Развивайтесь, поднимайте самооценку, реализовывайте свои желания. Ребенок — это не приговор, не ваша тюрьма и не старость. Освобождаясь от своих тревог и страхов, вы помогаете детям стать счастливее.

1 Наталия Алмазова, Фаза Роста

Источник: https://fazarosta.com/kak-vyrastit-rebenka-schastlivym/

Как вырастить ребенка счастливым?

Как вырастить ребенка счастливым

Статья из журнала «Наш Малыш» №10 2002

Шарашкин Леонид, переводчик книги Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»

Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Ответ приходится искать в книгах, ведь ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как правильно обращаться с младенцами и детьми постарше.

Однако и большинство авторов книг по уходу за ребенком не только не знают ответа на этот вопрос, но даже не понимают его сути. Они считают (и подчас заставляют верить в это родителей), что счастье ребенка целиком складывается из сухих подгузников, детского питания и плюшевых зверьков.

Часто в нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы проходим мимо самого главного — того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым.

Мы не только плохо знаем и понимаем истинные потребности наших детей, но еще и привыкли перекладывать ответственность за их здоровье, воспитание и безопасность на кого-то еще: мы рожаем детей в роддомах, если они заболеют — отводим к врачу, отдаем их воспитывать в детские сады и потом в школу.

Но те, кому мы вверяем наших детей, тоже редко когда знают, что нужно ребенку для счастья; они тоже узнавали о детях из книжек, авторы которых не имеют о счастье никакого представления.

Получается порочный круг: каждый думает, что знает, как вырастить детей счастливыми, или полагает, что это обязательно известно воспитателю в детском саду или учителю в школе. Но на самом деле почти никто этого не знает, отчасти потому, что никогда не встречал людей, которые умеют — безо всяких книг, просто следуя внутреннему инстинкту — быть счастливыми и правильно растить своих детей.

Книги, не такие, как все

Мне на своем опыте пришлось убедиться, как мало толковых книг по воспитанию детей. Когда моя жена и я захотели родить ребенка, естественным образом возникла необходимость что-нибудь почитать о беременности, родах и воспитании, ведь мы, как и большинство молодых пар, имели об этом самое неопределенное представление.

Из всех книг, которые нам попали в руки (а их были десятки), подавляющее большинство представляли собой либо сборники порой противоречивых советов, либо заумные трактаты.

Практическая полезность и тех и других была невелика, ведь каждый здравомыслящий родитель может, немного подумав, безо всяких книг сам ответить на большинство вопросов по уходу за ребенком.

Тем более бесполезно знать, что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать, сколько должен прибавлять в весе за месяц и тому подобное — все такие указания основаны на средних показателях и не имеют никакого отношения к индивидуальности именно вашего малыша.

Сравните обычную книгу об уходе за ребенком с любой книгой о домашних животных и вы увидите, насколько они похожи. Начинает казаться, что ребенок — тот же самый несмышленый щенок, которого нужно вовремя накормить, помыть и вывести гулять — чтобы он был доволен жизнью, ласков и не омрачал слух родителей-хозяев немелодичным плачем-лаянием.

Из всех книг, посвященных воспитанию детей, значительно выделялось лишь несколько.

Одна из них, ранее не издававшаяся в России — «Как вырастить ребенка счастливым, или принцип преемственности» Жан Ледлофф (Jean Liedloff, «The Continuum Concept: In Search of Happiness Lost»), — произвела на нас столь большое впечатление, что мы связались с автором и договорились об издании книги на русском языке. Моя жена и я перевели эту книгу и нашли издателя. Скоро она выйдет из печати в московском издательстве «Генезис».

Искала алмазы, нашла счастье

В начале 70-х годов молодая американка из аристократической семьи, Жан Ледлофф, бросила учебу и уехала путешествовать по Европе.

Во Флоренции она познакомилась с двумя итальянцами, которые отправлялись в джунгли Латинской Америки на поиски алмазов и пригласили ее с собой. Недолго думая, она согласилась, и через некоторое время все трое уже были в непролазных дебрях лесов Венесуэлы.

И там, в сотнях километров от ближайшего населенного пункта, Жан Ледлофф встретила счастливых людей. Ими оказались индейцы племени екуана.

Жан с удивлением отметила, что для екуана счастье — нормальное состояние каждого человека. Они всегда были радостны и улыбчивы и даже болезни или другие напасти воспринимали с неизменным спокойствием духа.

У екуана не было преступников, не было власти, никто из них не страдал депрессиями или другими душевными недугами.

Они не боялись быть самими собой, всегда вели себя естественно и непринужденно и уважали свободу каждого самовыражаться.

Екуана много работали — возделывали огороды, ходили охотиться, строили хижины — но любую работу воспринимали с радостью. У них даже не было такого понятия, как «работа» — любое занятие представляло собой приятное время препровождение…

Пытаясь разобраться, отчего екуана настолько счастливее западных людей, Жан пришла к выводу, что основная причина — в различном воспитании детей.

Более того, прожив с индейцами два с половиной года, она поняла, чем их воспитание детей отличается от нашего и почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются «трудными подростками».

Жан вернулась в Европу и написала о своих открытиях в книге «Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности», которая стала бестселлером во многих странах мира.

Один известный психолог, Джон Холт, сказал об этой книге: «Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами».

Эти слова — не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества — войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы — только проявление внутреннего неблагополучия современного человека.

А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь — с рождения и воспитания ребенка, то правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им физическое и психическое благополучие, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.

Прислушаться к себе

У екуана нет письменности и, следовательно, нет книг о воспитании детей. Между тем, они безошибочно во всех деталях знают, как обращаться с ребенком. Откуда же у них такие знания?

Во-первых, девочки екуана сызмальства учатся у своих родителей (и других соплеменников) уходу за ребенком. Учатся безо всяких уроков и объяснений взрослых — просто наблюдая за действиями матери и поведением младенца. В результате уже к четырем годам девочки екуана осваивают все тонкости обращения с детьми и непрестанно и с огромным удовольствием участвуют в уходе за малышами.

Во-вторых, екуана еще не разучились прислушиваться к себе. Сегодня мы, цивилизованные люди, почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой.

Ведь каждое животное знает, как обращаться со своим детенышем. Тем более человек. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им.

Только так мы можем понять, чего наши дети ожидают от нас, и вырастить их счастливыми.

Что значит «прислушаться к себе»? Понаблюдать за своим малышом. Попытаться понять, чего он хочет, чего ожидает от нас. А теперь понаблюдать за собой и почувствовать, что нам хочется сделать.

Поначалу это довольно сложно, ибо мы привыкли не чувствовать, а думать. Более того, из-за того, что наши родители (а потом воспитатели, учителя и т. д.) в свое время неправильно относились к нам, наши чувства могут быть искажены.

Например, плач — это сигнал ребенка о том, что что-то не так. Ребенок может быть сытым, сухим, здоровым, выспавшимся и при этом плакать. В ответ на такой «беспричинный» плач многие родители раздражаются, кричат, трясут своих детей или даже бьют их.

Даже те, кто внешне ведет себя достойно, внутри часто «кипят» и выражают свое раздражение каким-то еще способом. Можно понять родителей. Они делают для ребенка «все, что только можно», а он недоволен.

Почему? Потому что, опять же, мы не понимаем, чего ребенок ожидает от нас.

Врожденные ожидания ребенка

У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д.

Все наше строение, как физическое, так и духовное, — это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями.

Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни? Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.

Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются, как только возникают ожидаемые условия.

Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д.

Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.

Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных. Этих-то потребностей и не замечает современное цивилизованное общество.

Зачем носить ребенка на руках?

Одна из фундаментальных врожденных потребностей ребенка — это быть носимым на руках первые месяцы жизни. Девять месяцев беременности ребенок был неразрывно связан с матерью, и вдруг, рождаясь, отделяется от нее.

Для того, чтобы это отделение не было травматичным, ребенку еще долго нужно постоянно быть с матерью, чувствовать ее тепло, слышать стук ее сердца, иметь возможность приложиться к ее груди.

Только на руках у матери ребенок чувствует себя полностью защищенным и, двигаясь вместе с матерью, получает разнообразные впечатления, необходимые ему для правильного развития.

Жан Ледлофф была одним из первых авторов, еще в середине 70-х написавших об этом. Хорошо, что сегодня многие родители носят детей на руках. И здорово, что многие делают это осознанно, понимая, что именно этого ожидает от них их малыш.

Как ребенок учится жизни

Рождаясь, ребенок ожидает, что взрослые покажут ему, как жить в этом мире. Дети учатся прежде всего на примере родителей, усваивая их образ жизни.

Каждый знает, как необыкновенно легко малыш усваивает язык, на котором говорят родители и окружающие. Но язык — только один аспект самообучения ребенка.

Он наблюдает поведение окружающих его людей и начинает подражать им, таким образом готовясь к взрослой жизни.

Но что происходит, если ребенок оторван от повседневной жизни родителей, если он не может наблюдать, как работают взрослые? Происходит дисориентация ребенка.

В те годы и месяцы, когда формируется личность, когда малыш может удивительно легко учиться образу жизни родителей и перенимать его, он лишен этой возможности.

Вместо того, чтобы заботиться о настоящих младенцах и набираться опыта ухода за ребенком, девочки вынуждены играть в куклы, которые едва ли способны помочь им подготовиться к материнству.

Ребенок наилучшим образом самообучается, если имеет возможность участвовать (сначала пассивно, а затем активно) в настоящей работе взрослых. Ребенок ожидает, что взрослые не будут уделять ему больше внимания, чем ему действительно необходимо. Ребенок ожидает, что его мать не будет полностью посвящать себя уходу за ним — она должна вести нормальный образ жизни взрослого деятельного человека.

Да, ребенок стремится перенять образ жизни родителей. Вместе с тем, в ребенке заложены и определенные ожидания того, каким этот образ жизни должен быть. Миллионы лет человек жил среди растений и животных, под лучами солнца и струями дождя и много двигался.

Ребенок ожидает, что его родители будут вести именно такой образ жизни. Конечно, приспособляемость человека велика, и, в конце концов, ребенок научится жить в квартире и вести городской образ жизни, но при этом он лишится целостности и гармонии.

В человеке заложено ожидание жить среди природы, а не среди мертвых стен панельного дома.

Делать то, что от тебя ожидают

Дети по своей природе социальны и делают то, чего от них ожидают. Это объясняет порой кажущееся необъяснимым поведение ребенка.

Давайте подумаем, что стоит за словами «Осторожно! Не разбей чашку!». Получается, что от ребенка ожидают, что он может разбить чашку. Поэтому, повинуясь своему врожденному инстинкту делать то, что от него ожидают, ребенок чашку действительно роняет и разбивает.

Тот же самый принцип работает, когда дети делают что-то «наоборот»: им говорят одно, а они делают совершенно противоположное — только потому, что взрослый показывает им, что ожидает от них такого поведения.

Например, «Не ешь конфеты до обеда!» означает «Я ожидаю, что ты будешь есть конфеты до обеда»; «Выучи уроки» означает «Я ожидаю, что можешь их не выучить»; а «Смотри, не обожгись» означает ожидание ожога.

Этот принцип работает настолько безотказно, что дети часто даже идут на причинение себе вреда, чтобы оправдать ожидания родителей.

Мне кажется, что каждый родитель должен принимать этот принцип во внимание. Учитывать его особенно важно, когда речь идет о безопасности ребенка. Природой в ребенке заложена чрезвычайно развитая способность к самосохранению.

Жан Ледлофф наблюдала, как младенцы екуана играют с острыми ножами, беря их за острие и размахивая ими в разные стороны. При этом они не только не ранятся, но и не причиняют вреда окружающим. Только что научившиеся ползать малыши играют безо всякого присмотра на самом краю обрыва.

При этом никто не говорит им: «Осторожно, не упади!» или «Отойди от обрыва!» — всем понятно, что дети никогда не упадут.

Напротив, если родители берут на себя заботу о безопасности ребенка, то он перестает заботиться об этом сам. И получается, что малейший недосмотр чреват несчастным случаем: во-первых, потому, что всем своим поведением родители показывают ребенку, что ему незачем заботиться о своей безопасности, и во-вторых, потому, что от него ожидают наличие склонностей причинять себе вред.

Вот только несколько вещей, которые родители начинают замечать, если внимательно наблюдают за собой и за своим ребенком. Такие отношения с малышом для большинства из нас непривычны, ведь нас растили совсем по-другому.

Но как только мы начинаем понимать, чего ребенок хочет от нас, и с уважением относиться к его потребностям (поначалу это довольно сложно: приходится многое менять в себе и своем образе жизни), как из плачущего и капризного малыша он становится веселым и покладистым.

Иначе не может и быть, ведь таким рожден быть каждый человек — счастливым существом в гармонии с собой и окружающим миром.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/205552988-201357882/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.